способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания

Классы МПК:F02C9/34 совместное управление отдельными потоками к главной и вспомогательной камерам сгорания
F02C9/28 системы регулирования, чувствительные к параметрам установки и окружающей среды, например к температуре, давлению, скорости ротора
F02C9/48 управление топливоподачей совместно с управлением другим параметром установки
F02C7/228 разделение компонентов топлива между различными камерами сгорания
F02C7/26 пуск; зажигание 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СТАР" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-02-27
публикация патента:

Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания (ФКС) заключается в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, положению рычага управления двигателем (РУД) и расходу топлива в основную камеру (ОКС) сгорания (основной расход топлива) управляют расходом топлива в ФКС. По измеренным положению РУД и перепаду давлений газа на турбине двигателя управляют гидроцилиндрами привода створок реактивного сопла (PC). Дополнительно по измеренным положению РУД давлению воздуха за компрессором и температуре воздуха на входе в двигатель формируют заданное значение пускового расхода топлива в ФКС. Подают в ФКС пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат «огневой дорожки» и контролируют розжиг ФКС по измеренной температуре газа в ФКС. Если розжиг ФКС не произошел, отключают пусковой расход форсажного топлива и агрегат «огневой дорожки», изменяют заданное значение пускового расхода форсажного топлива с дискретность 5% и повторяют всю процедуру запуска ФКС и делают это до тех пор, пока не будет зафиксирован розжиг ФКС, если изменение заданного расхода топлива превысило 50%, а розжиг ФКС не произошел, попытки запуска ФКС прекращают и проводят внеочередной регламент двигателя. Достигается повышение качества работы САУ и, как следствие, повышение экономичности ТРДФ на форсажных режимах. 1 ил.

способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой   сгорания, патент № 2432478

Формула изобретения

Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания (ФКС), заключающийся в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, положению рычага управления двигателем (РУД) и расходу топлива в основную камеру (ОКС) сгорания (основной расход топлива) управляют расходом топлива в ФКС, по измеренным положению РУД и перепаду давлений газа на турбине двигателя управляют гидроцилиндрами привода створок реактивного сопла (PC), отличающийся тем, что дополнительно по измеренным положению РУД, давлению воздуха за компрессором и температуре воздуха на входе в двигатель формируют заданное значение пускового расхода топлива в ФКС, подают в ФКС пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат «огневой дорожки» и контролируют розжиг ФКС по измеренной температуре газа в ФКС, если розжиг ФКС не произошел, отключают пусковой расход форсажного топлива и агрегат «огневой дорожки», увеличивают заданное значение пускового расхода форсажного топлива на 5%, подают в ФКС пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат «огневой дорожки» и контролируют розжиг ФКС по измеренной температуре газа в ФКС, если розжиг ФКС не произошел, уменьшают заданное значение пускового расхода форсажного топлива на 5%, подают в ФКС пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат «огневой дорожки» и контролируют розжиг ФКС по измеренной температуре газа в ФКС, если розжиг ФКС не произошел, увеличивают заданное значение пускового расхода форсажного топлива на 10%, подают в ФКС пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат «огневой дорожки» и контролируют розжиг ФКС по измеренной температуре газа в ФКС, если розжиг ФКС не произошел, уменьшают заданное значение пускового расхода форсажного топлива на 10%, подают в ФКС пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат «огневой дорожки» и контролируют розжиг ФКС по измеренной температуре газа в ФКС, если розжиг ФКС не произошел, изменяют заданное значение пускового расхода форсажного топлива с дискретность 5% и повторяют всю процедуру запуска ФКС и делают это до тех пор, пока не будет зафиксирован розжиг ФКС, если изменение заданного расхода топлива превысило 50%, а розжиг ФКС не произошел, попытки запуска ФКС прекращают и проводят внеочередной регламент двигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями (ТРДФ) с форсажной камерой сгорания (ФКС).

Известен способ управления ТРДФ, заключающийся в том, что по измеренному давлению воздуха за компрессором управляют расходом топлива в ФКС (форсажным топливом) (Черкасов Б.А. «Автоматика и регулирование ВРД», М.: «Машиностроение», 1965).

Недостатком известного способа является то, что он не обеспечивает сохранение неизменным режима работы основного контура: влияние подачи форсажного топлива на перепад давлений газа на турбине двигателя не контролируется, что может привести к значительному отклонению температуры газов перед турбиной от расчетного значения. Это снижает надежность работы двигателя и приводит к ускоренной выработке его ресурса.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ управления ТРДФ, заключающийся в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, положению рычага управления двигателем (РУД) и расходу топлива в основную камеру (ОКС) сгорания (основной расход топлива) управляют расходом топлива в ФКС, по измеренным положению РУД и перепаду давлений газа на турбине двигателя управляют гидроцилиндрами привода створок реактивного сопла (Шляхтенко С.М. «Теория авиационных ВРД», М.: «Машиностроение», 1974 г.).

Недостатком этого способа является следующее.

При таком управлении расходом форсажного топлива не удается добиться оптимального коэффициента избытка воздуха при запуске ФКС, что снижает надежность розжига ФКС и выхода двигателя на форсажные режимы работы.

Целью изобретения является повышение качества работы САУ и, как следствие, повышение надежности работы двигателя на запуске ФКС.

Поставленная цель достигается тем, что в способе управления ТРДФ, заключающемся в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, положению рычага управления двигателем (РУД) и расходу топлива в основную камеру (ОКС) сгорания (основной расход топлива) управляют расходом топлива в ФКС, по измеренным положению РУД и перепаду давлений газа на турбине двигателя управляют гидроцилиндрами привода створок реактивного сопла (PC), дополнительно по измеренным положению РУД давлению воздуха за компрессором и температуре воздуха на входе в двигатель формируют заданное значение пускового расхода топлива в ФКС, подают в ФКС пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат «огневой дорожки» и контролируют розжиг ФКС по измеренной температуре газа в ФКС, если розжиг ФКС не произошел, отключают пусковой расход форсажного топлива и агрегат «огневой дорожки», увеличивают заданное значение пускового расхода форсажного топлива на 5%, подают в ФКС пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат «огневой дорожки» и контролируют розжиг ФКС по измеренной температуре газа в ФКС, если розжиг ФКС не произошел, уменьшают заданное значение пускового расхода форсажного топлива на 5%, подают в ФКС пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат «огневой дорожки» и контролируют розжиг ФКС по измеренной температуре газа в ФКС, если розжиг ФКС не произошел, увеличивают заданное значение пускового расхода форсажного топлива на 10%, подают в ФКС пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат «огневой дорожки» и контролируют розжиг ФКС по измеренной температуре газа в ФКС, если розжиг ФКС не произошел, уменьшают заданное значение пускового расхода форсажного топлива на 10%, подают в ФКС пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат «огневой дорожки» и контролируют розжиг ФКС по измеренной температуре газа в ФКС, если розжиг ФКС не произошел, изменяют заданное значение пускового расхода форсажного топлива с дискретность 5% и повторяют всю процедуру запуска ФКС и делают это до тех пор, пока не будет зафиксирован розжиг ФКС, если изменение заданного расхода топлива превысило 50%, а розжиг ФКС не произошел, попытки запуска ФКС прекращают и проводят внеочередной регламент двигателя.

На чертеже представлена схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Устройство содержит последовательно соединенные блок 1 датчиков (БД), электронный регулятор 2 (ЭР), блок 3 электрогидропреобразователей, дозатор 4 форсажного топлива, запорный клапан 5 (3К) пускового коллектора ФКС (на чертеже коллектор не показан), к выходу блока 3 подключен исполнительный механизм 6 (ИМ) управления гидроцилиндрами привода створок PC, к выходу ЭР 2 подключены агрегат 7 «огневой дорожки» и 3К 5.

Устройство работает следующим образом.

По измеренным с помощью БД 1 температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором двигателя, положению РУД и расходу топлива в ОКС ЭР 2 формирует заданное значение расхода топлива в ФКС:

способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой   сгорания, патент № 2432478

где

Gт ф зад. - заданный расход топлива в ФКС,

способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой   сгорания, патент № 2432478 руд - угол установки РУД

Твх - температура воздуха на входе в двигатель,

Рк - давление воздуха за компрессором двигателя,

Gт окс - измеренный расход топлива в ОКС.

Примеры зависимости (1) приведены в книге Шляхтенко С.М. «Теория авиационных ВРД», М.: «Машиностроение», 1974 г.

По измеренным с помощью БД 1 положению РУД, давлению воздуха за компрессором двигателя, давлению газа за турбиной двигателя ЭР 2 формирует заданное значение положения створок PC

способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой   сгорания, патент № 2432478

где

F с зад. - заданное положение створок PC,

способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой   сгорания, патент № 2432478 руд - угол установки РУД

Рк - давление воздуха за компрессором двигателя,

Рт - давление газа за турбиной двигателя

Примеры зависимости (2) приведены в книге Шляхтенко С.М. «Теория авиационных ВРД», М.: «Машиностроение», 1974 г.

В зависимости от величины заданного расхода форсажного топлива и заданного положения створок PC ЭР 2 формирует электрические управляющие воздействия, поступающие в блок 3, где они преобразуются в гидравлические управляющие воздействия на дозатор 4 и ИМ 6.

Запуск ФКС производится следующим образом.

По измеренным с помощью БД 1 положению РУД температуре воздуха на входе в двигатель и давлению воздуха за компрессором двигателя ЭР 2 формирует заданное значение пускового расхода топлива в ФКС:

способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой   сгорания, патент № 2432478

где

Gт ф пуск. зад - заданный пусковой расход топлива в ФКС,

способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой   сгорания, патент № 2432478 руд - угол установки РУД,

Твх - температура воздуха на входе в двигатель

Рк - давление воздуха за компрессором двигателя.

Примеры зависимости (3) приведены в книге Шляхтенко С.М. «Теория авиационных ВРД», М.: «Машиностроение», 1974 г.

В зависимости от величины заданного расхода форсажного топлива Gт ф пуск. зад. ЭР 2 формирует электрическое управляющее воздействие, поступающее в блок 3, где оно преобразуется в гидравлическое управляющее воздействие на дозатор 4. В соответствии с этим управляющим воздействием дозатор 4 устанавливается в положение, соответствующее величине заданного расхода пускового форсажного топлива Gт ф пуск. зад.

По командам ЭР 2:

- открывается ЗК 5, пусковое форсажное топливо подается в пусковой коллектор,

- включается агрегат 7 «огневой дорожки»,

- производится попытка запуска ФКС.

ЭР 2 контролирует розжиг ФКС с помощью ионизационного датчика пламени из состава БД 1.

В случае если в течение наперед заданного времени (от 1 до 3 с - в зависимости от типа двигателя), сигнал о розжиге ФКС не поступил, ЭР 2 с помощью ЗК 5 отключает пусковой расход форсажного топлива и агрегат 7 «огневой дорожки».

Далее ЭР 2 рассчитывает корректированное значение заданного расхода пускового топлива.

способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой   сгорания, патент № 2432478

где

Gт ф пуск. зад - заданный пусковой расход топлива в ФКС,

Gт ф пуск. корр. - корректированный заданный пусковой расход топлива в ФКС,

После этого по командам ЭР 2:

- дозатор 4 устанавливается в новое положение, соответствующее корректированному по формуле (4) заданному расходу пускового форсажного топлива,

- открывается ЗК 5, пусковое форсажное топливо подается в пусковой коллектор,

- включается агрегат 7 «огневой дорожки»,

- производится попытка запуска ФКС.

ЭР 2 контролирует розжиг ФКС с помощью ионизационного датчика пламени из состава БД 1.

В случае если снова в течение наперед заданного времени сигнал о розжиге ФКС не поступил, ЭР 2 с помощью ЗК 5 отключает пусковой расход форсажного топлива и агрегат 7 «огневой дорожки».

Далее ЭР 2 рассчитывает новое корректированное значение заданного расхода пускового топлива

способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой   сгорания, патент № 2432478

где

Gт ф пуск. зад - заданный пусковой расход топлива в ФКС,

Gт ф пуск. корр. - новый корректированный заданный пусковой расход топлива в ФКС,

После этого по командам ЭР 2:

- дозатор 4 устанавливается в новое положение, соответствующее корректированному по формуле (5) заданному расходу пускового форсажного топлива,

- открывается ЗК 5, пусковое форсажное топливо подается в пусковой коллектор,

- включается агрегат 7 «огневой дорожки»,

- производится попытка запуска ФКС.

ЭР 2 контролирует розжиг ФКС с помощью ионизационного датчика пламени из состава БД 1.

В случае если снова в течение наперед заданного времени сигнал о розжиге ФКС не поступил, ЭР 2 с помощью ЗК 5 отключает пусковой расход форсажного топлива и агрегат 7 «огневой дорожки».

Далее ЭР 2 рассчитывает очередное новое корректированное значение заданного расхода пускового топлива.

способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой   сгорания, патент № 2432478

где

Gт ф пуск. зад. - заданный пусковой расход топлива в ФКС,

Gт ф пуск. корр. - новый корректированный заданный пусковой расход топлива в ФКС,

После этого по командам ЭР 2:

- дозатор 4 устанавливается в новое положение, соответствующее корректированному по формуле (6) заданному расходу пускового форсажного топлива,

- открывается ЗК 5, пусковое форсажное топливо подается в пусковой коллектор,

- включается агрегат 7 «огневой дорожки»,

- производится попытка запуска ФКС.

ЭР 2 контролирует розжиг ФКС с помощью ионизационного датчика пламени из состава БД 1.

Таким образом повторяют всю процедуру запуска ФКС до тех пор, пока не будет зафиксирован розжиг ФКС.

Если изменение заданного расхода топлива превысило 50% от заданного по формуле (3), а розжиг ФКС не произошел, попытки запуска ФКС прекращают и проводят внеочередные регламентные работы по двигателю с целью отыскания и устранения имеющейся неисправности.

Т.о. за счет повышения качества работы САУ обеспечивается повышение надежности розжига ФКС и выхода двигателя на форсажные режимы работы и, как следствие, повышение надежности работы двигателя и безопасности ЛА.

Класс F02C9/34 совместное управление отдельными потоками к главной и вспомогательной камерам сгорания

Класс F02C9/28 системы регулирования, чувствительные к параметрам установки и окружающей среды, например к температуре, давлению, скорости ротора

способ управления газотурбинным двигателем со свободной турбиной для газотурбинной электростанции -  патент 2501965 (20.12.2013)
система теплообменника, контур циркуляции топлива турбомашины и турбомашина -  патент 2498099 (10.11.2013)
устройство контроля насоса высокого давления в контуре питания топливом газотурбинного двигателя -  патент 2495265 (10.10.2013)
способ отладки газотурбинного двигателя после восстановительного ремонта при стендовых испытаниях -  патент 2493391 (20.09.2013)
способ управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2488009 (20.07.2013)
способ снижения заброса частоты вращения вала нагнетателя газоперекачивающего агрегата при помпаже нагнетателя -  патент 2484274 (10.06.2013)
способ запуска авиационного газотурбинного двигателя -  патент 2472958 (20.01.2013)
способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания и система для его осуществления -  патент 2466287 (10.11.2012)
способ управления газотурбинной электростанцией -  патент 2457347 (27.07.2012)
способ управления газотурбинной электростанцией -  патент 2453980 (20.06.2012)

Класс F02C9/48 управление топливоподачей совместно с управлением другим параметром установки

Класс F02C7/228 разделение компонентов топлива между различными камерами сгорания

Класс F02C7/26 пуск; зажигание 

способ и устройство запуска и охлаждения микро газотурбинного двигателя пусковым компрессором с воздушным клапаном -  патент 2523084 (20.07.2014)
автоматизированный способ и система запуска авиационного звездообразного поршневого двигателя -  патент 2519007 (10.06.2014)
способ запуска водородной паротурбинной энергоустановки и устройство для его осуществления (варианты) -  патент 2499896 (27.11.2013)
способ запуска газовой турбины -  патент 2491436 (27.08.2013)
электростартер -  патент 2484273 (10.06.2013)
система управления работой газотурбинного двигателя и тепловая электростанция, содержащая такую систему -  патент 2471082 (27.12.2012)
способ запуска газотурбинного двигателя -  патент 2467192 (20.11.2012)
способ управления турбинной установкой и турбинная установка -  патент 2464436 (20.10.2012)
способ и система для запуска газотурбинного двигателя в холодную погоду -  патент 2445482 (20.03.2012)
распределенная архитектура газотурбинного стартер-генератора -  патент 2445481 (20.03.2012)
Наверх