способ управления движением разгонного блока на участке доразгона

Классы МПК:B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве
G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (ФГУП МОКБ "Марс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-05-25
публикация патента:

Изобретение относится к управлению движением разгонного блока (РБ) при его выведении на орбиту. Согласно способу после отделения РБ от ракеты-носителя (РН) выполняют прогноз его движения на четырех последовательных временных участках. Первым из них является пассивный участок до заданного момента включения двигателей коррекции импульса для поджатия топлива. Второй участок простирается до момента запуска маршевого двигателя, третий - до начала изменения параметров программы ориентации РБ, четвертый - до момента достижения функционалом энергии заданного значения. В этот момент определяют отклонения от заданной орбиты по радиусу, радиальной скорости и по нормали к плоскости орбиты. Вычисляют чувствительность указанных отклонений к изменению начальных, на момент запуска маршевого двигателя, углов программы ориентации, а также - к скорости изменения данных углов, определенных на момент начала изменения параметров программы ориентации. После этого вычисляют корректирующие поправки к программе ориентации РБ по углам тангажа, рыскания и скоростям их изменения. Определяют новые откорректированные значения параметров программы ориентации и выполняют разворот РБ по указанным углам до достижения их уточненных начальных значений. Стабилизируют продольную ось РБ в соответствующей этим углам ориентации до момента начала отработки откорректированной программы ориентации. Техническим результатом изобретения является снижение энергетических затрат РБ путем корректировки программы его ориентации по тангажу и рысканию при фактических (отличных от номинальных) начальных условиях доразгона, возникших после отделения РБ от РН. 5 ил., 1 табл.

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

Формула изобретения

Способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, заключающийся в том, что после отделения разгонного блока от ракеты-носителя стабилизируют продольную ось разгонного блока относительно ее направления на момент отделения от ракеты-носителя, считывают из полетного задания данные по параметрам управления и формируемой на доразгоне орбите разгонного блока, в заданные в полетном задании времена от момента отделения разгонного блока от ракеты-носителя включают на оговоренный в полетном задании интервал времени двигатели коррекции импульса для поджатия топлива в баках, запускают маршевый двигатель, спустя фиксированный момент времени после запуска маршевого двигателя начинают отработку программы ориентации разгонного блока по тангажу и рысканию корректируют программу ориентации с помощью терминального управления, выключают маршевый двигатель по достижению заданного функционала энергии и за установленный интервал времени до этого фиксируют программу ориентации, отличающийся тем, что после отделения разгонного блока от ракеты-носителя выполняют прогноз движения на четырех последовательных временных участках, в число которых входят пассивный участок от момента отделения от ракеты-носителя до заданного в полетном задании момента включения двигателей коррекции импульса для поджатия топлива, интервал времени от включения указанных двигателей коррекции импульса до включения маршевого двигателя, участок от момента запуска маршевого двигателя до начала изменения параметров программы ориентации разгонного блока, интервал времени от начала изменения параметров программы ориентации разгонного блока до достижения функционалом энергии заданного в полетном задании значения, определяют на момент достижения заданного функционала энергии отклонения от заданной орбиты по радиусу, радиальной скорости, отклонение по нормали к плоскости орбиты и скорость изменения этого отклонения, вычисляют чувствительность этих отклонений к изменению начальных углов программы ориентации, вычисленных на момент запуска маршевого двигателя, и их чувствительность к скорости изменения углов тангажа и рыскания, определенных на момент начала изменения параметров программы ориентации, вычисляют корректирующие поправки к программе ориентации в каналах управления по углам тангажа, рыскания и скоростям их изменения, определяют новые откорректированные значения параметров программы ориентации и выполняют разворот разгонного блока по тангажу и рысканию до достижения ориентации, определяемой их уточненными начальными значениями, и стабилизируют продольную ось разгонного блока в направлении, соответствующем этой ориентации, до момента начала отработки откорректированной программы ориентации.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области, связанной с управлением движением разгонного блока (РБ) при выведении его на опорную орбиту после отделения от ракеты-носителя (РН).

Наиболее близким техническим решением является способ управления РБ, в котором после отделения РБ от РН выполняют разворот РБ по тангажу и рысканию до достижения ориентации, определяемой заданными в полетном задании (ПЗ) начальными значениями углов тангажа (способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр) и рысканья (способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр) в программе изменения ориентации на доразгоне, стабилизируют продольную ось РБ в этой ориентации до момента начала отработки заданной программы ориентации по тангажу и рысканию с заданными в ПЗ скоростями их изменения рыскания (способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ), считывают из полетного задания (ПЗ) данные по параметрам управления и формируемой на доразгоне орбите РБ, в заданные в ПЗ времена от момента отделения РБ от РН включают на оговоренный в ПЗ интервал времени двигатели коррекции импульса (ДКИ) для поджатия топлива в баках РБ, запускают маршевый двигатель (МД), спустя фиксированный момент времени после запуска МД начинают отработку заданной в ПЗ программы ориентации РБ по тангажу и рысканию, корректируют программу ориентации с помощью терминального управления и выключают МД по достижении заданного функционала энергии [1].

При таком способе управления предполагается, что плоскость формируемой опорной орбиты совпадает с плоскостью полета РН, маневрирования за счет изменения рыскания не требуется и поэтому параметры программы ориентации по рысканию (способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ) задаются в ПЗ равными нулю.

Недостатком такого способа управления является тот факт, что заданные в ПЗ параметры программы ориентации РБ после отделения от РН рассчитываются при баллистической подготовке к полету для номинальных условий. Начальные условия на этом участке зависят от точности приведения РН разгонного блока в точку его отделения. Из-за несоответствия заданной в ПЗ программы ориентации конкретным условиям полета направление действия тяги ДКИ при поджатии топлива и тяги МД до начала терминального управления не совпадает с требуемым. Это приводит к тому, что тратится время на изменение ориентации тяги МД, необходимой для формирования требуемых параметров орбиты на участке доразгона, увеличивается длительность процесса формирования этой орбиты и повышается расход топлива на маневре. Коррекция ориентации РБ выполняется с помощью терминального управления. Объем этих корректировок и определяет дополнительный расход топлива на выполнение маневра.

Техническим результатом изобретения является снижение энергетических затрат РБ на доразгоне путем корректировки после отделения от РН программы ориентации РБ по тангажу и рысканию в соответствии со сложившимися условиями полета и стабилизации РБ относительно откорректированной программы до подключения терминального управления.

Указанный технический результат достигается тем, что в известный способ управления движением РБ на участке доразгона, заключающийся в том, что после отделения РБ от РН стабилизируют продольную ось РБ относительно ее направления на момент отделения от РН, считывают из ПЗ данные по параметрам управления и формируемой на доразгоне орбите РБ, в заданные в ПЗ времена от момента отделения РБ от РН включают на оговоренный в ПЗ интервал времени ДКИ для поджатия топлива в баках, запускают МД, спустя фиксированный момент времени после запуска МД начинают отработку программы ориентации РБ по тангажу и рысканию, корректируют программу ориентации с помощью терминального управления, выключают МД по достижении заданного функционала энергии и за установленный интервал времени до этого фиксируют программу ориентации, дополнительно после отделения РБ от РН выполняют прогноз движения на четырех последовательных временных участках, в число которых входят пассивный участок от момента отделения от РН до заданного в ПЗ момента включения ДКИ для поджатия топлива, интервал времени от включения ДКИ до включения МД, участок от момента запуска МД до начала изменения программы ориентации РБ, интервал времени от начала изменения программы ориентации РБ до достижения функционалом энергии заданного в ПЗ значения, определяют на момент достижения заданного функционала энергии отклонения от заданной орбиты по радиусу, радиальной скорости, отклонение по нормали к плоскости орбиты и скорость изменения этого отклонения, вычисляют чувствительность этих отклонений к изменению начальных углов программы ориентации, вычисленных на момент запуска МД, и чувствительность этих параметров к скорости изменения углов тангажа и рыскания, определенных на момент начала изменения программы ориентации, вычисляют корректирующие поправки к программе ориентации в каналах управления по углам тангажа, рыскания и скоростям их изменения, определяют новые откорректированные значения параметров программы ориентации и выполняют разворот РБ по тангажу и рысканию до достижения ориентации, определяемой их уточненными начальными значениями, и на этом направлении стабилизируют продольную ось РБ до момента начала отработки откорректированной программы ориентации.

На фиг.1 и фиг.2 представлены соответственно циклограммы управления движением РБ по способу-прототипу и по предлагаемому способу на участке доразгона, на фиг.3 показана ориентация формируемой орбиты и отклонение по радиусу от заданной орбиты, на фиг.4 и фиг.5 представлены соответственно графики переходных процессов изменения программных углов тангажа способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр и рыскания способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр при управлении по способу-прототипу и по предлагаемому способу на участке доразгона при отличных от номинала условиях.

Предложенный способ управления продольным движением РБ на участке доразгона реализован следующим образом.

В циклограмме на фиг.1 (способ-прототип) после поступления команды об отделении РБ от РН (ТКО) РБ разворачивается и стабилизируется относительно заданных в ПЗ начальных значений программных углов тангажа способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр и рыскания способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр (на циклограмме показано изменение только способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр). ДКИ для поджатия топлива включаются перед запуском МД. Длительность работы ДКИ (ТДКИ), момент включения МД (Твкл) и расчетное время отключения МД (Твыкл) задаются в ПЗ. В установленные времена после запуска МД начинается отработка программы ориентации РБ (Т пр) и подключается терминальное управление (ТТУ ) с тактом работы способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Тупр. МД выключается при достижении заданного функционала энергии (Твыкл).

На фиг.2 представлена циклограмма управления на участке доразгона по предлагаемому способу. Она отличается от циклограммы способа-прототипа на фиг.1 тем, что после отделения от ракеты-носителя РБ разворачивается и стабилизируется не относительно заданных в ПЗ начальных значений программных углов тангажа способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр и рыскания способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр, а относительно их значений, откорректированных для сложившихся условий движения РБ в этот момент. С учетом этих условий пересчитываются и скорости отработки программы ориентации (способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ).

На фиг.3 показана ориентация формируемой орбиты и отклонение по радиусу от заданной орбиты.

На фиг.4 представлены графики переходных процессов изменения программных углов тангажа способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 и рыскания способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 при управлении по способу-прототипу на участке доразгона при отличных от номинала условиях.

На фиг.5 представлены графики тех же переходных процессов с пересчетом после отделения от РН параметров программы ориентации РБ способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр, способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр, способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

Для учета начальных условий на доразгоне и коррекции параметров программы ориентации последовательно выполняются следующие операции:

- расчет прогноза движения РБ с заданной в ПЗ программой ориентации от момента отделения от РН до выключения МД при достижении заданного функционала энергии;

- определение отклонений от заданной опорной орбиты в прогнозируемый момент выключения МД;

- определение функций чувствительности по углам тангажа и рыскания на момент включения МД и функций чувствительности по угловым скоростям изменения углов тангажа и рыскания на момент начала изменения программы ориентации (через время Тпр после запуска МД);

- определение поправок к параметрам программы ориентации и их корректировка.

Для выполнения поставленной задачи используются следующие системы координат.

Гринвичская геоцентрическая инерциальная система координат (ГИСК) имеет начало координат в центре Земли, ось ОХ Г находится в плоскости нулевого меридиана и направлена в точку его пересечения с экватором, ось OZГ направлена на Северный полюс, а ось OYГ образует правую систему координат. Положение ГИСК замораживается в момент старта РН с РБ.

Геоцентрическая инерциальная система координат выведения (ИСКВ) определяется при баллистической подготовке пуска по параметрам движения в начальной точке номинальной (расчетной) траектории каждого активного участка. Ось ОУВ ИСКВ направлена из центра Земли в выбранную точку расчетной траектории полета РБ, ось ОХВ перпендикулярна оси OYВ и направлена в расчетном направлении движения, а ось OZ B дополняет систему координат до правой. Ориентация ИСКВ относительно ГИСК определяется матрицей перехода способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ми, элементы которой задаются в ПЗ.

Геометрия заданной орбиты на участке доразгона определяется значениями эксцентриситета ех и фокальным параметром Fp, а ее ориентация в пространстве относительно ГИСК - векторами способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 .

Начало векторов способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 находится в центре Земли, вектор способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 проходит через апогей орбиты, вектор способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 перпендикулярен плоскости орбиты, вектор способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 образует правую систему координат (фиг.3). Проекции векторов способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 на оси ГИСК образуют матрицу, элементы которой и параметры ех, Fp задаются в ПЗ.

Программа ориентации РБ задается в ИСКВ и имеет линейный во времени вид:

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

где время t отсчитывается от начала отработки программ ориентации РБ, то есть через время Тпр после запуска МД.

В качестве модели прогноза траекторного движения РБ с работающим МД используется система дифференциальных уравнений:

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

ts=t-t0,

где

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 - радиус-вектор центра масс РБ и вектор абсолютной скорости РБ;

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 - единичный вектор тяги в ГИСК и ИСКВ соответственно;

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 - матрица перехода от системы координат выведения (ИСКВ) к ГИСК;

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 - вектор гравитационного ускорения;

В 0, В2, В4 - параметры, определяющие модель нормального гравитационного поля Земли;

gr, g0 - поправки, учитывающие 2-ю и 4-ю зональные гармоники Земли;

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 - кажущееся ускорение;

Jуд - удельный импульс МД или ДКИ в пустоте в зависимости от используемой двигательной установки;

t - текущее время;

t0 - время начала прогноза;

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 мд - задаваемое в ПЗ условное время полного сгорания массы РБ при работе МД.

Вектор способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 имеет вид:

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

где способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 и способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 - углы рыскания и тангажа программы ориентации РБ относительно ИСКВ.

Прогноз параметров движения РБ на момент отсечки МД (способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 и способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ) относительно ГИСК осуществляется путем численного интегрирования уравнений модели движения методом Рунге-Кутта четвертого порядка точности. Начальные значения по параметрам способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 определяются по информации, поступающей из навигационной системы.

Для выполнения прогноза траектория движения РБ разбивается на четыре временных участка:

- участок от момента отделения РБ от РН до момента включения ДКИ для поджатия топлива;

- участок от момента включения ДКИ до их отключения в момент запуска МД;

- участок от запуска МД до момента начала отработки программы ориентации РБ (время Тпр после запуска МД);

- участок от начала отработки программы ориентации до момента выключения МД при достижении заданного функционала энергии.

Для каждого участка время t0 принимается равным времени начала участка.

На первом участке выполняется пассивный полет и в интегрируемой системе кажущееся ускорение способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 равно нулю. Так как этот участок небольшой продолжительности, то шаг интегрирования Н принимается равным его продолжительности.

На втором участке кажущееся ускорение способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 возникает за счет тяг ДКИ. Поэтому в интегрируемой системе константы Jуд и способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 мд необходимо заменить на величины, соответствующие ДКИ. Условное время полного сгорания массы РБ способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 соответствует отношению начальной массы РБ к секундному расходу используемой двигательной установки. Поэтому

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

где способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 и способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 - расчетные значения секундных расходов топлива ДКИ и МД. Шаг интегрирования Н на этом участке принимается равным длительности поджатия топлива, а ориентация РБ определяется начальными углами программы ориентации способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 =способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр, способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 =способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр.

На третьем и четвертом участках кажущееся ускорение способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 возникает за счет тяги МД. На третьем участке сохраняется ориентация второго участка, а шаг интегрирования Н принимается равным Тпр - интервалу времени от запуска МД до начала отработки программ ориентации.

На четвертом участке отрабатываются программы ориентации (1) и (2). Так как продолжительность работы МД на этом участке может быть значительной, то для получения высокой точности определения момента выключения МД величина шага интегрирования Н на четвертом участке изменяется в процессе счета, а начальное значение Н определяется предварительно заданным числом шагов интегрирования Nпр:

Н=(Т выклвклпр)/Nпр,

где время ТВЫКЛ принимается равным расчетному моменту отсечки МД, определенному при баллистической подготовке полета и внесенному в ПЗ.

Для повышения быстродействия решения задачи в бортовой цифровой вычислительной машине (БЦВМ) число шагов интегрирования принято равным Nпр=10. Для сокращения объема вычислений на первых 7 шагах интегрирования выполняется прогноз параметров движения РБ способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 в эти моменты. Прогноз времени отсечки МД начинается после 7 шагов интегрирования из намеченных первоначально 10 шагов. Этот момент выбран с учетом возможного отклонения параметров движения от их номинальных значений и их влияния на прогнозируемое время отсечки МД Твыкл.

Время отсечки МД Твыкл определяется прогнозируемым моментом достижения функционалом энергии F заданного в ПЗ значения на доразгоне F К. Функционал энергии вычисляется по формуле:

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

где В0 - гравитационная постоянная (3.9860044е14 м32);

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 - радиус-вектор и вектор скорости после очередного шага интегрирования в задаче прогноза.

Время способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 tf, оставшееся до достижения заданного функционала энергии FK, определяется по формуле:

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

где R, V - модуль радиус-вектора и вектора абсолютной скорости.

Для повышения точности прогноза при способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 tf/Hспособ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 1.1 выполняется уменьшение последующих шагов интегрирования по зависимости

H=0.9·способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 tf.

Требуемая точность вычисления прогнозируемого момента отсечки МД достигается, когда шаг интегрирования снизится до величины такта бортовой цифровой вычислительной машины способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Т. Как показывают расчеты, при выбранном темпе изменения шага интегрирования при способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 T=0.032768 с общее количество шагов интегрирования в решении задачи прогноза отсечки МД будет в диапазоне i=12÷16 и прогнозируемый момент Твыкл будет определяться как

Твыкл=t0+способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Hi.

В результате интегрирования полученные на момент Твыкл параметры движения способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 определяют прогнозируемые условия полета в конце доразгона. Погрешности формирования орбиты на прогнозируемый момент характеризуются отклонениями от параметров заданной орбиты:

- по радиусу способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 R и радиальной скорости способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 V в плоскости орбиты;

- боковым отклонением радиуса способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Rb и скорости способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Vb по нормали к плоскости формируемой орбиты.

Для вычисления этих параметров предварительно определяются проекции X1, Х2, Х3 радиус-вектора R на направление векторов способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

X1=R(1)·Е(1)+R(2)·Е(2)+R(3)·Е(3),

Х2=R(1)·E1(1)+R(2)·E 1(2)+R(3)·E1(3),

Х3 =R(1)·B(1)+R(2)·В(2)+R(3)·В(3).

В прогнозируемой точке окончания маневра угол истинной аномалии способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 и проекции X1, X2 (фиг.3) связаны зависимостями:

Cosспособ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 =-X1/R,

Sinспособ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 =X2/R,

где способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 - модуль радиус-вектора.

С учетом этого расчетные значения радиуса Rz и радиальной скорости VRz на расчетной орбите с заданными значениями фокального параметра Fp и эксцентриситета еx для вычисленного угла способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 определяются по формулам:

Rz =Fp/(1-ex·Cosспособ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ),

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

Линейные (способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 R, способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Rb) и скоростные отклонения (способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Vb, способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 V) определяются следующим образом:

V R=(R(1)·V(1)+R(2)·V(2)+R(3)·V(3))/R - радиальная скорость,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 R=R-Rz,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 V=VR-VRz,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Rb3,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Vb=V(1)·B(1)+V(2)·B(2)+V(3)·B(3).

В приведенных формулах R(i), V(i) и др. (i=1, 2, 3) представляют собой проекции этих параметров на оси ГИСК.

Функция чувствительности определяет величину изменения определенного параметра движения на малое отклонение управляющего воздействия и по существу является производной этого параметра по этому воздействию. Для решения поставленной задачи необходимо знать функции чувствительности линейных способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 R, способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Rb и скоростных способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 V, способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Vb отклонений к изменениям параметров программы ориентации РБ: способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр, способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр, способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 При определении этих функций принимается, что на функции чувствительности гравитационное ускорение не влияет и изменение параметров движения относительно базовой траектории происходит только за счет изменения ориентации направления вектора тяги, вызванного малыми отклонениями управляющих воздействий вида

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 .

Кроме того, предполагается, что продольное и боковое движение относительно спрогнозированной траектории и соответствующие им управления незначительно влияют друг на друга, то есть перекрестные связи между каналами по отклонениям управляющих воздействий слабы и их можно считать независимыми.

При принятом допущении изменения ускорений в двух взаимно перпендикулярных плоскостях при малых изменениях параметров программы ориентации представляются в виде:

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

Исходя из этих отправных моментов, однотипные производные в продольном и боковом каналах равны между собой, а перекрестные - равны нулю:

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

Так как изменения ускорений в продольной и боковой плоскостях имеют одну и ту же зависимость, то можно определить функции чувствительности только для продольного канала и использовать их и для бокового канала управления.

Кажущееся ускорение способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 от МД можно записать в виде:

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

где J - удельный импульс МД в пустоте;

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 мд - условное время полного сгорания массы РБ на момент расчета функции чувствительности;

t - текущее время, отсчитываемое от момента определения функций чувствительности и изменяющееся от нуля до величины, равной оставшемуся времени до отсечки двигателя ts.

Производные изменения ускорений по управляющим воздействиям имеют вид:

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 .

Интегрирование этих производных дает в прогнозируемой точке окончания маневра (при малых траекторных углах) функции влияния по радиальной скорости (Vспособ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ), а повторное интегрирование - по линейному отклонению от базовой траектории (Rспособ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 , способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ). С учетом того, что

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

интегрирование дает следующие аналитические зависимости для функций чувствительности:

V способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 =Jуд·Ls,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

Rспособ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 =Jуд·[ts-(способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 -ts)·Ls],

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

где способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

В результате связь между отклонениями и корректирующими поправками записывается в виде системы уравнений

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

из решения которой определяются искомые поправки к программе ориентации, компенсирующие отклонения способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 R и способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 V:

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

где D - определитель системы

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

Аналогично определяются поправки к программе ориентации, компенсирующие отклонения способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Rb и способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Vb:

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 .

С учетом полученных поправок параметры программы ориентации РБ (1), (2) принимаются равными:

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр=способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр-способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 ,

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954

Для подтверждения эффективности предлагаемого способа управления РБ на участке доразгона проведено математическое моделирование и на фиг.4 приведены переходные процессы изменения программных углов тангажа (способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр) и рыскания (способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр) при управлении по способу-прототипу, а на фиг.5 - эти же переходные процессы по предлагаемому способу. Моделирование проводилось при начальных прогнозируемых отклонениях от заданной орбиты способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 V=-6.06 м/с, способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Vb=-10.54 м/с, способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 R=-3385 м, способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Rb=-10870 м со следующими временными характеристиками доразгона и управления: ТКО=572 с, ТДКИ =14 с, Твкл=676 с, Твыкл=1177 с, Т пр=30 с, ТТУ=40 с, способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 Тупр=20 с. В таблице приведены значения параметров программы ориентации, заданные в ПЗ и используемые в способе-прототипе и откорректированные по предлагаемому способу для конкретных начальных условий. В терминальном управлении изменение корректирующих поправок по тангажу способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 и рысканию способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 на каждом такте ограничивалось на уровне ±6 градусов.

При использовании способа-прототипа для выработки программы ориентации, обеспечивающей построение требуемой круговой опорной орбиты с высотой 172 км, с помощью терминального управления выполняется 4 коррекции параметров программы ориентации.

При использовании предлагаемого способа за счет предварительного разворота по тангажу и рысканию на откорректированные углы способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр и способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр при переходе на терминальное управление потребовалась незначительная корректировка программы ориентации. За счет этого преимущества достижение заданного функционала энергии и отключение МД произошли раньше, чем в способе-прототипе, и экономия в топливе составила 14.1 кг, расход топлива на стабилизацию РБ сократился на 1.12 кг.

Параметры программы Значения по ПЗЗначения после коррекции
способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр (град) 16.019.8
способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 (град/с) -0.123-0.136
способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 пр (град) 014.6
способ управления движением разгонного блока на участке доразгона, патент № 2424954 (град/с) 0-0.057

Источники информации

1. Патент № 2350521 от 16.11.2007 г., B64G 1/24, G05D 1/08.

Класс B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет -  патент 2521117 (27.06.2014)
способ управления выведением космического аппарата на орбиту искусственного спутника планеты -  патент 2520629 (27.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2519288 (10.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514650 (27.04.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514649 (27.04.2014)
устройство управления положением космического аппарата в пространстве с использованием орбитального гирокомпаса -  патент 2509690 (20.03.2014)
способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения и устройство для его осуществления -  патент 2506206 (10.02.2014)
стабилизация движения неустойчивых фрагментов космического мусора -  патент 2505461 (27.01.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2501720 (20.12.2013)
способ доставки с орбитальной станции на землю спускаемого аппарата на основе использования пассивного развертывания космической тросовой системы -  патент 2497729 (10.11.2013)

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)
Наверх