способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки

Классы МПК:F02K9/56 управление
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное объединение "ТЕХНОМАШ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-03-17
публикация патента:

Изобретение относится к области ракетной техники и предназначено для регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки (ЖРДУ). Способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки заключается в изменении проходного сечения органа, регулирующего расход газа наддува в зависимости от кавитационного запаса давления насосов турбонасосного агрегата, при этом дополнительно измеряют величину давлений компонентов топлива на выходе из насосов турбонасосного агрегата, определяют и фиксируют значение их приведенных напоров после выхода установки на режим, контролируют изменение величины приведенных напоров в процессе работы и при снижении значения приведенного напора насоса турбонасосного агрегата ниже зафиксированного устанавливают факт снижения кавитационного запаса давления ниже допустимого, после чего осуществляют увеличение проходного сечения регулирующего органа, увеличивая давление на входе в насос турбонасосного агрегата и обеспечивая потребный кавитационный запас давления насоса и безаварийный режим работы установки. Изобретение обеспечивает повышение точности регулирования ЖРДУ и работоспособности двигателя. 1 ил. способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной   установки, патент № 2418188

способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной   установки, патент № 2418188

Формула изобретения

Способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки, заключающийся в изменении проходного сечения органа, регулирующего расход газа наддува в зависимости от кавитационного запаса давления насосов турбонасосного агрегата, отличающийся тем, что дополнительно измеряют величину давлений компонентов топлива на выходе из насосов турбонасосного агрегата, определяют и фиксируют значение их приведенных напоров после выхода установки на режим, контролируют изменение величины приведенных напоров в процессе работы и при снижении значения приведенного напора насоса турбонасосного агрегата ниже зафиксированного устанавливают факт снижения кавитационного запаса давления ниже допустимого, после чего осуществляют увеличение проходного сечения регулирующего органа, увеличивая давление на входе в насос турбонасосного агрегата и обеспечивая потребный кавитационный запас давления насоса и безаварийный режим работы установки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ракетной техники и предназначено для регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки (ЖРДУ).

Известен способ регулирования режима работы ЖРДУ, заключающийся в вытеснении топлива из бака газом наддува, измерении давления по тракту подачи топлива в двигатель и изменении проходного сечения регулирующего органа в зависимости от измеренного давления (см. А.И.Бабкин, С.В.Белов, Н.Б.Рутовский, Е.В.Соловьев. Основы теории автоматического управления ракетными двигательными установками. М.: Машиностроение, 1986 г., стр.25).

В результате анализа известного способа необходимо отметить, что при его осуществлении не контролируется и не отслеживается величина кавитационного запаса давления, что не исключает снижения кавитационного запаса давления ниже допустимого и возникновения аварийной ситуации, связанной с возгоранием двигателя при кавитационном срыве насоса.

Для исключения указанного недостатка выбирают расчетное значение давления в баках ракеты таким, чтобы обеспечить наличие достаточного резерва по давлению кавитационного срыва на всех режимах эксплуатации двигателя. Однако это приводит к неоправданным дополнительным энергетическим затратам, связанным с увеличением прочности и веса баков, увеличением расхода газа наддува. Кроме того, наличие резерва давления в баках не исключает возникновения аварийной ситуации при различного рода неисправных состояниях системы питания и системы термостатирования, что приводит к потере работоспособности двигателя.

Известен способ регулирования режима работы ЖРДУ, заключающийся в вытеснении топлива из бака газом наддува, измерении давления по тракту подачи топлива в двигатель и изменении проходного сечения регулирующего органа, причем дополнительно определяют допустимые значения кавитационного запаса давления, измеряют давления и температуры компонентов топлива на входе и обороты вала турбонасосного агрегата (ТНА), определяют и фиксируют значение кавитационного запаса давления, сравнивают его с допустимой для данного режима величиной и при снижении кавитационного запаса давления ниже допустимого увеличивают проходное сечение органа, регулирующее расход газа наддува, вытесняющего компонент топлива в тракт подачи двигателя, а при дальнейшем снижении кавитационного запаса давления изменяют проходное сечение регулирующего органа двигателя до режима, обеспечивающего потребную величину кавитационного запаса давления (см. патент РФ № 2180705, кл. F02К 9/56, 2002 г. - наиболее близкий аналог).

В результате анализа данного способа необходимо отметить, что при его осуществлении определяют по измеренным параметрам величину кавитационного запаса давления, полученного при модельных проливках насоса, сравнивают ее с допустимым значением и при снижении кавитационного запаса давления ниже допустимой величины изменяют проходное сечение органа, регулирующего расход газа наддува, повышая давление в баке и обеспечивая потребный кавитационный запас двигательной установки.

Однако определение кавитационного запаса давления при реализации известного способа производится по срывной характеристике, полученной при модельных проливках насоса, комплектующего турбонасосный агрегат двигателя, с пересчетом на условия и режим работы двигательной установки при испытании или эксплуатации. Это обстоятельство приводит к существенным, (1способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной   установки, патент № 2418188 1.5)·105 Па, погрешностям определения действительного значения кавитационного запаса давления и возможности потери работоспособности из-за кавитационного срыва насоса или неоправданного увеличения расхода газа наддува и дополнительным энергетическим потерям.

Задачей данного изобретения является повышение точности регулирования ЖРДУ за счет исключения возможности кавитационного срыва насоса и потери работоспособности двигательной установки, а также повышение работоспособности двигателя, сокращение непроизводительных энергетических затрат за счет снижения величины давления в баках ракеты ЖРДУ и расхода газа наддува.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки, заключающемся в изменении проходного сечения органа, регулирующего расход газа наддува в зависимости от кавитационного запаса давления насосов турбонасосного агрегата, новым является то, что дополнительно измеряют величину давлений компонентов топлива на выходе из насосов турбонасосного агрегата, определяют и фиксируют значение их приведенных напоров после выхода установки на режим, контролируют изменение величины приведенных напоров в процессе работы и при снижении значения приведенного напора насоса турбонасосного агрегата ниже зафиксированного устанавливают факт снижения кавитационного запаса давления ниже допустимого, после чего осуществляют увеличение проходного сечения регулирующего органа, увеличивая давление на входе в насос турбонасосного агрегата и обеспечивая потребный кавитационный запас давления насоса и безаварийный режим работы установки.

Эффект от применения предложенного способа достигается тем, что недопустимое снижение напора насоса из-за кавитационного срыва определяют не по результатам модельных проливок, условия проведения которых отличаются от условий работы насоса в составе двигательной установки при испытании на рабочих компонентах топлива, а при анализе измерений, проводимых при испытании или эксплуатации ЖРДУ.

Это позволяет существенно, на (1способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной   установки, патент № 2418188 1.5)·105 Па, сократить погрешность регулирования двигательной установки, снизить вероятность потери работоспособности и сократить неоправданные энергетические потери.

Заявленный способ может быть реализован посредством системы, представленной на схеме.

ЖРДУ 1 оснащена измерительным блоком 2, включающим датчики измерения основных параметров ЖРДУ. Блок 2 связан с входом вычислительного устройства 3, выходы которого связаны с корректирующим устройством 4 и запоминающим устройством 5. Вычислительное, корректирующее и запоминающее устройства 3, 4 и 5 являются блоками бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ). Газовые баллоны 6 ЖРДУ связаны с входами регуляторов 7 и 8 наддува. Входы данных регуляторов также связаны с выходом блока 4. Выходы регуляторов 7 и 8 связаны соответственно с баком 9 окислителя и баком 10 горючего. Выходы баков 9 и 10 связаны с входами в насосы ТНА.

Заявленный способ осуществляют следующим образом.

После выхода ЖРДУ 1 на режим главной ступени тяги посредством датчиков, установленных на ЖРДУ и связанных с помощью устройства сопряжения с измерительным блоком 2 БЦВМ, в течение 1-2 сек измеряют давление и температуру компонентов топлива на входе в насосы ТНА, обороты вала ТНА, давление на выходе из насосов ТНА.

По зависимости (1) вычисляют в вычислительном устройстве 3, являющемся блоком БЦВМ, значения приведенного напора насосов окислителя и горючего ТНА:

способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной   установки, патент № 2418188

где Р02, Рг2 - давление на выходе из насоса ТНА, соответственно окислителя и горючего;

P01, Pг2 - давление на входе в насос ТНА, соответственно окислителя и горючего;

способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной   установки, патент № 2418188 0(T01), способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной   установки, патент № 2418188 гг1) - плотность окислителя и горючего;

n - обороты вала ТНА;

(T01 ), (Тг1) - температура на входе в насосы ТНА соответственно окислителя и горючего.

Режим работы двигательной установки в течение 1-2 сек после выхода на режим главной ступени характеризуется повышенным давлением на входе в насосы ТНА из-за практически полной заправки баков и высоким гидростатическим давлением и ограниченной величиной температуры компонентов топлива. Это обстоятельство гарантирует повышенный кавитационный запас давления насосов ТНА и позволяет принять вычислительные значения приведенных напоров в качестве контрольных.

Полученные значения приведенных напоров ТНА, рассчитанные по зависимости (1), запоминают в запоминающем устройстве 5, которое является блоком БЦВМ, и фиксируют в качестве контрольных способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной   установки, патент № 2418188 .

Далее в процессе всей работы ЖРДУ продолжают измерения параметров и определение по зависимости (1) значения приведенных напоров насосов ТНА способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной   установки, патент № 2418188 в вычислительном устройстве 3 и передают их в корректирующее устройство 4, в котором осуществляется сравнение полученных в процессе испытания значений приведенных напоров насосов ТНА с контрольными значениями способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной   установки, патент № 2418188 поступающими из запоминающего устройства 5. При снижении значения приведенных напоров насосов ниже допустимых устанавливают факт снижения кавитационного запаса давления и увеличивают проходное сечение органа, регулирующего расход газа наддува, повышая таким образом давление в баке и на входе в двигатель, кавитационный запас давления и величину приведенного напора насоса. В случае снижения приведенного напора давления ниже допустимой величины по линии окислителя способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной   установки, патент № 2418188 корректирующее устройство 4 осуществляет командное воздействие на привод регулятора наддува 8 бака окислителя 9, увеличивая проходное сечение и расход газа из баллонов 6. В случае снижения приведенного напора по линии горючего способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной   установки, патент № 2418188 корректирующее устройство 4 увеличивает проходное сечение регулятора наддува 7, увеличивая расход газа в бак горючего 10. Увеличение расхода газа наддува в баках приводит к увеличению давления компонентов топлива на входе в насосы ТНА, повышению кавитационного запаса давления и обеспечивает восстановление потребного приведенного напора насоса и безаварийный режим работы ЖРДУ.

Класс F02K9/56 управление

способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки -  патент 2499906 (27.11.2013)
комбинированный способ управления расходованием топлива ракетной двигательной установки с многократным включением и комбинированная система управления расходованием топлива -  патент 2492122 (10.09.2013)
способ и устройство для регулирования основных параметров ракетных двигателей двигательной установки, использующей газообразные компоненты топлива -  патент 2486362 (27.06.2013)
способ форсирования по тяге жидкостного ракетного двигателя и жидкостный ракетный двигатель -  патент 2451202 (20.05.2012)
жидкостный ракетный двигатель -  патент 2451201 (20.05.2012)
способ определения расхода системы подачи рабочего тела к источнику плазмы -  патент 2392589 (20.06.2010)
клапан регулирования тяги ракетного двигателя и регулятор потока для него -  патент 2301905 (27.06.2007)
способ настройки и регулирования параметров жидкостного ракетного двигателя -  патент 2278988 (27.06.2006)
регулируемый жидкостный ракетный двигатель -  патент 2200866 (20.03.2003)
способ регулирования режима работы жидкостной ракетной двигательной установки -  патент 2180705 (20.03.2002)
Наверх