способ сварки рельсов давлением с подогревом

Классы МПК:B23K20/02 на прессах
B23K101/26 железнодорожные или другие рельсы
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный университет путей сообщения" (СамГУПС) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-12-01
публикация патента:

Изобретение может быть использовано при соединении стыков железнодорожных, трамвайных и других транспортных рельсов. Производят механическую обработку соединяемых торцов и подвергают их азотированию на глубину 0,05-0,1 мм. После стыковки рельсов прикладывают сжимающее усилие и нагревают стык до температуры (Ас3+300)°С÷(Ас3+400)°C с выдержкой при этой температуре для осуществления аустенизации зоны стыка. После осадки стык охлаждают воздушно-водяной смесью до температуры Мн°С÷(Мн+400)°С, а затем охлаждают воздухом до температуры окружающей среды. Изобретение направлено на повышение прочности и твердости в зоне стыка за счет образования мелкозернистой структуры, повышения ударной вязкости металла. 1 табл.

Формула изобретения

Способ сварки рельсов давлением с подогревом, при котором производят механическую обработку их торцов, стыкуют рельсы, прикладывают сжимающее усилие и нагревают стык до температуры (Ас3+300)°С÷(Ас3+400)°C с выдержкой при этой температуре для осуществления аустенизации зоны стыка, после осадки стык охлаждают воздушно-водяной смесью до температуры Мн°С÷(Мн+400)°С, а затем охлаждают воздухом до температуры окружающей среды, отличающийся тем, что после механической обработки торцы рельсов подвергают азотированию на глубину 0,05-0,1 мм.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к сварке давлением и может быть использовано при соединении стыков железнодорожных, трамвайных и других транспортных рельсов.

Известен способ сварки давлением с подогревом, заключающийся в том, что первоначально производится механическая обработка торцов рельсов, соединение их встык и центрирование. Затем прикладывается сжимающее усилие и производится индукционный нагрев стыка до температуры 0,8-0,9 температуры плавления [Патент РФ № 2285596, МПК: В23К 20/00. «Способ сварки рельсов давлением с подогревом» авторов Губарева А.В. и Лужина С.В., опубл. 20.10.2006, БИ № 29].

Недостатком этого способа является низкая прочность сварного шва за счет того, что в зоне сварного шва структура более крупнозернистая, чем в основном металле.

Известен способ сварки давлением с подогревом, при котором производят механическую обработку торцов соединяемых деталей (рельсов), собирают встык соединяемые детали из стали, прикладывают сжимающее усилие и нагревают стык до температуры (Ас3+300)°C÷(Ас 3+400)°C с выдержкой при этой температуре для осуществления аустенизации зоны стыка, после осадки стык охлаждают воздушно-водяной смесью до температуры Мн°C÷(Мн+400)°C, а затем охлаждают воздухом до температуры окружающей среды [Патент РФ № 2308363, МПК: В23К 20/02. «Способ сварки давлением с подогревом» авторов Бондаренко А.А., Маерова Г.Р. и др., опубл. 20.10.2007, БИ № 29].

Недостатком этого способа является низкая прочность в зоне стыка за счет того, что величина зерна определяется химическим составом и крупнее, чем в основном металле. Этот способ не позволяет получить достаточную ударную вязкость в сварном шве и прочность.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом является повышение прочности и твердости в зоне стыка за счет образования мелкозернистой структуры, повышения ударной вязкости сварного стыка.

Технический результат достигается тем, что в способе сварки рельсов давлением с подогревом, при котором производят механическую обработку их торцов, стыкуют рельсы, прикладывают сжимающее усилие и нагревают стык до температуры (Ас3+300)°C÷(Ас3+400)°C с выдержкой при этой температуре для осуществления аустенизации зоны стыка, после осадки стык охлаждают воздушно-водяной смесью до температуры Мн°C ÷(Мн+400)°C, а затем охлаждают воздухом до температуры окружающей среды, причем после механической обработки торцы рельсов подвергают азотированию на глубину 0,05-0,1 мм.

Азотирование торцов рельсов обеспечивает образование мелкозернистой структуры (на 1-2 балла мельче) поверхностного слоя металла по сравнению со структурой основного материала. При уменьшении структуры металла повышается ударная вязкость в 1,5 раза и прочность на изгиб на 15-20%.

Пример реализации способа.

Например, сваривают рельсы Р65 из стали М76. Перед сваркой торцы рельсов механически обрабатывают и подвергают азотированию. Рельсы стыкуют в сварочной установке, совмещают по периметру, выравнивают по рабочей грани поверхности катания. Затем проводят аустенизацию стыков. Например, производят индукционный нагрев при температуре (Ас3+350)°C и выдерживают при этой температуре не менее 15 сек, затем к торцам прикладывают сжимающее усилие с последующей осадкой, а после осадки стык охлаждают воздушно-водной смесью до температуры, как например (Мн+350)°C, а затем воздухом до температуры окружающей среды.

Результаты испытания сведены в таблицу.

Таблица
Твердость и прочность объемно-закаленных рельсов Р65 при различных видах сварки
Способ сваркиТвердость рельсов в зоне стыка, ед.НВ Нагрузка разрушением Рн рельсов при статическом поперечном изгибе с пролетом 1 м, кН
Сварка давлением с подогревом (прототип по патенту № 2308363)355 2235
3502222
346 2210
Сварка давлением с подогревом (по предлагаемому техническому решению)365 2235
3592222
355 2210

Предлагаемый способ сварки позволяет повысить прочность в зоне стыка, увеличить морозостойкость и ударную вязкость, что способствует увеличению срока службы рельсов и обеспечивает безопасность движения поездов.

Класс B23K20/02 на прессах

способ получения алюминиевого композиционного материала с ультрамелкозернистой структурой -  патент 2529609 (27.09.2014)
способ производства теплообменной биметаллической ребристой трубы -  патент 2450880 (20.05.2012)
способ малодеформирующей диффузионной сварки элементов из спеченной неоксидной керамики и деталь из неоксидной керамики с бесшовным соединением -  патент 2353486 (27.04.2009)
способ изготовления многослойных стальных изделий (варианты) -  патент 2351476 (10.04.2009)
способ изготовления биометаллических изделий -  патент 2336152 (20.10.2008)
установка для калибровки сборных заготовок биметаллических изделий -  патент 2319588 (20.03.2008)
способ сварки давлением с подогревом -  патент 2308363 (20.10.2007)
устройство для холодной сварки давлением -  патент 2305617 (10.09.2007)
способ изготовления многослойных нержавеющих металлических изделий -  патент 2288101 (27.11.2006)
способ изготовления многослойных полых металлических изделий -  патент 2286869 (10.11.2006)

Класс B23K101/26 железнодорожные или другие рельсы

Наверх