способ управления движением корабля с советчиком судоводителю

Классы МПК:B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Учреждение Российской академии наук Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-03-26
публикация патента:

Изобретение относится к технике ручного управления движением корабля по курсу. Способ управления движением корабля с советчиком судоводителю позволяет судоводителю при использовании советчика осуществлять эффективное ручное управление инерционным кораблем при появлении сбоя в системе автоматического управления. Это достигается благодаря формированию в ускоренном масштабе времени сигнала прогноза будущего состояния корабля по курсу. Для повышения точности прогноза при формировании сигнала прогнозированного значения курса исключается из сигнала угла перекладки руля среднее (балансировочное) значение угла перекладки руля. 1 ил.

способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296

Формула изобретения

Способ управления движением корабля с советчиком судоводителю с использованием в советчике блоков: программного, измерительного, исполнительных средств, индикатора и ручного управления, на выходе которого формируется управляющий сигнал, поступающий на вход блока исполнительных средств, отличающийся тем, что дополнительно используют блок среднего значения перекладки руля и электронную модель движения корабля, на вход которой вводят три сигнала: курса - способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 с выхода измерительного блока, угла перекладки руля - способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 с выхода блока исполнительных средств и среднего значения угла перекладки руля - способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 ср с выхода блока среднего значения перекладки руля, на вход которого вводят сигнал угла перекладки руля - способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 с выхода блока исполнительных средств, на выходе электронной модели движения корабля формируют сигнал прогнозируемого состояния корабля по курсу - способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 прогн и угловой скорости - способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 прогн в ускоренном масштабе времени с использованием сигналов способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 , способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 , способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 и способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 ср, сигналы с выхода электронной модели движения корабля способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 прогн(способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 т) и способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 прогн(способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 т), где способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 т - время моделирования процесса движения в ускоренном масштабе времени, суммируют, затем вводят на вход индикатора, на вход которого также вводят сигнал заданного значения курса - способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 зд из программного блока.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области судостроения - ручному управлению движением корабля по курсу с советчиком судоводителю.

Известен способ управления движением речного судна с использованием советчика судоводителю (в качестве советчика используется шкальный индикатор угловой скорости судна). Судоводитель, учитывая текущую угловую скорость судна (по индикатору угловой скорости) и текущий курс судна, определяет будущее направление движения судна, на которое оно выйдет, если с данного момента времени он вручную начнет сдерживание судна. Этот же способ управления с использованием устройства прогнозирования будущего направления движения морского корабля (патент России № 2189624, Авт. св. СССР, заявка № 5051561), позволяет определять момент времени, когда судоводителю следует начинать процесс сдерживания для выхода корабля на прогнозируемое советчиком направление движения.

Известен способ прогнозирования с использованием задатчика курса (Авт. св. СССР № 610721, принятый нами в качестве прототипа), который включает блоки: измеритель угла курса и угловой скорости, вычислитель, индикатор и исполнительные устройства. Рассматриваемый способ ручного управления движением корабля с использованием советчика судоводителю облегчает процесс ручного управления переходом корабля (сдерживания) на новое направление движения. В советчике судоводителю формируется будущее направление движения корабля с использованием сигналов текущего курса способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 , угловой скорости способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 и угла перекладки руля способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 . В вычислительном блоке формируется сигнал будущего состояния корабля по углу курса способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 прогн.i=f [способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 ,способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 ,способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 i(t)]. (Для сигналов способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 i, изменяющихся от способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 0способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 до способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 n при этом вычисляются будущие значения сигналов от способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 прогн.0 способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 до способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 прогн.n, перебор осуществляется в ускоренном времени за время способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 т).

При равенстве сигнала: способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 прогн.n=способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 зд.(способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 зд.- заданное значение курса корабля, на который нужно перейти) судоводитель устанавливает сигнал способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 n в начальное состояние способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 0 (осуществляется процесс сдерживания корабля с момента натурального времени tn+способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 т в соответствии с расчетной программой, заложенной в вычислительном блоке).

Недостатками приведенного выше способа управления являются:

- в советчике формируется момент времени, когда следует начинать сдерживание судна, что не позволяет эффективно использовать такой советчик в режиме стабилизации на заданном курсе (процесс ручного управления движением инерционного корабля с использованием прогнозатора советчика),

- при наличии морского волнения судоводитель определяет требуемое управляющее воздействие для выхода на желаемое направление движения с низкой точностью прогноза, т.к. не учитывается смещение руля для компенсации постоянной составляющей от внешнего возмущающего момента.

Целью предлагаемого способа управления является устранение отмеченных выше недостатков, а именно:

- облегчение процесса ручного управления движением инерционного корабля с использованием предлагаемого советчика (это достигается тем, что осуществляется формирование информации о будущем состоянии корабля через время, близкое к постоянной времени корабля - Ткораб., и это происходит практически мгновенно, т.е. судоводитель управляет как бы «безинерционным объектом»),

- повышение точности выработки прогнозируемых значений при наличии развитого морского волнения.

Предлагаемый способ управления движением базируется на использовании советчика судоводителю, который содержит блоки:

программный, измерительный, исполнительных средств, ручного управления и индикатор. Существенно, что советчик судоводителю дополнен электронной моделью движения корабля (работающей в ускоренном масштабе времени) и блоком среднего значения угла перекладки руля способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 ср.

Выход программного блока (сигнал заданного курса - способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 зд.) вводят на вход индикатора. Сигналы курса способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 и угловой скорости способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 (из измерительного блока) вводят на первый вход электронной модели движения корабля, на два других входа которой вводят сигналы угла перекладки руля способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 (из блока исполнительных средств) и сигнал среднего значения угла перекладки руля способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 ср. (из блока среднего значения угла перекладки руля). В электронной модели движения корабля формируется сигнал будущего состояния корабля по углу курса способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 прогн. в виде суммы сигналов

способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296

где способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 прогн. (способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 т) - прогнозируемый курс корабля в момент времени (ti+способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 т), соответствующий углу перекладки руля способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 i,

способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 т- время моделирования процесса движения в ускоренном масштабе времени, пропорциональное постоянной времени корабля

Ткораб..ускор·способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 т

Сигнал угла перекладки руля способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 (из блока исполнительных средств) вводят в блок среднего значения угла перекладки руля для формирования среднего значения угла перекладки руля способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 ср.

Для иллюстрации использования предложенного способа рассмотрим чертеж, на котором приведен советчик судоводителю, состоящий из блоков со связями между ними: 1. программный, 2. измерительный, 3. электронная модель движения корабля (работает в ускоренном масштабе времени), 4. среднего значения угла перекладки руля, 5. исполнительных средств, 6. индикатора, 7. ручного управления, 8. корабль - объект управления.

Советчик судоводителю можно реализовать с использованием типовых микроконтроллеров (блоки 1, 3, 4), блок 2 - аппаратура типа «Мининавигация» (разработки ЦНИИ «Электроприбор», С.Петербург), блок 6 стрелочные, либо световые измерители с сумматором, блок 5 корабельный (штатный) рулевой привод, блок 7 - задатчик угла перекладки руля.

Предложенный советчик судоводителю может использоваться совместно с типовой системой автоматического управления движением (САУД) корабля как резервный режим ручного управления движением корабля при выходе из строя какого-либо модуля САУД.

(Современные САУД позволяют практически полностью автоматизировать процесс управления движением корабля, что создало парадокс автоматизации - исключили судоводителя из процесса управления, а следовательно, и лишили его способности (навыка) вручную управлять движением инерционым кораблем. Наличие советчика судоводителю позволит судоводителю при сбое в САУД эффективно управлять движением корабля вручную.)

Судоводитель отклонением рукоятки в блоке ручного управления судоводителя 7 выдает сигнал задания в блок исполнительных средств 5 на перекладку руля. На индикаторе 6 при любой величине перекладки руля способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 i будет вырабатываться будущее направление движения корабля способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 предск., на которое выйдет корабль через время Ткорабля. Изменяя величину перекладки руля способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 i, судоводитель обеспечит движение корабля по заданному направлению, если

способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 предск.= способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 зд.

где

способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 зд.- заданное (программное) значение курса, которое также высвечивается в индикаторе с использованием сигнала способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 зд. из программного блока,

способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 предск.- предсказанное значение курса, на который выйдет корабль через время - Ткорабля (при фиксированном угле перекладки руля способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 i в течение времени Ткорабля).

Рассмотрим работу советчика судоводителю при ручном управлении движением корабля по заданному курсу.

В программном блоке 1 вырабатывается сигнал заданного значения курса способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 зд, который поступает в индикатор 6 для выдачи информации судоводителю. В измерительном блоке 2 вырабатывается сигнал текущего значения курса способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 . и угловой скорости корабля способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 , которые вводятся на вход электронной модели движения корабля 3. В электронной модели в ускоренном масштабе времени Мспособ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 моделируется процесс динамики движения корабля в интервале времени способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 т. Для повышения точности прогноза в качестве угла перекладки руля в зависимости (1) формируют корректированный угол перекладки руля

способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 iкopp.=способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 i-способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 ср.,

где способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 ср. - среднее значение угла перекладки руля.

Сигнал способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 предск. с выхода электронной модели движения корабля алгебраически суммируется с сигналом угловой скорости способ управления движением корабля с советчиком судоводителю, патент № 2432296 , в соответствии с зависимостью (1), который и поступает в индикатор.

Проведенное моделирование подтвердило целесообразность использования предложенного способа ручного управления кораблем с использованием советчика судоводителю.

Класс B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
система управления подвижными объектами -  патент 2503581 (10.01.2014)
способ автоматического управления движением судна с учетом волнения -  патент 2499727 (27.11.2013)
система автоматического управления -  патент 2494006 (27.09.2013)
способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений -  патент 2492105 (10.09.2013)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2483973 (10.06.2013)
способ управления траекторией движения буксируемого судна -  патент 2470828 (27.12.2012)
Наверх