способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике электровоза и устройство для его осуществления

Классы МПК:H02M7/155 с использованием только полупроводниковых приборов
H02M7/162 в мостовой схеме
H02M7/12 выполненных на газоразрядных, электронных или полупроводниковых приборах с управляющим электродом 
B60L9/12 с помощью статических преобразователей 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутский государственный университет путей сообщения" (ИрГУПС (ИрИИТ)) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-03-16
публикация патента:

Изобретение относится к области преобразовательной техники и может быть использовано на электроподвижном составе. Техническим результатом является повышение качества электроэнергии; увеличение срока службы изоляции электрических машин и аппаратов; повышение надежности работы устройств сигнализации, централизации, блокировки, автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия, системы управления преобразователями электровоза, релейной защиты, автоматики, связи и вычислительной техники. В способе и устройстве снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике электровоза производят задержку управления плечами преобразователя, равную полупериоду собственных колебаний напряжения тяговой сети. Собственные колебания в контактной сети выявляют через спектральный анализ. Спектральный анализ напряжения контактной сети производят на базе микроконтроллеров, используя быстрое преобразование Фурье. Напряжение контактной сети через датчик напряжения поступает на вход блока согласования датчика напряжения с микроконтроллера. Микроконтроллер по заданному алгоритму осуществляет спектральный анализ гармонических колебаний питающей сети, выделяет гармонику с наибольшей амплитудой и производит расчет изменения угла запаздывания включения плеч выпрямительно-инверторного преобразователя (ВИП) импульсами с фазой способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р. По сигналам блока управления ВИП происходит чередование и распределение импульсов управления по ВИП-ам и их плечам. Созданная адаптивная система разнофазного управления ВИП электровоза позволяет независимо от места расположения электровоза на фидерной зоне (изменения параметров контактной сети) максимально уменьшать амплитуды искажающих напряжение гармоник, соответствующих частотам этих колебаний, что ведет к снижению коэффициента искажения синусоидальности кривой напряжения и, в целом, к повышению качества электрической энергии в контактной сети. Для того чтобы внешняя характеристика преобразователя снижалась незначительно, необходимо так же, как и в типовом способе, чередовать отклонения регулируемого угла для каждой секции в разные полупериоды. 2 н.п. ф-лы, 8 ил.

способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288

Формула изобретения

1. Способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике электровоза, представляющий собой алгоритм разнофазного управления выпрямительно-инверторного преобразователя электровоза по углу способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 0 и способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р с постоянным разнесением во времени начал, а также окончаний коммутации различных групп преобразователей (угол задержки - способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад) на 8-9 электрических градусов и чередованием задержки по секциям электровоза в различные полупериоды напряжения, отличающийся тем, что используется адаптивное разнофазное управление плечами преобразователя с переменным углом задержки (способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад~), равным полупериоду собственных колебаний напряжения тяговой сети, выявлять длительность которых предлагается, используя адаптивную систему управления, с совместным использованием алгоритма управления плечами преобразователя с применением диодного разрядного плеча.

2. Устройство снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике электровоза для осуществления заявленного способа, отличающийся тем, что адаптивная система управления изменения угла регулирования способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 p изготовлена на базе контроллеров или микропроцессоров, в которых напряжение контактной сети через датчик поступает на вход блока согласования датчика напряжения с контроллером или микропроцессором, который по заданному алгоритму осуществляет спектральный анализ гармонических колебаний питающей сети, выделяет гармонику с наибольшей амплитудой и производит расчет изменения фазы угла регулирования, подаваемого на плечи выпрямительно-инверторного преобразователя.

Описание изобретения к патенту

Способ предназначен для использования на электроподвижном составе и относится, к алгоритму управления исполнительным устройством - выпрямительно-инверторным преобразователем напряжения.

Применение тиристорных выпрямителей в статических преобразователях электровозов однофазно-постоянного тока (иная формулировка однофазного синусоидального тока промышленной частоты 50 Гц) в России и за рубежом дало возможность производить управление коллекторными тяговыми двигателями путем плавной регулировки напряжения на них. Это осуществляется изменением моментов отпирания соответствующих плеч выпрямительно-инверторного преобразователя (ВИП) электровоза в пределах периода питающего напряжения (фиг.1).

Однако эксплуатация таких электровозов, наряду с достоинствами силовых схем тиристорных преобразователей, выявила и ряд их недостатков по сравнению с электровозами, оборудованными неуправляемыми полупроводниковыми диодами. Вопросы надежности работы технических средств электровозов всегда были актуальными, и им уделялось большое внимание в научных исследованиях [1].

Согласно штатному алгоритму (фиг.2) работы системы управления электровозов с плавным регулированием напряжения (ВЛ80Р, ВЛ85 и другие электровозы с тиристорными преобразователями) коммутация тока всех ВИП обеих секций происходит одновременно. В момент начала коммутации часть обмоток тягового трансформатора каждой секции электровоза начинает работать в режиме короткого замыкания. Одновременное начало коммутации всех преобразователей обусловливает резкое уменьшение напряжения на токоприемнике. Однако мгновенного снижения напряжения не происходит, так как вследствие наличия в тяговой сети распределенных индуктивностей и емкости возникают свободные колебания напряжения (первый закон коммутации). Электромагнитные колебания, возникающие в результате этого, разделяются на два типа: естественная коммутация (1) и коммутация при фазовом регулировании напряжения на тяговом электрическом двигателе (2) (фиг.3).

Известен способ управления тиристорными преобразователями электровоза (фиг.4) [2] с применением разрядного диодного плеча, позволяющий снизить электромагнитные колебания напряжения в зоне естественной коммутации (основной коммутации) (1 на фиг.3). Но при использовании данного алгоритма задачу улучшения качества напряжения в контактной сети удалось решить только при протекании основной коммутации тока тиристоров плеч ВИП, а при фазовом регулировании (2 на фиг.3) на каждой зоне свободные колебания остались без изменения и могли в амплитуде достигать напряжения питающей сети.

Наиболее близким техническим решением стал способ разнофазного управления (РФУ), предложенный сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) [3], заключающийся в разнесении во времени начал, а также окончаний коммутации различных групп преобразователей (на 8-9 электрических градусов по углам способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 0 и способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 p) (фиг.5). В теории это должно было позволить снизить вынужденный скачок напряжения при включении и выключении каждой группы преобразователей и амплитуду свободных колебаний напряжения на токоприемнике. Однако на практике способ, предложенный ВНИИЖТом не получил распространения ввиду наличия существенных недостатков.

Основные недостатки существующего способа РФУ:

- разнофазность управления достигается постоянным увеличением угла открытия тиристоров преобразователя на 8-9 электрических градусов (как по углам способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 0, так и по способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р), а это в свою очередь значительно снижает внешние характеристики преобразователя (ВИП);

- снижение коэффициента мощности электровоза при реализации предлагаемого алгоритма;

- мощность электровоза в часовом и продолжительном режиме несколько ниже, чем при типовом способе управления, происходит и некоторое снижение скорости;

- постоянство сдвига угла открытия тиристоров преобразователя на 8-9 электрических градусов не дает полного эффекта снижения высокочастотных колебаний напряжения контактной сети из-за изменения индуктивности и емкости тяговой сети (в зависимости от удаления от тяговой подстанции).

Предлагается способ РФУ с использование разрядного диодного плеча [3], позволяющего отказаться от использования в алгоритме управления способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад для способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 0, и с использованием адаптивной системы (фиг.6). Предлагается производить задержку управления плечами преобразователя, равной полупериоду собственных колебаний напряжения тяговой сети. Собственные колебания в контактной сети планируется выявлять через спектральный анализ. Спектральный анализ напряжения контактной сети предполагается производить на базе микроконтроллеров, используя быстрое преобразование Фурье (БПФ). Напряжение контактной сети через датчик напряжения (3) поступает на вход блока согласования датчика напряжения (4) с микроконтроллером (5). Микроконтроллер (5) по заданному алгоритму осуществляет спектральный анализ гармонических колебаний питающей сети, выделяет гармонику с наибольшей амплитудой и производит расчет изменения угла запаздывания включения плеч ВИП импульсами с фазой способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р. По сигналам блока управления ВИП (БУВИП) (гальваническая развязка и выходные ключи) (6) происходит чередование и распределение импульсов управления по ВИПам и их плечам. Датчик напряжения (3), блок согласования датчика напряжения (4), микроконтроллер (5), блоки гальванической развязки и выходных ключей (6) запитываются от источника питания (7).

Созданная адаптивная система разнофазного управления ВИП электровоза позволяет независимо от места расположения электровоза на фидерной зоне (изменения параметров контактной сети) максимально уменьшать амплитуды искажающих напряжение гармоник, соответствующих частотам этих колебаний, что ведет к снижению коэффициента искажения синусоидальности кривой напряжения и, в целом, к повышению качества электрической энергии в контактной сети.

Для того чтобы внешняя характеристика преобразователя снижалась незначительно, необходимо так же как и в способе-прототипе [3], чередовать отклонения регулируемого угла для каждой секции в разные полупериоды (фиг.7).

Работа предлагаемого алгоритма (фиг.8) заключается в следующем:

- на 1-й зоне регулирования:

На первой секции в первый полупериод питающего напряжения на тиристорное плечо V3 и V6 (VS3, VS6 на фиг.1) подается импульс управления способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 p, a на соответствующее плечо второй секции подается импульс способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р+способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад~ (знак «~» означает, что значение угла способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад является переменным, т.е. рассчитывается адаптивной системой, в зависимости от положения электровоза на фидерной зоне). На способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 0 задержанный импульс не подается, т.к. отрицательный участок напряжения (1 на фиг.3) замыкается на разрядное диодное плечо [3]. Во второй полупериод, для того чтобы не снижалась внешняя характеристика преобразователя, наоборот, на первой секции на тиристорное плечо V4, V5 подается импульс управления способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р+способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад~, в то же время на второй секции на эти же плечи подается импульс способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 p.

- на 2-й зоне регулирования:

На первой секции в первый полупериод питающего напряжения на тиристорное плечо V1 (VS1 на фиг.1) подается импульс управления способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 p, а на соответствующее плечо второй секции подается импульс способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р+способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад~ (знак «~» означает, что значение угла способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад является переменным, т.е. рассчитывается адаптивной системой, в зависимости от положения электровоза на фидерной зоне). На способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 0 задержанный импульс не подается, т.к. отрицательный участок напряжения (1 на фиг.3) замыкается на разрядное диодное плечо [3]. Во второй полупериод, для того чтобы не снижалась внешняя характеристика преобразователя, наоборот, на первой секции на тиристорное плечо V2 подается импульс управления способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р+способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад~, в то же время на второй секции на это же плечо подается импульс способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 p.

- на 3-й зоне регулирования:

На первой секции в первый полупериод питающего напряжения на тиристорное плечо V3 (VS3 на фиг.1) подается импульс управления способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р, а на соответствующее плечо второй секции подается импульс способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р+способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад~ (знак «~» означает, что значение угла способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад является переменным, т.е. рассчитывается адаптивной системой, в зависимости от положения электровоза на фидерной зоне). На способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 0 задержанный импульс не подается, т.к. отрицательный участок напряжения (1 на фиг.3) замыкается на разрядное диодное плечо [3]. Во второй полупериод, для того чтобы не снижалась внешняя характеристика преобразователя, наоборот, на первой секции на тиристорное плечо V4 подается импульс управления способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р+способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад~, в то же время на второй секции на это же плечо подается импульс способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р.

- на 4-й зоне регулирования:

На первой секции в первый полупериод питающего напряжения на тиристорное плечо V1 (VS1 на фиг.1) подается импульс управления способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р, а на соответствующее плечо второй секции подается импульс способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р+способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад~ (знак «~» означает, что значение угла способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад является переменным, т.е. рассчитывается адаптивной системой, в зависимости от положения электровоза на фидерной зоне). На способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 0 задержанный импульс не подается, т.к. отрицательный участок напряжения (1 на фиг.3) замыкается на разрядное диодное плечо [3]. Во второй полупериод, для того чтобы не снижалась внешняя характеристика преобразователя, наоборот, на первой секции на тиристорное плечо V2 подается импульс управления способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 р+способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 зад~, в то же время на второй секции на это же плечо подается импульс способ снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике   электровоза и устройство для его осуществления, патент № 2435288 p.

Предлагаемый способ реализации РФУ позволит исключить вышерассмотренные недостатки.

Технический результат при реализации предлагаемого способа снижения послекоммутационных колебаний напряжения на токоприемнике электровоза:

- повышается качество напряжения в контактной сети;

- продлится срок службы изоляции электрических машин и аппаратов;

- повысится надежность работы устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ), автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия (АЛСН), системы управления преобразователями электровоза, релейной защиты, автоматики, связи и вычислительной техники.

Список литературы

1. Тихменев Б.Н., Кучумов В.А. Электровозы переменного тока с тиристорными преобразователями. - М.: Транспорт, 1988. - 311 с.

2. Способ управления многозонным выпрямителем однофазного переменного тока. Пат. № 2322749, Рос. Федерация: № 2006140957/09, МПК Н02М 5/42/; заявл. 20.11.06; опубл. 20.04.2008.

3. Кучумов В.А., Находкин В.В., Широченко Н.Н. Технико-экономические показатели тиристорных электровозов переменного тока с разнофазным управлением. // Вестник Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института электровозостроения. 1987. № 3. С.15-18.

Класс H02M7/155 с использованием только полупроводниковых приборов

бестрансформаторный преобразователь напряжения -  патент 2513185 (20.04.2014)
импульсный регулятор постоянного напряжения -  патент 2505913 (27.01.2014)
бестрансформаторный источник постоянного тока -  патент 2484575 (10.06.2013)
способ управления двунаправленными ключами в трехфазном трехуровневом полупроводниковом выпрямителе с емкостным делителем напряжения -  патент 2473164 (20.01.2013)
способ управления зависимым инвертором однофазного переменного тока -  патент 2469458 (10.12.2012)
преобразователь переменного напряжения в постоянное -  патент 2460202 (27.08.2012)
корректор коэффициента мощности -  патент 2457604 (27.07.2012)
бестрансформаторный источник постоянного тока -  патент 2451384 (20.05.2012)
способ и устройство регулирования мощности нагрузки -  патент 2427878 (27.08.2011)
преобразователь переменного напряжения в постоянное (варианты) -  патент 2408131 (27.12.2010)

Класс H02M7/162 в мостовой схеме

двадцатичетырехфазный преобразователь трехфазного напряжения в постоянное -  патент 2521870 (10.07.2014)
преобразователь трехфазного переменного напряжения -  патент 2487457 (10.07.2013)
реверсивный однофазный мостовой транзисторный преобразователь -  патент 2485664 (20.06.2013)
устройство для гибкой передачи энергии и для устранения обледенения высоковольтной линии с помощью постоянного тока -  патент 2457605 (27.07.2012)
способ и устройство регулирования мощности нагрузки -  патент 2427878 (27.08.2011)
способ синхронизации цифровой системы управления -  патент 2417507 (27.04.2011)
преобразователь переменного тока в постоянный с 18-кратной частотой пульсации -  патент 2414044 (10.03.2011)
восемнадцатифазный преобразователь трехфазного напряжения в постоянное -  патент 2408970 (10.01.2011)
двадцатичетырехфазный преобразователь трехфазного напряжения в постоянное -  патент 2405240 (27.11.2010)
способ регулирования уровня выпрямленного напряжения p-пульсного вентильного преобразователя -  патент 2405239 (27.11.2010)

Класс H02M7/12 выполненных на газоразрядных, электронных или полупроводниковых приборах с управляющим электродом 

изоляция в системе передачи электроэнергии -  патент 2523016 (20.07.2014)
устройство синхронизации для систем электропитания с нулевым проводом -  патент 2515286 (10.05.2014)
двенадцатифазный повышающий автотрансформаторный преобразователь числа фаз -  патент 2510568 (27.03.2014)
способ управления преобразователем частоты -  патент 2482595 (20.05.2013)
двадцатичетырехпульсный преобразователь -  патент 2474034 (27.01.2013)
понижающий преобразователь переменного напряжения в постоянное -  патент 2470450 (20.12.2012)
преобразователь трехфазного переменного напряжения в постоянное (варианты) -  патент 2469457 (10.12.2012)
контроллер для электрического транспортного средства, работающего от переменного тока -  патент 2467461 (20.11.2012)
устройство источника питания постоянного тока -  патент 2437204 (20.12.2011)
способ ограничения повреждения выпрямителя тока, имеющего силовые полупроводниковые приборы, при коротком замыкании в промежуточном контуре постоянного напряжения -  патент 2430461 (27.09.2011)

Класс B60L9/12 с помощью статических преобразователей 

устройство для компенсации реактивной мощности -  патент 2506677 (10.02.2014)
многозонный выпрямительно-инверторный преобразователь и способ управления преобразователем -  патент 2498490 (10.11.2013)
устройство для энергопитания длинной статорной обмотки с несколькими секциями обмотки -  патент 2491695 (27.08.2013)
устройство управления для электродвигателя -  патент 2486658 (27.06.2013)
устройство и схема управления силовым электронным компонентом, соответствующие способ управления и пусковое устройство -  патент 2485678 (20.06.2013)
система подвижного состава и способ ее управления -  патент 2482977 (27.05.2013)
устройство преобразования мощности -  патент 2481693 (10.05.2013)
способ стабилизации оптимальной угловой скорости якоря электрогенератора силовой установки при рекуперации кинетической энергии торможения -  патент 2476331 (27.02.2013)
способ увеличения коэффициента мощности и устройство для его реализации -  патент 2464697 (20.10.2012)
способ управления четырехквадрантным преобразователем электровоза -  патент 2464621 (20.10.2012)
Наверх