способ предотвращения распространения пожара на торфяниках

Классы МПК:A62C3/02 при возгораниях на больших площадях, например лесных или подземных пожаров
Патентообладатель(и):Заболотных Андрей Владимирович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-10-14
публикация патента:

Изобретение относится к способам тушения пожаров и может найти применение при предотвращении распространения пожара на торфяниках. Способ предотвращения распространения пожара на торфяниках включает устройство траншей, которые роются в зимний период, а вода доставляется в прорытые траншеи зимой в виде снега, вывозимого с территории населенных пунктов или прилегающих территорий, после чего снег трамбуется. После окончания зимних снегопадов снежный вал укрывают светоотражающей водонепроницаемой пленкой, слоем грунта или тонкодисперсного золошлакового материала для сохранения снега в летнее время. При приближении пожара снег интенсивно тает, увлажняя торф на всю глубину залегания, предотвращая распространение пожара. Изобретение позволяет упростить и удешевить способ, повысить эффективность защиты объектов от распространения огня при пожарах на торфяниках при любой мощности торфяного слоя.

Формула изобретения

Способ предотвращения распространения пожара на торфяниках, включающий устройство траншей, отличающийся тем, что траншеи роются в зимний период, а вода доставляется в прорытые траншеи зимой в виде снега, вывозимого с территории населенных пунктов или прилегающих территорий, после чего снег трамбуется, а по поверхности устраивается снежный вал, укрываемый негорючей светоотражающей водонепроницаемой пленкой, тонкодисперсным золошлаковым материалом или слоем грунта, забираемым на месте землеройно-метательной машиной.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам тушения пожаров и может найти применение при борьбе с пожарами на торфяниках и их предотвращении.

Известен способ предотвращения распространения пожара на торфяниках, включающий устройство разрывных полос, подвод к ним воды и формирование увлажненной зоны рыхлением торфа и опрыскиванием водой разрыхленной торфяной крошки [1] (патент РФ № 2190441, МКИ А62С 3/02, БИ № 28, 2002). Недостатком этого способа является невозможность обеспечить увлажнение торфа при мощности торфяного слоя более 1-1,5 м. Кроме того, влагоемкость торфа превышает 200%, поэтому при моментальном опрыскивании торфяной крошки невозможно обеспечить достаточно высокую степень ее увлажнения.

Известен способ предотвращения распространения пожара на торфяниках, включающий устройство разрывных полос, подвод к ним воды, формирование увлажненной зоны путем прокладывания кротодренов, в которые подают воду, а поверхность разрывных полос над кротодренами рыхлят для консервации поданной воды [2] (патент РФ № 2247585, МПК А62С 3/02, опубл. 20.03.2005). Данный способ принят в качестве прототипа.

Недостатками этого способа являются существенные материальные и трудозатраты по прокладке кротодренов, установке водораспределительных и водосборных коллекторов, насосной станции на водоисточнике и строительству трубопроводов к ней. Все оборудование должно быть защищено от промерзания и последующего повреждения в зимний период. Способ описывает создание разрывных полос только вокруг хозяйственных объектов и населенных пунктов, так как крайне затруднен на уже горевших торфяниках из-за невозможности проезда кротодренажной техники ввиду образовавшихся пустот. Кроме того, рыхление поверхностного слоя нарушает капиллярный ток воды к поверхности полосы на короткий период, под воздействием осадков и солнца грунт уплотняется и требует повторного рыхления. При непосредственной близости пожара разрывную полосу необходимо прикатывать, что при сильной жаре приводит к высыханию поверхности и распространению низового пожара в ветреную погоду поверх грунта.

Устранить эти недостатки позволяет предлагаемый способ предотвращения распространения пожара на торфяниках, включающий деление площади торфяника на зоны с выделением наиболее пожароопасных участков в предыдущие периоды, создания траншеи, засыпанной утрамбованным снегом и снежного вала над ней. Летом и осенью производится разметка будущих траншей, возможных подземных пустот и мест, опасных для проезда тяжелой техники. В зимнее время по всему периметру торфяника и на подъездах к зонам отсыпают зимние дороги, используя снег, вывозимый с территории населенных пунктов и иных территорий. Дороги трамбуются гусеничной техникой. По границам зон по мере промерзания грунта производится устройство траншей и заполнение их утрамбованным снегом. Поверх траншей сооружают вал высотой 4-5 метров из утрамбованного снега. После окончания зимних снегопадов снежный вал укрывают светоотражающей водонепроницаемой негорючей пленкой, слоем грунта или тонкодисперсного золошлакового материала (многотонного отхода ТЭЦ) для сохранения снега в летнее время.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение эффективности, упрощение и удешевление способа предотвращения распространения торфяных пожаров.

Сущность способа заключается в том, что доставка воды для увлажнения торфа и обводнения территорий производится в виде снега в зимний период даже в места, не доступные для тяжелой техники летом; устройство траншей, заполнение их утрамбованным снегом и создание над ними снежного вала, что позволяет обеспечить увлажнение всей толщи торфяного слоя; укрытие снежного вала позволяет сохранить увлажнение в течение летних месяцев. При приближении пожара снег интенсивно тает, усиливая увлажнение торфа в глубине, а вал предотвращает распространение тления на поверхности.

Предлагаемый способ предотвращения распространения пожара на торфяниках осуществляется следующим образом.

На торфяных осушенных болотах, вокруг хозяйственных объектов и населенных пунктов в летне-осенний период производится разметка окрашенными вешками зон с выделением наиболее пожароопасных участков, мест для создания зимних дорог. Кроме того, производится разметка будущих траншей, возможных подземных пустот и мест, опасных для проезда тяжелой техники. В зимнее время по всему периметру торфяника и на подъездах к зонам отсыпают зимние дороги, используя снег, вывозимый с территории населенных пунктов и иных территорий. Дороги трамбуются гусеничной техникой. По границам зон по мере промерзания грунта производится устройство траншей. Затем производится заполнение траншей утрамбованным снегом. Поверх траншей сооружают вал высотой 4-5 метров из утрамбованного снега. Места, опасные для проезда грузовиков, и подземные пустоты засыпают снегом путем сдвигания снежного вала и последующей трамбовкой с помощью гусеничной техники без создания траншей до полного прекращения проседания снега с последующим созданием (после промерзания) снежного вала над этими местами. После окончания зимних снегопадов снежный вал укрывают светоотражающей водонепроницаемой негорючей пленкой, слоем тонкодисперсного золошлакового материала (многотонного отхода ТЭЦ) или грунтом, забираемым на месте землеройно-метательной машиной для сохранения снега в летнее время. При приближении очага пожара снег интенсивно тает, усиливая увлажнение торфа в глубине, а вал предотвращает распространение тления на поверхности; воздух насыщается водяным паром, что препятствует распространению верхового пожара. При создании противопожарных полос вокруг защищаемых объектов наиболее эффективно снежный вал создавать на просеках, ориентированных с востока на запад вдоль южного края леса. В этом случае снег находится в тени большую часть дня. Запасы воды в виде утрамбованного снега могут быть использованы для тушения низовых пожаров в близлежащих очагах пожара. После распиливания ручной или бензопилой снежные блоки могут транспортироваться даже вручную в труднодоступных для техники местах.

Повышение эффективности способа достигается тем, что вода сохраняется в глубине траншей в виде перемороженного зимой утрамбованного снега и увлажняет торф лишь при прогреве почвы, что сохраняет влагу дольше; слой горючих материалов на поверхности надежно укрыт снегом; эффективность увлажнения не уменьшается, а повышается при прогреве почвы; эффективность способа может быть увеличена расширением и увеличением высоты снежного вала, запасы которого практически неисчерпаемы и легкодоступны.

Упрощение способа достигается тем, что тщательная расчистка противопожарных полос не обязательна, так как снег может укладываться поверх мелколесья и невысоких пней в местах, где расчистка и устройство траншей затруднено (в этом случае высота снежного вала должна быть выше); по мере промерзания утрамбованного снега (создания зимних проездов) снег может транспортироваться через болотистые участки в места, не доступные для техники в летнее время.

Удешевление способа достигается тем, что снег доставляется на противопожарные полосы одновременно с вывозом его с улиц городов и расчисткой автотрасс; не требуется дополнительного оборудования (кротодренов, водораспределительных и водосборных коллекторов, насосной станции, трубопроводов). В случае вывоза снега с территории города отпадает необходимость плавления снега на плавильных пунктах, что не только дает дополнительный экономический эффект, но и позволяет уменьшить выбросы выхлопных газов грузовиков, вывозящих снег на городские снегоплавильные пункты, уменьшить пробки на улицах городов, то есть улучшить экологию. Снег также может доставляться во время расчистки автомобильных дорог вблизи района создания противопожарного снежного вала.

Результатами, обеспечиваемыми приведенной совокупностью признаков, являются: предотвращение распространения торфяных пожаров; существенная экономия материальных и трудозатрат на тушение торфяных пожаров; облегчение тушения возникших очагов возгорания в труднодоступных для техники местах при использовании запасов снега.

Существенными признаками, характеризующими данное изобретение и отличающими его от прототипа, являются: отказ от использования дорогостоящего оборудования; использование снега, запасы которого практически неисчерпаемы и легкодоступны; использование техники, не требующей тщательной подготовки противопожарных полос для проезда; создание противопожарных полос в местах, не доступных в летнее время; укрытие противопожарной полосы негорючей светоотражающей водонепроницаемой пленкой, тонкодисперсным золошлаковым материалом (многотонным отходом ТЭЦ) или грунтом, забираемым на месте землеройно-метательной машиной.

Пример: По данным департамента ЖКХ и благоустройства г.Москвы, ежегодно в зимний период с улиц и магистралей столицы приходится вывозить около 36 миллионов кубических метров снега. Работающая в городе сеть стационарных снегоплавильных пунктов обеспечивает утилизацию более 200 тысяч кубометров снега в сутки. [3] ("Российская газета" - Центральный выпуск № 4292 от 12 февраля 2007 г.). 36 миллионов кубических метров снега хватило бы для создания снежного вала длиной 600 км, шириной 6 метров и высотой 10 метров неутрамбованного снега.

Источники информации

[1] Патент РФ № 2190441, МКИ А62С 3/02, БИ № 28, 2002.

[2] Патент РФ № 2247585, МПК А62С 3/02, опубл. 20.03.2005.

[3] Российская газета - Центральный выпуск № 4292 от 12 февраля 2007 г.

Класс A62C3/02 при возгораниях на больших площадях, например лесных или подземных пожаров

способ лесопользования -  патент 2528944 (20.09.2014)
способ защиты от пожара на торфяниках -  патент 2526671 (27.08.2014)
способ предотвращения распространения лесного пожара -  патент 2508141 (27.02.2014)
установка пожаротушения спринклерная -  патент 2502535 (27.12.2013)
способ тушения лесных пожаров -  патент 2492888 (20.09.2013)
генератор огнетушащего аэрозоля -  патент 2481872 (20.05.2013)
способ установления местоположения лесного пожара -  патент 2474450 (10.02.2013)
способ прокладки противопожарных минерализованных полос и устройство для его осуществления -  патент 2472549 (20.01.2013)
способ тушения пожаров -  патент 2471521 (10.01.2013)
способ создания дополнительных запасов воды при восстановлении торфяных болот -  патент 2461401 (20.09.2012)
Наверх