способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам полёта

Классы МПК:G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-10-28
публикация патента:

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к приборному оборудованию, и может быть использовано для определения скорости захода на посадку по параметрам полета, без использования данных о фактическом весе самолета. Для упрощения управления самолетом и увеличения точности определения скорости захода на посадку по параметрам полета без использования данных о фактическом весе самолета измеряют скорость полета, угол атаки и вертикальную перегрузку, затем измеренные значения «сглаживают», по «сглаженным» значениям скорости полета, угла атаки, вертикальной перегрузки и определенным заранее значениям вертикальной перегрузки захода на посадку, коэффициента подъемной силы захода на посадку, фактического коэффициента подъемной силы, определяемого по формульной или табличной зависимости от угла атаки, определяют скорость захода на посадку по приведенной зависимости. Техническим результатом является упрощение управления самолетом и увеличение точности и надежности определения скорости захода на посадку по параметрам полета, без использования данных о фактическом весе самолета. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706

способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706

Формула изобретения

1. Способ определения скорости захода самолета на посадку по параметрам полета, включающий измерение скорости полета, угла атаки, вертикальной перегрузки, отличающийся тем, что указанные измеренные значения «сглаживают», по «сглаженным» значениям скорости полета vf, угла атаки способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 f, вертикальной перегрузки nyf и определенным заранее значениям вертикальной перегрузки захода на посадку способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 коэффициента подъемной силы захода на посадку способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 фактического коэффициента подъемной силы Cyf , определяемого по формульной или табличной зависимости от угла атаки способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 f, определяют скорость захода на посадку V ap по формуле:

способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706

и выдерживают полученное значение скорости захода на посадку в процессе снижения по глиссаде путем изменения тяги двигателей.

2. Способ определения скорости захода на посадку по п.1, отличающийся тем, что «сглаживание» измеряемых параметров производят методом «скользящего среднего».

Описание изобретения к патенту

Область техники

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к приборному оборудованию, и может быть использовано для определения скорости захода на посадку по параметрам полета, без использования данных о фактическом весе самолета.

Уровень техники.

В настоящее время скорость захода на посадку, которую должен выдерживать экипаж, определяется по графикам и/или таблицам, помещенным в инструкции летчику (РЛЭ - Руководстве по Летной Эксплуатации), в зависимости от текущего веса и конфигурации самолета. Недостаток ручного способа определения расчетной скорости захода на посадку заключаются в его трудоемкости.

Этот расчет может быть автоматизирован.

Недостаток этого и указанного выше способа определения расчетной скорости захода на посадку заключается в том, что необходимо точно знать текущий вес самолета, что не всегда удается сделать в практической эксплуатации. Не всегда точно известен вес груза и пассажиров. Вес ребенка и взрослого пассажира, например, принимаются равными. Необходимо точно учитывать вес сбрасываемых подвесок, большое разнообразие которых значительно затрудняет решение задачи.

Известно, что существуют системы измерения массы и центровки, позволяющие определить вес самолета на земле путем измерения давления в амортизаторах шасси. Недостатки этого способа заключаются в том, что на стоянке достаточная точность измерений не обеспечивается из-за непостоянства трения покоя. Этот недостаток преодолевают, проводя измерения во время руления. Но и в этом случае, как и в предыдущем, измерения производятся задолго до захода на посадку и отмеченные выше недостатки не устраняются.

Сущность изобретения.

Задачей изобретения является создание такого способа определения скорости захода на посадку, который обеспечивал бы определение скорости захода на посадку в полете без использования данных о фактическом весе самолета.

Поставленная задача решается за счет того, что при определении скорости захода самолета на посадку по параметрам полета измеряют скорость полета, угол атаки и вертикальную перегрузку, затем измеренные значения «сглаживают», по «сглаженным» значениям скорости полета Vf , угла атаки способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 f, вертикальной перегрузки nyf и определенным заранее значениям вертикальной перегрузки захода на посадку способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 коэффициента подъемной силы захода на посадку способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 фактического коэффициента подъемной силы Cyf , определяемого по формульной или табличной зависимости от угла атаки способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 f, определяют скорость захода на посадку V ap по формуле:

способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706

и выдерживают полученное значение скорости захода на посадку в процессе снижения по глиссаде путем изменения тяги двигателей.

При этом «сглаживание» измеряемых параметров в предпочтительном варианте исполнения изобретения производят методом «скользящего среднего».

Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, состоит в упрощении управления самолетом и увеличении точности и надежности определения скорости захода на посадку по параметрам полета, без использования данных о фактическом весе самолета.

Упрощение управления самолетом заключается в том, что экипаж освобождается от трудоемких ручных расчетов, которые могут быть и ошибочными. Увеличение надежности и точности достигается тем, что исключаются ручные расчеты, а в автоматическом расчете значительно сокращается количество датчиков: вместо многочисленных, ограниченно надежных датчиков остатков топлива в каждом баке, наличия и типа (веса) подвесок, в полете измеряют 3 параметра.

Для достижения указанного технического результата в полете производят измерение скорости полета, угла атаки, вертикальной перегрузки.

Отличительные признаки предлагаемого способа заключаются в том, что измеряемые значения «сглаживают» По «сглаженным» значениям скорости полета Vf, угла атаки способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 f, вертикальной перегрузки nyf и определенным заранее значениям вертикальной перегрузки захода на посадку способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 , коэффициента подъемной силы захода на посадку способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 , фактического коэффициента подъемной силы Cyf , определяемого по формульной или табличной зависимости от угла атаки способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 f, определяют скорость захода на посадку V ap по формуле:

способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706

Указанные выше измеряемые значения «сглаживают» методом «скользящего среднего» или другим способом.

Благодаря этим признакам обеспечивается определение скорости захода на посадку в полете без использования данных о фактическом весе самолета.

Предлагаемый способ определения скорости захода на посадку иллюстрируется чертежом, представленным на фиг.1.

На фиг.1 показана типичная зависимость коэффициента подъемной силы самолета Су от угла атаки в посадочной конфигурации.

На фиг.1 обозначено:

1. Угол атаки, при котором подъемная сила равна нулю способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 0

2. Коэффициент подъемной силы при нулевом угле атаки.

3. Расчетный угол атаки захода на посадку.

4. Расчетный коэффициент подъемной силы захода на посадку способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 .

Осуществление изобретения

Способ определения скорости захода на посадку по параметрам полета реализуется следующим образом.

В полете производят измерение скорости полета, угла атаки, вертикальной перегрузки. Значение вертикальной перегрузки захода на посадку способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 определяют по формуле:

способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706

где способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 gs - угол наклона расчетной глиссады снижения.

Коэффициент подъемной силы способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 при заходе на посадку определяют при аэродинамическом расчете самолета для всех возможных положений механизации крыла и уточняют по результатам летных испытаний.

Фактический коэффициент подъемной силы Cyf определяют по формульной или табличной зависимости от угла атаки способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 f. Типичная зависимость коэффициента подъемной силы самолета Су от угла атаки в посадочной конфигурации показана на фиг.1. Если эта зависимость носит линейный характер, что характерно для прямого крыла, то ее можно представить в форме:

способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706

где способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 - производная коэффициента подъемной силы по углу атаки;

способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 0 - угол атаки, при котором подъемная сила равна нулю.

У стреловидных крыльев эта зависимость, начиная с некоторого угла атаки, носит нелинейных характер. В этом случае указанную зависимость задают в виде таблицы. Или на нелинейном участке выделяют интервалы, на которых можно считать производную способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 постоянной, и определяют Cyf методом кусочно-линейного интегрирования. Можно также представить зависимость Cyf =f(способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 f) в виде полинома некоторой степени.

Затем определяют скорость захода на посадку по формуле:

способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706

Полученное значение выдают экипажу самолета (летчику) на индикацию. Экипаж вводит это значение в автомат тяги путем перемещения (посредством штатного задатчика) индекса заданной скорости на указателе скорости полета. Значение расчетной скорости может быть введено в автомат тяги непосредственно из вычислителя.

Если автомата тяги нет, то летчик устанавливает расчетное значение путем перемещения индекса заданной скорости на указателе скорости полета.

При отсутствии на указателе скорости специального индекса экипаж (летчик) вручную выдерживает расчетную скорость захода на посадку путем перемещения РУД (Рычагов Управления Двигателями).

Метод «скользящего среднего» заключается в следующем.

Сумму измеренных в определенные моменты времени значений параметра делят на количество выполненных измерений на заданном интервале времени. Каждое новое последующее значение прибавляют к имеющейся сумме, последнее старое значение отбрасывают. Количество измерений остается постоянным. Среднее значение параметра на интервале, таким образом, как бы скользит по шкале времени.

Сигналы датчика угла атаки, например, сглаживают этим методом следующим образом.

Предположим, сглаживают 5 последовательных измерений, значения которых следующие:

способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 1=6,4°; способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 2=6,1°; способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 3=5,9°; способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 4=6,7° способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 5=6,6°.

Вычисляют среднее значение:

способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706

В следующий момент времени получают новое значение способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 6=7,5

Вычисляют новое среднее значение, отбрасывая из суммы в числителе последнее старое значение, и прибавляют новое значение:

способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706

В следующий момент времени получают новое значение способ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 7=7,9. Снова среднее значениеспособ определения скорости захода самолёта на посадку по параметрам   полёта, патент № 2444706 И т.д.

В вычислителе таким способом осредняют (сглаживают) не 5 значений, а несколько сотен.

Проведенное моделирование на трех пилотажных стендах показало возможность достоверного определения скорости захода на посадку по параметрам полета в горизонтальном полете, при разворотах с переменной скоростью и при выполнении фигур сложного пилотажа, включая петли Нестерова и бочки. Для посадочной скорости это не важно, это просто демонстрация работы алгоритма в наиболее сложных условиях полета.

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)
Наверх