устройство герметизации сопла ракетного двигателя

Классы МПК:F02K9/97 ракетные сопла
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-05-21
публикация патента:

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при проектировании устройств для герметизации твердотопливных двигателей с подводным стартом. Устройство герметизации содержит две осесимметричные части, размещенные в горловине сопла по обе стороны от критического сечения и срабатывающие в зависимости от направления действия давления. На стенке горловины сопла закреплен кольцевой элемент в виде стакана с установленным в нем на направляющих штырях цилиндром, зафиксированным в стакане шариковым замком. Полость цилиндра разделена центральной перегородкой с калиброванным отверстием, причем обе герметизирующие части выполнены в виде поршней, размещенных в цилиндре до и после перегородки. Поршень в докритической области подпружинен к перегородке, а поршень со стороны среза сопла имеет цилиндрический поясок, являющийся подвижной опорой шарикового замка, и закреплен в стакане с помощью программированно разрушаемого элемента. Полость между поршнем со стороны среза сопла и перегородкой заполнена жидкостью, например маслом, через калиброванное отверстие в перегородке. В стакане на боковой стенке со стороны среза сопла выполнены окна, а на его дне выполнены отверстия. Изобретение позволяет повысить надежность срабатывания устройства как от внутреннего, так и от внешнего давления. 3 ил.

устройство герметизации сопла ракетного двигателя, патент № 2430257 устройство герметизации сопла ракетного двигателя, патент № 2430257 устройство герметизации сопла ракетного двигателя, патент № 2430257

Формула изобретения

Устройство герметизации сопла ракетного двигателя подводного старта, содержащее две осесимметричные части, размещенные в горловине сопла по обе стороны от критического сечения и срабатывающие в зависимости от направления действия давления, отличающееся тем, что в нем на стенке горловины сопла закреплен кольцевой элемент в виде стакана с установленным в нем на направляющих штырях цилиндром, зафиксированным в стакане шариковым замком, полость цилиндра разделена центральной перегородкой с калиброванным отверстием, обе герметизирующие части выполнены в виде поршней, размещенных в цилиндре до и после перегородки, поршень в докритической области подпружинен к перегородке, а поршень со стороны среза сопла имеет цилиндрический поясок, являющийся подвижной опорой шарикового замка, и закреплен в стакане с помощью программированно разрушаемого элемента, полость между ним и перегородкой заполнена жидкостью, например, маслом, через калиброванное отверстие в перегородке, при этом в стакане на боковой стенке со стороны среза сопла выполнены окна, а на его дне выполнены отверстия.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при проектировании устройств для герметизации твердотопливных двигателей с подводным стартом.

Известны устройства (заглушки), способные срабатывать как от давления в камере сгорания, так и от действия наружного давления.

В первом случае устройство срабатывает после выхода двигателя на заданный режим работы, во втором - от действия внешнего давления (давления воды), обеспечивая разгрузку корпуса двигателя при аварийных ситуациях (при аварийном погружении носителя ракеты).

Для осуществления срабатывания устройства, как правило, применяются программировано разрушаемые элементы (разрывные болты) [Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе / под общей ред. Л.Н.Лаврова. - М.: Машиностроение, 1993 г., стр.162, рис.3.36].

В качестве прототипа выбрана конструкция устройства [Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе / под общей ред. Л.Н.Лаврова. - М.: Машиностроение, 1993 г., стр.163, рис.3.38]. Устройство содержит две осесимметричные части, размещенные в горловине сопла по обе стороны от критического сечения и срабатывающие в зависимости от направления действия давления.

Недостатком данного устройства является невысокая надежность срабатывания как от внутреннего, так и внешнего давления. Невысокая надежность конструкции обусловлена нестабильностью разрушения опорных колец, удерживающих герметизирующие части, на заданное давление срабатывания.

Технической задачей изобретения является повышение надежности срабатывания устройства при заданном давлении в камере сгорания и заданном давлении воды (при аварийном погружении).

Технический результат достигается тем, что в устройстве герметизации сопла ракетного двигателя, содержащем две осесимметричные части, размещенные в горловине сопла по обе стороны от критического сечения и срабатывающие в зависимости от направления действия давления, на стенке горловины сопла закреплен кольцевой элемент в виде стакана с установленным в нем на направляющих штырях цилиндром, зафиксированным в стакане шариковым замком, полость цилиндра разделена центральной перегородкой с калиброванным отверстием, обе герметизирующие части выполнены в виде поршней, размещенных в цилиндре до и после перегородки, поршень в докритической области подпружинен к перегородке, а поршень со стороны среза сопла имеет цилиндрический поясок, являющийся подвижной опорой шарикового замка, закрепленный в стакане с помощью программирование разрушаемого элемента, полость между ним и перегородкой заполнена жидкостью, например маслом, через калиброванное отверстие в перегородке, при этом в стакане на боковой стенке со стороны среза сопла выполнены окна, а на его дне выполнены отверстия.

На фиг.1, 2, 3 приведены чертежи устройства:

на фиг.1 - устройство в нейтральном положении;

на фиг.2 - устройство в процессе срабатывания от давления в камере сгорания;

на фиг.3 - устройство в процессе срабатывания от давления воды.

На чертежах обозначены:

1 - горловина сопла.

2 - кольцевой элемент в виде стакана, закрепленный в горловине со стороны среза сопла, с боковой стенкой 3 и дном 4.

В боковой стенке 3 выполнены окна 5, а на дне - отверстия 6.

7 - направляющие штыри с упором 8.

9 - цилиндр, закрепленный в кольцевом элементе 2 шариковым замком 10, с центральной перегородкой 11 и калиброванным отверстием d.

12, 13 - герметизирующие осесимметричные части (поршни) (12 - поршень в докритической области, 13 - поршень со стороны среза сопла).

Поршень 13 содержит цилиндрический поясок 14, являющийся подвижной опорой шарикового замка 10 и закрепленный программировано разрушаемым элементом 15 к дну 4 кольцевого элемента 2.

Поршень 12 поджат пружиной 16 к перегородке 11 и содержит пробку 17.

18, 19, 20, 21 - уплотнительные кольца в разъемных (подвижных) соединениях устройства.

Часть цилиндра 9 между поршнем 13 и перегородкой 11 заполнена маслом через калиброванное отверстие d и закрыта пробкой 17.

Работа устройства заключается в следующем.

1. При достижении в камере сгорания заданного давления разрушается крепление 15 кольцевого элемента 2 и устройство под давлением газов выбрасывается из горловины 1 (фиг.2).

2. Срабатывание от давления воды (при аварийном погружении) происходит в следующей последовательности.

Вода, поступая через отверстие 6, действует на поршень 13 до разрушения элемента 15. Поршень 13, вытесняя масло через калиброванное отверстие d в часть цилиндра 9 между перегородкой 11 и поршнем 12, перемещается до упора в перегородку 11, при этом цилиндрический поясок 14 открывает отверстия для выхода шариков замка 10 из отверстий цилиндра и цилиндр под давлением воды по штырям 7 выходит из кольцевого элемента 2 до упора 8, открывая, тем самым, доступ воды через окна 5. Вода проходит в образовавшийся зазор между цилиндром 9 и кольцевым элементом 2 и поступает в корпус двигателя (фиг.3).

Проведенные оценки показали, что, варьируя объемом цилиндра между поршнями 12, 13 и перегородкой 11 и размерами калиброванного отверстия d, можно получить достаточно широкий диапазон регулирования параметров срабатывания устройства.

Таким образом, использование устройства позволит повысить надежность срабатывания в заданных пределах давления как от внутреннего (камеры сгорания), так и внешнего (при аварийном погружении носителя ракеты).

Класс F02K9/97 ракетные сопла

сопловой блок ракетного двигателя твердого топлива -  патент 2527228 (27.08.2014)
герметизирующее-пусковое устройство ракетного двигателя -  патент 2524785 (10.08.2014)
способ изготовления сопла камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя -  патент 2519003 (10.06.2014)
способ повышения среднетраекторного удельного импульса тяги жидкостного ракетного двигателя и жидкостный ракетный двигатель для реализации указанного способа -  патент 2517958 (10.06.2014)
сопло камеры жидкостного ракетного двигателя -  патент 2515576 (10.05.2014)
устройство для регенеративного охлаждения сверхзвуковой части сопла жидкостного ракетного двигателя -  патент 2514570 (27.04.2014)
управляющий ракетный двигатель -  патент 2514327 (27.04.2014)
заглушка сопла ракетного двигателя -  патент 2513862 (20.04.2014)
сопло переменной степени расширения -  патент 2513064 (20.04.2014)
способ создания аэродинамического сопла многокамерной двигательной установки и составной сопловой блок для осуществления способа -  патент 2511800 (10.04.2014)
Наверх