способ балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета при работе на земле

Классы МПК:B64C17/10 перекачка топлива с целью обеспечения балансировки 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "Гражданские самолеты Сухого" (RU),
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-07-21
публикация патента:

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к способу балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета. Способ заключается в том, что при работе на земле в крыльевых топливных баках самолета балансировку осуществляют перекачкой топлива из центрального бака самолета в тот крыльевой бак, в котором топлива меньше. При этом включают насос подачи топлива из центрального топливного бака к двигателю, расположенному со стороны того крыльевого бака, в котором топлива меньше, причем краны подачи топлива к двигателям и кран перекрестного питания находятся в положении «закрыто», топливо через струйный насос перекачки топлива направляют из центрального бака в расходный отсек крыльевого бака и перекачивают необходимое для восстановления балансировки количество топлива в крыльевой бак, в котором топлива было меньше. Технический результат заключается в предотвращении поперечного дисбаланса между левым и правым крыльевыми баками. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. способ балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета   при работе на земле, патент № 2435705

способ балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета   при работе на земле, патент № 2435705

Формула изобретения

1. Способ балансировки запаса топлива при работе на земле в крыльевых топливных баках самолета, топливная система которого содержит центральный топливный бак, правый и левый крыльевые топливные баки, при этом балансировку осуществляют перекачкой топлива из центрального бака самолета в тот крыльевой бак, в котором топлива меньше, отличающийся тем, что включают насос подачи топлива из центрального топливного бака к двигателю, расположенному со стороны того крыльевого бака, в котором топлива меньше, причем краны подачи топлива к двигателям и кран перекрестного питания находятся в положении «закрыто», топливо через струйный насос перекачки топлива направляют из центрального бака в расходный отсек крыльевого бака и перекачивают необходимое для восстановления балансировки количество топлива в крыльевой бак, в котором топлива было меньше.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что контроль запаса топлива в крыльевых баках осуществляют по синоптической странице «Топливо» на экране многофункционального индикатора в кабине экипажа и/или по счетчикам запаса топлива по бакам на лицевой панели фюзеляжного пульта контроля и управления заправкой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к способам поперечной балансировки самолета, осуществляемой посредством перекачки топлива.

Известен способ центровки самолета, включающий поочередную полную или частичную выработку топлива из топливных отсеков планера самолета, сопровождающуюся перекачкой топлива в расходный отсек в процессе потребления из него топлива маршевым двигателем, при этом перекачку топлива в расходный отсек, расположенный вблизи центра тяжести самолета, из других топливных отсеков, кроме последнеочередного-балансировочного, ведут через предрасходный топливный отсек, смежный с расходным отсеком по его задней стенке при непрерывной в продолжение всего полета подаче питания на привод перекачивающего насоса, а перекачку топлива из последнеочередного-балансировочного топливного отсека ведут непосредственно в расходный отсек после понижения в нем уровня топлива, сигнализирующего об окончании выработки топлива из других отсеков (патент РФ на изобретение № 2140377 от 27.10.1999 г., МПК В64С 17/10, B64D 37/00).

Известен способ выработки топлива из топливной системы самолета, содержащей бак, размещенный в центроплане, и размещенные последовательно вдоль каждой консоли крыла три отсека, первый из которых помещен рядом с центропланом, второй - в периферийной части консоли крыла, а третий, разделенный на основной и расходный отсеки, - в ее срединной части. В соответствии с данным способом, обеспечивающим сохранение центровки самолета, сначала вырабатывают бак центроплана, затем вырабатывают топливо из баков, размещенных рядом с центропланом, затем из баков, размещенных на периферии консолей крыла, а потом - в срединной части консолей крыла. Выработку топлива сопровождают межбаковым перемещением топлива, при которой топливо из всех баков перемещают в баки, размещенные в срединной части крыла. Излишки топлива в срединных баках последовательно перенаправляют в периферийные баки крыла, в баки, размещенные рядом с центропланом, и в бак центроплана. Перемещение топлива обеспечивают перекачкой топлива или переливанием его под действием гравитационных сил. Система включает в себя магистрали перекачки топлива, верхние и нижние переливные каналы, обеспечивающие межбаковые перемещения топлива. В первом варианте предусматривается перемещение топлива из всех баков в основные отсеки баков, размещенных в срединной части крыла, из которых топливо перемещается в расходные отсеки. Во втором варианте предусматривается перемещение топлива из всех баков непосредственно в расходные отсеки системы (патент РФ № 2323134 C1, 27.04.2008).

Данный способ центровки принят за ближайший аналог к предлагаемому.

Известные аналоги, в том числе и ближайший, не обеспечивают балансировку запаса топлива в крыльевых баках самолета при работе на земле с использованием только штатных агрегатов топливной системы самолета.

Необходимость решения задачи обеспечения балансировки на земле запаса топлива в крыльевых баках самолета обусловлена следующим.

На самолетах действует ограничение поперечного дисбаланса, который возникает, в основном, из-за разницы запаса топлива между левым и правым крыльевыми баками. При дисбалансе, превышающем допустимое значение, вылет запрещается. Наиболее вероятной причиной возникновения дисбаланса является продолжительная работа вспомогательной силовой установки самолета при проведении подготовки самолета к вылету: проверка оборудования, охлаждение или обогрев салона пассажиров и т.п., поскольку штатное питание топливом вспомогательной силовой установки производится от вспомогательного насоса подкачки одного из крыльевых баков. В случае наличия дисбаланса при включении бортового питания срабатывает система предупреждающей сигнализации, сообщающая экипажу о наличии дисбаланса топлива в крыльевых баках.

Заявленное изобретение направлено на решение задачи предотвращения поперечного дисбаланса, возникающего из-за разницы запаса топлива между левым и правым крыльевыми топливными баками, осуществляемого без применения наземных средств (для слива или дозаправки топлива) или выжигания топлива при работе двигателя.

Предложенная группа изобретений (варианты способа балансировки запаса топлива в крыльевых баках при работе на земле) предназначена для реализации на самолете с топливной системой, описанной в патенте РФ № 2323134 С1, 27.04.2008 (ближайший аналог), или подобной ей.

Заявленное изобретение относится к случаю, когда в центральном баке, при наличии в нем топлива, недостаточно свободного объема, чтобы принять излишки топлива из левого или правого крыльевого бака.

Контроль запаса топлива при этом в баках ведется по синоптической странице «Топливо» на экране многофункционального индикатора в кабине экипажа и/или по счетчикам запаса топлива по бакам на лицевой панели фюзеляжного пульта контроля и управления заправкой.

В случае недостаточности свободного объема в центральном баке для перекачки в него топлива из левого крыльевого бака включается насос подачи топлива правого крыльевого бака, в котором топлива меньше. После включения насоса топливо от него поступает на струйный насос перекачки топлива из центрального бака в правый крыльевой бак. Струйный насос перекачивает необходимое количество топлива в правый крыльевой бак до восстановления балансировки и снятия сигнала дисбаланса.

В случае недостаточности свободного объема в центральном баке для перекачки в него топлива из правого крыльевого бака включается насос подачи топлива левого крыльевого бака, в котором топлива меньше. После включения насоса топливо от него поступает на струйный насос перекачки топлива из центрального бака в левый крыльевой бак. Струйный насос перекачивает необходимое количество топлива в левый крыльевой бак до восстановления балансировки и снятия сигнала дисбаланса.

Краны подачи топлива к двигателям находятся в положении «закрыто».

Техническим результатом от использования заявленной группы изобретений является упрощение способа поперечной балансировки самолета на земле, т.е. устранения поперечного дисбаланса, возникшего вследствие разницы запаса топлива между левым и правым крыльевыми баками. Результат достигается за счет использования штатных агрегатов самолета, которые предназначены для заправки и слива топлива на земле, выработки топлива и балансировки запаса топлива в крыльевых баках в полете и которые используются для балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета при работе на земле. Тем самым исключается необходимость использования специального наземного оборудования для слива излишков топлива из бака или их дозаправка топливозаправочными средствами. Исключается также необходимость сжигания избыточного, с точки зрения балансировки, запаса топлива в крыльевых баках.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена принципиальная схема топливной системы самолета, при работе которой осуществляется заявленный способ балансировки запаса топлива.

Топливная система самолета (патент РФ № 2323134 С1, 27.04.2008) включает центральный топливный бак 1, размещенный в центроплане, и крыльевые топливные баки 2, размещенные в консолях крыла. Крыльевой топливный бак каждой консоли крыла включает (по порядку выработки топлива в полете) первый отсек 3, прилегающий к центроплану, второй отсек 4, размещенный на периферии консоли крыла, третий отсек 5, размещенный между первым 3 и вторым 4 отсеками. В третьем отсеке 5 каждой консоли размещены расходные отсеки 6. Из расходных отсеков 6 топливо подступает к насосам подачи топлива к двигателям.

Топливная система включает также

- линию 7 подачи топлива в левый двигатель;

- линию 8 подачи топлива в правый двигатель;

- защитные фильтры 26, установленные в расходных отсеках 6, соединенные с линиями подачи топлива к насосам 10, 11 и далее к двигателям;

- электроприводные насосы 10 и 11 подачи топлива по линиям 7 и 8 из расходных отсеков 6 левого и правого крыльевых баков к левому и правому двигателям;

- линии 9 перекачки топлива из центрального бака 1 в расходные отсеки 6 левого и правого крыльевых баков;

- электроприводной перекрывной кран 12 подачи топлива к левому двигателю, установленный в линии 7;

- электроприводной перекрывной кран 13 подачи топлива к правому двигателю, установленный в линии 8;

- линию 14 заправки и централизованного слива топлива, при этом вход линии соединен со штуцером заправки 15, а выходы линии 14 соединены с каждой крыльевым баком 2 через краны заправки 22, 23 и с центральным баком 1 через кран заправки 27;

- электроприводной кран заправки 22 левого крыльевого бака;

- электроприводной кран заправки 23 правого крыльевого бака;

- электроприводной кран заправки 27 центрального бака;

- штуцер заправки 15, представляющий собой подпружиненный тарельчатый обратный клапан, установленный в линии заправки 14;

- струйный (эжекторный) насос 16, установленный в линии 9 перекачки топлива из центрального бака 1 в расходный отсек 6 левого крыльевого бака 2;

- струйный (эжекторный) насос 17, установленный в линии 9 перекачки топлива из центрального бака 1 в расходный отсек 6 правого крыльевого бака 2;

- электроприводной кран 18 централизованного слива топлива, установленный в линии 14 заправки и централизованного слива топлива;

- электроприводной кран 19 перекрестного питания топливом, объединяющий линии 7 и 8 подачи топлива в левый и правый двигатели;

- верхние переливные каналы 25;

- нижние переливные каналы 24.

Верхние переливные каналы 25 предназначены для соединения расходного отсека с третьим отсеком каждой консоли крыла, а также для соединения третьего отсека 5 со вторым отсеком 4, второго отсека 4 с первым отсеком 3, а первых отсеков обеих консолей крыла 2 с центральным баком 1. Верхние переливные каналы, соединяющие первые отсеки 3 с центральным топливным баком 1, снабжены обратными клапанами, допускающими возможность перелива топлива из первых отсеков 3 в центральный топливный бак 1 и исключающими перелив топлива в обратном направлении.

Нижние переливные каналы 24 предназначены для соединения вторых и первых отсеков 4 и 3 с третьими отсеками 5 и отсека 5 с расходным отсеком 6 каждой консоли крыла 2, причем нижние переливные каналы снабжены обратными клапанами, обеспечивающими возможность перемещения самотеком топлива из вторых и первых отсеков 4 и 3 в третьи отсеки 5, из третьего отсека 5 в расходный отсек 6 и исключающими перемещение топлива в обратном направлении.

Органы управления кранами заправки и краном централизованного слива расположены на лицевой части пульта заправки и слива 20.

Органы управления краном перекрестного питания топливом 19 и насосами 10 и 11 подачи топлива к двигателям расположены на лицевой части пульта 21 управления топливной системой.

Перекрывные краны 12, 13 подачи топлива к двигателям при реализации любого из вариантов способа балансировки топлива в крыльевых баках закрыты, штуцер заправки может быть открыт только при стыковке его с рукавом заправки, контроль запаса топлива в топливных баках осуществляется по цифровым счетчикам на пульте управления заправкой и сливом 20 или по счетчикам запаса топлива по бакам и баковым секциям на синоптической странице «Топливо» многофункционального индикатора (на схеме условно не показаны).

Балансировка запаса топлива в крыльевых баках при работе на земле осуществляется следующим образом.

Изобретение предназначено для случая, когда в центральном баке отсутствует достаточный свободный объем для слива топлива из крыльевого бака в центральный бак до восстановления баланса топлива, но при этом в центральном баке достаточно топлива для восстановления баланса при перекачке топлива из центрального бака в крыльевой бак, в котором топлива меньше.

В случае, когда топлива меньше в левом крыльевом баке, на пульте управления топливной системой 21 включают электроприводной насос 10. Топливо от насоса 10 под давлением подается на струйный насос 16 перекачки топлива, который, в свою очередь, по линии перекачки 9 перекачивает необходимое для восстановления балансировки количество эжектируемого топлива из центрального бака 1 в расходный отсек 6 левого крыльевого бака 2. После восстановления баланса запаса топлива в крыльевых баках насос 10 выключается.

Аналогичная схема работы производится, когда запас топлива меньше в правом крыльевом баке. При этом включается электроприводной насос 11 подачи топлива к правому двигателю, и перекачка топлива производится из центрального бака 1 в правый крыльевой бак 2 струйным насосом 17 по линии перекачки 9.

Класс B64C17/10 перекачка топлива с целью обеспечения балансировки 

система и способ контроля перекачки топлива -  патент 2482998 (27.05.2013)
способ регулирования положения центра тяжести воздушного судна -  патент 2482023 (20.05.2013)
испытательное устройство для тестирования системы дополнительных центральных топливных баков воздушного судна -  патент 2452668 (10.06.2012)
способ балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета при работе на земле (варианты) -  патент 2438928 (10.01.2012)
способ балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета при работе на земле (варианты) -  патент 2435706 (10.12.2011)
способ балансировки запаса топлива в крыльевых баках самолета при работе на земле (варианты) -  патент 2403179 (10.11.2010)
способ центровки самолета и система управления выработкой топлива на самолете -  патент 2140377 (27.10.1999)
Наверх