применение атомоксетина гидрохлорида, импульсного низкоинтенсивного электромагнитного поля и кислородного коктейля у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Классы МПК: | A61N2/04 с использованием переменных полей, например низкой частоты или пульсирующих A61K31/135 имеющие ароматические кольца, например метадон A61K33/00 Лекарственные препараты, содержащие неорганические активные ингредиенты A61P25/00 Лекарственные средства для лечения нервной системы |
Автор(ы): | Белогорова Татьяна Альбертовна (RU), Власенко Анастасия Вячеславовна (RU), Долгих Владимир Валентинович (RU), Михнович Ванда Иосифовна (RU), Старовойтова Татьяна Евгеньевна (RU), Протопопова Ольга Николаевна (RU), Тетерина Татьяна Анатольевна (RU), Даниленко Светлана Алексеевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Учреждение Российской академии медицинских наук Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека Сибирского отделения РАМН (RU), Общество с ограниченной ответственностью "Клиника Института Педиатрии" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-12-31 публикация патента:
10.09.2011 |
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, в частности к неврологии, психиатрии, физиотерапии, и может быть использовано для лечения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Для этого детям вводят атомоксетина гидрохлорид и дополнительно воздействуют импульсным низкоинтенсивным электромагнитным полем с помощью аппарата «Инфита». При этом продолжительность процедуры составляет 5 минут на первых сеансах, с постепенным достижением 10 минут к 6 процедуре и последующим снижением времени до 5 минут к последней процедуре, курс лечения составляет 10 процедур. Введение кислородного коктейля осуществляют один раз в день через час после проведения инфитатерапии. Способ повышает эффективность лечения, обеспечивая сокращение длительности введения атомоксетина гидрохлорида и соответственно уменьшение его побочных явлений при сохранении длительного устойчивого эффекта лечения. 1 з.п. ф-лы, 8 табл.
Формула изобретения
1. Способ лечения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, включающий введение атомоксетина гидрохлорида, отличающийся тем, что дополнительно используют воздействие импульсного низкоинтенсивного электромагнитного поля с помощью аппарата «Инфита», продолжительность процедуры составляет 5 мин на первых сеансах, с постепенным достижением 10 мин к 6-й процедуре и последующим снижением времени до 5 мин к последней процедуре, курс лечения составляет 10 процедур.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что прием кислородного коктейля дополнительно осуществляют один раз в день через час после проведения инфитатерапии, курс лечения 10 процедур.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, в частности к неврологии, психиатрии, физиотерапии, и может быть использовано для лечения поведенческих и эмоциональных нарушений у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
СДВГ относится к категории пограничных нервно-психических расстройств и представляет медицинскую, социальную, педагогическую и семейную проблемы. Актуальность проблем определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции, его большой социальной значимостью.
Известны способы лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с применением метаболических, витаминно-минеральных (витамины группы В, микроэлементы Са и Mg), ноотропных (различных групп фармакотерапевтических препаратов), ГАМК-ергических препаратов, атомоксетина гидрохлорида (страттера), направленные на лечение поведенческих нарушений [1] прототип.
Недостатками этих способов являются отсутствие: четких схем лечения, влияния на основные звенья патогенеза; недостаточная эффективность предлагаемых медикаментозных схем лечения; недостатком изолированного применения атомоксетина гидрохлорида является необходимость длительного приема препарата 6-12 и более месяцев, возможность проявления побочных эффектов, высокие финансовые затраты.
Известны способы лечения СДВГ у детей с применением атомоксетина гидрохлорида [2].
Недостатком изолированного применения атомоксетина гидрохлорида является необходимость длительного приема препарата, наличие побочных эффектов, чаще со стороны желудочно-кишечного тракта, нарушение сна.
Известно применение импульсного низкоинтенсивного электромагнитнного поля (Инфитатерапия) у детей с тугоухостью [3].
Кислородный коктейль - метод энтеральной оксигенотерапии, введение в желудок кислородной пены, был предложен академиком А.А.Сиротининым в начале 60 годов XX века. Энергия чистого кислорода, поглощенная тканями организма, превращается в энергию биологических процессов, что ведет к улучшению микроциркуляции и проницаемости клеточных мембран, усилению окислительно-восстановительных процессов, улучшается клеточный метаболизм, происходит нормализация обменных и рефлекторных процессов [4].
Эти свойства метода энтеральной оксигенотерапии (кислородного коктейля) были приняты авторами во внимание при лечении детей с СДВГ.
Применение атомоксетина гидрохлорида совместно с импульсным низкоинтенсивным электромагнитным полем и кислородным коктейлем в медицине для лечения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью неизвестно.
Задачей изобретения является расширение возможности лечения и повышение его эффективности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью за счет применения атомоксетина гидрохлорида, импульсного низкоинтенсивного электромагнитного поля и кислородного коктейля.
Указанная задача достигается тем, что способ лечения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, включающий атомоксетин гидрохлорид, отличается тем, что дополнительно используют воздействие импульсного низкоинтенсивного электромагнитного поля с помощью аппарата «Инфита», продолжительность процедуры составляет 5 минут на первых сеансах с постепенным достижением 10 минут к 6 процедуре и последующим снижением времени до 5 минут к последней процедуре, курс лечения составляет 10 процедур.
Прием кислородного коктейля осуществляют один раз в день через час после проведения инфитатерапии, курс лечения 10 процедур.
В качестве лекарственного препарата применяется ингибитор обратного захвата норадреналина - атомоксетина гидрохлорид. Атомоксетина гидрохлорид является высокоселективным ингибитором пресинаптических переносчиков норадреналина, обладает минимальным сродством к другим норадренергическим и нейротрансмиттерным рецепторам. Атомоксетина гидрохлорид - симпатомиметическое средство центрального действия, не являющееся психостимулятором [2].
Импульсное низкочастотное электромагнитное поле воздействует на центральную нервную систему пациента, в результате чего улучшается церебральное кровоснабжение, насыщение крови кислородом, повышаются окислительно-восстановительные процессы, улучшается функция внешнего дыхания.
Кислородный коктейль готовится с помощью кислородного концентратора «Армед» на основе фруктовых соков (яблочный, гранатовый, вишневый), в качестве пенообразователя использовали корень солодки. На 1 литр сока для создания и удержания кислородной пены необходимо добавить 100 мл экстракта корня солодки.
Уникальность кислородного коктейля заключается в совместном действии кислорода и фитокомплекса через систему кровообращения на работу всех органов. Преимущество кислородного коктейля - в его 100% усвояемости, через желудок в ткани попадает в 10 раз больше кислорода, чем через легкие. Кислородный коктейль употребляли через 5-10 минут после приготовления.
Атомоксетина гидрохлорид применялся в форме капсул для перорального применения. Препарат назначался по классической схеме со стартовой дозировки 0,5 мг/кг/сутки ребенка с дальнейшим подбором дозы до средней терапевтической из расчета 1,2 мг/кг/сутки.
Кислородный коктейль принимали через час после проведения инфитатерапии чайными ложками в дозе 300 мл один раз в день, на курс лечения 10 приемов.
Лечение осуществлялось преимущественно в первой половине дня в интервале времени с 8 до 12 часов. Прием атомоксетина гидрохлорида чаще в 8 часов утра, в отдельных случаях по индивидуальным показаниям прием осуществлялся в вечернее время; Инфитатерапия в 10-11 часов, кислородный коктейль в 12 часов. Инфитатерапия и кислородный коктейль применяли в течение 10 дней. Поддерживающая доза атомоксетина гидрохлорида применялась в течение 4 недель.
Эффективность курса атомоксетина гидрохлорида совместно с импульсным низкоинтенсивным электромагнитным полем и кислородным коктейлем показана на следующих примерах.
Больной С. 8 лет.
Диагноз: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», находился на лечении в Клинике с 04 августа по 19 августа 2009 г.
Жалобы на трудность сосредоточения, невнимательность, избыточную двигательную активность, отвлекаемость, трудность усвоения учебной программы, возбудимость, суетливость, сложность общения со сверстниками, неустойчивость интересов и настроения; чрезмерная двигательная активность, старается успеть везде, но в результате не доводит начатые действия до завершения; всем мешает и всех отвлекает.
Проводилось лечение: однократный прием атомоксетина гидрохлорида с титрованием дозы от 10 (0,5 мг*кг*сутки) до 18 (1,2 мг*кг*сутки) в течение 14 дней с дальнейшим переходом на поддерживающую дозу 25 мг в сутки в течение 4 недель. Курс физиотерапевтического воздействия импульсным низкоинтенсивным электромагнитным полем от аппарата «Инфита», состоящий из 10 ежедневных процедур. Кислородный коктейль принимал в объеме 300 мл через час после проведения инфитатерапии, на курс лечения 10 приемов.
Проводилось психологическое обследование до и после лечения.
К концу курса терапии отмечена положительная динамика. Мальчик стал спокойнее, уменьшились претензии и замечания учителей в школе, самостоятельно смог выполнять домашние задания. Положительные изменения отмечены в результате психологического обследования и по объединенной оценочной балльной шкале проявлений СДВГ.
В таблицах 1-3 приведены результаты исследований: данные динамики показателей проявлений СДВГ по объединенной балльной шкале, исследование функции внимания по методикам: «Корректурная проба» и «Таблицы Шульте». По этим методикам оценивалась концентрация, переключаемость и отвлекаемость внимания; темп выполнения задания.
Таблица 1 | ||||
Данные показателей проявлений СДВГ по объединенной балльной шкале | ||||
Показатели | Количество симптомов до лечения | Сумма баллов до лечения | Количество симптомов после лечения | Сумма баллов после лечения |
Нарушение внимания | 8 | 19 | 3 | 6 |
Проявления гиперактивности | 6 | 15 | 3 | 5 |
Проявления импульсивности | 2 | 5 | 1 | 2 |
Общее количество | 16 | 39 | 7 | 13 |
Из таблицы 1 видно, что после лечения уменьшилось количество симптомов нарушений внимания в 2,7 раза и их суммы в 3,2 раза; уменьшение симптомов гиперактивности в 2 раза и их суммы - в три раза; симптомы импульсивности уменьшились в 2 раза и их сумма в 2,5 раза. В целом, количество симптомов уменьшилось в 2,3 раза, сумма баллов в 3 раза.
Таблица 2 | ||
Данные динамики показателей внимания по корректурной пробе | ||
Показатели | До лечения | После лечения |
Количество ошибок | 24 | 14 |
Время выполнения | 35 секунд | 58 секунд |
Из таблицы 2 видно, что концентрация внимания увеличилась в 1,7 раза, время выполнения увеличилась на 23 секунды, т.е. в 1,7 раза.
Таблица 3 | ||
Данные динамики показателей внимания по таблицам Шульте | ||
Показатели | До лечения | После лечения |
Количество ошибок | ||
(среднее | 11 | 8 |
арифметическое) | ||
Время выполнения | ||
(среднее | 7,4 минуты | 5,2 минуты |
арифметическое) |
Из таблицы 3 видно, что внимание стало более устойчивым, количество ошибок снизилось в 1,4 раза, время выполнения уменьшилось в 1,4 раза (на 2,2 минуты).
По результатам исследований был проведен сравнительный анализ динамики показателей внимания, гиперактивности и импульсивности детей, данные приведены в таблице 4.
Всех детей разделили на четыре группы:
1. 0 баллов - дети, у которых отсутствовала динамика поведения и показателей внимания; 2. 1 балл - дети, у которых отмечалась слабая динамика поведения и показателей внимания; 3. 2 балла - дети, у которых отмечалась незначительная динамика во всех исследуемых показателях; 4. 3 балла - дети, у которых отмечалась значительная положительная динамика во всех исследуемых показателях.
Таблица 4 | ||||
Анализ показателей динамики внимания детей | ||||
Показатели | 0 баллов - отсутствие динамики | 1 балл - слабая динамика | 2 балла - умеренная динамика | 3 балла - выраженная динамика |
Группы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Количество детей (%) | 3,2 | 15,0 | 46,2 | 35,6 |
Из таблицы 4 видно, что в большинстве случаев (в 81,8%) у детей (см. показатели 3 и 4 групп), принимавших атомоксетина гидрохлорид, инфитатерапию и кислородный коктейль, отмечалась положительная динамика поведения и показателей внимания; у шестой части детей (15,0%) слабоположительная динамика и только в 3,2% случаев отмечалось отсутствие динамики. У 35,6% детей - положительная динамика выраженной степени, у этих детей отмечалось значительное улучшение эмоционального состояния, поведения, устойчивый интерес к познавательной деятельности, значительно больше завершенных действий, повышение концентрации внимания и успешности обучения.
Полученные результаты сравнивались с группой контроля, состоящей из 37 детей, сопоставимой по полу и возрасту с детьми исследуемой группы. Пациентам из группы контроля в качестве медикаментозного лечения было назначено комплексное лечение с использованием ноотропных, седативных, стимулирующих и метаболических препаратов в возрастных дозировках, в индивидуальных сочетаниях, и физиотерапевтическое лечение - гальванический воротник по Щербаку. Всем детям проводилось психологическое обследование до и после лечения.
Отмечено незначительное снижение гиперактивности и концентрации внимания, в то время как импульсивность почти не изменилась. Эффективность стандартной схемы лечения у детей из контрольной группы показана на следующем примере.
Больной С. 8 лет. Диагноз: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Находился на лечении в Клинике с 11 марта по 25 марта 2009 г.
Жалобы на неусидчивость, быструю отвлекаемость, трудность сосредоточения, низкую школьную успеваемость, избыточную двигательную активность, возбудимость.
Проведено следующее лечение: пантогам 0,5 два раза в день (утром и днем), раствор семакса 0,1% по 2 капли в обе половинки носа утром и днем, фенибут 0,25 по 1 таблетке вечером, гальванический воротник по методике Щербака № 10.
После курса лечения отмечена незначительная положительная динамика в виде некоторого уменьшение истощаемости и возбудимости; повышение внимания.
В таблицах 5-7 приведены результаты исследований: данные динамики показателей проявлений СДВГ по объединенной балльной шкале, исследование функции внимания по методикам: «Корректурная проба» и «Таблицы Шульте». По этим методикам оценивалась концентрация, переключаемость и отвлекаемость внимания; темп выполнения задания.
Таблица 5 | ||||
Данные показателей проявлений СДВГ по объединенной балльной шкале | ||||
Количество | Сумма | Количество | Сумма | |
симптомов до лечения | баллов до лечения | симптомов после лечения | баллов после лечения | |
Показатели | 9 | 20 | 6 | 14 |
5 | 12 | 3 | 9 | |
Проявления импульсивности | 1 | 3 | 1 | 2 |
Общее количество | 15 | 35 | 10 | 25 |
Из таблицы 5 видно, что после лечения уменьшилось количество симптомов нарушений внимания всего в 1,5 раза и их суммы в 1,4 раза; уменьшение симптомов гиперактивности в 1,7 раза и их суммы - в 1,3 раза; симптомы импульсивности не изменились и их сумма уменьшилась в 1,5 раза. В целом, количество симптомов уменьшилось в 1,5 раза, сумма баллов в 1,4 раза.
Таблица 6 | ||
Данные динамики показателей внимания по корректурной пробе | ||
Показатели | До лечения | После лечения |
Количество ошибок | 21 | 18 |
Время выполнения | 40 секунд | 48 секунд |
Из таблицы 6 видно, что количество ошибок уменьшилось незначительно, в 1,1 раза; увеличилось время выполнения на 8 секунд.
Таблица 7 | ||
Данные динамики показателей внимания по таблицам Шульте | ||
Показатели | До лечения | После лечения |
Количество ошибок | ||
(среднее | 8 | 7 |
арифметическое) | ||
Время выполнения | ||
(среднее | 8,1 минуты | 7,5 минут |
арифметическое) |
Из таблицы 7 видно, что внимание незначительно улучшилось, всего в 1,1 раза, количество ошибок снизилось в 1,08 раза.
По результатам исследований был проведен сравнительный анализ динамики внимания, гиперактивности и импульсивности детей после курса стандартного лечения: данные приведены в таблице 8.
Всех детей разделили на четыре группы: 1. 0 баллов - дети, у которых отсутствовала динамика; 2. 1 балл - дети, у которых отмечалась слабая динамика и незначительная динамика по одному из исследуемых показателей; 3. 2 балла - дети, у которых отмечалась незначительная динамика во всех исследуемых показателях; 4. 3 балла - дети, у которых отмечалась значительная положительная динамика во всех исследуемых показателях.
Таблица 8 | ||||
Анализ показателей динамики внимания и поведения детей | ||||
Показатели | 0 баллов - отсутствие динамики | 1 балл - слабая динамика | 2 балла - умеренная динамика | 3 балла - выраженная динамика |
Группы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Количество детей (%) | 29,7% | 40,5% | 21,6% | 8,1% |
Из таблицы 8 видно, что только в трети случаев (в 29,7%) у детей (см. показатели 3 и 4 групп), принимавших стандартный курс лечения отмечалась положительная динамика поведения и внимания выраженной степени; у 40,5% детей отмечена слабоположительная динамика и в 29,7% случаев отмечалось отсутствие динамики. У 8,1% детей - положительная динамика выраженной степени: у этих детей отмечалось значительное повышение концентрации внимания, улучшение поведения и повышение успеваемости.
На базе Клиники НЦ ПЗС и РЧ СО РАМН применение атомоксетина гидрохлорида в сочетании с физиотерапевтическим воздействием импульсным низкоинтенсивным электромагнитным полем от аппарата «Инфита» и кислородным коктейлем в качестве комплексного лечения получили 93 ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в возрасте от 7 до 12 лет.
Таким образом, применение атомоксетина гидрохлорида, импульсного низкоинтенсивного электромагнитного поля и кислородного коктейля оказывает положительное влияние на нивелирование проявлений СДВГ у детей, влияет на эмоциональную сферу и поведенческие реакции, улучшает концентрацию, переключаемость и устойчивость внимания, позволяет повысить качество обучения и жизни пациентов и их родителей.
Предлагаемое комплексное лечение может быть использовано как в стационарных, так и амбулаторных условиях при наличии физиотерапевтического аппарата «Инфита» и кислородного концентратора «Армед».
Применение атомоксетина гидрохлорида, импульсного низкоинтенсивного электромагнитного поля и кислородного коктейля у детей с синдромом дефицита внимания повышает эффективность лечения, в 96,8% случаев отмечено улучшение показателей внимания, что позволяет существенно сократить сроки госпитализации и финансовые издержки на лечение.
Источники информации
1. Заваденко Н.Н. «Гиперактивность с дефицитом внимания у детей». Российский медицинский журнал. М.: Медицина, 2006 г. Т.14. № 1, с.51-56.
2. David Michelson, MD; Douglas Faries, PhD; Joachim Wernike et al. «Эффективность и безопасность атомоксетина при лечении детей и подростков, страдающих СДВГ». Русский журнал детской неврологии. М.: Медицина, т.II, вып.1, 2007 г., с.1-6.
3. Богомильский М.Р., Сапожников Я.М. «Лечение тугоухости у взрослых и детей с помощью аппарата ИНФИТА». Методические рекомендации. М.: РГМУ, 1999 г., с.4.
4. Энтеральная оксигенотерапия в акушерской и гинекологической практике. (Российский медицинский журнал 19.09.07 г., т.15, № 17, 1294 htth://www.rmj.ru/articles 5337.htm).
Класс A61N2/04 с использованием переменных полей, например низкой частоты или пульсирующих
Класс A61K31/135 имеющие ароматические кольца, например метадон
Класс A61K33/00 Лекарственные препараты, содержащие неорганические активные ингредиенты
Класс A61P25/00 Лекарственные средства для лечения нервной системы