бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом

Классы МПК:G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (ФГУП МОКБ "Марс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-07-03
публикация патента:

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в бортовых системах автоматического управления беспилотными летательными аппаратами. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата система управления содержит датчик угла, датчик угловой скорости, задатчик угла, блок сравнения, цифроаналоговый преобразователь, суммирующий усилитель, исполнительное устройство и элемент запаздывания обратной связи. Величина времени запаздывания бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 эз элемента запаздывания обратной связи составляет бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 эз=(0,1÷0,4)бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 об, где бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 об - величина постоянной времени летательного аппарата. 1 ил.

бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057

Формула изобретения

Бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом (ЛА), содержащая датчик угла, датчик угловой скорости и последовательно соединенные задатчик угла, блок сравнения, цифроаналоговый преобразователь, суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости, и исполнительное устройство, отличающаяся тем, что она содержит элемент запаздывания обратной связи, вход которого соединен с выходом датчика угла, а выход - со вторым входом блока сравнения, при этом для передаточной функции замкнутой системы автоматического управления (САУ) вида:

бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057

где Wa - передаточная функция системы автоматического управления, бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 об - величина постоянной времени инерционной части объекта управления (ЛА),

величина времени запаздывания бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 эз элемента запаздывания обратной связи составляет бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 эз=(0,1÷0,4)бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 об.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления беспилотными летательными аппаратами в условиях широкого диапазона их применения по скорости и высоте полета.

Известна система автоматического управления (САУ) летательным аппаратом (ЛА), в которой содержится блок задающего воздействия, блок сравнения, суммирующий усилитель, датчики состояния и исполнительное устройство [1].

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению является система управления летательным аппаратом, содержащая датчик угла, датчик угловой скорости и прямую цепь, состоящую из последовательно соединенных задатчика угла, блока сравнения, цифроаналогового преобразователя, суммирующего усилителя, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости, и исполнительного устройства [2].

Недостатком известных систем являются ограниченные функциональные возможности и невысокая точность, обусловленные в значительной степени запаздыванием в прямой цепи системы управления при применении бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ).

Решаемой в предложенной системе управления технической задачей является расширение функциональных возможностей системы и повышение точности процессов управления. Предложенным построением системы управления достигается повышение показателей качества в условиях широкого диапазона параметров летательного аппарата и наличия запаздывания сигнала управления, обусловленного БЦВМ, т.е. достижением в системе управления свойства робастности.

Указанный технический результат достигается тем, что в известную систему управления летательным аппаратом, содержащую датчик угла, датчик угловой скорости и последовательно соединенные задатчик угла, блок сравнения, цифроаналоговый преобразователь, суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости, и исполнительное устройство, дополнительно введен элемент запаздывания обратной связи, вход которого соединен с выходом датчика угла, а выход - со вторым входом блока сравнения, при этом величина времени запаздывания бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 эз элемента запаздывания обратной связи составляет бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 эз=(0,1÷0,4)бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 об, где бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 об - величина постоянной времени летательного аппарата.

За основу расчета принята постоянная времени объекта управления (ЛА) как доминирующая для контура регулирования: блоки системы, формирующие закон управления, - исполнительное устройство - объект управления - датчики состояния.

Действительно, при этом решении обеспечивается отработка сигналов управления с максимальным качеством в широком диапазоне изменения высоты, скорости полета и массы летательного аппарата посредством реализации части системы управления на основе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ).

Построение системы управления с БЦВМ в канале рассогласования осуществляется следующим образом.

Пусть передаточная функция прямой цепи имеет вид:

бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057

где бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 об - величина постоянной времени инерционной части объекта управления (ЛА);

Wa - передаточная функция САУ, включающей в себя цифровую часть, цифроаналоговую часть, аналоговую часть, исполнительное устройство, оставшуюся часть объекта управления и датчики обратной связи.

Рассмотрим обобщенную передаточную функцию замкнутой САУ W з с учетом введения элемента запаздывания в обратную связь по углу. Это звено имеет передаточную функцию:

бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057

где бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 эз - величина времени запаздывания этого звена.

Передаточная функция Wз имеет вид:

бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057

Без погрешности для аналитического исследования рассмотрим упрощенное описание звена запаздывания в первом приближении разложения в ряд в виде инерционного звена. Тогда (3) примет вид:

бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057

Непосредственно из (4) видно, что в числителе появляется форсирующая ячейка (бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 эзр+1), позволяющая динамичнее отрабатывать входной сигнал. Однако одновременно параметр бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 эз входит и в знаменатель передаточной функции (4), но как слагаемое с бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 об. Соответствующий выбор бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 эз в сравнении с бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 об позволяет существенно повысить точность процесса с динамической точки зрения: повысить быстродействие и сохранить устойчивость системы управления. Действительно, при бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 эз<<бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 об постоянная времени знаменателя (4) практически не меняется, а числитель содержит производную по управлению, оказывая форсированную его отработку.

Наиболее приемлемым и определяющим компромисс по увеличению быстродействия и сохранения показателей устойчивости замкнутой САУ в целом является соотношение

бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057

На основе изложенного рассматривается предлагаемая система управления, имеющая цифровую и аналоговую части и для их сочетания цифроаналоговый преобразователь.

На чертеже представлена блок-схема бортовой цифроаналоговой системы управления летательным аппаратом.

Летательный аппарат условно показан на чертеже пунктирной линией.

Система управления содержит датчик угла 1 (ДУ), датчик угловой скорости 2 (ДУС) и прямую цепь, состоящую из последовательно соединенных задатчика угла 3 (ЗУ), блока сравнения 4 (БС), цифроаналогового преобразователя 5 (ЦАП), суммирующего усилителя 6 (СУ), второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости 2, и исполнительного устройства 7 (ИУ). Кроме того, система содержит элемент запаздывания обратной связи 8 (ЭЗОС), вход которого соединен с выходом датчика угла 1, а выход - со вторым входом блока сравнения 4.

Аналоговая часть системы управления включает в себя датчик угловой скорости 2, исполнительное устройство 7 и суммирующий усилитель 6. Цифровые каналы основного контура - это датчик угла 1 и блоки 3 и 4. Блок 5 - цифроаналоговый.

Система управления работает следующим образом.

Сигнал управления бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 для подачи на исполнительное устройство 7 формируется датчиками и блоками 1÷6 и 8 в соответствии с законом управления:

бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057

где бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 - сигнал рассогласования, формируемый в блоке 4:

бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057

здесь бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 зад - сигнал задающего воздействия, подается от датчика 3;

К1, К2 - передаточные числа блока 6.

Сигнал угла бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 снимается с датчика угла 1, сигнал угловой скорости бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 снимается с датчика угловой скорости 2, сигнал задающего воздействия бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 зад формируется задатчиком угла 3. Коэффициенты К1 и К2 и сигнал бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 формируются в суммирующем усилителе 6. Цифроаналоговый преобразователь 5 преобразует цифровой сигнал К1бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 в аналоговую форму.

Исполнительное устройство 7 отрабатывает суммарный аналоговый управляющий сигнал бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 , отклоняя рулевые органы на величину бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом, патент № 2402057 .

Значительная часть системы управления несложно реализуется алгоритмически, все звенья и блоки могут быть также реализованы на элементах автоматики и вычислительной техники, например, по [3, 4].

Предложенная бортовая цифроаналоговая система управления летательным аппаратом позволяет расширить функциональные возможности системы и повысить точность управления.

Источники информации

1. Э.Я.Соловей, А.В.Храпов. Динамика систем наведения управляемых авиабомб. М.: Машиностроение, 2006, с.216.

2. Патент РФ № 2305308, 27.08.07 г., кл. G05D 1/08.

3. В.Б.Смолов. Функциональные преобразователи информации. Л., Энергоиздат, Ленинградское отделение, 1981, с.22, 41.

4. А.У.Ялышев, О.И.Разоренов. Многофункциональные аналоговые регулирующие устройства автоматики. М.: Машиностроение, 1981, с.107, 126.

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)
Наверх