лопастной насос

Классы МПК:F04D29/58 охлаждение
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" (ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-06-08
публикация патента:

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах ракетной техники. Лопастной насос с боковым подводом рабочей жидкости содержит вал 3, проходящий сквозь входной коллектор 2 с зазором 4, лопастное колесо 5 и подшипник 6, установленные на валу по обе стороны зазора 4, и отверстия 7 для подачи охлаждающей жидкости к подшипнику, на валу 3 по длине зазора 4 выполнен винтовой насос 10 с входом со стороны подшипника 6 и выходом в сторону лопастного колеса 5. Изобретение направлено на повышение всасывающей способности лопастного насоса при обеспечении надежного охлаждения подшипника опоры вала. 1 ил. лопастной насос, патент № 2412378

лопастной насос, патент № 2412378

Формула изобретения

Лопастной насос, содержащий боковой входной патрубок для подвода рабочей жидкости, кольцевой входной коллектор, вал, проходящий сквозь входной коллектор с зазором, лопастное колесо и подшипник, установленные на валу по обе стороны зазора, и отверстия, выполненные во входном коллекторе, соединяющие полость входного коллектора с полостью подшипника, отличающийся тем, что на валу по длине зазора выполнен винтовой насос с входом со стороны подшипника и выходом в сторону лопастного колеса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах ракетной техники.

Для высокооборотных турбонасосных агрегатов, применяемых в ракетной технике, требуют решения задачи охлаждения подшипниковых опор и обеспечения высокой всасывающей способности насосов.

Охлаждение подшипников осуществляют перепуском части компонента топлива через подшипники. Например, в турбонасосном агрегате по патенту № 2175407 (Россия) часть компонента топлива высокого давления, взятая после насоса, пропускается через подшипник на вход центробежного колеса.

В насосном агрегате с боковым подводом жидкости по патенту № 2314436 (Россия) для повышения всасывающей способности насоса установлен предвключенный шнек, а охлаждение подшипника осуществлено перепуском части компонента топлива, взятого со входа в шнек, через подшипник.

Известен также лопастной насос с боковым подводом жидкости, взятый за прототип изобретения, в котором охлаждение подшипника осуществлено частью компонента топлива, взятого со входа в колесо и с помощью дополнительных лопаток импеллера прокачиваемого через подшипник и возвращаемого в боковой подвод на вход в насос (см. рис.40 на с.93 книги « Проектирование и расчет уплотнений высокооборотных валов», автор М.В.Краев, г.Красноярск, 1978 г.).

В известном насосе по прототипу решена задача охлаждения подшипника, но всасывающая способность ухудшается, т.к. компонент топлива на входе в колесо подогревается.

Изобретение направлено на повышение всасывающей способности лопастного насоса с боковым подводом жидкости.

Для этого в лопастном насосе, содержащем боковой входной патрубок для подвода рабочей жидкости, кольцевой входной коллектор, вал, проходящий сквозь входной коллектор с зазором, лопастное колесо и подшипник, установленные на валу по обе стороны зазора, и отверстия, выполненные во входном коллекторе, соединяющие полость входного коллектора с полостью подшипника, в отличие от прототипа на валу по длине зазора выполнен винтовой насос с входом со стороны подшипника и выходом в сторону лопастного насоса.

Винтовой насос создает дополнительный подпор перед лопастным колесом, обеспечивая и охлаждение подшипника и повышение всасывающей способности лопастного насоса одновременно.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где приведена схема лопастного насоса.

Лопастной насос содержит боковой входной патрубок 1 для подвода рабочей жидкости, кольцевой входной коллектор 2, вал 3, проходящий сквозь входной коллектор с зазором 4, лопастное колесо 5 и подшипник 6, установленные на валу по обе стороны зазора 4, и отверстия 7, выполненные во входном коллекторе, соединяющие полость 8 входного коллектора с полостью 9 подшипника.

На валу 3 по длине зазора 4 выполнен винтовой насос 10 с входом 11 со стороны подшипника 6 и выходом 12 в сторону лопастного колеса 5.

Характеристики лопастного насоса определяются по заданию на проектирование. Для увеличения напора винтовая нарезка противоположного направления может быть выполнена и на диаметре зазора 4 входного коллектора 2.

При работе лопастного насоса рабочая жидкость по входному патрубку 1 поступает в кольцевой входной коллектор 2 и далее на вход 13 лопастного колеса 5, одновременно с этим часть жидкости по отверстиям 7 из полости 8 входного кольцевого коллектора прокачивается через полость 9 подшипника 6, через подшипник 6 и вход 11 винтовым насосом 10 в сторону лопастного колеса 5.

Винтовой насос 10 обеспечивает на выходе 12 расчетный подпор и на входе 13 лопастного колеса повышенное входное давление смешанного потока рабочей жидкости.

Использование изобретения позволяет при обеспечении надежного охлаждения подшипника повысить всасывающую способность лопастного насоса.

Класс F04D29/58 охлаждение

способ повышения эффективности работы осевого многоступенчатого компрессора -  патент 2529289 (27.09.2014)
турбонасосный агрегат жрд -  патент 2525775 (20.08.2014)
способ управления комбинированным устройством и комбинированное устройство, реализующее данный способ -  патент 2516091 (20.05.2014)
коллектор вентилятора и способ его изготовления -  патент 2514897 (10.05.2014)
электрическая машина, в частности, погружной электродвигатель с защищенным статором -  патент 2512876 (10.04.2014)
способ рекуперации энергии -  патент 2511816 (10.04.2014)
центробежный насос с магнитной муфтой для перекачки расплавленных металлов и горячих сред -  патент 2488716 (27.07.2013)
осецентробежный компрессор, снабженный системой регулирования зазора -  патент 2485327 (20.06.2013)
погружная насосная установка -  патент 2484307 (10.06.2013)
насос -  патент 2479754 (20.04.2013)
Наверх