способ определения уровня профессиональной адаптации преподавателя

Классы МПК:A61B5/0452 определение специфических параметров электрокардиографического цикла
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный строительный университет (ГОУ ВПО МГСУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-09-15
публикация патента:

Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано для оценки уровня адаптации преподавателей. Регистрируют электрическую активность сердца и рассчитывают индекс стресса с помощью прибора «Viport event recorder». При этом индекс стресса определяют в состоянии сразу после расслабляющего аутотренинга и в интервале времени от 5 до 15 минут после проведения двухчасового занятия. Сравнивают полученные значения и при превышении индекса стресса после занятия в пределах 17% диагностируют высокий уровень профессиональной адаптации, от 17% до 28% - средний, от 28% до 41% - низкий, свыше 41% -опасно низкий уровень профессиональной адаптации преподавателя. Способ расширяет арсенал средств для определения уровня профессиональной адаптации преподавателя. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения

1. Способ определения уровня профессиональной адаптации преподавателя общеобразовательных дисциплин, включающий регистрацию электрической активности сердца и вычисление индекса стресса, отличающийся тем, что регистрацию электрической активности сердца и вычисление индекса стресса проводят с помощью прибора «Viport event recorder», индекс стресса определяют в состоянии сразу после расслабляющего аутотренинга и в интервале времени от 5 до 15 мин после проведения двухчасового занятия, сравнивают полученные значения и при превышении индекса стресса после занятия в пределах 17% диагностируют высокий уровень профессиональной адаптации, от 17 до 28% - средний, от 28 до 41% - низкий, свыше 41% - опасно низкий уровень профессиональной адаптации преподавателя.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что индекс стресса в состоянии сразу после расслабляющего аутотренинга определяют как среднее арифметическое не менее чем 5 измерений, проведенных в разные дни.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к психологии индивидуальных различий и может быть использовано для оценки уровня адаптации преподавателей.

Известен способ оценки функциональных резервов организма (патент РФ № 2012227, МПК A61B 5/05, 15.05.1994), способ оценки функционального состояния центральной нервной системы человека (патент РФ № 2153847, МПК A61B 5/16, 10.08.2000), способ определения профессиональной пригодности (патент РФ № 2164776, МПК A61B 5/16, 10.04.2001), способ определения уровня адаптации сотрудников органов внутренних дел (патент РФ № 2356496, МПК A61B 5/16, 27.05.2009) и др. Однако данные способы не позволяют определить уровень профессиональной адаптации преподавателя.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ оценки психофизиологического состояния человека по сердечному ритму (патент РФ № 2246251, МПК A61B 5/00, 20.02.2005), включающий измерение текущей суммарной мощности в низкочастотной и высокочастотной областях динамического ряда кардиоинтервалов и оценку психофизиологического состояния человека по индексу стресса. Индекс стресса можно рассматривать как косвенный показатель уровня профессиональной адаптации человека, однако он дает низкую точность измерения уровня профессиональной адаптации человека.

Цель изобретения - повышение точности определения уровня профессиональной адаптации преподавателя.

Указанная цель достигается тем, что в способе определения уровня профессиональной адаптации преподавателя, включающем регистрацию электрической активности сердца и вычисление уровня кардиостресса, согласно изобретению у преподавателя определяют рабочий уровень кардиостресса (РУКС) в интервале от 5 до 15 минут после проведения двухчасового занятия, сравнивают полученные результаты с базовым уровнем кардиостресса (БУКС) данного преподавателя, зафиксированным в состоянии расслабления, и по величине превышения базового уровня кардиостресса рабочим уровнем кардиостресса определяют уровень профессиональной адаптации преподавателя. При этом базовый уровень кардиостресса определяется как среднее арифметическое не менее чем 5 измерений, проведенных в разные дни сразу после расслабляющего аутотренинга. Регистрация электрической активности сердца и вычисление уровня кардиостресса проводится с помощью прибора для оценки функции сердца «Viport event recorder». При превышении базового уровня кардиостресса рабочим уровнем кардиостресса в пределах 17% у преподавателей общеобразовательных дисциплин диагностируют высокий уровень профессиональной адаптации, от 17% до 28% - средний, от 28% до 41% - низкий, свыше 41% - опасно низкий уровень профессиональной адаптации.

Предлагаемый способ позволяет повысить точность определения уровня профессиональной адаптации преподавателя.

Способ осуществляется следующим образом.

Для определения уровня профессиональной адаптации преподавателя необходимо знать 2 параметра: базовый уровень кардиостресса данного преподавателя и его рабочий уровень кардиостресса. Базовый уровень кардиостресса определяется как среднее арифметическое не менее чем 5 измерений, проведенных в разные дни в состоянии расслабления (сразу после расслабляющего аутотренинга). Рабочий уровень кардиостресса замеряется в интервале от 5 до 15 минут после проведения одной пары (90 мин, т.е. 2 академических часа по 45 мин) занятий. Регистрацию электрической активности сердца и вычисление уровня кардиостресса проводят с помощью прибора для оценки функции сердца «Viport event recorder» (стресс-монитор «Viport»), который записывает и сохраняет кривые и параметры электрокардиограммы (ЭКГ): длительность PQ, QRS и QT. Кроме параметров ЭКГ «Viport» вычисляет также значения вариабельности сердечного ритма, которые с помощью специальных аналитических алгоритмов преобразуются в уровень кардиостресса.

Уровень профессиональной адаптации преподавателя получают в результате сравнения базового и рабочего уровней кардиостресса данного преподавателя: по величине превышения базового уровня кардиостресса рабочим уровнем кардиостресса. У преподавателей общеобразовательных дисциплин при превышении базового уровня кардиостресса рабочим уровнем кардиостресса в пределах 17% диагностируют высокий уровень профессиональной адаптации преподавателя, свыше 17% до 28% - средний, свыше 28% до 41% - низкий, свыше 41% - опасно низкий уровень профессиональной адаптации преподавателя.

Пример осуществления способа.

В Психолого-педагогический центр университета обратился доцент кафедры философии N, работающий в университете 2-ой год, который жаловался на ухудшение самочувствия, ощущение усталости, нарушение сна, снижение мотивации к деятельности и пр. Учитывая симптоматику и стаж работы преподавателя, ему было предложено определить уровень его профессиональной адаптации.

Для этого преподавателю через 5 минут после проведения одного (90 мин) занятия (лекции) с помощью прибора стресс-монитор «Viport» замерили рабочий уровень кардиостресса. Он оказался равным 82%.

Затем в течение 2-х недель преподавателю 7 раз замерили уровень кардиостресса в состоянии расслабления (сразу после расслабляющего 15-минутного аутотренинга). Базовый уровень кардиостресса вычислили как среднее арифметическое проведенных в разные дни измерений. Результаты оказались следующие:

Дата Уровень кардиостресса, %
1 06.04.2009 43
2 07.04.2009 48
3 09.04.2009 47
4 10.04.2009 43
5 13.04.2009 39
6 14.04.2009 42
7 16.04.2009 37
Базовый уровень кардиостресса =42,7%

Разность значений рабочего и базового уровней кардиостресса оказалась равной 39,3%, что соответствует низкому уровню профессиональной адаптации преподавателя общеобразовательных дисциплин.

Ориентируясь на полученные результаты, преподавателю было предложено пройти в течение месяца комплекс специальных мероприятий (в основном психотерапевтических). После прохождения курса рабочий уровень кардиостресса преподавателя снизился до 37%, а базовый - до 28%. Таким образом, разность значений рабочего и базового уровней кардиостресса снизилась до 9%, что соответствует высокому уровню профессиональной адаптации преподавателя общеобразовательных дисциплин.

Класс A61B5/0452 определение специфических параметров электрокардиографического цикла

способ прогнозирования уровня адаптации горноспасателей к индивидуальным средствам защиты -  патент 2524770 (10.08.2014)
способ диагностики вегетативных нарушений у больных с нейрогенными обмороками -  патент 2517472 (27.05.2014)
способ диагностики нарушений вегетативной регуляции сердечного ритма у детей с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью -  патент 2517370 (27.05.2014)
автоматическая идентификация инфаркт-зависимой коронарной артерии путем анатомически ориентированного отображения на дисплее данных экг -  патент 2512931 (10.04.2014)
способ определения риска развития фибрилляции предсердий -  патент 2497446 (10.11.2013)
способ функциональной предоперационной диагностики послеоперационных осложнений у пациентов после протезирующей герниопластики по поводу послеоперационных грыж -  патент 2491885 (10.09.2013)
способ диагностики автономной кардиальной нейропатии у больных сахарным диабетом типа 2 -  патент 2475183 (20.02.2013)
способ выбора тактики лечения головной боли напряжения -  патент 2468746 (10.12.2012)
способ диагностики печеночной энцефалопатии латентной стадии у больных хроническими заболеваниями печени -  патент 2468745 (10.12.2012)
способ выявления переутомления у лиц операторских профессий -  патент 2467683 (27.11.2012)
Наверх