аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики

Классы МПК:B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Учреждение Российской академии наук Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-12-04
публикация патента:

Изобретение относится к автоматическому управлению движением корабля. Аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики содержит измерительный модуль, блок диагностики, рулевую систему, модуль задания угла курса, модуль вычислителя системы, переключатель и электронную модель модуля вычислителя системы. На вход модуля вычислителя системы подключены измерительный модуль и модуль задания угла курса. К первому и второму входам блока диагностики подключены соответственно выходы измерительного модуля и модуля задания угла курса. К первому и второму входам модели модуля вычислителя системы подключены соответственно выходы измерительного модуля и модуля задания угла курса. Выход электронной модели модуля вычислителя системы подключен к первому входу переключателя, ко второму входу которого подключен выход модуля вычислителя системы. Выходы модуля вычислителя системы и электронной модели модуля вычислителя системы подключены соответственно к третьему и четвертому входам блока диагностики, выход которого подключен к третьему входу переключателя, а выход последнего соединен с входом рулевой системы. Изобретение обеспечивает отказобезопасное автоматическое управление движением корабля. 1 ил. аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424

аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424

Формула изобретения

Аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, содержащая измерительный модуль, блок диагностики, рулевую систему, модуль задания угла курса, модуль вычислителя системы, на вход которого подключены измерительный модуль и модуль задания угла курса, к первому и второму входам блока диагностики подключены соответственно выходы измерительного модуля и модуля задания угла курса, отличающаяся тем, что дополнительно содержит переключатель и электронную модель модуля вычислителя системы, к первому и второму входам которого подключены соответственно выходы измерительного модуля и модуля задания угла курса, а выход электронной модели модуля вычислителя системы подключен к первому входу переключателя, к второму входу которого подключен выход модуля вычислителя системы, выходы модуля вычислителя системы и электронной модели модуля вычислителя системы подключены соответственно к третьему и четвертому входам блока диагностики, выход которого подключен к третьему входу переключателя, а выход последнего соединен с входом рулевой системы.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области судостроения - автоматическому управлению движением корабля с диагностированием исправности работы модуля системы и автоматической перестройкой аппаратуры при появлении сбоя в модуле - вычислителе системы для сохранения работоспособности аппаратуры.

Известна система автоматического управления движением корабля, в которой путем сравнения входной измеренной информации с информацией, полученной от электронной модели процесса управления движением корабля, выявляется появление сбоя в системе управления («Система восстановления параметров движения корабля». // Сборник трудов междуведомственного Совета по управлению движением судов, выпуск XX, изд. ИПУ РАН, 1993 г., Москва). Известна также аппаратура автоматического управления движением корабля с диагностированием исправности отдельных блоков в процессе работы («Аппаратура автоматического управления движением судна», патент России № 2155142, принятый нами в качестве прототипа).

В этой аппаратуре используют измерительный модуль текущего угла курса - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 и скорости изменения курса - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 , а также модуль задания угла курса - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд. выходы которых подключены к входу вычислителя системы (сумматору). В модуле вычислителе системы формируется заданное значение угла перекладки руля - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд.:

аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424

где аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд. - заданное значение угла перекладки руля,

Ki - коэффициенты регулирования.

Выход вычислителя системы подключен к входу рулевой системы. Сигналы заданного угла перекладки руля с выхода рулевой системы - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 и модельного угла перекладки руля с выхода электронной модели рулевой системы с регулятором - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 модели вводят на индикатор. При разности сигналов более допустимой величины C1 индикатор срабатывает, информируя судоводителя о сбое:

аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424

К недостаткам рассмотренной аппаратуры автоматического управления движением судна с диагностикой следует отнести:

- индикатор сбоя отмечает только расхождение сигналов в аппаратуре автоматического управления движением относительно сигналов, полученных на электронной модели рулевой системы с регулятором, а где произошел сбой: в самой аппаратуре автоматического управления движением или в электронной модели рулевой системы с регулятором не выявляется,

- если произошел сбой в рулевой системе с регулятором, аппаратура выдаст только информацию о сбое, при этом создавшаяся аварийная ситуация (судно окажется без управления) ждет своевременного и правильного участия судоводителя в процессе управления кораблем.

Целью создания аппаратуры автоматического управления с блоком диагностики является достоверное выявление сбоя в вычислителе системы и автоматическая перестройка аппаратуры для обеспечения отказобезопасного автоматического управления движением корабля при сбое в модуле вычислителя системы. (Рассматривается только случай появления сбоя в модуле вычислителя системы).

Работа предлагаемой аппаратуры и перестройка ее архитектуры при выявлении сбоя основана на использовании:

- измерительного модуля,

- блока диагностики,

- модуля задания угла курса,

- модуля вычислителя системы,

- электронной модели модуля вычислителя системы,

- переключателя с рулевой системой.

Заданное значение угла курса - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд., сформированное в модуле задания угла курса, вводится в модуль вычислитель системы, на вход которого также подключен сигнал текущего курса - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 из измерительного блока. На выходе модуля вычислителя системы вырабатывается заданное значение угла перекладки руля - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд. в соответствии с зависимостью (1), которое поступает через переключатель на вход рулевой системы. Таким образом осуществляется автоматическое управление движением корабля по заданному направлению в нормальных условиях эксплуатации.

На вход электронной модели модуля вычислителя системы подключены:

- выход измерительного модуля - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 ,

- выход модуля задания угла курса - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд..

На выходе электронной модели модуля вычислителя системы вырабатывается заданное модельное значение угла перекладки руля:

аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424

Диагностирование появления сбоя в модуле вычислителя системы производится в блоке диагностики. На вход блока диагностики вводится:

аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 - текущий курс из измерительного модуля,

аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд. - заданное значение угла курса из модуля задания угла курса.

аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд. - заданное значение угла перекладки руля из модуля вычислителя системы,

аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд. модели - модельное заданное значение угла перекладки руля из электронной модели модуля вычислителя системы.

В блоке диагностики формируются два условия выявления сбоя в модуле вычислителя системы:

аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 и аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424

где C1, C - постоянные значения, задаваемые судоводителем. Выход блока диагностики подключен к входу переключателя, на два других входа которого подключены выходы модуля вычислителя системы - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд. и электронной модели модуля вычислителя системы - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд. модели. При выполнении условия (3) в переключателе вырабатываются сигналы переключения рулевой системы с закона (1) на закон (1а). Выход переключателя подключен к рулевой системе. Таким образом при сбое осуществляется перестройка законов управления движением корабля. Из рассмотрения этих законов управления следует, что при сбое в модуле вычислителя системы, последний отключается от рулевой системы, а к входу рулевой системы подключается аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд. модели - модельное заданное значение угла перекладки руля из электронной модели модуля вычислителя системы. Таким образом обеспечивается отказобезопасное автоматическое управление движением корабля при появлении сбоя.

На чертеже приведена блок-схема аппаратуры управления движением корабля с блоком диагностики.

Аппаратура содержит: измерительный блок 1, блок диагностики 2, модуль вычислитель системы 3, рулевую систему 4, модуль задания угла курса 5, электронную модель модуля вычислителя системы 6, переключатель 7, корабль 8 (объект управления).

При реализации аппаратуры рассматриваемой системы:

- измерительный модуль 1 может быть принят типа «Мининавигация» (разработки ЦНИИ «Электроприбор», С.Петербург);

- блок диагностики 2 может быть реализован на микросхемах типа 140 УД-6;

- модуль вычислитель системы 3 может быть реализован на микросхемах типа 140 УД-6 и 140 УД-8,

- рулевая система 4 - штатная корабельная рулевая машина,

- модуль задания угла курса 5 - типовой микроконтроллер,

- электронная модель модуля вычислителя системы 6 реализуется на микросхеме 140 УД-6.

- переключатель 6 реализуется на электромагнитном реле.

Описание работы аппаратуры

Закон автоматического управление движением корабля в нормальных условиях эксплуатации формируется в соответствии с зависимостью (1) в модуле вычислителя системы 3 с использованием текущего угла курса - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 и угловой скорости - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 , которые поступают из измерительного модуля 1, а также задания направления движения корабля - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд., которое поступает из модуля задания угла курса 5. Сформированное задание угла перекладки руля - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд. с выхода модуля вычислителя системы 3 поступает через переключатель 7 на вход рулевой системы корабля. При появлении сбоя в модуле вычислителе системы 3 в переключателе 7 сработает реле, которое переключит вход рулевой системы 4 к выходу электронной модели модуля вычислителя системы 5. Закон управления при этом изменится с зависимости (1) на зависимость (1а), обеспечив тем самым безотказное автоматическое управление движением корабля.

Рассмотрим, как диагностируется появление сбоя в модуле вычислителя системы 3 и срабатывание реле при этом в переключателе 7. На вход блока диагностики 2 подключены выходы: измерительного модуля 1 (угол текущего курса - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 ), модуля задания угла курса 5 (угол заданного направления движения корабля - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд.), модуля вычислителя системы 3 (задание угла перекладки руля - аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд.), электронной модели модуля вычислителя системы 6 (заданное модельное значение угла перекладки руля аппаратура управления движением корабля с блоком диагностики, патент № 2420424 зд. модели). В блоке диагностики формируется зависимость (3) и при удовлетворении двух условий зависимости (3) (при появлении сбоя в модуле вычислителя системы 3) выдается команда в переключатель 7 (на срабатывание реле). При этом, несмотря на сбой в модуле вычислителя системы 3, корабль будет продолжать двигаться по заданному направлению.

Проведенное моделирование предложенной аппаратуры автоматического управления движением корабля с блоком диагностики подтвердило эффективность ее использования.

Класс B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
система управления подвижными объектами -  патент 2503581 (10.01.2014)
способ автоматического управления движением судна с учетом волнения -  патент 2499727 (27.11.2013)
система автоматического управления -  патент 2494006 (27.09.2013)
способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений -  патент 2492105 (10.09.2013)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2483973 (10.06.2013)
способ управления траекторией движения буксируемого судна -  патент 2470828 (27.12.2012)
Наверх