колесная пара вагона

Классы МПК:B60B37/00 Агрегаты колес и осей, например колесные пары
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-04-14
публикация патента:

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкции пассажирских и грузовых вагонов. Колесная пара вагона состоит из оси с жестко закрепленными на ней цельнокатаными колесами. Колеса снабжены по своей внешней круговой образующей гребнями. На оси колесной пары в пространстве между колесами подвижно в продольной ее плоскости размещена пара подпружиненных между собой пружиной сжатия втулок с жестко присоединенными к их торцам дисками. Поверхность круговых образующих дисков имеет форму гребней цельнокатаных колес. Технический результат направлен на снижение вероятности схода подвижного состава и увеличение срока службы гребней колес колесных пар. 2 ил.

колесная пара вагона, патент № 2400373 колесная пара вагона, патент № 2400373

Формула изобретения

Колесная пара вагона, состоящая из оси с жестко закрепленными на ней цельнокатаными колесами, снабженными по своей внешней круговой образующей гребнями, отличающаяся тем, что на оси колесной пары в пространстве между колесами подвижно в продольной ее плоскости размещена пара подпружиненных между собой пружиной сжатия втулок с жестко присоединенными к их торцам дисками, круговые образующие, поверхность которых имеют форму гребней цельнокатаных колес.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкции пассажирских и грузовых вагонов.

Известна колесная пара, составляющая конструкцию ходовых частей грузовых и пассажирских вагонов (см. Технический справочник железнодорожника. Том 6 Подвижной состав. Государственное транспортное железнодорожное издательство. Москва, 1952. Стр.595, фиг.45), состоящая из оси и двух колес цельных или сборных. Цельные и сборные колеса снабжены гребнями, предназначенными для удержания колесной пары в движении на рельсах рельсовой колеи. Несмотря на свою эффективность использования, такие колесные пары обладают существенным недостатком, заключающимся в том, что при некотором уширении рельсовой колеи, выше допускаемых пределов, возможен сход подвижного состава. В то же время при сужении колеи за счет возникновения значительных по величине сил трения между гребнем и головкой рельса, происходит повышенный износ указанной кинематической пары. Поэтому в практике как в первом, так и во втором случае из-за возможного схода вагонов ОАО «РЖД» несет значительные затраты как материальные, так и трудовые, связанные с ликвидацией аварий подвижного состава, а также с преждевременным восстановительным ремонтом колесных пар.

Известна также колесная пара, описанная и показанная в книге Железнодорожный транспорт. Энциклопедия / гл. ред. Н.С.Конарев М.: Большая российская энциклопедия, 1994, стр.186. Конструкция такой колесной пары в целом аналогична вышеописанной и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является снижение вероятности схода подвижного состава и увеличение срока службы гребней колес колесных пар.

Поставленная цель достигается тем, что на оси колесной пары, в пространстве между колесами, подвижно, в продольной ее плоскости, размещена пара подпружиненных между собой пружиной сжатия втулок с жестко присоединенными к их торцам дисками, круговые образующие поверхности которых имеют форму гребней цельнокатаных колес.

На фиг.1 показан общий вид колесной пары, а на фиг.2 - укрупненный вид одного из ее колес.

Колесная пара вагона состоит из оси 1 с подступичной частью 2 и шейкой 3. На оси 1 жестко закреплено цельнокатаное колесо 4, к которому примыкает гребень 5, выполненный на круговых поверхностях дисков 6, жестко присоединенных к втулкам 7, подвижно установленным на оси 1. Втулки 7 подпружинены относительно друг друга пружиной сжатия 8. Цельнокатаное колесо 4 расположено на рельсах 9.

Работает колесная пара следующим образом. При взаимодействии колесной пары с рельсами 9, образующими колею шириной l (см. фиг.1) соответствующую, например, принятому в нашей стране стандарту 1520 мм с допуском ±4 мм, гребни 5 находятся в контакте с головками рельс 9, при этом зазор колесная пара вагона, патент № 2400373 (см. фиг.1) равен нулю, а зазор S, образованный гребнем 5 и цельнокатаным колесом 4, в практике может составлять порядка 20 мм. Указанные зазоры обусловлены тем, что между втулками 7, жестко присоединенными к дискам 6 с гребнями 5, установлена предварительно сжатая пружина сжатия 8, которая удерживает указанные детали, действуя на них по стрелкам А. При движении вагона по перегонам или станционным путям возможно изменение ширины колени l в сторону уширения или сужения. Тогда в первом случае появится зазор колесная пара вагона, патент № 2400373 , который тут же будет ликвидирован за счет того, что пружина сжатия 8 переместит втулку 7 по оси 1 также в направлении стрелки А. Если же произойдет сужение рельсовой колеи, т.е. уменьшение размера l, то под действием реакции рельса гребень 5 совместно с диском 6 и втулкой 7 переместится в направлении, противоположном стрелке А, сжав при этом пружину сжатия 8. Указанные перемещения гребней 5 как левого, так и правого цельнокатаных колес 4 будут постоянно обеспечивать величину зазора колесная пара вагона, патент № 2400373 , равную нулю, т.е. в любом случае будут контактироваться с головками рельс 9, исключая тем самым сход вагона с рельсов и обеспечивая при этом плавность хода его в процессе движения с различными скоростями.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, т.к. повышается безопасность движения вагонов и их плавность хода.

Класс B60B37/00 Агрегаты колес и осей, например колесные пары

колесная пара вагона с фрикционно-упругой связью между колесами -  патент 2512829 (10.04.2014)
колесная пара локомотива -  патент 2332307 (27.08.2008)
способ прохождения криволинейных участков пути тележками транспортного средства, имеющими возможность дифференциального вращения ободов колесных пар -  патент 2326781 (20.06.2008)
колесная пара локомотива -  патент 2247661 (10.03.2005)
колесная пара локомотива -  патент 2246406 (20.02.2005)
железнодорожная колесная пара -  патент 2241606 (10.12.2004)
колесная пара малогабаритного рельсового транспортного средства -  патент 2188766 (10.09.2002)
соединение колес с осью колесной пары подвижного состава -  патент 2168660 (10.06.2001)
колесная пара транспортного средства -  патент 2158679 (10.11.2000)
колесная пара для подвижного состава железных дорог -  патент 2136510 (10.09.1999)
Наверх