способ навески и смены уравновешивающих канатов подъемных установок

Классы МПК:B66B19/02 монтаж или смена тросов или канатов 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Норильский индустриальный институт" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-06-04
публикация патента:

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к способам навески и смены канатов подъемных установок. Способ включает в себя размещение лебедки смены навески каната с навешиваемым канатом, установку подъемных сосудов у крайних приемных площадок. Далее - соединение зажимами навешиваемого и заменяемого канатов, пропуск соединенных канатов в зумпфовой части ствола с их фиксацией на монтажном мосту и отрезание нижней части сменяемого каната. После отсоединяют конец сменяемого каната от нижнего подъемного сосуда и заводят его на лебедку смены навески каната, производят присоединение конца навешиваемого каната на место заменяемого, перемещение подъемных сосудов в другое крайнее положение с одновременным монтажом навешиваемого каната и демонтажем сменяемого каната. Достигается повышение технологичности и надежности способа навески и смены канатов. 8 ил. способ навески и смены уравновешивающих канатов подъемных установок, патент № 2409512

способ навески и смены уравновешивающих канатов подъемных установок, патент № 2409512 способ навески и смены уравновешивающих канатов подъемных установок, патент № 2409512 способ навески и смены уравновешивающих канатов подъемных установок, патент № 2409512 способ навески и смены уравновешивающих канатов подъемных установок, патент № 2409512 способ навески и смены уравновешивающих канатов подъемных установок, патент № 2409512 способ навески и смены уравновешивающих канатов подъемных установок, патент № 2409512 способ навески и смены уравновешивающих канатов подъемных установок, патент № 2409512 способ навески и смены уравновешивающих канатов подъемных установок, патент № 2409512

Формула изобретения

Способ навески и смены уравновешивающих канатов подъемных установок, включающий сматывание сменяемого каната с использованием тяговой способности подъемной машины с одновременным вытягиванием навешиваемого каната, прикрепление одного конца навешиваемого каната к прицепному устройству первого сосуда, а его другого конца к прицепному устройству второго сосуда после их перегона, образование петли в зумпфе, отличающийся тем, что до вытягивания всего навешиваемого каната в ствол его над монтажным мостом соединяют последовательно устанавливаемыми зажимами со сменяемым канатом с использованием движения подъемных сосудов для образования петли уравновешивающего каната в нижней части ствола, после чего устанавливают опорный зажим на соединенные зажимами канаты, отрезают петлю сменяемого каната над монтажным мостом, затем конец сменяемого каната под нижним подъемным сосудом сматывают на лебедку смены навески канатов, на его место прикрепляют конец навешиваемого каната, а конец участка сменяемого каната, образующего петлю, заводят на лебедку смены навески канатов, при сматывании которого производят снятие зажимов по мере их выхода над монтажным мостом, после чего заводят конец сменяемого каната, прикрепленного к верхнему подъемному сосуду, на лебедку смены навески канатов и производят одновременное сматывание сменяемого и вытягивание навешиваемого канатов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к устройствам и способам навески и смены канатов.

Известен способ навески и смены канатов грузоподъемных машин [1], согласно которому спуск навешиваемых канатов осуществляется с одновременным демонтажем сменяемых канатов, что достигается путем размещения на нижнем горизонте лебедок для приема канатов, направляемых специальными шкивами, а наверху - использованием катушек с канатами, фрикционной лебедки, устройства для регулирования тяговой способности шкива.

Недостатками данного способа являются:

- использование большого количества дополнительного оборудования;

- сложность в синхронизации работы катушек в копре, лебедок на горизонте, фрикционной лебедки и шкива трения грузоподъемной машины;

- сложность спуска плоских уравновешивающих канатов из-за конструктивных особенностей такого типа канатов, определяющих порядок их многослойной навивки и сматывания под нагрузкой с лебедок;

- воздействие на заменяемый канат переменных по величине крутящих моментов при замене круглопрядных канатов, обусловленных разницей восприятия нагрузки заменяемым и навешиваемым канатами;

- навешиваемый канат испытывает дополнительные нагрузки при навеске, что приводит к его предварительной вытяжке, тогда как современные производители канатов поставляют при необходимости предварительно вытянутые канаты, в которых процесс предварительной вытяжки строго выдержан как по величине, так и по частоте воздействия усилия вытяжки на канат.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков и достигаемому положительному эффекту к заявляемому способу является способ поодиночной замены головных канатов многоканатной подъемной установки [2], согласно которому навешиваемый канат на транспортной катушке устанавливается у верхней приемной площадки, а подъемные сосуды многоканатной подъемной установки в крайних положениях у верхней и нижней приемных площадок. Конец навешиваемого каната подается через шкив трения и крепится к подъемному сосуду, находящемуся у верхней приемной площадки, после чего вращением шкива трения подъемные сосуды перемещаются в другое крайнее положение. При этом навешиваемый канат и канаты над опускаемым подъемным сосудом скрепляются устройством для зажима канатов. У нижней приемной площадки от подъемного сосуда открепляется заменяемый канат, а на его место в коуш заводится конец навешиваемого каната. В это же время на монтажном мосту у верхней приемной площадки защемляется заменяемый канат, после чего этот канат открепляется от подъемного сосуда у верхней приемной площадки, и на его место заводится конец навешиваемого каната. Заменяемый канат освобождается от зажима. Демонтируется монтажный мост, начинается перемещение подъемных сосудов в другое крайнее положение. При этом постепенно демонтируются устройства для зажима канатов, а заменяемый канат выматывается на транспортную катушку.

Недостатками данного способа являются:

- увеличение давления канатов на шкив трения за счет размещения на нем навешиваемого каната при первом перемещении сосудов;

- сложность ликвидации разницы линейных перемещений навешиваемого и заменяемого каната из-за наличия различий в размещении этих канатов на шкиве трения;

- несимметричное распределение нагрузки между канатами при перемещении сосудов;

- сохранение в навешиваемом канате при его перемещении по стволу крутящих моментов из-за соединения канатов по всей длине устройствами для зажима канатов, что нежелательно для некоторых типов канатов;

- присутствие в способе значительного числа операций по перемещению подъемных сосудов с установкой и снятием устройств зажима канатов, требующих синхронизации работы подъемной установки и транспортной катушки, что повышает риск безопасного проведения работ.

В связи с общим направлением в горной промышленности к увеличению глубин отработки и, как следствие, к более рациональному использованию возможностей подъемных установок возникает потребность в разработке оптимальных способов замены канатов, позволяющих экономить время и трудовые ресурсы.

Задачей изобретения является сокращение продолжительности процесса навески и смены канатов за счет использования их тяговых и направляющих свойств для формирования петли и исключения возможности ее перекручивания в зумпфе.

Технический результат заявляемого способа навески и смены уравновешивающих канатов подъемных установок достигается за счет сматывания сменяемого каната с использованием тяговой способности подъемной машины с одновременным вытягиванием навешиваемого каната, прикрепления одного конца навешиваемого каната к прицепному устройству первого сосуда, а его другого конца - к прицепному устройству второго сосуда после их перегона, образования петли в зумпфе. Согласно изобретению до вытягивания всего навешиваемого каната в ствол его над монтажным мостом соединяют последовательно устанавливаемыми зажимами со сменяемым канатом с использованием движения подъемных сосудов для образования петли уравновешивающего каната в нижней части ствола, после чего устанавливают опорный зажим на соединенные зажимами канаты, отрезают петлю сменяемого каната над монтажным мостом, затем конец сменяемого каната под нижним подъемным сосудом сматывают на лебедку смены навески канатов (СНК), на его место прикрепляют конец навешиваемого каната, а конец участка сменяемого каната, образующего петлю, заводят на СНК, при сматывании которого производят снятие зажимов по мере их выхода над монтажным мостом, после чего заводят конец сменяемого каната, прикрепленного к верхнему подъемному сосуду на СНК и производят одновременное сматывание сменяемого и вытягивание навешиваемого канатов.

Согласно изобретению (см. фиг.1) СНК 1 с навешиваемым канатом и СНК 2 для сматывания сменяемого каната размещаются на нижней приемной площадке 3, после чего монтируется монтажный мост 4. Подъемный сосуд 5 выставляется у нижней приемной площадки 3, а подъемный сосуд 6 - в копре. Монтируется отводной шкив 7, через который перепускается конец навешиваемого каната 8. Конец навешиваемого каната 8 присоединяется зажимом 9, идентично применяемым в прицепных устройствах подъемных сосудов, к сменяемому канату 10. Движением подъемной машины (см. фиг.2) подъемный сосуд 6 опускается, а подъемный сосуд 5 поднимается. Сменяемый канат приходит в движение. Синхронно движением подъемной машины с СНК 1 вытягивается навешиваемый канат 8. При этом он зажимами 11 прикрепляется к сменяемому канату 10. Движение подъемной машины прекращается (см. фиг.3) после достижения концом навешиваемого каната высоты, достаточной для его укрепления в прицепном устройстве под подъемным сосудом 5. На сменяемый и навешиваемый канаты на монтажном мосту 4 устанавливается опорный зажим 12. Сменяемый канат отрезается над зажимами 11 и опорным зажимом 12. Нижний конец 13 верхней части сменяемого каната через отводной шкив 14 заводится на СНК 2. Движением подъемной машины подъемные сосуды возвращаются в исходное положение (см. фиг.4). Сменяемый канат 10 под подъемным сосудом 5 сматывается на СНК 2. Из прицепного устройства 15 подъемного сосуда 5 на место демонтированного конца сменяемого каната укрепляется конец 16 навешиваемого каната. Конец 17 закрепленного на монтажном мосту сменяемого каната проводится через шкив 14 и прикрепляется зажимом 18 к концу сменяемого каната на СНК 2. Демонтируется (см. фиг.5) опорный зажим 12. Синхронным движением СНК 1, СНК 2 и подъемной машины подъемные сосуды перемещаются до положения, когда вся отрезанная нижняя часть сменяемого каната 10 будет смотана на СНК 2. При этом со сменяемого и навешиваемого канатов над монтажным мостом снимаются зажимы 11. Отрезанный конец 19 сменяемого каната подъемного сосуда 6 соединяется зажимом 20 с концом 21 сменяемого каната на СНК 2. (см. фиг.6) Синхронным движением СНК 1, СНК 2 и подъемной машины подъемные сосуды перемещаются в направлении копра и нижней приемной площадки. На навешиваемый канат устанавливается опорный зажим 12. С СНК 1 сматывается (см. фиг.7) конец 22 навешиваемого каната. Из прицепного устройства подъемного сосуда 6 демонтируется конец 23 сменяемого каната. На его место (см. фиг.8) монтируется конец 24 навешиваемого каната. Демонтируется опорный зажим 12 и монтажный мост 4.

При испытании предлагаемого способа навески и смены уравновешивающих канатов подъемных установок на подъемных машинах ЦШ3,25×4 породозакладочного ствола и МК5×4, ЦШ4×4 клетевого ствола № 3 рудника «Таймырский», имеющих глубины около 1500 метров, Заполярного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель», была получена значительная экономия времени (около 12 часов) и ресурсов (не использовались вспомогательные лебедки) при производстве работ.

Заявляемый способ позволяет повысить надежность процесса навески и смены уравновешивающих канатов, снизить объем привлечения вспомогательного оборудования и средств и может быть без затрат легко адаптирован к действующим проектам замены канатов.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР № 707881, кл. В66В 19/02, 1980 г.

2. Авторское свидетельство СССР № 1158472, кл. В66В 19/02, 1982 г.

Класс B66B19/02 монтаж или смена тросов или канатов 

устройство ручного регулирования вертикального перемещения протяженного элемента -  патент 2458845 (20.08.2012)
способ замены головных канатов многоканатной подъемной установки и специальное устройство для его осуществления -  патент 2449939 (10.05.2012)
способ замены канатов шахтной подъемной установки со шкивом трения и устройство для его осуществления -  патент 2409513 (20.01.2011)
способ замены тягового каната кабины лифта в шахте -  патент 2387595 (27.04.2010)
способ замены тягового каната кабины лифта в шахте -  патент 2373132 (20.11.2009)
гидравлическое натяжное устройство -  патент 2349757 (20.03.2009)
способ замены каната в подъемном устройстве -  патент 2258662 (20.08.2005)
способ замены изношенного каната в талевой системе буровой установки (его варианты) -  патент 2131393 (10.06.1999)
Наверх