пространственный кривошипно-шатунный механизм второго семейства

Классы МПК:F16H21/18 кривошипные передачи, эксцентриковые передачи 
F16H25/20 винтовые механизмы
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский государственный индустриальный университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-03-02
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к кривошипно-шатунным механизмам. Кривошипно-шатунный механизм включает подвижный привод, кривошип, шатун, выходное звено с роликом, входящим в паз, выполненный на неподвижном звене - стойке. Шатун входит в винтовую кинематическую пару с выходным звеном. Привод состоит из двигателя и зубчатой передачи и жестко связан со втулкой кривошипа. Движение от двигателя к шатуну передается через зубчатую передачу. Решение направлено на расширение функциональных возможностей механизма за счет обеспечения возможности беспрепятственного относительного движения звеньев в механизме. 1 ил. пространственный кривошипно-шатунный механизм второго семейства, патент № 2422703

пространственный кривошипно-шатунный механизм второго семейства, патент № 2422703

Формула изобретения

Пространственный кривошипно-шатунный механизм второго семейства, включающий кривошип, шатун, который входит в винтовую кинематическую пару с выходным звеном, выходное звено с роликом, входящим в паз, выполненный на неподвижном звене - стойке, при этом шатун входит в винтовую кинематическую пару с выходным звеном, отличающийся тем, что привод, состоящий из двигателя и зубчатой передачи, выполнен подвижным, жестко связанным с втулкой кривошипа, а движение от двигателя к шатуну передается через зубчатую передачу.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к механизмам, применяемым в технике для получения заданного движения ведомого звена.

Известен плоский четырехзвенный механизм [1, стр.89, рис.157], включающий в свой состав кривошип и шатун, обеспечивающие заданное качательное движение выходного звена - коромысла. Недостатком такого механизма является невозможность задания движения непосредственно шатуну механизма.

Наиболее близким к предлагаемому является пространственный четырехзвенный механизм второго семейства с винтовой парой и роликом, движущимся в прорези [1, стр.111, рис.205]. При этом ролик образует высшую кинематическую пару с неподвижным звеном - стойкой. Об отнесении этого механизма к механизмам второго семейства указывается академиком Артоболевским И.И. в [1, стр.111, строка 29 снизу]. Ведущим звеном в этом механизме является соединенный во вращательную пару со стойкой кривошип, а выходное звено, образующее высшую пару со стойкой, входит с шатуном в винтовую кинематическую пару. Именно этот механизм принимается за прототип заявляемого.

Недостатком прототипа является то обстоятельство, что кривошип и шатун в нем связаны во вращательную пару, геометрическая ось которой совпадает с плоскостью воспроизведения движения, что препятствует передаче движения от кривошипа к шатуну.

Задачей изобретения является техническое преобразование механизма прототипа, позволяющее обеспечить беспрепятственное относительное движение звеньев в нем.

Сущность заявляемого технического решения заключается в том, что предлагается пространственный кривошипно-шатунный механизм второго семейства, включающий кривошип, шатун, который входит в винтовую кинематическую пару с выходным звеном, выходное звено с роликом, входящим в паз, выполненный на неподвижном звене - стойке, а шатун входит в винтовую кинематическую пару с выходным звеном, при этом привод, состоящий из двигателя и зубчатой передачи, выполнен подвижным, жестко связанным с втулкой кривошипа, а движение от двигателя к шатуну передается через зубчатую передачу.

На чертеже изображен пространственный кривошипно-шатунный механизм второго семейства.

Механизм состоит из кривошипа 1, шатуна 2, гайки 3 (выходное звено) с роликом 4, движущимся в прорези 5, выполненной на неподвижном звене - стойке 6. Кривошип 1 входит со стойкой 6 во вращательную кинематическую пару пятого класса p5, шатун 2 входит с кривошипом 1 также во вращательную кинематическую пару пятого класса p5, причем эта пара образуется участком вала а шатуна 2 и втулкой b кривошипа 1. Гайка 3 образует с шатуном 2 винтовую кинематическую пару p5, гайка 3, в свою очередь, образует со стойкой 6 высшую кинематическую пару четвертого класса p4.

На шатуне 2 жестко крепится зубчатое колесо 7, которое приводится в движение от колеса 8, получающего движение от двигателя 9. Двигатель 9 устанавливается жестко на втулке b кривошипа 1. Таким образом, двигатель 9, зубчатая передача 8-7, образующие привод механизма, оказываются подвижными.

Работает механизм следующим образом. От подвижного двигателя 9 через зубчатую передачу 8-7 движение задается шатуну 2, который, вкручиваясь в гайку 3, приводит ее в движение. Одновременно с движением шатуна 2 получает движение кривошип 1 относительно стойки 6, и весь привод (двигатель 9 и зубчатая передача 8-7) становится подвижным. При этом выходное звено 3 получает требуемое движение.

Использованные источники

1. Артоболевский И.И. Теория механизмов. Изд-во «Наука», 1965.

Класс F16H21/18 кривошипные передачи, эксцентриковые передачи 

кривошипно-кулисный механизм с поступательно движущейся кулисой -  патент 2499935 (27.11.2013)
силовой агрегат транспортного средства (варианты) -  патент 2499170 (20.11.2013)
тросовый привод второго ведущего моста транспортного средства -  патент 2477400 (10.03.2013)
кривошипно-шатунный механизм пресса -  патент 2466870 (20.11.2012)
механизм, преобразующий прямолинейное возвратно-поступательное движение во вращательное, в частности, для поршневых двигателей -  патент 2435048 (27.11.2011)
устройство для передачи вращающего момента от ведущего вала к ведомому валу -  патент 2426021 (10.08.2011)
кривошипно-штоковый механизм с качающейся шайбой -  патент 2422704 (27.06.2011)
бесшатунный механизм преобразования движения -  патент 2420680 (10.06.2011)
механизм передачи движения от поршней на выходной вал оппозитного двигателя -  патент 2391524 (10.06.2010)
стопорное кольцо для гидроцилиндра -  патент 2369787 (10.10.2009)

Класс F16H25/20 винтовые механизмы

Наверх