способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов

Классы МПК:C23C14/06 характеризуемые покрывающим материалом
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Российская Федерация в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-06-22
публикация патента:

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения и может быть использовано в авиационном и энергетическом турбостроении для защиты деталей от высокотемпературного окисления, в том числе рабочих и сопловых лопаток газовых турбин из никелевых сплавов. Предложен способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов. Способ включает последовательное осаждение в вакууме на внешнюю поверхность детали первого слоя конденсированного покрытия из никелевого сплава, содержащего, мас.%: хром 6-12,0, алюминий 6-12,0, иттрий 0,1-0,5, тантал 1,5-8,0, рений 0,3-2,5, гафний 0,2-1,5, никель - остальное. Далее проводят осаждение второго слоя на основе алюминия и вакуумный отжиг. Технический результат - повышение жаростойкости покрытия при рабочих температурах деталей газовых турбин из никелевых сплавов до 1200°С. 4 табл., 3 пр.

Формула изобретения

Способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, включающий осаждение в вакууме на внешнюю поверхность деталей первого слоя конденсированного покрытия из никелевого сплава, содержащего хром, алюминий, иттрий, тантал, рений, последующее осаждение второго слоя из алюминиевого сплава и вакуумный отжиг, отличающийся тем, что осаждение первого слоя покрытия производят из никелевого сплава, дополнительно легированного гафнием, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Хром6,0-11,5
Алюминий 6,0-12,0
Иттрий 0,1-0,5
Тантал 1,5-8,0
Рений 0,3-2,5
Гафний 0,2-1,5
Никель Остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационном и энергетическом турбостроении для защиты деталей от высокотемпературного окисления, в том числе сопловых блоков, створок сопла ГТД с регулируемым вектором тяги, рабочих и сопловых лопаток газовых турбин из никелевых сплавов.

Известен способ осаждения диффузионного алюминидного покрытия, на подложку из никелевого или кобальтового жаропрочного сплава, включающий нанесение диффузионного алюминидного покрытия, содержащего: Al, Si и Hf на подложку для формирования начального слоя алюминидного покрытия, далее нанесение слоя платины, формирование внутреннего слоя алюминидного покрытия и внешнего слоя гамма матрицы Ni, Pt, Si с содержанием компонентов от 0,01 до 8%, вторичные выделения, включающие силициды гафния и кремния (патент США № 6291014).

Недостатками способа являются высокая трудоемкость процесса, использование дорогостоящего драгоценного металла - платины, неудовлетворительная жаростойкость покрытия при температурах выше 1100°С.

Известен также способ защиты лопаток газовых турбин, включающий последовательное осаждение в вакууме на внешнюю поверхность пера лопатки первого слоя конденсированного покрытия из никелевого сплава, содержащего алюминий и карбидообразующие элементы, последующее осаждение второго слоя на основе алюминия и вакуумный отжиг, отличающийся тем, что перед осаждением первого слоя конденсированного покрытия на внешней поверхности пера лопатки формируют керметный слой из никелевого сплава, содержащего алюминий и карбидообразующие элементы путем введения в вакуум углеродсодержащего газа при давлении (0,1-5)·10-1 Па (патент РФ № 2280096).

Недостатком способа является недостаточно высокие жаростойкие свойства покрытия при рабочих температурах до 1200°С.

Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является способ защиты лопаток газовых турбин, включающий осаждение в вакууме на внешнюю поверхность пера лопатки первого слоя конденсированного покрытия из никелевого сплава, содержащего хром, алюминий, тантал, иттрий, последующее осаждение второго слоя на основе алюминия и вакуумный отжиг, в котором осаждение первого слоя покрытия производят из никелевого сплава, дополнительно легированного вольфрамом и рением при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Хром12-20
Алюминий 6-12
Иттрий 0,1-0,5
Тантал 1,5-8
Вольфрам 0,3-4
Рений0,3-2,5
Никель остальное

(патент РФ № 2190691).

Недостатком известного способа является недостаточно высокие жаростойкие свойства покрытия при рабочих температурах лопатки из никелевого сплава до 1200°С.

Технической задачей изобретения является повышение жаростойкости покрытия при рабочих температурах деталей газовых турбин из никелевого сплава до 1200°С.

Техническая задача достигается тем, что предложен способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, включающий последовательное осаждение в вакууме на внешнюю поверхность детали первого слоя конденсированного покрытия из никелевого сплава, содержащего хром, алюминий, иттрий, тантал, рений, последующее осаждение второго слоя на основе алюминия и вакуумный отжиг, отличающийся тем, что осаждение первого слоя покрытия производят из никелевого сплава, дополнительно легированного гафнием при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Хром6,0-11,5
Алюминий 6,0-12,0
Иттрий 0,1-0,5
Тантал 1,5-8,0
Рений 0,3-2,5
Гафний 0,2-1,5
Никель остальное

Способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов с осаждением первого слоя покрытия из сплава на основе никеля, дополнительно легированного гафнием, позволяет поднять жаростойкость покрытия за счет формирования на границе защищаемый сплав - покрытие карбидов на основе гафния, которые являются более термически стабильными при температурах выше 1100°С, чем карбиды хрома и вольфрама. Карбиды на основе гафния создают барьер, препятствующий диффузии алюминия из сплава покрытия в защищаемый сплав, а также встречной диффузии легирующих элементов защищаемого сплава в покрытие, снижающих жаростойкость при температуре выше 1100°С (титан молибден, кобальт). Кроме того, гафний оказывает положительное влияние на жаростойкость покрытия путем создания на поверхности покрытия окислов, повышающих адгезию защитной пленки оксида алюминия.

Примеры осуществления

Пример 1. Ионно-плазменным методом на внешнюю поверхность соплового блока из никелевого интерметаллидного сплава ВКНА-1В в соответствии с предлагаемым способом нанесли первый слой конденсированного покрытия из никелевых сплавов 1, 2 и 3 системы NiCrAlTaHfReY, состав которых представлен в таблице № 1. Затем произвели осаждение второго слоя из алюминия и термообработали в вакууме по режиму 1000-1050°С в течение 3-4 часов детали с покрытиями. Толщина слоя из никелевых сплавов составляла 60-100 мкм, удельный привес алюминия на единицу поверхности 50-60 г/м2.

Жаростойкость покрытия определяли по удельному изменению массы, результаты испытаний приведены в табл. № 2

Пример 2. Ионно-плазменным методом на внешнюю поверхность створки сопла для ГТД с регулируемым вектором тяги из никелевого интерметаллидного сплава ВКНА-25 в соответствии с предлагаемым способом нанесли первый слой конденсированного покрытия из никелевых сплавов 1, 2 и 3 системы NiCrAlTaHfReY, состав которых представлен в таблице 2. Затем произвели осаждение второго слоя из алюминия и термообработали в вакууме по режиму 1000-1050°С в течение 3-4 часов детали с покрытиями. Толщина слоя из никелевых сплавов составляла 60-100 мкм, удельный привес алюминия на единицу поверхности 50-60 г/м2.

Жаростойкость покрытия определяли по удельному изменению массы, результаты испытаний приведены в табл. № 3

Пример 3. Ионно-плазменным методом на внешнюю поверхность лопатки газовых турбин из никелевого сплава ВЖМ-4 в соответствии с предлагаемым способом нанесли первый слой конденсированного покрытия из никелевых сплавов 1, 2 и 3 системы NiCrAlTaHfReY, состав которых представлен в таблице 3. Затем произвели осаждение второго слоя из алюминия и термообработали в вакууме по режиму 1000-1050°С в течение 3-4 часов детали с покрытиями. Толщина слоя из никелевых сплавов составляла 60-100 мкм, удельный привес алюминия на единицу поверхности 50-60 г/м 2.

Жаростойкость покрытия определяли по удельному изменению массы, результаты испытаний приведены в табл. № 4

На всех деталях из никелевых сплавов ВКНА-1В, ВКНА-25 и ВЖМ-4 покрытие, полученное с использованием сплава 1, на базе испытаний 400 часов обеспечило наименьшие значения потери массы деталей (таблицы 2, 3, 4) за счет положительного влияния гафния, снижения содержания хрома и исключения вольфрама. Жаростойкость покрытия повысилась более чем в 2 раза.

Применение предлагаемого способа позволяет повысить жаростойкость покрытия и, следовательно, ресурс и надежность деталей газовых турбин.

Таблица № 1
Сплав Содержание компонентов первого слоя конденсированного покрытия
Ni CrAl YТа WRe Hf
Сплав 1Осн. 8,09,0 0,34,8 -1,4 0,9
Сплав 2Осн. 6,06,0 0,11,5 -0,3 0,2
Сплав 3Осн. 12,012,0 0,58,0 -2,5 1,5
Сплав 4 (прототип)Осн. 16,0 9,00,3 4,82,1 1,4способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, патент № 2452793

Таблица № 2
Покрытие Кол-во образцов Время испытания, ч
50100 150200 250300 350400
Удельное изменение массы, г/м2
Без покр.3 -92 -146-274 -385способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, патент № 2452793 способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, патент № 2452793 способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, патент № 2452793 способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, патент № 2452793
Сплав 13 -12,42-26,36 -37,41 -40,87-49,53 -52,18 -57,76-62,31
Сплав 2 3 -11,7825,94 41,22 45,8-54,33 -58,84 -64,67-68,45
Сплав 3 3 -3,7228,16 49,12 54,45-59,45 -69,78 -72,22-74,01
Сплав 4

(прототип)
3-28,2 -40,91-65,87 -75,43 -99,11-110 -142 -184

Таблица № 3
Покрытие Кол-во образцов Время испытания, ч
50100 150200 250300 350400
Удельное изменение массы, г/м2
Без покр.3 -82 -137-272 -335способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, патент № 2452793 способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, патент № 2452793 способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, патент № 2452793 способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, патент № 2452793
Сплав 13 -12,52-26,46 -37,82 -40,37-49,19 -52,45 -57,46-62,19
Сплав 2 3 -11,5625,45 41,85 45,25-54,15 -58,17 -64,28-68,93
Сплав 3 3 -3,7928,46 49,13 54,78-59,12 -69,45 -72,32-74,81
Сплав 4

(прототип)
3-28,97 -40,46-65,82 -75,29 -99,27-112 -145 -185

Таблица № 4
Покрытие Кол-во образцов Время испытания, ч
50100 150200 250300 350400
Удельное изменение массы, г/м2
Без покр.3 -127 -198-372 -592способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, патент № 2452793 способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, патент № 2452793 способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, патент № 2452793 способ защиты деталей газовых турбин из никелевых сплавов, патент № 2452793
Сплав 13 -14,52-28,61 -39,85 -42,87-51,42 -55,17 -61,78-67,38
Сплав 2 3 -12,7831,18 49,44 54,96-65,19 -70,60 -77,60-82,14
Сплав 3 3 -4,4633,72 58,94 65,34-71,34 -83,76 -86,64-89,25
Сплав 4

(прототип)
3-33,84 -49,02-79,04 -90,51 -118-132 -170-220,

Класс C23C14/06 характеризуемые покрывающим материалом

покрывная система, деталь с покрытием и способ ее получения -  патент 2528930 (20.09.2014)
износостойкое защитное покрытие и способ его получения -  патент 2528298 (10.09.2014)
режущая пластина -  патент 2528288 (10.09.2014)
двухслойное износостойкое покрытие режущего инструмента -  патент 2527829 (10.09.2014)
способ образования изолирующего слоя посредством частиц с низкой энергией -  патент 2522440 (10.07.2014)
износостойкое наноструктурное покрытие -  патент 2521914 (10.07.2014)
скользящий элемент -  патент 2519181 (10.06.2014)
нано- и микроструктурное керамическое термобарьерное покрытие -  патент 2518850 (10.06.2014)
элемент скольжения -  патент 2518823 (10.06.2014)
покрывающий элемент для защиты от эрозии -  патент 2518815 (10.06.2014)
Наверх