способ контроля мощности двигателя транспортного средства и способ работы бортового компьютера автомобиля

Классы МПК:G01L3/00 Способы и устройства общего назначения для измерения моментов, работы, мощности и механического коэффициента полезного действия (КПД)
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью ООО "ФЕРРУМ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-12-14
публикация патента:

Изобретения относятся к области транспортного приборостроения. Способ контроля мощности включает сохранение в памяти блока обработки информации эталонного значения мощности двигателя, величину эталонного циклового наполнения камеры сгорания воздухом, запрашивание у блока управления текущих значений циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива. Текущее значение мощности рассчитывают как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива. На дисплей выводят текущее значение мощности в сравнении с эталонным значением. Способ работы бортового компьютера включает запрашивание по информационной шине автомобиля у блока управления двигателем значения параметров работы двигателя, их обработку, сохранение результата обработки, сравнение его с эталонным значением и операции способа контроля мощности. Технический результат заключается в повышении безопасности. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил. способ контроля мощности двигателя транспортного средства и способ   работы бортового компьютера автомобиля, патент № 2422787

способ контроля мощности двигателя транспортного средства и способ   работы бортового компьютера автомобиля, патент № 2422787

Формула изобретения

1. Способ контроля мощности, отдаваемой двигателем внутреннего сгорания транспортного средства, оснащенного блоком управления двигателем, блоком обработки информации, блоком отображения информации и дисплеем, при котором блоком управления двигателем измеряют текущие значения параметров работы двигателя, периодически запрашивают блоком обработки информации измеренные значения параметров, обрабатывают их, запоминают результат обработки, сравнивают его с эталонным значением и выводят на дисплей результат обработки, в сравнении с эталонным значением, отличающийся тем, что в памяти блока обработки информации запоминают в качестве эталонного значения мощности, отдаваемой двигателем, величину эталонного для данного двигателя циклового наполнения камеры сгорания воздухом, запрашивают у блока управления двигателем текущие значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, рассчитывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, и показывают на дисплее текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, в сравнении с эталонным значением.

2. Способ работы бортового компьютера автомобиля, при котором периодически запрашивают по информационной шине автомобиля у блока управления двигателем внутреннего сгорания значения параметров работы двигателя, обрабатывают их, запоминают результат обработки, сравнивают его с эталонным значением и выводят на дисплей бортового компьютера результат обработки, приведенный к эталонному значению, отличающийся тем, что в памяти бортового компьютера запоминают в качестве эталонного значения мощности, отдаваемой двигателем, величину эталонного для данного двигателя циклового наполнения камеры сгорания воздухом, запрашивают у блока управления двигателем текущие значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, рассчитывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, и показывают на дисплее текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, в сравнении с эталонным значением.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что на дисплее показывают текущее и эталонное значения мощности в виде динамической шкалы.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что на дисплее показывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, в процентах от эталонного значения мощности.

Описание изобретения к патенту

Изобретения относятся к области транспортного приборостроения и могут быть использованы в конструкции транспортного средства, снабженного двигателем внутреннего сгорания (далее - ДВС).

Известно, что мощность, отдаваемая двигателем, зависит от количества воздуха, поступающего в двигатель (см., например, описание к заявке 94041740 А1, F02D 33/00, F02D 1/02, опубл. 10.08.1996). Информация о возможности увеличения подачи воздуха в двигатель и, соответственно, о возможности увеличения мощности, отдаваемой двигателем, может быть полезна водителю для принятия решений, связанных с управлением транспортным средством.

Известна информационная система транспортного средства, см., например, патент RU 67527 U1, B60R 16/02, опубл. 27.10.2007 г., бюл. № 30, включающая в себя блок управления двигателем, блок обработки информации, выполненный с возможностью опроса блока управления двигателем через информационную шину, и блок отображения информации с дисплеем. Блок обработки информации выполняют на базе микропроцессора и оснащают устройством памяти.

Известно, что типовая конструкция бортового компьютера автомобиля (см., например, патент RU 34758U1, G01S 13/00, опубл. 10.12.2003 г.) включает в себя блок обработки информации, выполненный с возможностью подключения к блоку управления двигателем через информационную шину автомобиля, блок отображения информации и дисплей.

Блок управления двигателем измеряет параметры работы ДВС и управляет подачей топлива в цилиндры ДВС посредством открытия и закрытия топливных форсунок. Блок управления двигателем изменяет продолжительность открытия форсунок в зависимости от цикловой подачи топлива. Цикловая подача топлива определяется, исходя из величины циклового наполнения цилиндра ДВС воздухом (далее - величины циклового наполнения). Для измерения циклового наполнения используют сигнал датчика массового расхода воздуха (далее - ДМРВ).

Известен способ контроля мощности ДВС, известный из патента RU 2171973 C2, G01L 3/24, опубл. 10.08.2001 г. Способ заключается в том, что регистрируют параметры, характеризующие мощность двигателя, определяют максимальную величину мощности и показывают ее значение на индикаторе. Способ характеризуется повышенной сложностью реализации, обусловленной необходимостью использования:

- датчика давления в цилиндрах ДВС;

- блока измерения мощности;

- блока нахождения экстремума.

За прототип заявляемого способа контроля мощности двигателя транспортного средства взят способ диагностики двигателя, см. патент на изобретение RU 2358145 C1, F02M 65/00, опубл. 10.06.2009 г., при котором блоком управления ДВС измеряют текущие значения параметров работы ДВС, запрашивают блоком обработки информации измеренные данные, обрабатывают их, запоминают результат обработки, сравнивают его с эталонным значением и выводят на дисплей блока отображения информации результат обработки, приведенный к эталонному значению.

За прототип заявляемого способа работы бортового компьютера автомобиля взят способ работы бортового компьютера, известный из описания к патенту на изобретение RU 2358145 C1, F02M 65/00, опубл. 10.06.2009 г. Суть способа заключается в следующем. В память бортового компьютера записывают эталонные данные о работе двигателя, в процессе работы ДВС запрашивают от блока управления ДВС текущие параметры работы ДВС, сравнивают в компьютере текущие параметры с эталонными и показывают отклонения параметров от эталонных на дисплее компьютера.

Недостатком известных способов, в том числе способов, принятых за прототип, является отсутствие возможности оперативного контроля мощности, отдаваемой ДВС.

Задачей заявляемых изобретений является создание наиболее просто реализуемого способа контроля мощности, отдаваемой ДВС.

Задача решается в способе контроля мощности, отдаваемой двигателем внутреннего сгорания транспортного средства, оснащенного блоком управления двигателем, блоком обработки информации, блоком отображения информации и дисплеем, при котором блоком управления двигателем измеряют текущие значения параметров работы двигателя, периодически запрашивают блоком обработки информации измеренные значения параметров, обрабатывают их, запоминают результат обработки, сравнивают его с эталонным значением и выводят посредством блока отображения информации на дисплей результат обработки, в сравнении с эталонным значением.

Задача решается тем, что в памяти блока обработки информации запоминают в качестве эталонного значения мощности, отдаваемой двигателем, величину эталонного для данного двигателя циклового наполнения камеры сгорания воздухом, запрашивают у блока управления двигателем текущие значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, рассчитывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива и показывают на дисплее текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, в сравнении с эталонным значением.

Задача решается также в способе работы бортового компьютера автомобиля, при котором периодически запрашивают по информационной шине автомобиля у блока управления двигателем внутреннего сгорания значения параметров работы двигателя, обрабатывают их, запоминают результат обработки, сравнивают его с эталонным значением и выводят на дисплей бортового компьютера результат обработки, приведенный к эталонному значению.

Задача решается тем, что в памяти бортового компьютера запоминают в качестве эталонного значения мощности, отдаваемой двигателем, величину эталонного для данного двигателя циклового наполнения камеры сгорания воздухом, запрашивают у блока управления двигателем текущие значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, рассчитывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, и показывают на дисплее текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, в сравнении с эталонным значением. При этом на дисплее могут показывать одновременно текущее и эталонное значения мощности в виде динамической шкалы или могут показывать текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, в цифровом виде, в процентах от эталонного значения мощности.

Изобретения поясняются чертежом, на котором изображена блок-схема информационной системы транспортного средства.

Заявляемые способы могут быть успешно реализованы, например, в информационной системе транспортного средства, включающей в себя датчики 1 параметров ДВС, блок 2 управления ДВС и связанный с ним по информационной шине бортовой компьютер 3, в состав которого входят блок 4 обработки информации, блок 5 отображения информации и дисплей 6.

Для реализации способа контроля мощности, отдаваемой двигателем, выполняют следующие действия.

В память блока 4 обработки информации бортового компьютера 3 записывают в качестве эталонного значения мощности, отдаваемой двигателем, величину эталонного для данного двигателя циклового наполнения камеры сгорания воздухом.

Блоком 2 управления ДВС принимают сигналы от датчиков 1, в качестве которых могут выступать датчик положения коленчатого вала ДВС, датчик массового расхода воздуха, датчик кислорода и датчик оборотов. На основании полученных данных в блоке 2 управления рассчитывают цикловое наполнение воздухом и коэффициент коррекции длительности впрыска. Блоком 4 обработки информации бортового компьютера 3 у блока 2 управления ДВС периодически запрашивают по информационной шине значение циклового наполнения и коэффициента коррекции длительности впрыска, получают расчетные данные, рассчитывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, сравнивают полученное текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, с эталонным и показывают на дисплее 6 текущее значение мощности, отдаваемой ДВС, в сравнении с эталонным значением.

Для реализации способа работы бортового компьютера выполняют следующие действия.

В память бортового компьютера 3 записывают в качестве эталонного значения мощности, отдаваемой двигателем, величину эталонного для данного двигателя циклового наполнения камеры сгорания воздухом.

Во время работы ДВС периодически запрашивают у блока 2 управления ДВС по информационной шине значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска, получают расчетные данные, рассчитывают текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, как произведение текущего значения циклового наполнения воздухом и коэффициента коррекции длительности впрыска топлива, сравнивают полученное текущее значение мощности, отдаваемой двигателем, с эталонным и показывают на дисплее 6 текущее значение мощности, отдаваемой ДВС, в сравнении с эталонным значением.

Предлагаемые способы направлены на формирование у водителя транспортного средства новой потребности в контроле мощности, отдаваемой ДВС, и повышение уровня информированности водителя транспортного средства и безопасности вождения.

Класс G01L3/00 Способы и устройства общего назначения для измерения моментов, работы, мощности и механического коэффициента полезного действия (КПД)

автоматизированный стенд контроля выходных характеристик спиральных пружин -  патент 2526553 (27.08.2014)
устройство для измерения вращающего момента -  патент 2499984 (27.11.2013)
устройство для измерения момента сопротивления от сил "магнитного трения" в неконтактных подвесах -  патент 2498244 (10.11.2013)
устройство для измерения крутящего момента -  патент 2498243 (10.11.2013)
устройство для измерения крутящего момента, передаваемого валом отбора мощности -  патент 2497087 (27.10.2013)
системы и способы регулирования устойчивости инерционного испытательного стенда с гидравлическим тормозом -  патент 2483231 (27.05.2013)
способ определения крутящего момента от газовых сил -  патент 2476840 (27.02.2013)
способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего сгорания -  патент 2454643 (27.06.2012)
устройство для определения энергетических параметров электродвигателя и относительной энергоемкости выполненной им работы -  патент 2449251 (27.04.2012)
датчик для измерения параметров вращающегося вала -  патент 2436052 (10.12.2011)
Наверх