прокатная клеть листового стана кварто

Классы МПК:B21B31/00 Конструкция клетей прокатных станов; установка, регулирование или смена валков, опор валков и станин
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Акционерная холдинговая компания "Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт металлургического машиностроения имени академика Целикова" (ОАО АХК "ВНИИМЕТМАШ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-10-08
публикация патента:

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при создании относительно небольших, с длиной бочки прокатных валков не более 200...800 мм, листопрокатных станов. Прокатная клеть листового стана кварто содержит две станины, гидравлическое нажимное устройство, рабочие валки с подушками и опорные валки с подушками, размещенные в окнах станин. Каждая станина выполнена с выступами на стойках, обращенными внутрь окна станины. Подушки рабочих валков сопряжены с гидроцилиндрами, установленными в выступах станин. Нижний опорный валок сопряжен своими подушками с цилиндрами гидравлического нажимного устройства, а верхний - с гидроцилиндрами, установленными в выступах на стойках. Между каждой парой нижних и верхних подушек опорных валков установлена пара распорных скоб С-образного вида. Изобретение обеспечивает упрощение конструкции гидравлического нажимного устройства и, как следствие, повышение надежности его работы, а для сравнительно небольших листовых станов еще и существенное удешевление стана. 3 ил. прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445

прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445

Формула изобретения

Прокатная клеть листового стана кварто, включающая две станины, каждая с выступами на стойках, обращенными внутрь окна станины, гидравлическое нажимное устройство, рабочие валки с подушками, сопряженными с гидроцилиндрами, установленными в выступах станин, опорные валки с подушками, размещенными в окнах станин, при этом нижний опорный валок сопряжен своими подушками с цилиндрами гидравлического нажимного устройства, а верхний - с гидроцилиндрами, установленными в выступах на стойках, отличающаяся тем, что между каждой парой нижних и верхних подушек опорных валков установлена пара распорных скоб С-образного вида.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при создании относительно небольших (с длиной бочки прокатных валков не более 200прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 800 мм) листопрокатных станов.

Известен листовой стан, прокатная клеть которого для регулирования межвалкового зазора оснащена винтовым нажимным устройством, например, прокатный стан «800» Кировского завода по обработке цветных металлов, введенный в строй действующих в 1967 году.

Достоинством известного технического решения является то, что винтовое нажимное устройство включают в работу только тогда, когда возникает необходимость изменить межвалковый зазор; все остальное время нажимное устройство бездействует, а межвалковый зазор сохраняется неизменным благодаря наличию эффекта самоторможения в витках винтовой пары устройства.

Недостатком известного устройства является интенсивный износ в витках винтовой пары при работе ее под нагрузкой от усилия прокатки, а также относительно небольшое быстродействие нажимного устройства под нагрузкой.

Известен листовой стан, прокатная клеть которого для регулирования межвалкового зазора оснащена гидравлическим нажимным устройством (ГНУ), которое для поддержания заданного межвалкового зазора работает в режиме «по положению» по сигналу от датчиков, регистрирующих текущее положение плунжеров гидроцилиндров ГНУ, и рабочими валками с подушками, сопряженными с гидроцилиндрами, установленными в выступах станин, опорные валки с подушками, размещенными в окнах станин, при этом нижний опорный валок сопряжен своими подушками с цилиндрами гидравлического нажимного устройства, а верхний - с гидроцилиндрами, установленными в выступах на стойках (например, стан «250», пущенный в работу в 2009 году на одном из московских заводов).

Достоинством известного технического решения является то, что ГНУ работает практически без какого-либо износа в механической части устройства, а также то, что его быстродействие в несколько раз превышает быстродействие винтового нажимного устройства.

Недостатком известного технического решения является то, что ГНУ, которым оснащена прокатная клеть, является дорогостоящим элементом прокатной клети, стоимость которого зависит от размеров и массы клети. В результате, для сравнительно небольших прокатных клетей стоимость ГНУ становится соизмеримой со стоимостью самой прокатной клети и суммарная стоимость листового стана может оказаться в 1,5прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 2 раза выше, чем стоимость его без ГНУ.

Технический результат изобретения - упрощение конструкции гидравлического нажимного устройства и, как следствие, повышение надежности его работы, а для сравнительно небольших листовых станов еще и существенное удешевление стана.

Технический результат достигается за счет того, что в известной прокатной клети листового стана, включающей две станины, каждая с выступами на стойках, обращенными внутрь окна станины, ГНУ, рабочие валки с подушками, сопряженными с гидроцилиндрами противоизгиба, размещенными в выступах станин, опорные валки с подушками, причем нижний опорный валок опирается своими подушками на гидроцилиндры ГНУ, а верхний - на гидроцилиндры, установленные в выступах на стойках, устанавливают между каждой парой нижних и верхних подушек опорных валков пару распорных скоб С-образного вида.

Предложенное техническое решение, в случае применения для сравнительно небольших листовых станов (с длиной бочек валков 400прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 800 мм), предпочтительно тем, что упрощенное ГНУ в несколько раз дешевле по стоимости, чем классическое ГНУ с теми же параметрами и поэтому сам листовой стан оказывается в 1,5прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 2 раза дешевле.

Само ГНУ состоит из трех основных элементов:

- плунжерных гироцилиндров простейшей конструкции, установленных в прокатной клети;

- мотор-насосов с электроприводом, включенным по схеме поддержания заданного крутящего момента;

- маслобака емкостью не более 0,5прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 1,0 кубометра.

В состав гидроарматуры входят манометры и дроссели регулируемого типа.

Перечень использованных чертежей:

Фиг.1. Разрез по ближней станине прокатной клети (т.е. расположенной со стороны площадки обслуживания стана).

Фиг.2. Разрез по «А-А» на фиг 1.

Фиг.3. Эскиз распорной скобы.

Прокатная клеть имеет следующий вид. Рабочие валки 1 установлены в подушках 2, с «крыльями» которых взаимодействуют плунжерные гидроцилиндры 3 противоизгиба рабочих валков. Гидроцилиндры 3 смонтрованы в выступах 4 стоек ближней станины 5.

Верхний опорный валок 6 установлен в подушках 7, а нижний 8 - в подушках 9 (на фиг.1 видна ближняя пара подушек 7 и 9); между подушками верхнего и нижнего валков установлена пара распорных С-образных скоб 10 и 11 (точнее, имеющих вид поперечного сечения швеллера); между скобами 10 и 11, с одной стороны, и подушкой 7, с другой стороны, уложены наборы сменных прокладок 12.

Подушки 7 верхнего опорного валка опираются на верхние поперечины ближней и дальней станин, подушки 9 нижнего опорного валка опираются на плунжеры гидроцилиндров 13 гидравлического нажимного устройства, а для уравновешивания верхнего опорного валка 6 в выступах 4 смонтированы плунжерные гидроцилиндры 14 (фиг.2), взаимодействующие с подушками 7.

Каждый из гидроцилиндров 13 подключен непосредственно к индивидуальному мотор-насосу: ближний - к мотор-насосу 15, а дальний - к мотор-насосу 16, оба мотор-насоса приводятся электродвигателями 17 и 18 соответственно (мотор-насос 16 и его электродвигатель 18 установлены с дальней стороны прокатной клети и на фиг.1 условно не показаны).

Электродвигатели 17 и 18 включены по схеме поддержания заданного момента вращения, пропорционального току, который развивается в якоре электродвигателя.

Мотор-насосы 15 и 16 своими входами непосредственно подключены к маслобаку 19, а своими выходами подключены к маслобаку посредством регулируемых дросселей 20 и 21 (последний на фиг.1 условно не показан).

Работает прокатная клеть следующим образом. Перед началом прокатки в клеть устанавливают набор прокладок 12, который по своей суммарной толщине соответствует первому проходу. Гидроцилиндрами 13 развивают усилие предварительного напряжения прокатной клети, которое на 25...40% превышает ожидаемое усилие прокатки. Для этого в якоря электродвигателей 17 и 18 подают ток номинального значения. Мотор-насосы 15 и 16 начинают свое вращение; дроссели 20 21 регулируют поочередно таким образом, чтобы частота их вращения при номинальном токе якоря находилась в диапазоне 60прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 120 об/мин.

Включают вращение рабочих валков и задают в них пробный лист. По результатам замеров его толщины осуществляют поднастройку ГНУ. Так, если толщина листа оказалась меньше заданной, то величину тока якорей электродвигателей 17 и 18 снижают, момент вращения на их валах уменьшается и излишек масла из гидроцилиндров 13 начинает сливаться в маслобак 19, переводя, тем самым, мотор-насосы 15 и 16 в моторный режим работы. Если же толщина листа оказалась больше заданной, то ток якорей увеличивают и мотор-насосы, продолжая работать в насосном режиме, ускоряют свое вращение с 60прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 120 об/мин в несколько раз (обычно это в 5прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 10 раз). И закачав в гидроцилиндры 13 необходимую порцию дополнительного масла, мотор-насосы самопроизвольно снова снижают частоту своего вращения до исходных 60прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 120 об/мин.

Важно отметить, что все выше перечисленные изменения состояния системы: переход из насосного режима в моторный или ускорение вращения мотор-насосов в насосном режиме происходят самопроизвольно, после изменения тока в якоре и никаких дополнительных автоматических систем управления для этой цели не требуется.

Если выяснится, что номинальная толщина листа уже достигнута, но на нем имеет место серповидность, например, в сторону привода, то на электродвигателе 17 уменьшают ток якоря, а на электродвигателе 18 его увеличивают на такую же величину. Как следствие, мотор-насос 15 переходит в моторный режим, а мотор-насос 16 ускоряет свое вращение в насосном режиме.

Выровняв параллельность межвалкового зазора, задают в прокатку следующий лист. В таком же режиме прокатывают всю оставшуюся партию металла.

По окончании первого прохода в гидроцилиндрах 13 снимают давление до нуля, и нижняя половина валковой системы опускается, освобождая зажатые до этого прокладки 12.

Прокладки 12, заложенные в прокатную клеть для первого прохода, вынимают и заменяют на прокладки для второго прохода. И повторяют весь описанный выше цикл прокатки для всей партии металла во втором проходе. И так для всех оставшихся проходов.

В том случае, если ведется прокатка не листов, а полос, смотанных в рулоны, то процесс прокатки остается таким же, как описано выше, но добавляется процесс регулирования толщины полосы по ее длине (например, по показаниям толщиномера, установленного на выходе из прокатной клети).

В отличие от классического ГНУ, где перемещение плунжеров гидроцилиндров осуществляют по сигналу от датчиков положения плунжеров, в данном техническом решении перемещение плунжеров в гидроцилиндрах 13 происходит как следствие упругой деформации изгиба распорных скоб 10 и 11.

В данном случае регулирование межвалкового зазора осуществляют, варьируя приращениями усилия предварительного напряжения РПНК прокатной клети в диапазоне от -P 1 до +P1. Приращение межвалкового зазора определяют по формуле

прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445

Где Е=2,1×104 кгс/мм 2 - модуль упругости первого рода для металла распорных скоб 10 и 11;

РПНК - номинальное значение усилия предварительного напряжения прокатной клети в кгс;

S1 - приращение межвалкового зазора в мм.

Остальные параметры, входящие в формулу (1), обозначены на фиг.3. На ней l1 - высота в мм нейтральной оси стенки скобы; l2 - длина в мм нейтральной оси полок скобы; b и h - ширина и высота в мм поперечного сечения стенки и полок скобы (F=b h).

В качестве примера рассчитаем процесс регулирования толщины для стана кварто 280/820×800, где диаметр рабочего валка D=280 мм и высота, занимаемая двумя рабочими валками, равна 2D=560 мм; следовательно, высота скобы Н=600 мм (см. фиг.3). Остальные параметры скобы имеют следующие значения l1=450 мм, l2=275 мм, b=h=150 мм, РПНК=300 тс, P1=-100прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 +100 тс, (l1/l2)=1,64; (l2 /h)=1,83; F=2,25×104 мм2.

По формуле (I): при изменении усилия P1 в указанном диапазоне межвалковый зазор изменяется в диапазоне S1 =-1,4прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 +1,4 мм, что вполне достаточно для нормального процесса регулирования толщины, т.к. требуемый диапазон составляет всего -1прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 +1 мм.

Максимальное усилие РПНК =300+100=400 тс. = 0,4×106 кгс. Тогда максимальное напряжение изгиба в теле скобы составит

б из=1,5(РПНК/F)(l2/h)=50 кгс/мм 2

Такое напряжение изгиба может выдержать только высоколегированная термообработанная сталь.

Для примера, масса одной скобы равна [0,6+2(0,2+0,05)]0,15 2×7,8=0,2 т = 200 кг.

В заключение отметим, что предложенное техническое решение позволяет решить проблему с регулированием толщины прокатываемой полосы в относительно небольших листопрокатных станах, где масса прокатной клети не превышает 5прокатная клеть листового стана кварто, патент № 2399445 25 т.

Класс B21B31/00 Конструкция клетей прокатных станов; установка, регулирование или смена валков, опор валков и станин

несущая станина для валков клети прокатного стана и клеть, оснащенная такой станиной -  патент 2524029 (27.07.2014)
способ фрезерования крупногабаритных нежестких оживальных оболочек сопел жидкостных ракетных двигателей (жрд) -  патент 2518214 (10.06.2014)
станина клети прокатного стана -  патент 2510298 (27.03.2014)
клеть туркоголовых валков -  патент 2508174 (27.02.2014)
уплотнительное устройство подшипника жидкостного трения -  патент 2505367 (27.01.2014)
плита линейной опоры для прокатной клети -  патент 2504445 (20.01.2014)
способ расточки калибров валков трехвалковой клети продольной прокатки -  патент 2504444 (20.01.2014)
установка для профилирования -  патент 2501615 (20.12.2013)
устройство для манипулирования и/или транспортировки валков прокатной клети -  патент 2500492 (10.12.2013)
опорный узел рабочих валков прокатной клети кварто -  патент 2497615 (10.11.2013)
Наверх