битумно-минеральная композиция

Классы МПК:C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-05-25
публикация патента:

Изобретение относится к строительству и может быть применено для получения композиционных материалов на основе битумных вяжущих, используемых в дорожных, аэродромных и кровельных покрытиях. Битумно-минеральная композиция включает битумное вяжущее, минеральный заполнитель и минеральный наполнитель. В качестве битумного вяжущего используют нефтяной дорожный битум. В качестве минерального заполнителя - дробленый песок из плотных горных пород фракции 0,16-5,00 мм. В качестве минерального наполнителя используют смесь фосфогипса фракции менее 0,16 мм и известнякового минерального порошка. Соотношение компонентов мас.%: битумное вяжущее - 6,5-7,0; дробленый песок из плотных горных пород - 74,3; фосфогипс - 3,7-3,9; известняковый минеральный порошок - остальное. Полученная композиция имеет повышенную прочность, тепло- и трещиностойкость. 2 табл.

Формула изобретения

Битумно-минеральная композиция, включающая вяжущее - дорожный нефтяной битум, минеральный заполнитель - дробленый песок из плотных горных пород фракции 0,16-5,00 мм и минеральный наполнитель, отличающаяся тем, что в качестве минерального наполнителя содержит смесь фосфогипса фракции менее 0,16 мм и известнякового минерального порошка при следующем соотношении компонентов, мас.%:

битумное вяжущее - нефтяной дорожный битум 6,5-7,0
дробленый песок из плотных горных пород 74,3


минеральный наполнитель:

фосфогипс3,7-3,9
известняковый минеральный порошок остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к строительству и может быть применено для получения композиционных материалов на основе битумных вяжущих, используемых в дорожных, аэродромных, кровельных покрытиях.

Наиболее близкими по технической сущности к предлагаемому изобретению являются горячие асфальтобетонные смеси и асфальтобетон песчаного типа Г, содержащие нефтяной дорожный битум, минеральный заполнитель - дробленый песок из плотных горных пород и наполнитель - известняковый минеральный порошок (ГОСТ 9128-97. Смеси асфальтобетонные, дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия). Техническими условиями вышеуказанного ГОСТа нормируются минимально допустимые значения показателей физико-механических свойств горячих асфальтобетонных смесей песчаного типа Г, регламентируется применение минеральных порошков для этих смесей.

Технический результат изобретения - создание битумно-минеральной композиции повышенной прочности, тепло- и трещиностойкости с использованием высокодисперсных многотоннажных техногенных отходов химического производства фосфорных удобрений - фосфогипса (CaSO4 ·2H2O).

Указанный технический результат достигается тем, что битумно-минеральная композиция, включающая битумное вяжущее, в качестве минерального заполнителя содержит дробленый песок из плотных горных пород фракций от 0,16 до 5,00 мм и наполнитель - в рационально подобранном соотношении смесь фосфогипса фракций менее 0,16 мм и известнякового минерального порошка при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Битумное вяжущее - нефтяной дорожный битум - 6,5-7,0;

Дробленый песок из плотных горных пород - 74,3;

Минеральный наполнитель:

Фосфогипс - 3,7-3,9;

Известняковый минеральный порошок - остальное.

Взятый из отвалов фосфогипс высушивают до стабилизации веса и дополнительно измельчают в шаровой мельнице, рассеивают на фракции и отбирают отсев фракций менее 0,16 мм.

Пример. Были приготовлены составы битумно-минеральных композиций (табл.1). Битумно-минеральная композиция приготавливалась следующим образом: заполнитель, наполнитель и битум нагревались до температуры 155±5°C, смешивались и уплотнялись под прессом при давлении 40 МПа в течение 3 минут в цилиндрических металлических формах (размеры образцов-цилиндров 50×50 мм). Определение физико-механических свойств проводили по ГОСТ 12801-98.

Результаты испытаний битумно-минеральной композиции представлены в табл.2.

Как видно из табл.1 и 2, расход битума в битумно-минеральной композиции принят в пределах 6,5-7,0 мас.%. При расходе битума менее 6,5 мас.%, например 6,0 мас.% (состав 1), снижаются прочностные показатели, теплостойкость, водонасыщение W не удовлетворяет требованиям ГОСТ 9128-97 (табл.2). При содержании битума в смеси более 7,0 мас.%, например 7,5 мас.% (состав 4), снижаются прочностные показатели и коэффициент водостойкости kв.

Содержание фосфогипса в наполнителе принято в пределах 3,7-3,9 мас.%. При содержании фосфогипса в наполнителе менее 3,9 мас.%, например 2,8 мас.% (состав 6), снижается прочность R20 и теплостойкость R50. При содержании фосфогипса в наполнителе более 3,9 мас.%, например 4,8 мас.% (состав 7), ухудшаются прочностные показатели, теплостойкость и водонасыщение.

Из сравнения качества предлагаемых смесей (составы 2 и 3) с прототипом (состав 9, требования ГОСТ 9128-97 для горячих плотных асфальтобетонных смесей типа Г I-III марок) очевидны следующие преимущества перед ним, а именно (в среднем):

на 120,0% повышается предел прочности при сжатии при 20°C R20;

на 76,0% повышается теплостойкость R50;

на 39,0% ниже показатели предела прочности при сжатии при 0°C (R 0), что свидетельствует о повышенной трещиностойкости.

Введение в состав наполнителя (известнякового минерального порошка) фосфогипса в рационально подобранных соотношениях позволяет значительно улучшить прочность, теплостойкость и трещиностойкость предложенных битумно-минеральных композиций, что вместе с тем открывает новую возможность утилизации данного многотоннажного техногенного отхода.

Совокупность вышеперечисленных положительных свойств предлагаемого технического решения позволяет повысить эксплуатационные характеристики и расширить область применения фосфогипса в конструктивных элементах покрытий с использованием предложенных составов битумно-минеральных композиций.

Таблица 1
БИТУМНО-МИНЕРАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Компоненты Содержание, мас.% Прототип
Предлагаемые композиции
12 34 56 78 9
Битум марки БНД 60/906,0 6,5 7,07,5 7,07,0 7,07,0 6,0-9,0
Песок из плотных горных пород фракций 0,16-5,0 мм 74,374,3 74,374,3 74,374,3 74,374,3 66,0-79,0
Фосфогипс фракций менее 0,16 мм 3,93,9 3,93,9 1,92,8 4,85,7 -
Известняковый минеральный порошок ОстальноеОстальное

Таблица 2
БИТУМНО-МИНЕРАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Показатель Физико-механические свойства композиций
Результаты испытаний предлагаемых композиций Прототип
12 34 56 78 9
Прочность при сжатии при 0°C, R0, МПа 6,46,9 8,47,3 8,58,0 7,17,0 Не более 9,0-13,0
Прочность при сжатии при 20°C, R20, МПа 3,24,3 5,64,1 4,54,2 3,93,7 Не менее 2,0-2,5
Прочность при сжатии при 50°C, R50, МПа 1,62,1 2,31,9 2,01,9 1,81,5 Не менее 0,9-1,6
Водонасыщение, W, % 5,53,5 2,92,6 1,82,3 5,06,3 От 1,5 до 4,0
Коэффициент водостойкости, kв 0,90,9 0,90,88 0,950,92 0,870,82 Не менее 0,7-0,95

Класс C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара

способ получения битумно-каучукового вяжущего -  патент 2529552 (27.09.2014)
битумно-уретановое вяжущее и способ его получения -  патент 2527470 (27.08.2014)
квантово-активированная битумная эмульсия -  патент 2525547 (20.08.2014)
способ и устройство для приготовления модифицированных резинобитумных мастик -  патент 2525487 (20.08.2014)
высоконаполненный композиционный материал -  патент 2525074 (10.08.2014)
ресурсосберегающая щебеночно-мастичная смесь для строительства и ремонта дорожных покрытий -  патент 2524081 (27.07.2014)
гидроизоляционный материал -  патент 2522631 (20.07.2014)
способ получения полимерно-битумных композиций -  патент 2522618 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь -  патент 2522497 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь на наномодифицированном вяжущем -  патент 2521988 (10.07.2014)
Наверх