способ управления движением разгонного блока в конце маневра

Классы МПК:G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (ФГУП МОКБ "Марс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-03-26
публикация патента:

Изобретение относится к области, связанной с управлением движением разгонного блока при выведении его на заданную орбиту. Техническим результатом изобретения является повышение методической точности формирования заданной орбиты путем коррекции направления вектора тяги маршевого двигателя в конце маневра после перехода в режим ожидания отсечки маршевого двигателя, выполняемый за установленный интервал времени до прогнозируемого момента его выключения. Решение задачи по корректировке направления вектора тяги реализуется путем определения и отработки значений углов тангажа и курса, требуемых для обеспечения компенсации отклонений радиальной и ортогональной скоростей от их требуемых значений на формируемой орбите в момент отключения маршевого двигателя. 2 ил., 1 табл. способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596

Формула изобретения

Способ управления движением разгонного блока в конце маневра, заключающийся в том, что перед началом маневра выполняют разворот разгонного блока по тангажу и курсу до достижения ориентации, определяемой в полетном задании начальными значениями углов программы ориентации на маневре, стабилизируют на этом направлении продольную ось разгонного блока до момента начала отработки заданной программы ориентации, включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатия топлива в баках, запускают маршевый двигатель, спустя фиксированный момент времени после запуска маршевого двигателя начинают отработку программы ориентации разгонного блока, корректируют программу ориентации с помощью терминального управлении, в установленные интервалы времени до отключения маршевого двигателя последовательно фиксируют программу ориентации, переходят в режим ожидания отсечки маршевого двигателя и выключают маршевый двигатель по достижению заданного функционала энергии, отличающийся тем, что после перехода в режим ожидания отсечки маршевого двигателя по двум последовательно измеренным значениям векторов скорости, радиус-вектора и кажущегося ускорения разгонного блока определяют текущие значения отклонений по скорости в радиальном и ортогональном направлении, вычисляют оставшийся интервал времени до достижения заданного функционала энергии и требуемые значения радиального и ортогонального ускорений для отработки этих скоростных отклонений на данном интервале, используя вычисленные значения радиального и ортогонального ускорений и значение модуля измеренного кажущегося ускорения определяют величину третьей трансверсальной составляющей требуемого ускорения, пересчитывают полученные составляющие ускорения в инерциальную систему координат выведения, вычисляют по ним требуемую в этой системе ориентацию тяги маршевого двигателя по углам тангажа и курса, обеспечивающую компенсацию отклонений по радиальной и ортогональной составляющей скорости, и разворачивают продольную ось разгонного блока в направлении вычисленной ориентации.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области, связанной с управлением движением разгонного блока (РБ) при выведении его на заданную орбиту.

Наиболее близким техническим решением является способ управления, применяемый в системе управления РБ, при котором перед началом маневра выполняют разворот РБ по тангажу и курсу до достижения ориентации, определяемой величинами заданных в полетном задании (ПЗ) начальных углов программ изменения тангажа и курса на маневре, и на этой ориентации стабилизируют продольную ось РБ до момента начала отработки заданной программы ориентации, считывают из ПЗ данные по параметрам управления и формируемой на маневре орбите РБ, в заданные в ПЗ времена включают на оговоренный в ПЗ интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатия топлива в баках, запускают маршевый двигатель (МД), спустя фиксированный момент времени после запуска МД начинают отработку заданной в ПЗ программы ориентации РБ, корректируют программу ориентации с помощью терминального управления для обеспечения формирования орбиты с заданными в ПЗ параметрами, выключают МД по достижению заданного функционала энергии, а за установленный интервал времени до этого фиксируют программу ориентации с параметрами, полученными после последней корректировки. За определенный момент времени до отключения МД включают режим ожидания его отсечки, при котором программа ориентации замораживается и РБ стабилизируется относительно зафиксированного направления [1].

Основой терминального управления является периодически реализуемый прогноз движения РБ с текущей программой ориентации в виде линейных по времени изменений углов рыскания (способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 ) и тангажа (способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 ), определяемых в инерциальной системе координат выведения, связанной с начальной точкой маневра:

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 =a+b·t,

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 =c+d·t,

где а, с - начальные значения углов тангажа и курса;

b, d - угловые скорости изменения углов тангажа и курса.

В прогнозируемый момент выключения МД вычисляются параметры, определяющие отклонения от формируемой орбиты. В продольном канале управления к их числу относятся отклонения по радиусу способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 R и по радиальной скорости способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 V, а в боковом - отклонение от плоскости орбиты способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 Rb и скорость его изменения способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 Vb. По этим данным определяются поправки к текущей программе ориентации РБ, обеспечивающие компенсацию указанных выше отклонений.

Погрешности компенсаций отклонений от заданной орбиты зависят от отличия расчетных и фактических функций чувствительности этих отклонений на изменение параметров программы ориентации, а также от динамических характеристик систем управления и стабилизации. Кроме того, при больших начальных отклонениях при ограниченном количестве тактов терминального управления процесс отработки начальных отклонений может быть не законченным. На практике могут быть короткие маневры, на которых терминальное управление не может быть реализовано. В этих случаях выполняется полет по жесткой некорректируемой программе ориентации с параметрами, заданными в ПЗ. Все эти факты сказываются на точностях формирования орбит, то есть на методических погрешностях управления, и определяют недостаток описываемого способа управления РБ.

Техническим результатом изобретения является повышение методической точности формирования заданной орбиты путем коррекции направления вектора тяги МД в конце маневра после перехода в режим ожидания отсечки МД, выполняемый за установленный интервал времени Т ож до прогнозируемого момента его выключения. На этом этапе полета решение задачи по корректировке направления вектора тяги МД реализуется путем определения и отработки значений углов тангажа и курса, требуемых для обеспечения компенсации отклонений способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 V и способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 Vb на момент отключения МД, так как погрешность формирования орбиты определяется в первую очередь именно скоростными отклонениями.

Для решения поставленной задачи используются Гринвичская геоцентрическая инерциальная система координат (ГИСК), инерциальная система координат выведения (ИСКВ) и орбитальная система координат (ОСК).

Указанный технический результат достигается тем, что в известный способ управления движением РБ в конце маневра, заключающийся в том, что перед началом маневра выполняют разворот РБ по тангажу и курсу до достижения ориентации, определяемой в ПЗ начальными значениями углов программы ориентации на маневре, стабилизируют на этом направлении продольную ось РБ до момента начала отработки заданной программы ориентации, включают на оговоренный в ПЗ интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатия топлива в баках, запускают МД, спустя фиксированный момент времени после запуска МД начинают отработку программы ориентации РБ, корректируют программу ориентации с помощью терминального управления, в установленные интервалы времени до отключения МД последовательно фиксируют программу ориентации, переходят в режим ожидания отсечки МД и выключают МД по достижению заданного функционала энергии, дополнительно после перехода в режим ожидания отсечки МД по двум последовательно измеренным значениям векторов скорости, радиус-вектора РБ и кажущегося ускорения определяют текущие значения отклонений по скорости в радиальном и ортогональном направлении, вычисляют оставшийся интервал времени до достижения заданного функционала энергии и требуемые значения радиального и ортогонального ускорений для отработки этих скоростных отклонений на данном интервале, используя вычисленные значения радиального и ортогонального ускорений и значение модуля измеренного кажущегося ускорения, определяют величину третьей трансверсальной составляющей требуемого ускорения, пересчитывают полученные составляющие ускорения в ИСКВ, вычисляют по ним требуемую в этой системе ориентацию тяги МД по углам тангажа и курса, обеспечивающую компенсацию отклонений по радиальной и ортогональной составляющей скорости, и разворачивают продольную ось РБ в направлении вычисленной ориентации.

На фиг.1 представлены системы координат ГИСК (OXYZ), ОСК (OE 1EB), ИСКВ (ОХВYВZB) и положение РБ, определенное радиус-вектором OR2, на фиг.2 - графики изменений вычисленных способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 V, способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 Vb и требуемых способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 Vтр, способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 Vbтр скоростных отклонений РБ в продольном и боковом каналах управления.

Предложенный способ управления движением разгонного блока в конце маневра реализуется следующим образом.

В ГИСК определяют параметры движения РБ: вектора кажущегося ускорения способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 , скорости способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 и радиуса способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 . Начало этой системы координат находится в центре Земли, ось ОХ находится в плоскости нулевого меридиана и направлена в точку его пересечения с экватором, ось OZ направлена на Северный полюс, а ось OY образует правую систему координат. Положение ГИСК замораживается в момент старта ракеты-носителя.

Ось OYB ИСКВ направлена из центра Земли в выбранную точку расчетной траектории полета РБ, ось ОХB перпендикулярна оси OYB и направлена в расчетном направлении движения, а ось OZB - дополняет систему координат до правой.

Ориентация ИСКВ относительно ГИСК определяется матрицей перехода от ГИСК к ИСКВ МГИ, элементы которой являются проекциями способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 , способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 , способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 единичных ортов осей ИСКВ на оси ГИСК и задаются в ПЗ.

Начало ОСК находится в центре Земли, и ее ориентация относительно ГИСК задается в ПЗ проекциями единичных ортов способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 , способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 , способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 , совпадающими по направлению с векторами Лапласа и кинетического момента заданной орбиты (фиг.1).

Кроме этого из ПЗ также используются значения фокального параметра орбиты Fp, ее эксцентриситета Ех и заданного функционала энергии Fотс , при достижении которого выполняется выключение МД.

После прохождения команды на переход в режим ожидания отсечки МД в двух последовательных моментах времени измерения T1 и Т2 фиксируют информацию в ГИСК о векторе кажущегося ускорения способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 от работы МД, о радиус-векторе способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 и векторе абсолютной скорости способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 . Для каждого i-го момента (T1, Т2 ) вычисляют следующие параметры:

- модуль вектора кажущегося ускорения Wi

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 ;

- модуль вектора абсолютной скорости V i

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 ;

- модуль радиус-вектора Ri

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 ;

- функционал энергии Fi

Fi=Viспособ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 2/2-B0/Ri,

где В0 - гравитационная константа, равная 3.9860044·10 14 м3/сек2.

Оставшийся интервал времени Тост от момента Т2 измерения параметров движения способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 и способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 до отключения МД вычисляют по формуле:

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 ,

где способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 - производная от функционала энергии F

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 .

Угловое положение РБ в ОСК в момент Т 2 определяется углом аномалии способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 (фиг.1), причем

Sinспособ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 =XE1/R2,

Cosспособ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 =-XE/R2,

где XE1, XE - проекции радиус- вектора R2 на направление векторов способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 и способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596

XE1=R2(1)·E 1(1)+R2(2)·E1(2)+R2 (3)·E1(3),

XE=R 2(1)·E(1)+R2(2)·E(2)+R2 (3)·E(3).

По параметрам способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 и способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 на момент Т2 вычисляют значения скоростных отклонений способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 V, способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 Vb:

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 V=VR2-Vорб,

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 Vbi=Vi(1)·B(1)+Vi (2)·B(2)+Vi(3)·B(3),

где способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 - радиальная скорость на формируемой орбите [2];

VR2=(R2(1)·V2(1)+R 2(2)·V2(2)+R2(3)·V 2(3))/R2 - вычисленная радиальная скорость.

Из-за малой продолжительности режима ожидания отсечки (5÷10 секунд) можно считать, что ускорение РБ Wi на этом участке постоянно, то есть W=W2.

Для обеспечения компенсации отклонений способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 V, способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 Vb за оставшийся интервал времени Тост до выключения МД их изменение должно выполняться с требуемыми ускорениями (фиг.2):

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 ,

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 .

Эти ускорения определяют требуемые значения радиальной и ортогональной составляющих ускорения W, развиваемого маршевым двигателем. Трансверсальная составляющая способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 определяется как

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 .

Три составляющих ускорения определяют требуемую ориентацию тяги маршевого двигателя относительно формируемой орбиты. Для реализации этой ориентации определяют соответствующие значения углов тангажа и курса в принятой для их отсчета ИСКВ.

Проекции требуемых ускорений на вектора способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 , способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 , способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 определяют как

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 ,

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 .

Эти проекции определяют вектор способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 в ОСК, причем

Wтр(1)=WE1 , Wтр(2)=WE, Wтр(3)=WB .

Матрица перехода МVG от ГИСК к системе координат, определяемой векторами способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 , способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 , способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 , имеет вид

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596

Вектор требуемых ускорений в ГИСК определяется как

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 ,

а в ИСКВ

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 .

Из элементов матрицы способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 определяют требуемые значения угла тангажа способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 тр и курса способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 тр, реализующих направление вектора тяги, обеспечивающее компенсацию отклонений способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 V, способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 Vb:

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 ,

способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 .

Эффективность коррекции направления вектора тяги в конце маневра проверена путем математического моделирования выведения РБ на геостационарную орбиту в условиях предельных разбросов (МАХ и MIN) по параметрам РБ: тяговооруженности, балансировочных углов положения камеры сгорания МД, эффективности двигателей стабилизации. При этом рассогласование между текущей и требуемой ориентацией отрабатывалось с угловой скоростью способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 =1 гр/сек при длительностях режима ожидания отсечки Т ож, равном 5 и 10 секунд. Результаты моделирования приведены в таблице. Контролируемыми параметрами для геостационарной орбиты приняты период обращения Т, угол наклонения i и эксцентриситет Ех, требования по которым определены значениями: Т=89276 сек, i=0, Ех=0.

Таблица
Режим УсловиеТож Т IЕх
сек секград -
МАХ Без коррекции 589265 0.07740
способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 С коррекцией 5 892690.0495 0
способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 С коррекцией 10 892730.0075 0.000488
MIN Без коррекции5 89254 0.04110.000646
способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 С коррекцией 5 892610.0377 0.000598
способ управления движением разгонного блока в конце маневра, патент № 2432596 С коррекцией 10 892620.0027 0.000488

Из полученных данных следует, что коррекция направления вектора тяги МД в конце маневра улучшила показатели по периоду и наклонению при практически неизменном эксцентриситете. При этом погрешность по углу наклонения орбиты при длительности режима ожидания отсечки Тож=5 секунд уменьшилась в 1.1÷1.5 раза. При увеличении длительности режима ожидания отсечки Тож до 10 секунд погрешность по углу наклонения сократилась на порядок.

Источники информации

1. А.С. Сыров, В.Н. Соколов, В.В. Ежов, Л.И. Кислик. Алгоритм наведения разгонного блока с нерегулируемым маршевым двигателем и малой тяговооруженностью. Авиакосмическая техника и технология, 1998, № 1.

2. Краффт Эрике. Космический полет. М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1963, т.1, с.398.

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)

Класс B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет -  патент 2521117 (27.06.2014)
способ управления выведением космического аппарата на орбиту искусственного спутника планеты -  патент 2520629 (27.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2519288 (10.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514650 (27.04.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514649 (27.04.2014)
устройство управления положением космического аппарата в пространстве с использованием орбитального гирокомпаса -  патент 2509690 (20.03.2014)
способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения и устройство для его осуществления -  патент 2506206 (10.02.2014)
стабилизация движения неустойчивых фрагментов космического мусора -  патент 2505461 (27.01.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2501720 (20.12.2013)
способ доставки с орбитальной станции на землю спускаемого аппарата на основе использования пассивного развертывания космической тросовой системы -  патент 2497729 (10.11.2013)
Наверх