способ идентификации аэродинамических характеристик летательного аппарата по результатам испытаний

Классы МПК:G01M9/00 Аэродинамические испытания; устройства, связанные с аэродинамическими трубами
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-12-28
публикация патента:

Изобретение относится к области авиации, а именно к способам идентификации аэродинамических характеристик при проведении исследований летательных аппаратов. Способ включает проведение комплекса измерений параметров движения на неустановившихся режимах полета летательного аппарата (ЛА), обеспечение автоматического цифрового анализа измерительной информации, оценивание параметров математической модели движения ЛА - аэродинамических характеристик на скользящем базовом интервале переменной длины. Технический результат заключается в увеличении достоверности описания математической модели движения ЛА, повышении точности оценок параметров математической модели движения ЛА. 3 ил. способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

Формула изобретения

Способ идентификации аэродинамических характеристик летательного аппарата по результатам испытаний, включающий проведение комплекса измерений параметров движения на неустановившихся режимах полета летательного аппарата (ЛА), обеспечение автоматического цифрового анализа измерительной информации, оценивание аэродинамических характеристик на основе идентификации математической модели движения ЛА на скользящем базовом интервале переменной длины, путем считывания последовательности измерений на скользящем базовом интервале - r, включающем (2l+1) измерений каждого из рассматриваемых параметров, представление их математической моделью из (2l+1) скалярных уравнений

S=ZC+способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

где S - измеряемый вектор зависимой переменной с размерностью (2l+1)×1;

Z - матрица измерений, состоящая из (2l+1) строк и m столбцов;

С - вектор коэффициентов математической модели (ММ) с размерностью (m×1);

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 - вектор невязок уравнений модели с размерностью (2l+1)×1,

оценивание текущих значений коэффициентов Cr математической модели на r интервале, отличающийся тем, что вводят скользящий базовый интервал переменной длины, изменяют интервал обработки путем исключения из рассмотрения наиболее «старой» по времени информации и добавления «новой», рассчитывают критерий точности вектора коэффициентов способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 на измененном интервале, определяют промежуточный результат матрицы измерений способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 соответствующий расширению интервала обработки на одно измерение «справа», осуществляют переход матрицы Z r к матрице способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 добавлением одной строки, элементы которой относят к (r+l+1) измерению параметров (Z1способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 Zm), осуществляют переход от матрицы способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 к матрице Zr+1 путем исключения из матрицы способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 первой строки, содержащей измерения параметров (Z 1способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 Zm), относящиеся к (r-l) измерению, причем матрице Zr соответствуют столбцы Sr и способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 r, содержащие (2l+1) элементов, производят вычисление текущей оценки способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , характеризующей оценку адекватности ММ реальному объекту при увеличении или уменьшении базового интервала, и принимают соответствующее решение о числе наблюдений на интервале,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , где

Т - операция транспонирования;

проводят вычисления в рекуррентной постановке значений способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 на скользящем базовом интервале фиксированной длины в следующей последовательности:

рассчитывают Pr и оценки способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 из условия минимума суммы квадратов невязок способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

гдеспособ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

tr - след матрицы,

добавляют "новую" информацию в момент времени (r+l+1) в матрицу измерений Z в виде строки способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 r+l+1 "новое" значение sr+l+1 в вектор S и по формулам в рекуррентной постановке рассчитывают способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

удаляют "старую" информацию в момент времени (r-1) из матрицы измерений Z в виде строки способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 r-1 и значение sr-1 из вектора S и по формулам в рекуррентной постановке рассчитывают Pr+1 , способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 и способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , соответствующие перемещенному базовому интервалу на одно измерение,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

каждое изменение интервала обработки (величины скользящего базового интервала) сопровождают вычислениями способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 и способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , изменение интервала обработки осуществляют добавлением "новой" или удалением "старой" информации до тех пор, пока не будет получено удовлетворительное совпадение достигнутых текущих оценок способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 с допустимыми их значениями, заданными на основе экспертных знаний, затем по результатам сравнения выбирают величину базового интервала для обработки результатов измерений в системе реального времени.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиации, а именно к способам идентификации аэродинамических характеристик при проведении исследований летательных аппаратов. Способ включает оценивание параметров математической модели движения ЛА - аэродинамических характеристик и направлен на повышение точности идентификации.

Известен способ определения параметров математической модели по результатам испытаний, см. «Теория управления» К.Спиди, Р.Браун, Д.Гудвин. М.: Мир. 1973, стр.55.

Задача оценивания аэродинамических характеристик летательного аппарата на основе идентификации математической модели движения ЛА имеет простое решение в случае использования метода наименьших квадратов (МНК) и линейной по параметрам математической модели. В методе наименьших квадратов параметры модели определяются из условия обращения в минимум суммы квадратов невязок уравнений движения, взятых в дискретной последовательности равноотстоящих моментов времени на заданном интервале наблюдения векторов состояния и управления ЛА. Невязка обусловливается неточностью выбора структуры модели, неучтенным взаимодействием среды и системы, ошибками и помехами измерений. Независимо от физического происхождения невязок они определяются как разность между правой и левой частями математической модели, полученную при подстановке в математическое выражение модели измеренных в эксперименте значений элементов векторов состояния и управления летательного аппарата.

Пусть наблюдаемые переменные x и y связаны линейной зависимостью вида

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

и получены из эксперимента n пар значений xi и yi (r=1,способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,n), тогда на основе критерия наименьших квадратов находят наилучшие значения констант a и b и оценивают их точность.

При подстановке какой-либо пары значений в уравнение (1) будет иметь место невязка, обусловленная ошибкой измерения, т.е.

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

В соответствии с принципом метода наименьших квадратов для определения наилучших значений a и b следует потребовать выполнения условия

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

где способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

т.е. подобрать такие значения a и b, при которых условие (3) выполняется. Для нахождения минимума функции U(a, b) берутся частные производные от U по а и b приравниваются нулю

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

Решают систему уравнений относительно а и b, получают

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

Найденные значения a и b определяют ту прямую, которая в среднем лучше всего отвечает критерию наименьших квадратов.

Рекуррентная формула - соотношение вида

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

позволяет вычислять члены последовательности, если заданы ее первые p членов.

В случае, когда рекуррентное соотношение линейно (возвратная последовательность) задача описания множества всех последовательностей удовлетворяющих данному рекуррентному соотношению имеет аналогию с решением обыкновенного линейного дифференциального уравнения с постоянными коэффициентами.

Однако МНК предназначен для постобработки материалов летных испытаний и не может быть использован в системах реального времени, т.е. не обладает записью соотношений в рекуррентной форме.

Известен способ обработки результатов летных испытаний (взят за прототип), см. «Теория управления» К.Спиди, Р.Браун, Д.Гудвин. М.: Мир. 1973, стр.84. Рекуррентное оценивание по методу наименьших квадратов.

Проводят некоторое количество измерений, так что система содержит i скалярных уравнений. Записывают систему в виде

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

Проводят измерения в i момент времени и получают

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

Или в блочном виде:

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

где индексы i и i+1, соответствующие способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , показывают число уравнений в системе, которую для оценки способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 решают в смысле минимума среднеквадратической ошибки.

Из уравнений (9, 10) следует

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

где

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

и

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

Из преобразования над матрицами следует, что Рi+1 допускает представление в виде

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

Уравнения (15, 16) рекуррентные, что позволяет вычисление Pi+1 при известном Pi . Тем не менее для вычисления Pi+1 используют (16), а не (15), так как множитель способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 скалярный и поэтому допускает простейшее обращение.

Получают

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

Данные формулы позволяют вычисление новой оценки параметра способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 i+1, если заданы предыдущая оценка способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 i, оценка Pi и информация об способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , zi по измерениям в момент времени t. Для оценивания по рекуррентной схеме вычисляют матрицу P0 и способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 0, воспользовавшись вышеприведенными соотношениями.

Однако данный способ предполагает накопление измерений и уточнения оценок с приходом «новой» по времени информации, а «старая» информация не удаляется из матрицы, содержащей экспериментальные данные, поэтому интервал наблюдений расширяется, кроме того, отмечается необходимость введения обобщенных критериев для выбора базового интервала для обработки.

Известен способ определения автоматизированной оценки в полете суммарной силы тяги двигателей летательного аппарата, пат. № 2364846 от 14.03.08 г., включающий измерения самолетными датчиками - акселерометрами продольной и нормальной перегрузок в центре масс ЛА, скоростного напора, скорости полета ЛА в дискретные равноотстоящие моменты времени. При этом проводят измерения на неустановившихся режимах полета, в которых скоростной напор воздушного потока изменяется быстро по отношению к исходному в балансировочном режиме, в качестве которого принимают горизонтальный полет на заданной высоте. Определяют оценку суммарной тяги во время полета, используя аэродинамические соотношения вектора состояния ЛА, уравнение движения ЛА в продольной плоскости по осям координат с помощью ЭВМ.

Однако данный способ предполагает накопление измерений и уточнение оценок с приходом "новой" по времени информации, а "старая" информация не удаляется из матрицы, содержащей экспериментальные данные, поэтому интервал наблюдений расширяется, увеличиваются временные затраты на обращение матрицы, отсутствуют критерии для управления величиной базового интервала обработки, что снижает точность результатов идентификации аэродинамических характеристик ЛА.

Технический результат.

Технический результат, на создание которого направленно данное изобретение, заключается в увеличении достоверности описания математической модели движения летательного аппарата (ЛА), повышении точности оценок параметров математической модели (ММ) движения ЛА - аэродинамических коэффициентов за счет предложенного критерия оценки точности результатов идентификации, который используется для управления величиной базового интервала обработки, в сокращении временных затрат на обращение матрицы при уменьшении или увеличении базового интервала, а также в возможности применения в системах реального времени.

Существенные признаки.

Способ идентификации аэродинамических характеристик летательного аппарата по результатам испытаний, включающий проведение комплекса измерений параметров движения на неустановившихся режимах полета летательного аппарата (ЛА), обеспечение автоматического цифрового анализа измерительной информации, оценивание аэродинамических характеристик на основе идентификации математической модели движения ЛА на скользящем базовом интервале переменной длины, путем считывания последовательности измерений на скользящем базовом интервале - r, включающем (2l+1) измерений каждого из рассматриваемых параметров, представление их математической моделью из (2l+1) скалярных уравнений

S=ZC+способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

где S - измеряемый вектор зависимой переменной, размерностью (2l+1)×1, Z - матрица измерений, состоящая из (2l+1) строк и m столбцов, C - вектор коэффициентов математической модели (MM), размерностью (m×1), способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 - вектор невязок уравнений модели, размерностью (2l+1)×1, оценивание текущих значений коэффициентов Cr математической модели на r интервале, вводят скользящий базовый интервал переменной длины, изменяют интервал обработки путем исключения из рассмотрения наиболее «старой» по времени информации и добавления «новой», рассчитывают критерий точности вектора коэффициентов способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 на измененном интервале, определяют промежуточный результат матрицы измерений способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , соответствующий расширению интервала обработки на одно измерение «справа», осуществляют переход матрицы Z r к матрице способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 добавлением одной строки, элементы которой относят к (r+l+1) измерению параметров (Z1...Zm), осуществляют переход от матрицы способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 к матрице Zr+1 путем исключения из матрицы способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 первой строки, содержащей измерения параметров (Z 1способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 Zm), относящиеся к (r-l) измерению, причем матрице Zr соответствуют столбцы Sr и способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 r, содержащие (2l+1) элементов, производят вычисление текущей оценки способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , характеризующей оценку адекватности ММ реальному объекту при увеличении или уменьшении базового интервала, и принимают соответствующее решение о числе наблюдений на интервале,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

где T - операция транспонирования;

проводят вычисления в рекуррентной постановке значений способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 на скользящем базовом интервале фиксированной длины в следующей последовательности:

а) рассчитывают Pr и оценки способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 из условия минимума суммы квадратов невязок способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

гдеспособ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

tr - след матрицы,

б) добавляют "новую" информацию в момент времени (r+l+1) в матрицу измерений Z в виде строки способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 r+l+1 и "новое" значение sr+l+1 в вектор S и по формулам в рекуррентной постановке рассчитывают способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

в) удаляют "старую" информацию в момент времени (r-1) из матрицы измерений Z в виде строки способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 r-1 и значение sr-1 из вектора S и по формулам в рекуррентной постановке рассчитывают Pr+1 , способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 и способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , соответствующие перемещенному базовому интервалу на одно измерение,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

каждое изменение интервала обработки (величины скользящего базового интервала) сопровождают вычислениями способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 и способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , изменение интервала обработки осуществляют добавлением "новой" или удалением "старой" информации до тех пор пока не будет получено удовлетворительное совпадение достигнутых текущих оценок способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 с допустимыми их значениями, заданными на основе экспертных знаний, затем по результатам сравнения выбирают величину базового интервала для обработки результатов измерений в системе реального времени.

Способ поясняется на чертежах.

Для пояснения сущности данного способа на фиг.1 приводится схема управления величиной скользящего базового интервала, где изображены:

1. Оценка параметров модели;

2. Расчет критерия способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

3. Уменьшение базового интервала;

4. Увеличение базового интервала;

5. Принятие решения;

6. Выбор величины базового интервала.

На фиг.2 представлены переходные процессы исходного экспериментального режима: нормальная перегрузка - ny угловая скорость тангажа - способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 z, производная угловой скорости тангажа - способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , угол отклонения стабилизатора (поверхность управления в продольной плоскости ЛА) - способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 cm.

На фиг.3 приведены результаты оценивания коэффициентов аэродинамических моментов на скользящем базовом интервале фиксированной величины - способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 и способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 в зависимости от - номера отсчета N (времени).

Способ реализуется следующим образом.

По результатам испытаний летательных аппаратов (ЛА) проводят измерения параметров испытаний системы, математическая модель которой состоит из 2l+1 скалярных уравнений

S=ZC+способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

где S - измеряемый вектор зависимой переменной, размерностью (2l+1)×1, Z - матрица измерений, состоящая из (2l+1) строк и m столбцов, C - вектор коэффициентов математической модели (MM), размерностью (m×1), способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 - вектор невязок уравнений модели, размерностью (2l+1)×1, оценивают текущие значения коэффициентов Cr математической модели на r интервале,

вводят скользящий базовый интервал переменной длины, содержащий (2l+1) измерений

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

где T - операция транспонирования.

Переход от матрицы Zr к матрице способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 осуществляют добавлением одной строки, элементы которой относятся к (r+l+1) измерению параметров (Z1способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 Zm).

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 - промежуточный результат, соответствующий расширению интервала обработки на одно измерение «справа».

Переход от матрицы способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 к матрице Zr+1 осуществляют путем исключения из матрицы способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 первой строки измерения параметров (Z1способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 Zm), относящихся к (r-l) измерению.

Матрице Zr соответствуют столбцы Sr и способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 r, содержащие по (2l+1) элементов. Рекуррентное оценивание на скользящем базовом интервале фиксированной длины проводят по следующим формулам:

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

где T - операция транспонирования; способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 - оценка коэффициентов MM по методу наименьших квадратов; способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 - строка матрицы Z,

проводят рекуррентное вычисление на скользящем базовом интервале фиксированной длины текущей оценки способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 в соответствии с формулами:

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

где способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

tr - след матрицы.

Адаптация базового интервала проходит поэтапно с расчетом показателя точности способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 .

В случае существенного изменения параметров ММ при увеличении времени наблюдения вводят в рассмотрение скользящий базовый интервал (СБИ) переменной длины, адаптируемый к экспериментальным данным. Изменение информации на СБИ осуществляют путем исключения из рассмотрения наиболее «старой» (по времени) информации и добавления «новой». Изменение интервала обработки осуществляют на основе сравнения расчетной текущей оценки способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 и допустимым ее значением способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , получаемым на основе экспертных знаний (см. фиг.1).

Рекуррентное вычисление текущих оценок способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , и способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 на скользящем базовом интервале переменной длины при уменьшении базового интервала проводят по следующим формулам:

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

Рекуррентное вычисление текущих оценок способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 и способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 на скользящем базовом интервале переменной длины при увеличении базового интервала проводят по следующим формулам:

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

Величину скользящего базового интервала, на котором получена текущая оценка способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 удовлетворяющая допустимому значению точности способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 (см. фиг.1), используют в качестве величины базового интервала для дальнейшей обработки результатов измерений в системе реального времени.

Таким образом, предложенный способ обеспечивает повышение оценки точности результатов идентификации, сокращение временных затрат на обращение матрицы при уменьшении или увеличении базового интервала, а также в возможности применения в системах реального времени.

Пример.

Проводят в полете измерения параметров движения на неустановившемся режиме продольного короткопериодического движения самолета, см. фиг.2, на которой представлены переходные процессы исходного экспериментального режима:

нормальная перегрузка - ny , угловая скорость тангажа - способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 z, производная угловой скорости тангажа - способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 угол отклонения стабилизатора (поверхность управления в продольной плоскости ЛА) - способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 cm.

Экспериментальный режим соответствует уравнению продольного короткопериодического движения самолета в продольной плоскости в приращениях относительно установившегося прямолинейного горизонтального полета

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

где c1, c2 и с 3 - коэффициенты аэродинамических моментов,

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ny, способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 z, способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 cm - приращение значений измеряемых параметров.

Далее уравнение записывают на базовом интервале r, содержащем 2l+1 измерение, в соответствии с заявленной математической моделью

S=ZC+способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

где матрицы S, Z, C, s имеют следующий вид

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775

В системе автоматизированной обработки проводят цифровой анализ измерений исходного экспериментального режима, оценивают аэродинамические характеристики ЛА по результатам испытаний в соответствии с предложенным способом идентификации с использованием приведенной выше математической модели движения ЛА. Определяют величину скользящего базового интервала на основе сравнения расчетных текущих оценок способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 с допустимым ее значением способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 (см. фиг.1). Получают величину скользящего базового интервала (для приведенного примера скользящий базовый интервал состоит из 64 равноотстоящих моментов времени). На скользящем базовом интервале постоянной длины получают следующие коэффициенты аэродинамического продольного момента

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ,

где

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 - производная коэффициента продольного момента mz по углу атаки d;

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 - производная коэффициента продольного момента mz по угловой скорости изменения угла атаки способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ;

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 - производная коэффициента продольного момента mz по угловой скорости способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 z;

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 - производная коэффициента продольного момента mz по углу отклонения стабилизатора способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 cm;

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 cm - угол отклонения стабилизатора;

способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 - производная коэффициента подъемной силы Cy по углу атаки способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 ;

G - вес ЛА;

q - скоростной напор воздушного потока;

S - площадь крыла;

g - ускорение силы тяжести;

V - скорость полета;

ba - средняя аэродинамическая хорда крыла,

Jz - момент инерции ЛА относительно оси координат z.

На фиг.3 приведены результаты оценивания коэффициентов аэродинамических моментов способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 , способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 и способ идентификации аэродинамических характеристик летательного   аппарата по результатам испытаний, патент № 2419775 в зависимости от номера отсчета (времени).

Класс G01M9/00 Аэродинамические испытания; устройства, связанные с аэродинамическими трубами

аэродинамическая труба -  патент 2526515 (20.08.2014)
способ создания потока газа в гиперзвуковой аэродинамической трубе и аэродинамическая труба -  патент 2526505 (20.08.2014)
стенд для определения вращательных производных аэродинамических сил и моментов модели в аэродинамической трубе -  патент 2522794 (20.07.2014)
способ теплового нагружения обтекателей ракет из неметаллических материалов -  патент 2517790 (27.05.2014)
симулятор свободного падения (варианты) и вентиляционное устройство для него -  патент 2516947 (20.05.2014)
устройство для оценки аэродинамического коэффициента и устройство для обнаружения отказа/повреждения управляющей поверхности -  патент 2515947 (20.05.2014)
стенд для определения вращательных производных аэродинамических сил и моментов модели в аэродинамической трубе -  патент 2515127 (10.05.2014)
устройство для управления гибкими стенками сопла аэродинамической трубы -  патент 2506556 (10.02.2014)
устройство для согласования приводных рядов гибких стенок сопла аэродинамической трубы -  патент 2506555 (10.02.2014)
способ управления гибкими стенками сопла аэродинамической трубы -  патент 2506554 (10.02.2014)
Наверх