газостатический подшипник

Классы МПК:F16C17/02 радиальные 
F16C32/06 с подвижным элементом, поддерживаемым подушкой из текучей среды, созданной в основном иначе, чем за счет движения вала, например гидро- или аэростатические
F16C33/18 поверхности скольжения, выполненные в основном из древесных или волокнистых материалов 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет" (ГОУВПО "КнАГТУ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-06-02
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки. Газостатический подшипник состоит из корпуса (4), камеры (1), сообщающейся с подводящей магистралью (3), с установленным внутри корпуса (4) вкладышем, закрывающим камеру (1). Вкладыш состоит из газонепроницаемой втулки (5), в отверстиях которой установлены пористые вставки (2), по крайней мере, более двух, имеющие форму шпонки. Вставки (2) имеют разную длину и расположены с чередованием размеров по длине, при этом длина одной вставки (2) равна 0,67 длины подшипника, а другой - 0,5 длины подшипника. Технический результат: улучшение распределения давления газа в зазоре подшипника в области, примыкающей к торцам подшипника, за счет усиления эффекта смазочного клина, образующегося различными размерами длины вставок. 2 ил. газостатический подшипник, патент № 2408801

газостатический подшипник, патент № 2408801 газостатический подшипник, патент № 2408801

Формула изобретения

Газостатический подшипник, состоящий из корпуса, камеры, сообщающейся с магистралью, с установленным внутри корпуса вкладышем, закрывающим камеру, и состоящим из газонепроницаемой втулки, в отверстиях которой установлены пористые вставки, по крайней мере, более двух, имеющие форму шпонки, отличающийся тем, что вставки имеют разную длину и расположены с чередованием размеров по длине, при этом длина одной вставки равна 0,67 длины подшипника, а другой - 0,5 длины подшипника.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки.

Уровень изобретения известен из устройства, заявленного в патенте РФ № 2171924. Известный газостатический подшипник состоит из камеры, сообщающейся с подводящей магистралью, с установленными внутри корпуса вкладышем подшипника, закрывающим камеру, причем вкладыш состоит из втулки, выполненной из газонепроницаемого материала, в отверстиях которой установлены пористые вставки, по крайней мере, более двух, имеющие форму шпонки, расстояние от торца подшипника до края каждой вставки равно 0,1-0,3 длины подшипника, ширина вставки равна 0,15-0,25 диаметра подшипника.

Условием нормального функционирования газового подшипника является обеспечение его устойчивой работы как можно в более широкой области изменения режимных параметров.

Недостатком известного устройства является неравномерность распределения давления газа в зазоре подшипника в области, примыкающей к торцам подшипника.

Задача, на решение которой направлено заявляемое решение, заключается в оптимизации режима работы подшипника.

Технический результат, достигаемый в процессе решения поставленной задачи, заключается в улучшении распределения давления газа в зазоре подшипника в области, примыкающей к торцам подшипника, за счет усиления эффекта смазочного клина, образующегося различными размерами длины вставок.

Указанный технический результата обеспечивается газостатическим подшипник, состоящим из корпуса, камеры, сообщающейся с магистралью, с установленными внутри корпуса вкладышем, закрывающим камеру и состоящим из газонепроницаемой втулки, в отверстиях которой установлены пористые выставки, по крайней мере, более двух, имеющие форму шпонки, при этом вставки имеют разную длину и расположены с чередованием размеров по длине, при этом длина одной вставки равна 0,67 длины подшипника, а другой - 0,5 длины подшипника

Увеличение области устойчивой работы заявляемого подшипника подтверждается экспериментально.

Серия экспериментов проведена на подшипниках, один из которых имел одинаковую длину пористых шпоночных вставок, а у другого длина шпоночных вставок чередовалась.

На фиг.1 показана конструкция газостатического подшипника с пористыми вставками: 1 - камера, сообщающаяся с подводящей магистралью; 2 - пористая вставка; 3 - подводящая магистраль; 4 - корпус; 5 - газонепроницаемая втулка.

На фиг.2 показана зависимость безразмерного параметра

газостатический подшипник, патент № 2408801

который характеризует появление неустойчивости от числа сжимаемости

газостатический подшипник, патент № 2408801

заявляемого подшипника и подшипника-прототипа (газостатический подшипник, патент № 2408801 - угловая скорость вращения вала, M - вес вала, c - средний радиальный зазор между валом и втулкой, Q - несущая способность подшипника, D - диаметр подшипника, ps - давление наддува газа, µ - коэффициент динамической вязкости газа).

Заявляемый подшипник и подшипник-прототип имели следующие размеры конструктивных элементов: длина L=60 мм, диаметр D=50 мм, ширина каждой вставки a=6 мм, количество вставок в одном ряду наддува газа n=8. Подшипник-прототип имел длину каждой вставки t=40 мм. Заявляемый подшипник имел длину «коротких» вставок t1=30 мм и длину «длинных» вставок t=40 мм.

Из представленных графиков видно, что во всем диапазоне изменения числа сжимаемости заявляемый подшипник имеет более широкую область устойчивой работы.

Класс F16C17/02 радиальные 

подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
подшипник скольжения -  патент 2463492 (10.10.2012)
опора скольжения -  патент 2461744 (20.09.2012)
перфоратор или отбойный молоток с подшипником скольжения, снабженным средством фиксации от проворачивания -  патент 2460632 (10.09.2012)
опорный подшипник скольжения тягового двигателя железнодорожного локомотива (варианты), способ увеличения площади смазываемой поверхности контакта такого подшипника скольжения и смазочный фитиль для использования в таком подшипнике скольжения -  патент 2445520 (20.03.2012)
гидродинамический подшипник скольжения -  патент 2437004 (20.12.2011)
способ сборки подшипника скольжения -  патент 2422690 (27.06.2011)
подшипник скольжения -  патент 2422689 (27.06.2011)
подшипниковая опора торсионной рессоры системы подрессоривания боковой качки рельсового транспортного средства -  патент 2415315 (27.03.2011)
материал подшипника скольжения и его применение -  патент 2414631 (20.03.2011)

Класс F16C32/06 с подвижным элементом, поддерживаемым подушкой из текучей среды, созданной в основном иначе, чем за счет движения вала, например гидро- или аэростатические

Класс F16C33/18 поверхности скольжения, выполненные в основном из древесных или волокнистых материалов 

Наверх