закрывающий механизм

Классы МПК:F41H5/22 крышки люков, например на танках
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-02-04
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к люкам военных машин. Механизм содержит наружный и внутренний стаканы, шток с крышкой люка и соединение, обеспечивающее возможность перемещения штока с крышкой люка в осевом направлении, которое выполнено в виде закрепленного на внутреннем стакане упругого элемента, преимущественно, торсиона, кинематически соединенного с крышкой люка. Кинематическая связь соединенного с крышкой люка упругого элемента выполнена в виде рычага, имеющего паз, предназначенный для взаимодействия с осью проушины, жестко закрепленной на крышке люка. Обеспечивается быстрое открывание и закрывание люка за счет энергии торсиона. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. закрывающий механизм, патент № 2421683

закрывающий механизм, патент № 2421683 закрывающий механизм, патент № 2421683 закрывающий механизм, патент № 2421683

Формула изобретения

1. Закрывающий механизм преимущественно люка механика-водителя объекта бронетанковой техники, содержащий наружный и внутренний стаканы, шток с крышкой люка, соединение, обеспечивающее возможность перемещения штока с крышкой люка в осевом направлении, отличающийся тем, что соединение, обеспечивающее возможность перемещения штока с крышкой люка в осевом направлении, выполнено в виде закрепленного на внутреннем стакане упругого элемента, преимущественно торсиона, кинематически соединенного с крышкой люка.

2. Закрывающий механизм по п.1, отличающийся тем, что кинематическая связь соединенного с крышкой люка упругого элемента выполнена в виде рычага, имеющего паз, предназначенный для взаимодействия с осью проушины, жестко закрепленной на крышке люка.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к закрывающим механизмам люков военных машин.

Известен закрывающий механизм люка военной машины (см. изобретение по патенту РФ № 2169894 «Закрывающий механизм»), выбранный в качестве прототипа.

Закрывающий механизм люка содержит наружный и внутренний стаканы, шток с крышкой люка, соединение, обеспечивающее возможность перемещения штока с крышкой люка в осевом направлении, включающее винтовую передачу с ручным приводом.

Недостатком известного закрывающего механизма люка является то, что на опускание крышки люка винтовой передачей с ручным приводом требуется значительное время, что недопустимо, особенно в ситуации, когда под угрозой находится жизнь человека, например, при обстреле военной машины.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является создание закрывающего механизма люка, обеспечивающего быстрое открывание и закрывание люка за счет энергии торсиона, с исключением использования винтовой передачи с ручным приводом.

Поставленная задача решается тем, что в закрывающем механизме, преимущественно люка механика-водителя объекта бронетанковой техники, содержащем наружный и внутренний стаканы, шток с крышкой люка, соединение, обеспечивающее возможность перемещения штока с крышкой люка в осевом направлении, согласно изобретению соединение, обеспечивающее возможность перемещения штока с крышкой люка в осевом направлении, выполнено в виде закрепленного на внутреннем стакане упругого элемента, преимущественно, торсиона, кинематически соединенного с крышкой люка.

Кроме того, кинематическая связь соединенного с крышкой люка упругого элемента выполнена в виде рычага, имеющего паз, предназначенный для взаимодействия с осью проушины, закрепленной на крышке люка.

Изобретение может быть применено при изготовлении закрывающих механизмов люков военных машин.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен продольный разрез закрывающего механизма, установленного на корпусе военной машины; на фиг.2 изображен вид сверху на закрывающий механизм, установленный на корпусе военной машины; на фиг.3 изображен вид А фиг.2.

В конкретном исполнении закрывающий механизм люка содержит наружный 1 и внутренний 2 стаканы, шток 3 с крышкой 4 люка и наружным шпоночным пазом. Наружный стакан 1 через прокладки 5 и 6 посредством болтов 7 закреплен на корпусе 8 военной машины.

Наружный стакан 1 через подшипник 9 сопряжен с внутренним стаканом 2. Фиксация наружного 1 и внутреннего 2 стаканов относительно друг друга осуществляется посредством кольца 10.

К внутреннему стакану 2 приварены два кронштейна 11, в которых жестко закреплена труба 12 с опорами 13 и 14, в которых смонтирован упругий элемент, например торсион 15. Опора 13 через рычаг 16 соединена с проушиной 17, которая закреплена на крышке 4 люка. В рычаге 16 выполнен паз «а», взаимодействующий с осью 18, которая расположена в отверстиях проушины 17.

В опоре 13 выполнена кольцевая канавка «б», в которую входит болт 19 для фиксации опоры 13 и рычага 16 относительно трубы 12.

С целью ограничения хода рычага 16 вверх на трубе 12 размещен упор 20 с регулировочным болтом 21.

В открытом и закрытом положениях крышка 4 люка фиксируется стопором 22.

Во внутреннем стакане 1 выполнены кольцевые канавки, в которых расположены шарики 23 и уплотнительные прокладки 24, взаимодействующие со штоком 3, а также размещена шпонка 25, препятствующая проворачиванию штока 3 относительно стакана 1. Подшипник 9 уплотнен шайбой 26 и уплотнительным кольцом 27.

Шток 3 жестко соединен с крышкой 4 люка посредством кронштейнов 28.

Для обеспечения поджатия крышки 4 люка к корпусу 8 военной машины предназначен замок 29, установленный с возможностью поворота на оси 30, жестко закрепленной на внутренней поверхности крышки 4 люка. Удобство поворота крышки 4 люка обеспечивается скобой 31. При повороте крышка 4 люка имеет возможность катиться по ролику 32, смонтированному в проушине 33, закрепленной на корпусе 8 военной машины, на котором также приварены упоры 34 и 35, ограничивающие перемещение крышки 4 люка от исходного до конечного положения.

Регулировка момента скручивания упругого элемента 15 осуществляется посредством прокладок 36.

Работа закрывающего механизма осуществляется следующим образом.

В исходном положении крышка 4 люка прижата к корпусу 8 военной машины. Торсион 15 скручен на расчетный угол. Усилие прижатия характеризуется весом крышки 4 люка и углом скоса замка 29, входящего в зацепление с корпусом 8.

Для открывания крышки 4 люка необходимо расфиксировать стопор 22, замок 22 повернуть и вывести из зацепления с корпусом 8. Тогда торсион 15 начинает раскручиваться, рычаг 16 поднимает через ось 18 крышку 4 люка. Шток 3 скользит по шарикам 23 вверх.

Крышка 4 люка поднимается до того положения, при котором рычаг 16 упрется в болт 21.

В поднятом положении член экипажа отводит крышку 4 люка за скобу 31 до соприкосновения с упором 35. В этом положении шток 3 с крышкой 4 люка фиксируется стопором 22.

При перемещении крышка 4 люка имеет возможность катиться по ролику 32.

Таким образом в крайнем открытом положении крышка 4 люка сверху ограничена рычагом 16 и болтом 21, а снизу роликом 32, и зафиксирована от поворота стопором 22.

Закрывание крышки 4 люка производится в обратной последовательности.

Усилие на закрывание крышки 4 люка зависит от жесткости торсиона 15 и определяется разностью усилий, создаваемых торсионом 15 в закрытом и открытом положениях крышки 4 люка.

Класс F41H5/22 крышки люков, например на танках

Наверх