способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока

Классы МПК:G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (ФГУП МОКБ "Марс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-07-02
публикация патента:

Изобретение относится к области, связанной с управлением движением разгонного блока (РБ) при выведении его на заданную орбиту. Техническим результатом изобретения является повышение точности формируемой орбиты. Он достигается тем, что терминальное управление обеспечивает отработку отклонений от заданной орбиты по радиальной скорости способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 М и радиус-вектору способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 R в прогнозируемый момент Тпр отсечки маршевого двигателя (МД). При этом фактическая отсечка МД выполняется в момент Тф при достижении текущим функционалом энергии заданного в полетном задании значения. При не совпадении моментов Тпр и Тф маневр заканчивается с отклонениями по радиальной скорости способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 Vк и радиус-вектору способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 Rк, что сказывается на точности формируемой орбиты. В предложенном способе прогнозируют параметры движения РБ на момент отсечки МД. По этим параметрам определяют отклонения радиус-вектора и радиальной скорости центра масс РБ от их значений на заданной орбите. Формируют сигналы коррекции управления по углу и угловой скорости РБ в канале тангажа. При этом ограничивают сигнал коррекции по углу тангажа на заданном уровне. Далее изменяют сигнал коррекции по угловой скорости тангажа пропорционально этому уровню ограничения и обратно пропорционально значению сигнала коррекции по углу тангажа, сформированному до указанного ограничения, и на установленном интервале времени до прогнозируемого момента отсечки МД принимают прогнозируемое отклонение по радиус-вектору равным нулю. 3 ил., 1 табл. способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

Формула изобретения

Способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, заключающийся в том, что прогнозируют параметры движения разгонного блока на момент отсечки маршевого двигателя, определяют по ним отклонения радиус-вектора и радиальной скорости центра масс разгонного блока от их значений на заданной орбите, формируют сигналы коррекции управления по углу и угловой скорости тангажа, ограничивают сигнал коррекции по углу тангажа на заданном уровне и изменяют сигнал коррекции по угловой скорости тангажа пропорционально уровню ограничения сигнала коррекции по углу тангажа и обратно пропорционально значению сигнала коррекции по углу тангажа, сформированному до ограничения этого сигнала, отличающийся тем, что на установленном интервале времени до прогнозируемого момента отсечки маршевого двигателя принимают прогнозируемое отклонение по радиус-вектору равным нулю.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области, связанной с управлением движением разгонного блока (РБ) при наведении его на заданную орбиту.

Наиболее близким техническим решением является способ коррекции параметров программы ориентации РБ, заключающийся в том, что прогнозируют параметры движения РБ на момент отсечки маршевого двигателя (МД), определяют по ним отклонения радиус-вектора и радиальной скорости центра масс РБ от их значений на заданной орбите, формируют сигналы коррекции управления по углу и угловой скорости тангажа, ограничивают сигнал коррекции по углу тангажа на заданном уровне и изменяют сигнал коррекции по угловой скорости тангажа пропорционально уровню ограничения сигнала коррекции по углу тангажа и обратно пропорционально значению сигнала коррекции по углу тангажа, сформированному до ограничения этого сигнала [1].

Коррекция параметров программы ориентации с помощью терминального управлении основывается на том, что прогнозируемые отклонения по радиальной скорости способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 V0 и радиус-вектору способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 R0 от требуемых величин на заданной орбите будут приведены к нулевым значениям в прогнозируемый момент отсечки маршевого двигателя Тпр. Фактическая отсечка МД выполняется в момент Тф при достижении текущим функционалом энергии заданного в полетном задании значения.

Недостатком известного способа коррекции параметров программы ориентации является тот факт, что за счет разницы времен способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 T=Тфпр маневр заканчивается с отличными от нуля отклонениями по радиальной скорости способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 Vк и радиус-вектору способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 Rк, что отражается на точности формируемой орбиты.

Техническим результатом изобретения является повышение точности формируемой орбиты.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе коррекции параметров программы ориентации РБ, заключающемся в том, что прогнозируют параметры движения разгонного блока на момент отсечки маршевого двигателя, определяют по ним отклонения радиус-вектора и радиальной скорости центра масс РБ от их значений на заданной орбите, формируют сигналы коррекции управления по углу и угловой скорости тангажа, ограничивают сигнал коррекции по углу тангажа на заданном уровне и изменяют сигнал коррекции по угловой скорости тангажа пропорционально уровню ограничения сигнала коррекции по углу тангажа и обратно пропорционально значению сигнала коррекции по углу тангажа, сформированному до ограничения этого сигнала, дополнительно на установленном интервале времени до прогнозируемого момента отсечки маршевого двигателя принимают прогнозируемое отклонение по радиус-вектору равным нулю.

На фиг.1 представлен процесс возникновения отклонений по радиальной скорости способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 Vк и радиус-вектору способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 Rк в конце маневра из-за отличия прогнозируемого Тпр и фактического Тф времени отсечки МД, на фиг.2 представлен процесс изменения отклонений способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 V, способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 R по способу-прототипу, а на фиг.3 - по предлагаемому способу.

Эффективность обнуления радиус-вектора определяется из следующих соображений.

Для продольного движения используется линейная по времени программа ориентации РБ по углу тангажа способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 пр=способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 +способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 ·t, где способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 и способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 - угол и угловая скорость на очередном такте терминального управления, а время t отсчитывается от начала этого такта.

Реакция отклонений способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 R0, способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 V0 на изменение управляющих параметров способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 , способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 определяется функциями чувствительности:

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 , способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 , способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

которые имеют следующий вид:

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

где U - удельный импульс МД;

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 - условное время сгорания массы РБ;

t s - время, оставшееся до конца маневра.

Сигналы коррекции в виде поправок по параметрам управления способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 , способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 , компенсирующие прогнозируемые отклонения способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 V0, способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 R0, определяются из системы уравнений:

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

Решение системы (2) дает:

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

где

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

Если вычисленная корректирующая поправка по углу тангажа способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 превышает допустимый уровень способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 , то ее величина ограничивается этим значением:

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

В этом случае вычисленная корректирующая поправка по угловой скорости тангажа способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 изменяется пропорционально уровню ограничения угловой поправки способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 и обратно пропорционально угловой поправке, сформированной до ее ограничения, то есть принимается равной

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 .

При кажущемся ускорении способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 от работы МД и вычисленных поправках способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 ,

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 к программе ориентации изменение по времени отклонений в конечной (терминальной) точке описывается уравнениями:

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

или

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

где функции способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 , способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 , способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 , способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 зависят от времени и соответствуют функциям (1) при замене tS на t. С учетом этого и используя (3) и (4), последние два уравнения представляются в виде:

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

К прогнозируемому моменту отсечки МД отклонения способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 R, способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 V обнуляются, но подходят к этим значениям с отличными от нуля производными способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 , способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 .

Поскольку отсечка МД выполняется в момент Тф при достижении функционалом энергии заданного в полетном задании значения, а отработка отклонений до нулевого уровня должна заканчиваться в прогнозируемый момент Тпр отсечки МД, то в случае отличия этих моментов на величину способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 Т=Тфпр при способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 0, способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 0, окончание маневра выполняется с ошибками способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 Rк и способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 Vк (фиг.1):

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 ,

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 ,

влияющими на точность формирования орбиты.

После дифференцирования зависимостей (10), (11) получим:

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

или

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

где градиенты по параметрам способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 R0, способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 V0 имеют следующий вид:

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

Из определения функций чувствительности следует, что

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 ,

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 .

С учетом этого приведенные выше градиенты при t=ts принимают вид:

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

и из этого следует, что

способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595

В конце маневра при отработке малого отклонения радиальной скорости способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 V0 в соответствии с (12) скорость изменения радиальной погрешности способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 в момент отсечки МД достаточно мала. Поэтому радиальная ошибка способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 Rк, которая может возникнуть из-за разницы способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 T прогнозируемого и фактического моментов отсечки МД, практически не скажется на параметрах формируемой орбиты. Основная погрешность формирования орбиты возникает за счет радиального ускорения способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 , в котором существенный вес имеет составляющая, зависящая от радиального отклонения способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 R0. Для устранения ее влияния в предлагаемом способе коррекции параметров программы ориентации на установленном интервале времени ТR перед отсечкой МД отклонение по радиус-вектору способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 R0 принимается равным нулю.

Величина интервала времени ТR задается в полетном задании и должна обеспечивать не менее одного такта терминального управления с использованием предлагаемого способа коррекции параметров программы ориентации. Для маневров малой продолжительности начало интервала времени TR может совпадать с началом терминального управления.

Для оценки влияния прогнозируемых отклонений способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 R0, способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 V0 на радиальное ускорение способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 в таблице приведены расчетные данные на момент окончания терминального управления (за 50 секунд до прогнозируемого момента отсечки МД на последнем маневре).

Таблица
ПараметрыОбозначение Размерность Значения параметров
Удельный импульс Uм/с 3193,2
Условное время сгоранияспособ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595
массы РБ при ts=50 с способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 с 650
Функции чувствительности Vспособ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 м/с 255,59
- по радиальной скорости способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 м 6475,04
- по радиус-вектору Rспособ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 м 6304,58
способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 мс 106477
Определитель D м20,13607·10 8
Градиенты по скорости изменения отклонений в прогнозируемый момент отсечки МДспособ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 1/с2 0,002466
способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 1/с 0,0816
способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 1/с 0
способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 1 -1

На фиг.2 представлен процесс отработки отклонений способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 R0=500 м и способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 V0=1 м/с по известному способу-прототипу при условиях, соответствующих приведенной таблице, а на фиг.3 - по предлагаемому способу.

При отклонениях способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 R0=500 м и способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 V0=1 м/с радиальное ускорение в конце маневра в способе-прототипе равно способ коррекции параметров программы ориентации разгонного блока, патент № 2432595 =1.314 м/с2, что при разнице в 0.5 с между прогнозируемым и фактическим временами отсечки МД дает отклонение по радиальной скорости 0.65 м/с. Если бы при этих условиях поправки к программе ориентации вычислялись без учета радиального отклонения, как в предлагаемом способе коррекции, то отклонение по радиальной скорости было бы равным 0.0408 м/с, то есть в 16 раз меньше. Для геостационарной орбиты с высотой Н=35863095 м радиальная скорость 0.65 м/с приводит к отклонению по высоте 8935 м, а при 0.0408 м/с - к отклонению 561 м, что даже с учетом некомпенсированного радиального отклонения в 500 м показывает эффективность предлагаемого способа.

Таким образом, предлагаемый способ коррекции параметров программы ориентации повышает точность формируемой орбиты за счет того, что на установленном интервале времени до прогнозируемого момента отсечки маршевого двигателя принимают прогнозируемое отклонение по радиус-вектору равным нулю.

Источники информации

1. Патент РФ № 2211786, 18.01.2002, B64G 1/24.

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)
Наверх