пусковое устройство

Классы МПК:H02P1/46 одиночных синхронных двигателей 
H02P25/02 характеризующиеся типом двигателя
H02K19/08 с обмотками на статоре и с безобмоточным гладким ротором из материала с большой площадью петли гистерезиса, например гистерезисные двигатели 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Корпорация "САМСУНГ-ЭЛЕКТРОНИКС Ко., Лтд." (KR)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-07-08
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в пусковом устройстве, предназначенном для включения в однофазную сеть двухфазного гистерезисного электродвигателя. Техническим результатом является повышение энергетических характеристик и пускового момента электродвигателя, снижение емкости конденсатора. Пусковое устройство содержит конденсатор, соединенный последовательно с одной из фаз электродвигателя, трансформатор, первичная обмотка которого соединена с сетью через коммутационный элемент. Вторичная обмотка трансформатора включена последовательно второй фазе электродвигателя. Число витков в первичной и вторичной обмотках трансформатора выбрано из расчета пусковое устройство, патент № 2411631 а число витков в фазах электродвигателя одинаковое. 2 ил. пусковое устройство, патент № 2411631

пусковое устройство, патент № 2411631 пусковое устройство, патент № 2411631

Формула изобретения

Пусковое устройство для включения в однофазную сеть двухфазного гистерезисного электродвигателя, содержащее конденсатор, соединенный последовательно с одной из фаз электродвигателя, трансформатор, первичная обмотка которого соединена с сетью через коммутационный элемент, вторичная обмотка трансформатора включена последовательно второй фазе электродвигателя, отличающееся тем, что числа витков первичной и вторичной обмоток трансформатора выбраны в соответствии с отношением пусковое устройство, патент № 2411631 , причем числа витков в фазах электродвигателя одинаковы.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к области электротехники, а именно к средствам запуска двухфазного электродвигателя от однофазной сети, и может найти применение для повышения эффективности пуска двухфазного гистерезисного электродвигателя.

Известны гистерезисные электродвигатели, содержащие главную и вспомогательную фазы, причем во вспомогательную фазу включен конденсатор, чтобы использовать двухфазный электродвигатель для работы с однофазной сетью [1]. Для улучшения пусковых характеристик электродвигателя на период пуска параллельно первому конденсатору, называемому рабочим, через нелинейный элемент подключается другой конденсатор, называемый пусковым [2]. Нелинейный элемент выполнен в виде контактного или бесконтактного коммутатора или позистора.

Отключения пускового конденсатора после запуска электродвигателя в частном случае осуществляет реле времени. Однако конденсаторный гистерезисный электродвигатель обладает относительно низкими энергетическими характеристиками из-за относительно низкого коэффициента мощности собственно электродвигателя. В рабочем режиме cosпусковое устройство, патент № 2411631 =0,2÷0,3, а в пусковом - 0,5÷0,6. По этому показателю он явно уступает асинхронному электродвигателю.

Повысить коэффициент мощности в рабочем режиме возможно благодаря использованию эффекта перевозбуждения, когда повышают магнитный поток в синхронном режиме, а затем снижают его. При этом рабочий коэффициент мощности электродвигателя может быть увеличен до 0,9. Однако достичь состояния магнитного поля в воздушном зазоре электродвигателя, близкого к круговому и в рабочем режиме, и в пусковом, затруднительно.

Прототипом настоящего изобретения является пусковое устройство двухфазного конденсаторного электродвигателя от однофазной сети [3]. Оно содержит конденсатор, соединенный последовательно с одной из фаз электродвигателя, и трансформатор, первичная обмотка которого соединена с сетью через коммутационный элемент.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, состоит в разработке устройства, обеспечивающего повышение энергетических характеристик и одновременно пускового момента электродвигателя, а также на снижение емкости конденсатора.

Технический результат достигается за счет того, что в пусковом устройстве для включения в однофазную сеть двухфазного гистерезисного электродвигателя, содержащем конденсатор, соединенный с одной из фаз электродвигателя, и трансформатор, первичная обмотка которого соединена с сетью через коммутационный элемент, вторичная обмотка трансформатора включена последовательно второй фазе трансформатора.

Развитие предложения состоит в том, что числа витков первичной и вторичной обмоток трансформатора выбраны в соответствии с отношением пусковое устройство, патент № 2411631 причем числа витков в фазах электродвигателя одинаковы.

Предусмотрено также включение дополнительного пускового конденсатора, параллельно основному конденсатору.

Сущность изобретения иллюстрируется Фиг.1.

На Фиг.1 показана электрическая схема пускового устройства совместно с фазами электродвигателя. К вспомогательной фазе «B» электродвигателя последовательно включен рабочий конденсатор C1. К сети на период пуска через ключ К1 подключена первичная обмотка трансформатора Tp с числом витков w1. Вторичная обмотка трансформатора с числом витков w2<w1 соединена последовательно с главной фазой «A». Предпочтительно отношения пусковое устройство, патент № 2411631 и равенства чисел витков в фазах двигателя. Может оказаться полезным пусковой конденсатор C2 с ключом К2 . Наличие балластного резистора R и обмотки реле времени Р не принципиально. Ключ K3 служит для подключения двигателя к сети.

Исходно ключи К1 и К2 замкнуты, а ключ K3 разомкнут. При включении ключа К3, например, включается обмотка реле времени (на схеме не показана), ключи К1 и К2 остаются замкнутыми на заранее установленный промежуток времени, немного превышающий время пуска электродвигателя при худших условиях (наиболее длительное время). Благодаря вторичной обмотке трансформатора с числом витков W2 напряжение на фазе «A» превышает напряжение сети, что увеличивает пусковой момент электродвигателя. Электродвигатель достигает синхронной скорости и после заранее установленного периода времени ключи К1 и К2 размыкаются. При этом балластный резистор R предотвращает электрический пробой между контактами ключа К1.

После размыкания ключей К1 и К2 в синхронном режиме напряжение на главной фазе скачком уменьшается, и в электродвигателе наступает перевозбуждение, характеризующееся повышенным коэффициентом мощности. При этом вторичная обмотка трансформатора совместно с магнитопроводом выполняет роль дроселя в цепи фазы «A». Наличие дросселя приближает магнитное рабочее поле к круговому, что повышает максимальный синхронный момент двигателя. При этом должны быть согласованы сопротивление фазы и индуктивность дросселя. В рабочем режиме конденсатор C2 отключен.

После завершения работы ключ К3 размыкают, реле времени обесточивается и включаются ключи К1 и К2 , приводя пусковое устройство в исходное состояние. Действие ключей К1 и К2 практически синхронно.

Ключи К1 и К2 могут быть выполнены полупроводниковыми или в виде другого типа коммутаторов, например терморезисторов с высокой степенью нелинейности, что не принципиально для существа изобретения.

Заявляемое техническое решение основано на следующих теоретических предпосылках и результатах моделирования с использованием упрощенной электрической схемы (см. Фиг.2) замещения электродвигателя с подключенными к ней идеальным трансформатором Tp и конденсатором C. Активное сопротивление RA и реактивное сопротивление XA - эквивалентное сопротивление главной фазы. Аналогичный смысл имеют сопротивления RB и XB для вспомогательной фазы. При этом отношение чисел витков вторичной обмотки к первичной w1:w2 обозначим пусковое устройство, патент № 2411631 пусковое устройство, патент № 2411631 1. Тогда напряжение на главной фазе в пусковом режиме, когда в нее в виде вольтодобавки включен трансформатор, будет равно U(пусковое устройство, патент № 2411631 +1), где U - напряжение сети. При этом по закону Ома для участков цепи с синусоидальным током:

пусковое устройство, патент № 2411631

где пусковое устройство, патент № 2411631 A1 и пусковое устройство, патент № 2411631 B1 - комплексные токов в режиме пуска для главной и вспомогательной фаз соответственно, а XC1 - емкостное сопротивление конденсатора.

Для обеспечения кругового поля

пусковое устройство, патент № 2411631

где wA и wB - числа витков в главной и вспомогательной фазах.

Обозначим пусковое устройство, патент № 2411631 тогда из двух исходных уравнений (1):

пусковое устройство, патент № 2411631

При одинаковых и геометрических размерах обмоток главной и вспомогательной фаз

пусковое устройство, патент № 2411631

где пусковое устройство, патент № 2411631 - угол между током и напряжением в фазах.

Подстановка (4) в (3) даст

пусковое устройство, патент № 2411631

причем (пусковое устройство, патент № 2411631 +1)ctgпусковое устройство, патент № 2411631 -K=0, т.к. величина емкости не может быть комплексной.

В итоге условием получения кругового поля являются два соотношения

пусковое устройство, патент № 2411631

Из первого уравнения системы (6) следует, что для пусковое устройство, патент № 2411631 >0 при прочих равных условиях XC1 при наличии пусковое устройство, патент № 2411631 увеличивается, и соответственно уменьшается потребная емкость конденсатора во вспомогательной фазе, что положительно.

Из второго уравнения системы (6) следует, что при типичных ctgпусковое устройство, патент № 2411631 <1 при некоторой пусковое устройство, патент № 2411631 возможно K=1, что технологически выгодно при изготовлении электродвигателя. Это также положительный фактор.

Ввод вольтодобавки в главную фазу на период пуска имеет основную цель повышения пускового и максимального синхронного моментов конденсаторного гистерезисного электродвигателя с одновременным достижением эффекта перевозбуждения, повышающим коэффициент полезного действия электродвигателя. В процессе пуска до входа в синхронизм из-за высших гармонических магнитного поля в гистерезисном электродвигателе немного понижается cosпусковое устройство, патент № 2411631 , поэтому настройка кругового поля в точке пуска дает несколько эллиптическое магнитное поле в зазоре двигателя в точке входа в синхронизм. Обычно потребность механизма в большем моменте в синхронном режиме, нежели в пусковом, поэтому проанализируем случай кругового поля в точке входа в синхронизм. Коэффициент мощности при входе в синхронизм у симметричных гистерезисных двигателей без конденсаторов обычно составляет cosпусковое устройство, патент № 2411631 =0,45÷0,55. Этот диапазон определяется типом материала ротора и величиной воздушного зазора электродвигателя. Примем среднее значение cosпусковое устройство, патент № 2411631 =0,5, тогда ctgпусковое устройство, патент № 2411631 =0,577. Выберем технологически оптимальное K=1, тогда пусковое устройство, патент № 2411631 Соответственно XC=2,31X1, где X 1=XA1+XB1 в точке входа двигателя в синхронизм. При входе двигателя к синхронизм главное условие перевозбуждения состоит в том, чтобы напряжения на фазах уменьшились в одинаковой степени. При K=1 и одинаковом геометрическом исполнении обмоток Фаз пусковое устройство, патент № 2411631 Aпусковое устройство, патент № 2411631 и пусковое устройство, патент № 2411631 Bпусковое устройство, патент № 2411631 это условие порождает то, что одинаковые токи в пуске уменьшаются одинаково до одинаковых значений в синхронизме, т.е.

пусковое устройство, патент № 2411631

Анализ векторных диаграмм напряжений в фазах показывает, что

пусковое устройство, патент № 2411631

В синхронном режиме первичная обмотка трансформатора отключается от сети, пусковое устройство, патент № 2411631 =0, и система уравнений (1) преобразуется в

пусковое устройство, патент № 2411631

Токи IA=IB, но фазовый угол сдвига между ними в синхронном режиме в общем случае не равен пусковое устройство, патент № 2411631 . Такое равенство имеет место лишь для пусковое устройство, патент № 2411631

Однако при снижении напряжения в фазах в синхронизме в 1,73 раза для гистерезисного двигателя типично значение cosпусковое устройство, патент № 2411631 2=0,8÷0,85.

При этом tgпусковое устройство, патент № 2411631 2=0,75÷0,62, и пусковое устройство, патент № 2411631 2=36,8÷31,8°.

При принятом условии XC2=2X2 фазовый угол между токами в фазах составляет 2пусковое устройство, патент № 2411631 2=73,6°÷63,6°, что вполне приемлемо для рабочего режима в синхронизме.

Заметим, что величина X2 многократно больше в перевозбужденном режиме, чем величина X1 в пусковом, поэтому общая емкость конденсатора в пусковом, т.е. как у асинхронного электродвигателя.

В зависимости от свойств материала ротора гистерезисного электродвигателя соответствующий подбор величин K, пусковое устройство, патент № 2411631 и емкости конденсатора может дать лучший результат, нежели K=1, пусковое устройство, патент № 2411631 и XC2=2X2.

Итак, при выбранных соотношениях пусковое устройство, патент № 2411631 и K=1, а также введенном условии перевозбуждения, что сказывается на величине емкости в рабочем режиме, достигнута значительная величина форсирования магнитного поля в пусковом режиме с круговым характером этого поля, что обеспечивает высокие значения пускового момента и момента входа в синхронизм, а также высокие значения cosпусковое устройство, патент № 2411631 в рабочем режиме, которое больше, чем у аналогичных асинхронных двигателей мощностью до 1 кВт. Последнее определяет более высокий рабочий КПД гистерезисного электродвигателя в сравнении с КПД аналогичного по мощности асинхронного электродвигателя.

Изобретение может найти применение в бытовой технике, коммунальном и сельском хозяйствах, где важны экономичность, повышенный пусковой момент и высокая стабильность частоты вращения.

Источники информации

1. К расчету механической характеристики гистерезисного электродвигателя, работающего при несимметричном питании. Н.А.Музыка, Ю.А.Музыка. Ж-л. Электричество, № 12, 1969 г.

2. Осин И.Л., Юферов Ф.М. Электрические машины автоматических устройств. М.: Изд-во МЭИ, 2003 г., 424 стр.

3. А.С. № 143892 кл. 21d2, 42/01, заявлено 04.07.1960 г. с приоритетом 13.10.1961 г. Опубликовано в БИ № 1 за 1962 г.

Класс H02P1/46 одиночных синхронных двигателей 

способ пуска и бесщеточного возбуждения бесконтактной синхронной машины -  патент 2498491 (10.11.2013)
способ распределения мощности в многоуровневом преобразователе частоты для питания синхронных и асинхронных двигателей -  патент 2489791 (10.08.2013)
блок трансформатор-бесконтактный синхронный двигатель -  патент 2457609 (27.07.2012)
способ автоматического регулирования возбуждения машины переменного тока -  патент 2385528 (27.03.2010)
способ управления гистерезисным электроприводом механизма -  патент 2360353 (27.06.2009)
способ обеспечения "мягкого" режима работы сетевых синхронных электродвигателей на карьерных экскаваторах (экг) -  патент 2260242 (10.09.2005)
способ перезапуска синхронного электродвигателя и устройство для его осуществления -  патент 2252479 (20.05.2005)
способ управления током возбуждения синхронного электродвигателя -  патент 2239936 (10.11.2004)
способ управления однофазным индукторным электродвигателем со стартовыми полюсами (варианты) -  патент 2091977 (27.09.1997)
схема пуска однофазного индукторного электродвигателя -  патент 2084074 (10.07.1997)

Класс H02P25/02 характеризующиеся типом двигателя

система и способ динамического регулирования активной мощности на нагрузке -  патент 2528621 (20.09.2014)
регулятор трехфазного тока -  патент 2500063 (27.11.2013)
способ анализа функционирования электромеханического привода для механизированного управления экраном и привод для его осуществления -  патент 2487460 (10.07.2013)
способ управления двухкатушечным электромагнитным двигателем возвратно-поступательного движения -  патент 2486656 (27.06.2013)
силовой преобразователь -  патент 2484574 (10.06.2013)
способ управления электромагнитным моментом асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором -  патент 2476982 (27.02.2013)
способ оптимального торможения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором -  патент 2468496 (27.11.2012)
моментный асинхронный электропривод -  патент 2465715 (27.10.2012)
электропривод с трехфазным асинхронным двигателем -  патент 2464695 (20.10.2012)
устройство для управления двухфазным асинхронным двигателем в режиме пульсирующего движения -  патент 2462810 (27.09.2012)

Класс H02K19/08 с обмотками на статоре и с безобмоточным гладким ротором из материала с большой площадью петли гистерезиса, например гистерезисные двигатели 

Наверх