турбогенератор

Классы МПК:F01D15/10 для привода электрических генераторов или комбинированные с ними 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Турбохолод" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-06-04
публикация патента:

Турбогенератор содержит корпус с крышкой, ротор и статор электрогенератора. Корпус с крышкой стянуты крепежом и выполнены с общей внутренней полостью, в которой размещено закрепленное на валу турбинное колесо. Корпус снабжен входным патрубком для подвода в турбинное колесо рабочей среды. Со стороны выхода рабочей среды из турбинного колеса выполнена выходная полость, сообщенная с выходным патрубком для отвода рабочей среды. Вал установлен на двух шарикоподшипниках, расположенных с противоположных сторон турбинного колеса. Один из шарикоподшипников установлен в корпусе, а другой - в его крышке. Вал выполнен со стороны его торца, обращенного в сторону входного патрубка с глухим отверстием, сообщенным со стороны дна глухого отверстия с рабочим каналом турбинного колеса. Входной патрубок корпуса выполнен с цилиндрической насадкой, введенной в глухое отверстие вала, а последний выполнен с лабиринтным уплотнением, охватывающим насадку корпуса. Ротор электрогенератора выполнен в виде стакана, в дне которого выполнено отверстие. Турбинное колесо выполнено со ступицей, на которую через отверстие в дне стакана надет ротор, закрепленный относительно турбинного колеса и концентрично охватывающий статор электрогенератора, закрепленный неподвижно в полости корпуса на его крышке. Изобретением достигается повышение надежности работы турбогенератора и улучшение его весогабаритных характеристик. 2 ил. турбогенератор, патент № 2399774

турбогенератор, патент № 2399774 турбогенератор, патент № 2399774

Формула изобретения

Турбогенератор, содержащий корпус с крышкой, ротор и статор электрогенератора, причем корпус с крышкой стянуты крепежом и выполнены с общей внутренней полостью, в которой размещено закрепленное на валу турбинное колесо, корпус снабжен входным патрубком для подвода в турбинное колесо рабочей среды и выполненной со стороны выхода рабочей среды из турбинного колеса выходной полостью, сообщенной с выходным патрубком для отвода рабочей среды, а вал установлен на двух шарикоподшипниках, отличающийся тем, что шарикоподшипники установлены с противоположных сторон турбинного колеса, причем один из шарикоподшипников установлен в корпусе, а другой - в его крышке, вал выполнен со стороны его торца, обращенного в сторону входного патрубка с глухим отверстием, сообщенным со стороны дна глухого отверстия с рабочим каналом турбинного колеса, причем входной патрубок корпуса выполнен с цилиндрической насадкой, введенной в глухое отверстие вала, а последний выполнен с лабиринтным уплотнением, охватывающим насадку корпуса, ротор электрогенератора выполнен в виде стакана, в дне которого выполнено отверстие, при этом турбинное колесо выполнено со ступицой, на которую через отверстие в дне стакана надет ротор, закрепленный относительно турбинного колеса и концентрично охватывающий статор электрогенератора, закрепленный неподвижно в полости корпуса на его крышке.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к турбомашинам для привода электрических генераторов, которые могут быть использованы в энергоустановках.

Наиболее близким техническим решением является турбогенератор, содержащий корпус с крышкой, ротор и статор электрогенератора, причем корпус с крышкой стянуты крепежом и выполнены с общей внутренней полостью, в которой размещено закрепленное на валу турбинное колесо, корпус выполнен с входным патрубком для подвода в турбинное колесо рабочей среды и выполненной со стороны выхода рабочей среды из турбинного колеса выходной полостью, сообщенной с выходным патрубком для отвода рабочей среды, а вал установлен на двух шарикоподшипниках, (см. патент US № 2452581, кл. F01D 15/10, 02.11.1948).

Однако консольная установка турбинного колеса на валу приводит к необходимости установки больших шарикоподшипников и достаточно мощных опор под подшипники, что ухудшает весогабаритные характеристики данного турбогенератора.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков. Техническим результатом, достигаемым при реализации изобретения, является повышение надежности работы и улучшение его весогабаритных характеристик.

Указанная задача решается, а технический результат достигается за счет того, что турбогенератор содержит корпус с крышкой, ротор и статор электрогенератора, причем корпус с крышкой стянуты крепежом и выполнены с общей внутренней полостью, в которой размещено закрепленное на валу турбинное колесо, корпус снабжен входным патрубком для подвода в турбинное колесо рабочей среды и выполненной со стороны выхода рабочей среды из турбинного колеса выходной полостью, сообщенной с выходным патрубком для отвода рабочей среды, а вал установлен на двух шарикоподшипниках, при этом шарикоподшипники установлены с противоположных сторон турбинного колеса, один из шарикоподшипников установлен в корпусе, а другой - в его крышке, вал выполнен со стороны его торца, обращенного в сторону входного патрубка с глухим отверстием, сообщенным со стороны дна глухого отверстия с рабочим каналом турбинного колеса, причем входной патрубок корпуса выполнен с цилиндрической насадкой, введенной в глухое отверстие вала, а последний выполнен с лабиринтным уплотнением, охватывающим насадку корпуса, ротор электрогенератора выполнен в виде стакана, в дне которого выполнено отверстие, при этом турбинное колесо выполнено со ступицей, на которую через отверстие в дне стакана надет ротор, закрепленный относительно турбинного колеса и концентрично охватывающий статор электрогенератора, закрепленный неподвижно в полости корпуса на его крышке.

На фиг.1 изображен общий вид турбогенератора в разрезе;

на фиг.2 - узел лабиринтного уплотнения (вид I).

Турбогенератор содержит корпус 1 с крышкой 2, которые стянуты крепежом 3 и выполнены с общей внутренней полостью 4. В полости 4 размещены турбинное колесо 5, ротор 6 и статор 7 электрогенератора. Колесо 5 закреплено на валу 8, в котором выполнено глухое отверстие 9. Корпус 1 имеет выходную полость 10, сообщенную с патрубком выхода рабочей среды 11. Корпус 1 выполнен с насадкой 12 и жестко соединен с патрубком входа рабочей среды 13 крепежом 14. На валу 8 выполнено лабиринтное уплотнение 15, охватывающее насадку 12, сообщенную с глухим отверстием 9 и через него с рабочим каналом турбинного колеса 5. Вал 8 установлен на двух шарикоподшипниках 16. Один из шарикоподшипников 16 установлен в корпусе 1, а другой - в крышке 2 с противоположных сторон от турбинного колеса 5. Насадка 12 корпуса 1 расположена в полости корпуса 1, статор 7 закреплен в крышке 2, а ротор 6 электрогенератора выполнен в виде стакана, закрепленного со стороны дна на турбинном колесе 5 и установленного на ступице последнего, концентрично охватывая статор 7. Статор 7 крепится к крышке 2 при помощи болтов крепления 17. Узел вала с одной стороны зафиксирован стопорной гайкой 18, а с другой - торцевой крышкой 19.

Турбогенератор работает следующим образом.

Рабочую среду под давлением подают через входной патрубок 13 в глухое отверстие 9 вала 8 и далее из последнего в рабочий канал турбинного колеса 5. Среда, протекая через рабочий канал турбинного колеса 5, воздействует на его рабочие лопатки (не показаны на чертеже) и раскручивает турбинное колесо 5. Отработанный поток рабочего тела из турбинного колеса 5 направляется в выходную полость 10, откуда удаляется через патрубок выхода рабочей среды 11. Ротор 6, жестко закрепленный на турбинном колесе 5, также приводится во вращение. В результате индуцируется переменная электродвижущая сила. Получаемый при этом электрический ток по кабелю передается потребителю. В качестве рабочего тела в турбине могут использоваться газ или пар. При этом предпочтительно использование осевой парциальной турбины, поскольку это позволяет работать с широким диапазоном расходов газа, при этом указанная турбина и не требовательна к его чистоте.

Класс F01D15/10 для привода электрических генераторов или комбинированные с ними 

турбогенератор без выходного вала -  патент 2516053 (20.05.2014)
газотурбинный двигатель с обратимой электрической машиной -  патент 2499895 (27.11.2013)
турбореактивный двигатель с электрическим генератором, расположенным в вентиляторе -  патент 2490497 (20.08.2013)
турбоэлектрогенераторный агрегат -  патент 2488699 (27.07.2013)
турбореактивный двигатель, содержащий генератор тока, установленный в вентиляторе, и способ установки упомянутого генератора в вентиляторе -  патент 2485328 (20.06.2013)
линия генератора - паровой турбины - турбокомпрессора и способ для ее эксплуатации -  патент 2478795 (10.04.2013)
устройство для отбора энергии из потока сжатого газа -  патент 2472946 (20.01.2013)
устройство производства электрической энергии в двухвальном газотурбинном двигателе -  патент 2472002 (10.01.2013)
устройство содействия для переходных фаз разгона и торможения -  патент 2462607 (27.09.2012)
газотурбинный двигатель с установленным на нем съемным образом узлом генератора -  патент 2448259 (20.04.2012)
Наверх