способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных объектов

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НАВИГАЦИОННО-ГИДРОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ" (ОАО "ГНИНГИ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-06-10
публикация патента:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для коррекции показаний автономных навигационных систем подвижных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата выработка спутниковой системой навигационных параметров коррекции базируется на измерениях дальности от объекта до навигационных спутников в три близких (около 1 сек) момента времени с возможностью использования только одного спутника для коррекции автономных средств навигации подвижных объектов. 1 ил., 4 табл.

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Формула изобретения

Способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных объектов, включающий автономные средства измерения местоположения, скорости и курса объекта и приемник спутниковой навигационной системы, отличающийся тем, что выработка спутниковой системой навигационных параметров коррекции базируется на измерениях дальности от объекта до навигационных спутников в три близких (около 1 с) момента времени с возможностью использования только одного спутника для коррекции автономных средств навигации подвижных объектов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к средствам коррекции навигационных систем подвижных (в частности, морских) объектов, нуждающихся в непрерывном или дискретном определении местоположения и пространственной ориентации (углы курса, крена и дифферента) в масштабе реального времени. В проведении коррекции нуждаются гироскопические системы (инерциальные навигационные системы и др.), а также измерители скорости (лаги) и курса (компасы, гирогоризонткомпасы), способные вырабатывать текущие значения параметров движения объекта в автономном режиме функционирования. Необходимость коррекции показаний этих систем вызывается снижением во времени точности выработки ими навигационных параметров в процессе автономного функционирования.

В настоящее время алгоритмы определения по спутникам местоположения и вектора скорости подвижного объекта основаны на измерениях дальности и скорости ее изменения от объекта до четырех и более среднеорбитных навигационных спутников, причем положение и скорость объекта определяются путем линеаризации измерений относительно расчетной траектории движения. Для определения скорости объекта по измерениям дальности до четырех и более среднеорбитных спутников к настоящему времени разработаны различные алгоритмы обработки измерительной информации [1-5].

Известные способы определения курса объекта с помощью спутников требуют либо пространственного разнесения по объекту нескольких антенн, либо вращения (с относительно большим радиусом) в горизонтальной плоскости одной антенны, либо, наконец, автоматического пеленгования спутников по азимуту и высоте с одновременным использованием данных автономных навигационных средств объекта об углах качки и курса объекта [6]. Реализация этих способов в реальных условиях встречает серьезные трудности.

Известна корректируемая система инерциальной навигации и стабилизации (СИНС) Ладога-М [7], принятая за прототип. В системе реализован классический способ и алгоритм функционирования инерциальной навигационной системы (ИНС) полуаналитического типа с коррекцией по сигналам спутниковой навигационной системы (СНС).

На фиг.1 представлена структура СИНС. В состав системы входят гироприбор (ГП) - 1, прибор термостабилизации (ТС) - 2, усилитель мощности термостабилизации (УМТ) - 3, прибор цифровой (ПЦ) - 4, прибор управления (ПУ) - 5, ЭВМ «Багет-41» - Б-41 - 6.

Система функционирует следующим образом: Из ГП В ПЦ через аналого-цифровые преобразователи поступают три составляющие ускорения (способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 x, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 y, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 z), углы качки (Qк, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 к) и азимутальный угол A, а из прибора ПЦ в гироприбор ГП подаются сигналы (способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 x, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 y, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 z). Коррекция СИНС осуществляется путем выработки корректирующей информации (НД) алгоритмами ЭВМ Б-41 по данным ПЦ, НД и приемной аппаратуры СНС, вырабатывающей информацию о координатах Фc, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 c; скорости Vc и путевом угле К. Управление функционированием СИНС осуществляется по каналам «команды, сигналы».

В систему поступает следующая информация:

- скорость от лага Vл;

- грубый курс от гирокомпаса K0;

- координаты способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 c, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 c, скорость Vc и путевой угол К от приемника СНС.

Система имеет два рабочих режима:

- корректирующий режим (КР);

- автономный режим (АР).

В каждом запуске системы производится калибровка, которая продолжается 6-8 часов. Калибровка требует поступления внешних позиционных скоростных данных. Для КР используется информация от приемника СНС и лага, а в АР - только от лага.

Описанной структуре системы соответствует способ, представляющий собой совокупность следующих приемов:

- измеряют три составляющие ускорения;

- принимают данные об углах качки и азимутальном угле (A);

- принимают информацию о координатах, скорости и путевом угле от приемника СНС;

- осуществляют начальную выставку и калибровку системы.

Процесс калибровки состоит в том, чтобы по внешним данным о координатах и скорости вычислить и скорректировать ошибки и воздействия, снижающие точность функционирования. Поскольку процесс выставки продолжается 6-8 часов, оперативная коррекция параметров ориентации изложенным способом не представляется возможной.

Кроме того, в современных условиях функционирования СНС ГЛОНАС из-за ее недостаточной доступности и целостности система коррекции не обеспечивает нормальную работу СИНС «Ладога-М», а необходимость длительного сеанса обсервации по сигналам СНС ведет к опасности быть обнаруженным средствами наблюдения противника. Сокращение же длительности сеанса обсервации приводит к снижению точности выработки навигационных данных.

Для устранения недостатков аналогов и прототипа в части обеспечения коррекции параметров ориентации объекта предлагается новый способ определения местоположения объекта и параметров его движения по измеренным дальностям «объект-спутник». Суть способа (в отличие от традиционного подхода) в измерении дальностей до навигационных спутников в три близких момента времени. В основе этого способа лежит решение навигационной задачи методом Гаусса - методом преобразования совокупности угловых координат спутника к его радиусам - векторам в инерциальной системе координат. Реализация способа возможна и при ограниченном числе используемых спутников - от одного до трех, что особенно актуально в условиях помех, в горных районах, в городах с высотными зданиями и т.п.

Для решения этой задачи исходим из того, что в моменты времени t1, t, t2 инерциальные Декартовы координаты навигационного спутника известны достаточно точно, обозначим их через (x1, y1, z1 ), (x, y, z), (x2, y2, z2), а расчетные координаты объекта в той же системе координат - через (X1, Y1, Z1), (X, Y, Z), (X 2, Y2, Z2).

Вырабатываемые по спутникам поправки к координатам объекта в эти же три момента времени обозначим через

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Требуется вначале найти поправки к координатам объекта по измерениям дальностей способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 i (i=1÷3) до трех навигационных спутников в три момента времени t1, t, t2.

Сущность подхода Гаусса заключается в следующем.

Обозначим через способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 направляющие косинусы с объекта на навигационный спутник в моменты t1, t, t2.

Условия нахождения трех геоцентрических положений навигационного спутника в плоскости, проходящей через центр Земли, позволяют составить уравнения [8]:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

где способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 1, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 2 - дальности «объект - спутник»;

n1 и n2 - отношения площадей треугольников, заключенных между радиусами - векторами спутника способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 в три момента времени.

n1 и n2 определяются по соотношениям [8]:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 .

Для получения системы уравнений, определяющих поправки к местоположению объекта, необходимо систему уравнений (2) линеаризовать относительно этих поправок. При этом направляющие косинусы «спутник - объект» будут:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

где символ способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 c обозначает координаты xc, y c, zc спутника, a V - координаты объектах X, Y, Z.

ev можно представить в виде:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Линеаризуя (4) относительно поправок способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 V, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 X, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Y, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Z, будем иметь:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

где ev - расчетные значения компонент направляющих косинусов;

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 - расчетное значение дальности «объект - спутник»;

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 X, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Y, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Z - искомые поправки к координатам объекта в инерциальной системе координат;

ev ист - истинное значение компоненты направляющих косинусов.

Подставляя (5) в систему уравнений (2), получим систему уравнений для трех наблюдаемых спутников в три близких момента времени:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

где j=1÷9.

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

где способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 u - измеренные значения дальностей.

Коэффициенты aj1, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , aj9 зависят только от значений A, B, C и расчетных значений дальностей и направляющих косинусов.

Благодаря тому, что в выражениях (6), (7) способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 u игр расчетное входит как отношение способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 u/способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , систематическая погрешность в способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 u значительно подавляется.

Коэффициенты aji легко выводятся и в целях сокращения записи не приводятся.

Непосредственное решение системы (6), состоящей из девяти уравнений и девяти неизвестных, позволит определить искомые поправки к инерциальным координатам положения объекта, однако для неподвижного объекта число неизвестных можно уменьшить до трех.

Поэтому будем искать поправки к широте, долготе и высоте объекта.

Местоположение неподвижного на Земном эллипсоиде объекта в инерциальной системе координат определяется из соотношений [9]:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

где

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 =способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 g0+способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (t-t0)+способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 E.

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 - широта;

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 E - восточная долгота;

a e - большая полуось эллипсоида вращения модели фигуры Земли;

f - сжатие, равное разности большой a и малой b полуосей эллипсоида вращения модели фигуры Земли, деленной на большую полуось: способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 ;

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 g0 - гринвичское звездное время для Oh UT (всемирного времени) как функция юлианской даты;

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 - угловая скорость вращения Земли;

h - геодезическая высота над поверхностью эллипсоида.

Из соотношений (9)-(11) определим зависимость поправок к прямоугольным инерциальным координатам потребителя от поправок к широте, долготе и высоте.

Для этого линеаризуем соотношения (9), (10), (11) относительно поправок к расчетным координатам объекта. В результате получаем:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

где

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

С учетом соотношений (12), (13), (14), (15) систему линейных уравнений (6) можно привести к виду:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Запишем ее в матричном виде:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Исходя из принципа метода наименьших квадратов [10] решение системы (17) получим в виде:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

где матрица способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

WT - транспонированная матрица W;

(WTW)-1 - обращенная матрица произведении WTW.

Для исследования точностных характеристик определения местоположения объекта по измерениям дальностей до трех среднеорбитных спутников было проведено моделирование решения навигационной задачи рассмотренным методом. Предполагалось, что спутники расположены в трех равномерно разнесенных по экватору плоскостях. Для демонстрации возможностей рассматриваемого метода решения навигационной задачи оптимизация расположения спутников не использовалась. Измерения производились в момент видимости трех спутников в каждой из плоскостей. В начальный момент погрешности эфемерид спутников составляли вдоль орбиты 3 м, по радиусу вектору - 5 м, по трансверсали - 1 м.

Расчетное местоположение объекта полагалось с координатами способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 c=60°, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 c=30°, «истинное» местоположение - способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 u=60°+60', способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 u=30°+120', h=0, что соответствует начальной погрешности места в 124,45 км. Из системы (18) определялись искомые поправки способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 h/G и их погрешности относительно «истинного» местоположения, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 - северная и способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 - восточная погрешности определения местоположения способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 . Измерения проводились в моменты t0, t+1 m, t0+2m.

В табл.1 приводятся результаты моделирования при различных значениях систематических погрешностей в измеренных дальностях, вызванных в основном расхождением шкал времени наземного объекта и спутников, по измерениям до трех спутников в указанные выше моменты.

Таблица 1
Результаты моделирования погрешностей местоположения объекта по трем спутникам
способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 ИТЕРАЦИИ
способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Систем. погр. 1 2 3
способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 M (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 M (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 M (м)
110 13931056 4,06e-41748 1,2 16,04e-4 1,50,6 0,661,3e-7 1
250 13961056 4,06e-41750 1,8 0,48,5e-7 21,8 0,48,5e-7 2
3 100 13961056 4,06e-41751 4 32,8e-6 43,3 2,62,1e-6 3
4 500 14091059 4,2e-41763 15 2,51,8e-5 1615 2,31,2e-5 16
5 1000 14251061 4,3e-41778 31 62,4e-5 3130 62,4e-5 31
6 10000 17161112 6,5e-42045 302 702,45e-4 310301 702,4e-4 301

Анализ данных табл.1 показывает, что при систематических погрешностях в измеренных дальностях до 500 м можно получить приемлемое определение местоположения объекта, для чего необходимо провести не менее трех итераций. Однако высота объекта над геоидом определяется неадекватно, что не отражается на определении поправок к широте и долготе.

В табл.2 приводятся результаты моделирования определения местоположения объекта по одному спутнику при тех же условиях, что и в табл.1.

Таблица 2
Результаты моделирования погрешностей местоположения объекта

по одному спутнику
способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 ИТЕРАЦИИ
способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Систем. погр. 1 2 3
способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 M (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 M (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 M (м)
110 59201481 9,3e-46102 9 51,4e-6 114,5 25,5e-7 5
2 50 59501506 9,3e-46138 51 357,5e-5 644 336,6e-6 55
3 100 59891537 9,4e-46183 103 721,5e-5 12793 711,42e-5 117
4 500 62991789 9,8e-46548 525 3747,6e-5 645490 3737,5e-5 617
5 1000 66872104 1,04e-37010 1043 7521,5e-4 1294988 7521,5e-5 1242
6 10000 138187878 2,09e-31590 7380 7,71,5e-3 10671020 7721,6e-4 1279

Анализ данных табл.2 показывает, что при систематических погрешностях в дальностях порядка 10 м можно получить приемлемый результат, при больших погрешностях результат ухудшается и может быть использован для приблизительного улучшения местоположения.

В табл.3 приведены результаты моделирования определения местоположения объекта по двум спутникам при тех же условиях. Анализ данных табл.3 показывает, что при систематических погрешностях в дальностях менее 500 м можно получить приемлемый результат, а при систематической погрешности 10000 м происходит расхождение процесса итераций.

Таблица 3
Результаты моделирования погрешностей местоположения объекта по двум спутникам
способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 ИТЕРАЦИИ
способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Систем. погр. 1 2 3
способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 M (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 M (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (м)способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 M (м)
110 1520580 4,3e-31627 228 815е-5 2431 0,69,2e-8 1,2
2 50 1521581 4,3e-31628 237 825,1е-5 2507 0,27,2e-7 7
3 100 1522581 4,3e-31629 247 85,2e-5 26117 11,7e-6 17
4 500 1530581 4,4e-31637 332 876e-5 34450 611,6e-5 80
5 1000 1540581 4,3e-31647 439 97e-5 448208 112,02e-5 210
6 10000 1725589 4,5e-31823 2350 1942,5е-4 23582118 1122,04e-4 2120

Обратимся теперь к параметрам скорости и курса.

Допустим, что на подвижном объекте имеются приборы, способные измерять продольную Vy и поперечную Vx составляющие вектора скорости

относительно водной среды, а также система курсоуказания, измеряющая курс объекта K.

Положим, что способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Vy, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Vx, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 K - систематические погрешности продольной и поперечной скоростей объекта и системы курсоуказания. Тогда измеренные значения способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , Ku будут:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 ,

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 ,

где Vy, Vx, K - будем считать точными значениями параметров без учета случайных погрешностей, которые при оценке возможностей метода не рассматриваются.

Расчетные значения северной способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 и восточной способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 составляющих скорости объекта определим из соотношений [11]:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Тогда расчетная скорость движения объекта по широте способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 и долготе способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 могут быть опредены из соотношений [11]:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

где M и N - главные радиусы кривизны реффенц-эллипсоида.

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

где ae - большая полуось эллипсоида вращения модели фигуры Земли,

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 - геодезические координаты объекта,

e 2 - квадрат эксцентриситета,

h - высота объекта над поверхностью эллипсоида, которая в данной работе считается постоянной.

Значения расчетных координат объекта - широты способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 и долготы способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , скорости их изменения способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 в зависимости от времени можно представить в виде:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 ,

а с учетом искомых поправок способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 0, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 0, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 откорректированные значения способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (t), способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (t) моменты измерения дальностей «объект - спутник» будут:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Учитывая зависимости способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 X, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Y, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Z от способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (t), способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 (t), способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 h, приведенные в (12), и подставляя их в (6), получим систему уравнений в виде:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

где Aj1способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Aj5, как и в (6), являются функциями координат спутников, расчетных координат объекта и измеренных и расчетных дальностей «объект - спутник».

Запишем (24) в матричном виде:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Решение системы (25) методом наименьших квадратов имеет вид [12]:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

где матрица W имеет вид:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

WT - транспонированная матрица W;

(WTW)-1 - обратная матрица.

Решая систему (26) методом последовательных приближений, определим способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 0, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 0, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 h0, а из соотношений (21) с уточненными способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 0, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 0, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 h0 получим значения VN,VE ;

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 .

Систематическую поправку курса определим следующим образом.

Расчетное значение путевого угла имеет вид:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

а уточненное значение путевого угла:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Вычитая из (11) (29), получим приближенное значение систематической поправки курса:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Поскольку способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Vy, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Vx неизвестны, то с учетом того, что составляющие путевой скорости VN и VE, определенные по спутникам, достаточно точны, с учетом равенства (29) систематическую поправку курса способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 KП можно определить из соотношения:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Из (30) видно, что способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 KП зависит от разности:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

т.е. от величины систематических погрешностей способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Vx, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Vy.

С учетом (32) погрешность определения курса способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 KП будет:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Вычитаемым членом в (33) можно пренебречь. В результате систематическая погрешность курса способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 KП в (31) определится с погрешностью:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Откуда видно, что чем больше скорость Vy, тем точнее можно определить курс подвижного объекта.

Поскольку измеренное значение курса

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

то уточненное значение курса K y будет определяться с погрешностью:

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Из соотношений (20), решенных относительно Vx, Vy с учетом исключения систематической погрешности курса способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 KП и полученных по спутникам относительно точных значений VE, VN получим уточненные значения способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 .

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 .

Определение способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 KП, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 производится после уточнения VE, VN (27).

Для определения точностных характеристик навигационных параметров подвижного объекта по результатам измерения дальностей до трех среднеорбитных спутников было проведено моделирование решения навигационной задачи (табл.4). Предполагалось, что спутники расположены в трех равномерно разнесенных по экватору плоскостях, при этом оптимизация расположения спутников не использовалась.

Измерения производились в моменты видимости трех спутников в каждой из плоскостей.

В начальный момент погрешности эфемерид спутников приняты равными: вдоль орбиты 3 м, в направлении радиуса вектора спутника и трансверсали 5 м и 1 м соответственно.

Расчетное местоположение объекта полагалось с координатами способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 c=60°, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 c=30°, истинное местоположение способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 u=60°+60', способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 u=30°+120'. Решая систему (25), определим искомые поправки способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 0, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 0, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 h0.

Уточнив с учетом поправок местоположения объекта в начальный момент времени t1 , определим составляющие погрешности относительно истинного местоположения северную, восточную и суммарную погрешность: способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 .

Как показало моделирование, измерения можно проводить с интервалом в одну секунду, т.е. в моменты t 0, t0+1s, t0+2s .

Учитывая малый интервал измерений, вполне возможно в первый момент наблюдения выбранных навигационных спутников измерить непосредственно псевдодальности, а в следующие моменты дельтапсевдодальности, которые представляют приращения дальностей в последующие моменты измерений [11]. Как показано в [11], среднеквадратическая погрешность измерения приращения дальности доплеровским методом не зависит от длительности интервала интегрирования и от разбиения этого интервала на части и составляет 2 см.

В столбцах 1÷14 таблицы 1 приняты следующие обозначения:

- способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 - систематическая погрешность измерения дальности,

- Vy - истинное значение скорости продольного движения объекта, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Vy - систематическая погрешность измерения,

- способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 - значение продольной скорости объекта, определенной в результате моделирования, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 - погрешность определения способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 ,

- Vx - значение поперечной скорости объекта, систематическая погрешность измерителя способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 Vx,

- способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 - значение поперечной скорости, определенной в результате моделирования, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 - погрешность определения Vx,

- истинное значение курса K, измеренное значение курса K изм,

- Kреш - значение курса, определенное в результате моделирования, способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 K - погрешность определения курса,

- V N - северная составляющая скорости движения объекта, V E - восточная составляющая скорости движения объекта, определенные в результате моделирования,

- погрешности определения способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 VN и способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 VE,

- hист - истинное значение высоты объекта над земным эллипсоидом, hизм - измеренное (расчетное) значение высоты,

- способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 h0 - разность между истинной высотой hист и высотой, полученной в результате моделирования hr ,

- способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 , способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326 M - соответственно погрешности по широте, долготе и суммарная погрешность местоположения объекта.

Анализ таблицы 1 показывает, что продольная скорость объекта определяется с погрешностью порядка нескольких метров в час, а поперечная - около десяти метров в час, при этом северная и восточная составляющие путевой скорости объекта определяются с точностью долей сантиметра в секунду. Систематическая составляющая погрешности курса объекта определяется тем точнее, чем больше продольная скорость объекта. При увеличении систематических погрешностей измерения дальностей точность определяемых параметров ухудшается.

способ спутниковой коррекции автономных средств навигации подвижных   объектов, патент № 2448326

Литература

1. Дубинко Ю.С., Никитин О.В. Управляющий комплекс подвижных объектов на базе спутниковых навигационных приемников. Навигация и гидрография. - 2006. - № 22. - С.16-21.

2. Marvin, Mag Measuring Velosity Using // GPS World September 1992. - P.58-65.

3. Salman Syed, Elizabeth Cannon, Map-Aided GPS Navigation // GPS World November 2005. - P.39-44.

4. Sequential Piecewise Recursive Filter for GPS Low-Dynamics Navigation. T.N. UPADHYAY, J.N. DAHOULSKIS // IEEE TRANSACTION AEROSPACE AND ELECTRONIC SYSTEMS. Vol. AES - 16, № 4 JULY 1980. P.481-491.

5. Резниченко В.И., Левит Г.А. Определение скорости по сигналам спутниковых навигационных систем. СПб.: ГНИНГИ МО РФ. - 2004. - 83 с.

6. Резниченко В.И., Мониев А.А. Определение курса корабля по сигналам спутниковых навигационных систем. - СПб.: ГНИНГИ МО РФ. - 2000. - 73 с.

7. Пешехонов В.Г. и др. Единая система инерциальной навигации и стабилизации «Ладога-М». Морская радиоэлектроника. 2003. - В.1(4). - С.26-30.

8. Эскобал П. Методы определения орбит. М.: Мир, 1970. - 471 с.

9. Стренг Г. Линейная алгебра и ее применение. М.: МИР. 1980. - 454 с.

10. С.П.Дмитриев. Высокоточная морская навигация. - СПб.: Судостроение. - 1991. - 222 с.

11. Бортовые устройства спутниковой радионавигации. Сборник статей под редакцией проф. B.C.Шебшаевича. - М.: Транспорт. - 1988. - 200 с.

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)
Наверх