двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной нагрузкой по потокам

Классы МПК:F16H1/46 многозвенные планетарные передачи 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-07-24
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторам для передачи крутящего момента. Двухпоточный редуктор содержит ведущую шестерню (1), подшипники которой установлены на податливые опоры (демпферы). Статическая податливость опор определяется по параметрам зубчатых колес редуктора, оборотам ведущей шестерни и передаваемой мощности. Податливость опор ведущей шестерни дает ей возможность перемещаться в сторону ненагруженного потока на нужную величину, тем самым выравнивая нагрузку по принципу обратной связи. Преимуществами такого редуктора являются оптимальные для такой конструкции габариты, вес, простота и надежность в эксплуатации. 2 ил. двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330

двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330

Формула изобретения

Двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и с выравненной нагрузкой по потокам, содержащий ведущую шестерню, отличающийся тем, что подшипники ведущей шестерни редуктора, передающей мощность на два потока, установлены на податливые опоры (демпферы) с величиной статической податливости опор А, равной:

двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330

где двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 - суммарная погрешность несимметричного изготовления и сборки зубчатых зацеплений потоков;

z1 - число зубьев ведущей шестерни;

m1 - модуль зубьев ведущей шестерни;

n - число оборотов ведущей шестерни;

N - мощность, передаваемая редуктором;

двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 - угол профиля зубьев ведущей шестерни;

двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 - угол расположения зубчатых колес потоков;

К П - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по потокам;

К - поправочный коэффициент, определяемый при доводке редуктора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, для двухпоточного двухступенчатого редуктора, который является приводом воздушного винта самолета со смещенным относительно оси двигателя валом.

Известен двухпоточный редуктор, где выравнивание нагрузки получают за счет точности изготовления деталей и сборки редуктора [1].

Основным недостатком такого редуктора является то, что уравнивание потоков осуществляется индивидуально для каждого редуктора путем подгонки пятна контакта зацепления каждого потока, что достаточно сложно и трудоемко.

Задачей изобретения является двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной нагрузкой по потокам с простым и надежным принципом выравнивания.

Это достигается тем, что подшипники ведущей шестерни редуктора, передающей мощность на два потока, установлены на податливые опоры (демпферы) с величиной статической податливости опор двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 , равной:

двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 ,

где двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 - суммарная погрешность несимметричного изготовления и сборки зубчатых зацеплений потоков;

z1 - число зубьев ведущей шестерни;

m1 - модуль зубьев ведущей шестерни;

n - число оборотов ведущей шестерни;

N - мощность, передаваемая редуктором;

двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 - угол профиля зубьев ведущей шестерни;

двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 - угол расположения зубчатых колес потоков;

Кп - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по потокам;

К - поправочный коэффициент, определяемый при доводке редуктора.

На рис.1 приведена кинематическая схема редуктора, а на рис.2 - поперечный разрез узла его ведущей шестерни.

Редуктор состоит из ведущей шестерни 1, которая сопряжена с двух сторон с шестернями 2, установленными на левый и правый валы двух потоков, на которых также установлены с другого конца шестерни 3, сопряженные с выходной шестерней 4.

Подшипники ведущей шестерни установлены на демпферы 5, а внутренние ее шлицы сопряжены с наружными шлицами выходной рессоры 6 двигателя.

Редуктор работает следующим образом (рис.1): крутящий момент от выходной рессоры 6, например, от газотурбинного двигателя поступает на ведущую шестерню редуктора 1 и посредством правого и левого валов (двух потоков) редуктора, на каждом из которых установлены по две шестерни 2 и 3, сопряженные с шестернями 1 и 4 соответственно в точках 1, 2 и 3, 4, передается на выходную шестерню 4, с которой и снимается.

Выравнивание нагрузки по потокам осуществляется вследствие податливости опор А и В подшипников ведущей шестерни и перемещения шестерни в сторону ненагруженного потока при статической податливости опор - двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 , которая приводит к выравниванию двух нормальных к поверхностям зубьев сил в точках 1 и 2 и вследствие этого выравниванию нагрузки по потокам.

Преимуществами такого редуктора являются оптимальные для такой конструкции габариты, вес, простота и надежность в эксплуатации.

Пример: Дано N=500 л. с.; двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 =0,09 мм (при степени точности изготовления шестерен 6- 5- 5, двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 1=0,016 мм, двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 2=0,024 мм, двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 3=0,05 мм [2]); К=1; КП=1,05; z 1=21; m=2,25 мм; n=32000 об/мин; двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 =25°; двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 =27°. Подставляя приведенные значения в формулу для определения двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 , получим:

для двух демпферов двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 ,

для одного демпфера двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 .

Эти значения соответствуют реальной податливости пластинчатых демпферов двухпоточный редуктор с одним ведущим зубчатым колесом и выравненной   нагрузкой по потокам, патент № 2446330 [3].

Источники информации

1. Л.Н.Решетов. "Конструирование рациональных механизмов". Изд. 2-е переработанное и дополненное, М.: Машиностроение, 1972 г.

2. "Многопоточные редукторы". Под. общей редакцией И.П.Горобца. Киев, Техника, 1983 г.

3. В.Ф.Столяров. "Колебания разбалансированного ротора на упруго-демпферных опорах", труды НАМИ, вып.36, 1961 г.

Класс F16H1/46 многозвенные планетарные передачи 

электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором -  патент 2478849 (10.04.2013)
электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором -  патент 2472993 (20.01.2013)
способ работы электропривода с трехступенчатым планетарным редуктором -  патент 2472992 (20.01.2013)
электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором -  патент 2464464 (20.10.2012)
безводильная планетарная передача -  патент 2463499 (10.10.2012)
безводильная планетарная передача -  патент 2292503 (27.01.2007)
редуктор воздушного винта для турбовинтового авиационного двигателя -  патент 2272195 (20.03.2006)
планетарная передача -  патент 2270388 (20.02.2006)
редуктор скорости -  патент 2257497 (27.07.2005)
планетарный высокомощный мини-редуктор -  патент 2222733 (27.01.2004)
Наверх