многопрофильное транспортное средство для инвалидов

Классы МПК:A61G5/02 приводимые в движение пациентами или людьми с ограниченными возможностями в движении 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-12-06
публикация патента:

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к транспортным средствам для самостоятельного передвижения инвалидов. Многопрофильное транспортное средство для инвалидов содержит установленную на колесах раму, выполненную из продольной горизонтальной и наклонной труб и несущую сиденье, и защищенный кожухом приводной цепной механизм с кривошипами, связанный с задними колесами. При этом устройство включает следующие механизмы: подъема-опускания транспортного средства; раздвижения-сужения базы шасси; вращения транспортного средства вокруг оси поворотной опорной тарели, а также опрокидывания и подъема спинки кресла. Технический результат заключается в увеличении маневренности транспортного средства и улучшении эксплуатационных характеристик при использовании устройства в санузлах, а также оптимизации минимального веса, удешевлении конструкции, упрощении управления, увеличении надежности в процессе эксплуатации. 3 ил.

многопрофильное транспортное средство для инвалидов, патент № 2445057 многопрофильное транспортное средство для инвалидов, патент № 2445057 многопрофильное транспортное средство для инвалидов, патент № 2445057

Формула изобретения

Многопрофильное транспортное средство для инвалидов, содержащее установленную на колесах раму, выполненную из продольной горизонтальной и наклонной труб и несущую сиденье, и защищенный кожухом приводной цепной механизм с кривошипами, связанный с задними колесами, отличающееся тем, что транспортное средство включает следующие механизмы: механизм подъема-опускания транспортного средства, содержащий рукоятку привода, установленную с возможностью вращения и передачи вращающего момента через цилиндрические прямозубные шестерни, соединительную втулку конической паре прямозубных шестерен и червячной паре, а также гайку, установленную с возможностью поступательного движения вверх и вниз по прорези стакана и перемещения телескопической трубы, при этом стакан через две тяги соединен с седлом с возможностью поворота транспортного средства вокруг вертикальной оси, а регулируемый по высоте разжимной стакан соединен с телескопической трубой; механизм раздвижения-сужения базы шасси, содержащий вилку, установленную с возможностью поступательного перемещения диска по телескопической трубе, которая установлена с возможностью перемещения по оси привода колеса, причем диск центрирован четырьмя направляющими спицами и соединен стягивающими шпильками с ободом колеса; механизм вращения транспортного средства вокруг оси поворотной опорной тарели, содержащий поворотную опорную тарель, соединенную шпилькой через опорно-упорный подшипник с седлом, а также гайку, фиксирующую поворотную опорную тарель, и механизм опрокидывания и подъема спинки кресла, содержащий рукоятку цепной передачи, закрепленной на стреле приводной трансмиссии; вал, соединяющий большое зубчатое колесо с барабаном, установленным с возможностью намотки на него троса, проходящего петлей через обводные колеса, при этом конец троса закреплен на ролике, соединенном со спинкой, а стопор рукоятки установлен с возможностью подъема или опрокидывания спинки при его фиксации или расконтривании, причем сзади поворотной опорной тарели установлена страховочная пара подвижных колесиков.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к транспортным средствам для самостоятельного передвижения инвалидов.

Известно спортивно-реабилитационное транспортное средство с ручным раздельным приводом колес. Это устройство содержит установленную на колесах раму, выполненную из горизонтальных и наклонных труб. А также оно оборудовано приводным цепным механизмом с кривошипами, связанным с задними колесами с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости и закрепления его в разъемных головках. На кривошипах могут быть установлены ручки или педали (см. патент RU № 2022545; A61G 5/02; В62М 1/12; 1994 г. - прототип).

Недостатками прототипа являются следующие.

1. Невозможность въезда в лифт, т.к. база тележки шире 60 см. А проемы дверей лифтов в жилых домах составляют максимум 60 см и минимум 50 см.

2. Низкая маневренность устройства. Площадь пола кабины лифта не позволяет данной коляске развернуться на 180°.

3. В туалете существуют штатные вставки в унитазы, однако механизмы для опрокидывания спинки кресла и возвращения ее в исходное положение разработаны не достаточно.

Задачей изобретения является увеличение маневренности транспортного средства и улучшение эксплуатационных характеристик при использовании устройства в санузлах, оптимизация минимального веса, удешевление конструкции, упрощение управления, увеличение надежности в процессе эксплуатации.

Для решения данной задачи предложено многопрофильное транспортное средство для инвалидов, содержащее установленную на колесах раму, выполненную из продольной горизонтальной и наклонной труб и несущую сиденье, а также защищенный кожухом приводной цепной механизм с кривошипами, связанный с задними колесами. Причем устройство включает следующие механизмы: подъема-опускания транспортного средства; раздвижения-сужения базы шасси; вращения транспортного средства вокруг оси поворотной опорной тарели, а также опрокидывания и подъема спинки кресла.

Для пояснения изобретения предложены чертежи. На фиг.1 представлены: механизм подъема-опускания тележки и механизм вращения транспортного средства вокруг оси поворотной опорной тарели. На фиг.2 - механизм раздвижения-сужения базы шасси. На фиг.3 - механизм подъема и опрокидывания спинки кресла.

Механизм подъема-опускания тележки включает следующие детали (см. фиг.1):

1. конические прямозубые шестерни;

2. корпус редуктора;

3. цилиндрические прямозубые шестерни;

4. рукоятка привода;

5. винт ходовой;

6. разжимной стакан;

7. бронзовая гайка;

8. винт фиксации гайки 7;

9. тяга;

10. подвижная телескопическая труба;

11. стакан с продольной щелью;

12. болты, соединяющие стакан с рамой;

13. седло;

14. центровочный штырь;

15. рама тележки.

Механизм вращения тележки вокруг оси поворотного диска включает (см. фиг.1):

16. опорно-упорный подшипник;

17. поворотная опорная тарель;

18. шпилька;

19. гайка;

20. резиновое кольцо.

Механизм раздвижения-сужения базы шасси включает (см. фиг.2):

21. вилка;

22. диск;

23. телескопическая труба;

24. ось привода;

25. обод колеса;

26. направляющие спицы;

27. стягивающие шпильки;

28. пружина;

29. направляющая втулка пружины;

30. ведущее зубчатое колесо.

Механизм подъема и опрокидывания спинки кресла включает (см. фиг.3):

31. стрела приводной трансмиссии тележки;

32. рукоятка цепного привода;

33. малое зубчатое колесо;

34. цепь;

35. большое зубчатое колесо;

36. вал;

37. барабан;

38. трос; '

39,40. обводные колеса;

41. ролик крепления троса;

42. спинка кресла;

43. рычажок управления подъемом-опусканием кресла;

44. кресло штатное;

45. ограничитель подъема спинки;

46. стопор рукоятки 32;

47. ось поворота спинки кресла;

48. страховочные колесики.

Транспортное средство работает следующим образом.

На штатном регулируемом по высоте кресле со спинкой инвалид перемещается по трассе (по квартире) с заданной базой шасси, обеспечивающей поперечную устойчивость транспортного средства.

На транспортном средстве инвалид перед дверями лифта, пользуясь механизмом подъема-опускания тележки (фиг.1), вывешивает транспортное средство на поворотной опорной тарелй 17, связанной с рамой 15, на высоту отрыва колес от пола.

Далее механизмом раздвижения-сужения базы шасси (фиг.2) колеса сближаются на ширину дверей лифта (- 4 см - зазор).

После чего транспортное средство опускается до упора колесами в пол, поворотная опорная тарель 17 при этом прижата к раме 15, и инвалид въезжает в кабину лифта.

В кабине инвалид вывешивает транспортное средство на поворотной опорной тарели 17, используя механизм вращения транспортного средства вокруг вертикальной оси поворотной опорной тарели (фиг.1) и разворачивается на 180°.

Оказавшись лицом к двери, инвалид опускает устройство до упора колесами в пол и выезжает из кабины, затем вывешивает его на поворотной опорной тарели 17, раздвигает колеса, и транспортное средство готово к движению по трассе (квартире).

При использовании унитаза со штатной вставкой инвалид механизмом подъема-опрокидывания спинки кресла (фиг.3) откидывает спинку кресла и, регулируя по высоте кресло (штатное со штатным механизмом подъема-опускания), совмещает высоту кресла со вставкой унитаза. Далее отъезжает от унитаза и приводит кресло в исходное положение для движения по квартире.

Механизм подъема и опускания тележки работает следующим образом.

При вращении рукоятки 4 вращающий момент передается через цилиндрическую пару 3 конической паре шестерен 1 и червячной паре (винту ходовому 5 и бронзовой гайке 7), перемещая гайку 7, которая двигается поступательно вверх или вниз по щели - прорези в стакане 11, перемещая телескопическую трубу 10. С телескопической трубой 10 соединен разжимной стакан 6, регулируемый по высоте на трубе 10.

Стакан 6 через две тяги 9 соединен с седлом 13, последнее относительно рамы тележки 15, вывешивает ее с целью разворота тележки вокруг центровочного штыря 14 и изменения базы колес.

При обратном вращении рукоятки тележка становится на шасси, а поворотная опорная тарель 17 поднимается от пола и прижимается к раме 15.

Механизм раздвижения и сужения базы шасси работает следующим образом.

Вращением рукоятки через гибкий вал крутящий момент передается на штатный домкрат (механический ромб универсальный), последний перемещает вилку 21 (фиг.2) механизма раздвижения и сужения базы шасси. Вилка 21 перемещает диск 22. Диск 22 ползает по телескопической трубе 23, которая, в свою очередь, перемещается по оси привода 24 колеса 25.

Механизм вращения тележки вокруг оси поворотной опорной тарели (см. фиг.1) работает следующим образом.

Поворотная опорная тарель 17 посредством опорно-упорного подшипника 16 позволяет свободно вращаться седлу 13 и всему транспортному средству вместе с инвалидом, который отталкивается от стенки лифта.

Поворотное седло 13 и поворотная опорная тарель 17 соединены через подшипник 16 шпилькой 18. Поворотная опорная тарель фиксируется гайкой 19.

Чтобы не царапать поверхность пола, в поворотную опорную тарель по окружности вмонтировано резиновое кольцо 20.

Механизма подъема-опрокидывания спинки кресла (см. фиг.3) работает следующим образом.

Подъем спинки 42 кресла 44 осуществляется вращением рукоятки 32 цепной передачи, закрепленной на стреле 31 приводной трансмиссии. Через вал 36, соединяющий большое зубчатое колесо 35 с барабаном 37, трос 38 наматывается на барабан 37, проходя петлей через обводные колеса 39 и 40. Конец троса закреплен на ролике 41, соединенном со спинкой 42.

При наматывании троса на барабан спинка поднимается в вертикальное положение до упора 45 и фиксируется стопором 46 рукоятки 32.

Опускание спинки происходит под собственным ее весом при расконтривании стопора 46. Петлеобразный обвод троса обеспечивает самоторможение и исключает удар спинки в нижнем положении.

При перемещении инвалида с кресла на унитаз вынужденно меняется центровка аппарата. Если центр тяжести выйдет за площадь опорного поворотного диска, то смещение центра тяжести компенсируется страховочной парой подвижных колесиков 48, установленных сзади опорного диска, обеспечивая продольную устойчивость аппарату.

Таким образом, техническим результатом является увеличение маневренности транспортного средства, возможность въезда в лифт и разворота устройства в лифте на 180, регулирования базы шасси, улучшение эксплуатационных характеристик при использовании устройства в санузлах, а также техническим результатом является оптимизация минимального веса, простота конструкции, удешевление ее, простота управления и надежность в процессе эксплуатации.

Транспортное средство изготовлено в металле и прошло апробацию в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого.

Класс A61G5/02 приводимые в движение пациентами или людьми с ограниченными возможностями в движении 

колесо для инвалидных кресел с диаметрально раскрывающимися сегментами ходовой части, имеющего силовую основу в виде гофрированного диска с ободом -  патент 2529571 (27.09.2014)
инвалидный веломобиль -  патент 2505276 (27.01.2014)
инвалидная коляска -  патент 2475222 (20.02.2013)
устройство для расширения возможностей инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата к полезной физической деятельности -  патент 2425666 (10.08.2011)
устройство для расширения возможностей инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата к полезной физической деятельности -  патент 2421203 (20.06.2011)
инвалидное кресло с гидромеханическим приводом -  патент 2417786 (10.05.2011)
коляска инвалидная -  патент 2400202 (27.09.2010)
устройство для расширения возможностей инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата к полезной физической деятельности -  патент 2394546 (20.07.2010)
устройство для расширения возможностей инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата к полезной физической деятельности -  патент 2393833 (10.07.2010)
устройство для расширения возможностей инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата к полезной физической деятельности -  патент 2393832 (10.07.2010)
Наверх