автономный гравиметрический способ определения истинного курса подводного объекта в подводном положении

Классы МПК:G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НАВИГАЦИОННО-ГИДРОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-03-30
публикация патента:

Изобретение относится к области подводной навигации и может быть применено для определения истинного курса подводного объекта на горизонте его плавания с целью коррекции бортового навигационного комплекса. Измеряют составляющие модуля вектора абсолютной скорости подводного объекта вдоль и поперек его диаметральной плоскости, ускорения движущимися на объекте навстречу друг другу акселерометрами с вертикальной осью чувствительности вдоль направления вектора абсолютной скорости движения приборов, определяют относительно объекта линейную скорость движения акселерометров, расстояние по вертикали между акселерометрами и уровнем моря, широту места объекта, а значение истинного курса объекта вычисляют по формуле, приведенной в описании. Изобретение позволяет упростить и повысить точность определения истинного курса объекта в подводном положении. 2 ил. автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

Формула изобретения

Гравиметрический способ определения истинного курса подводного объекта, включающий измерение на объекте ускорения и вычисление по полученным данным искомой величины (истинного курса объекта), отличающийся тем, что, с целью упрощения и повышения точности, измеряют составляющие модуля вектора абсолютной скорости подводного объекта вдоль и поперек его диаметральной плоскости, ускорения движущимися на объекте навстречу друг другу акселерометрами с вертикальной осью чувствительности вдоль направления вектора абсолютной скорости движения объекта, определяют относительно объекта линейную скорость движения акселерометров, расстояние по вертикали между акселерометрами и уровнем моря, широту места объекта, а значение истинного курса (ИК) объекта вычисляют по формуле

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

где автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 - значение разности отсчетов акселерометров с вертикальной осью чувствительности автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 и автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 в момент их встречи на траверзе;

v - абсолютная скорость движения подводного объекта;

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 , автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 - скорость движения относительно объекта первого и второго акселерометров соответственно;

v1, v2 - составляющие модуля вектора абсолютной скорости движения объекта вдоль и поперек его диаметральной плоскости соответственно;

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 - широта места подводного объекта;

Rг - радиус кривизны геоида;

h - расстояние по вертикали между акселерометрами и уровнем моря.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области подводной навигации и может быть использовано для определения истинного курса подводного объекта на горизонте плавания с целью коррекции его бортового навигационного комплекса.

Известен гравиметрический способ определения истинного курса подводного объекта [Павлов Ю.Н., Селезнев А.В., Толстоусов Г.Н. Геоинформационные системы. - М.: Машиностроение, 1978. - 272 с; Груздев Н.М., Колтуненко В.В., Гладков Г.Е. Морская навигация. - М.: Воениздат, 1992. - 472 с.], включающий измерение на движущемся объекте ускорения силы тяжести гравиметрами, расположенными на заданных расстояниях вдоль и поперек диаметральной плоскости объекта, или измерение по этим же направлениям составляющих значений модуля вектора горизонтального градиента ускорения силы тяжести градиентометром, определение по результатам измерений курсового угла вектора горизонтального градиента ускорения силы тяжести автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 , а по карте, на которой нанесены векторы горизонтальных градиентов ускорения силы тяжести и угол между истинным меридианом и направлением вектора горизонтального градиента ускорения силы тяжести автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 , и по полученным данным вычисляют истинный курс по формуле

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

Однако этот способ определения истинного курса объекта имеет низкую точность, которая зависит от погрешностей гравиметрической съемки, счисления во время измерений и самих измерений в процессе определения ИК, а также характера гравитационного поля в месте определения. Считая все перечисленные факторы независимыми, погрешность определения истинного курса (mик) известным способом можно вычислить по формуле

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

где mавтономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 - погрешность определения направления вектора горизонтального градиента ускорения силы тяжести по карте;

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 - погрешность определения истинного курса за счет погрешности счисления;

mизм - погрешность измерения ускорения силы тяжести или градиента ускорения силы тяжести;

g - градиент гравитационного поля в месте определения истинного курса;

l - расстояние между гравиметрами;

R - чувствительность гравиметров или градиентометра.

Величина mавтономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 при использовании в период съемки полигона спутниковых навигационных систем и навигационных комплексов может быть получена не хуже 0, 1°.

Величина автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 может достигать в открытой части океана 1-3°.

Величина mизм для современных гравиметров составляет 1-5 мГл, для перспективных образцов - 0,1 мГл, а R=0,1 мГл.

Например, когда mавтономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 =0, 1°; автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 ; mизм=0,1 мГл; g=10 мГл/милю; l=100 м; R=0,1 мГл, то mик составит 15°.

Допустимая погрешность определения истинного курса судовыми системами курсоуказания в приполярных районах в соответствии с нормативными документами не должна превышать 0, 1-0, 2°.

Кроме того, известный гравиметрический способ определения истинного курса объекта весьма сложен, так как при его реализации требуется наличие специальных карт векторов горизонтальных градиентов ускорения силы тяжести, для создания которых необходимо заблаговременно произвести детальную гравиметрическую съемку с повышенной точностью.

Практикой доказано, что для производства такой гравиметрической съемки необходимо использование океанографических исследовательских судов, большое количество сложного научно-технического оборудования и высококвалифицированных специалистов. Это обусловливает значительную сложность, большую стоимость работ и значительные затраты рабочего времени.

Целью настоящего изобретения является упрощение и повышение точности определения истинного курса объекта в подводном положении без использования специальных карт.

Указанная цель достигается тем, что в гравиметрическом способе определения истинного курса объекта, включающем измерение на объекте ускорения силы тяжести и вычисление по результатам измерений искомой величины истинного курса объекта, дополнительно измеряют составляющие модуля вектора абсолютной скорости объекта вдоль и поперек его диаметральной плоскости, ускорения движущимися на объекте навстречу друг другу акселерометрами с вертикальной осью чувствительности вдоль направления вектора скорости движения объекта, определяют относительно объекта скорость движения акселерометров, расстояние по вертикали между акселерометрами и уровнем моря, широту места объекта, а значение истинного курса объекта вычисляют по формуле, которую можно вывести следующим образом:

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

где П - путь объекта;

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 - угол между направлением вектора скорости движения объекта и его диаметральной плоскостью.

Известно, (см. Иванов Б.Е. Эффект Этвеша при горизонтальном перемещении гравиметра. Деп. В ЦНИИТИ МО, 1981, № Д-4955, с.6), что при измерении ускорения силы тяжести с помощью перемещаемого относительно объекта гравиметра или акселерометра с вертикальной осью чувствительности поправка за эффект Этвеша автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 gэ вычисляется по формуле

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

где V - скорость движения объекта;

П - путь объекта;

Vпр - скорость движения акселерометра на объекте;

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 - угол между вектором скорости движения объекта и акселерометра;

h - расстояние по вертикали между акселерометром и уровнем моря;

Rг - радиус кривизны геоида.

Так как приборы (акселерометры) движутся навстречу друг другу вдоль вектора скорости движения объекта, то автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 =0. В этом случае формула (4) примет вид

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

Известно, (см. Сажина Н.Б., Грушинский Н.П. Гравитационная разведка. - М.: Недра, 1966. - 263 с), что при движении акселерометров навстречу друг другу на движущемся объекте ускорения автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 и автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 , измеренные соответственно первым и вторым акселерометрами в момент их встречи, можно вычислить по формулам

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

а с учетом формулы (5) выражение (6) примет вид

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

где автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 , автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 - скорости движения одного и второго акселерометров соответственно;

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 - значение ускорения силы тяжести при отсутствии автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 , автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 .

Разность значений автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 и автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 будет иметь вид

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

Из формулы (8) после несложных математических преобразований формула для расчета П будет иметь вид

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

Схематически гравиметрический способ определения истинного курса объекта изображен на чертежах (фиг.1 и фиг.2).

Реализацию предложенного гравиметрического способа определения истинного курса объекта можно осуществить следующим образом. На объекте, например подводном аппарате - 1, размещают гравиметрический прибор - 2, блок-схема которого показана на фиг.2.

Гравиметрический прибор - 2 содержит основание - 3, на котором установлен маятниковый штатив, имеющий основную опорную плиту, к которой подвешены маятники 4 и 5. На маятниковом штативе смонтировано устройство регистрации колебаний маятников 4 и 5, на маятниках 4 и 5 установлены быстродействующие акселерометры 7 и 8, а также устройства 9 и 10 - регистраторы моментов встречи маятников 4 и 5.

Устройства регистрации колебаний маятников 6, акселерометры 7 и 8, устройства 9 и 10 функционально подключены к счетно-регистрирующему устройству 11.

При работе гравиметрического прибора - 2 маятники 4 и 5 совершают колебания в противофазе и в момент их встречи с помощью счетно-регистрирующего устройства - 11 производится отсчет величин, автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 и автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 по сигналам акселерометров 7 и 8, а также вычисляется разность автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

Команду для отсчета осуществляют устройства 9 и 10 в момент встречи на траверзе маятников 4 и 5.

В блоке - 12 определяется линейная скорость движения относительно объекта акселерометров 7 и 8 в момент их встречи на траверзе.

Основание гравиметрического прибора - 3, установленное на стабилизированной платформе - 13 на подшипнике - 14 с помощью следящей системы, содержащей функционально соединенные реле - 15, электродвигатель - 16 и редуктор - 17, приводиться в положение, при котором угол между векторами скорости движения подводного объекта - 1 и акселерометров 7 и 8 в момент их встречи на траверзе равен нулю, так как в данном положении обеспечивается измерение ускорения движущимися навстречу друг другу акселерометрами 7 и 8 по направлению вектора скорости движения подводного объекта.

Следящая система работает следующим образом. Электрический сигнал, пропорциональный углу автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 , поступает от вычислителя навигационного инерциального комплекса на усилитель - 18, а затем на реле - 15. Реле - 15 управляет электродвигателем - 16. Последний через редуктор - 17 приводит основание - 3 гравиметрического прибора - 2 в положение, при котором угол между векторами скорости движения подводного объекта - 1 и акселерометров 7 и 8 в момент их встречи на траверзе равен нулю.

От гравиметрического прибора - 2 в вычислитель - 18 бортового навигационного комплекса поступают значения автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 , автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 .

Значения h определяются с помощью глубиномера, который входит в состав навигационного инерциального комплекса подводного объекта.

Значения Rг и автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 выбираются из памяти вычислителя - 18 навигационного комплекса подводного объекта.

По указанным данным в вычислителе - 18 определяется истинный курс подводного объекта.

Погрешность определения истинного курса подводного объекта (m ик) предложенным способом можно вычислить по формуле

автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025

где mавтономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 , автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 , автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 mh - погрешности определения широты, скорости движения акселерометров и подводного объекта, значений автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 и h соответственно.

Например, когда V=20 уз, автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 ; автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 =80°; автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 ; mV=0,1 уз; mавтономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 =0,5 дуг. мин; автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 mh=1% от h, то mик составит не более 0,25°. При использовании перспективной гравиметрической аппаратуры, обеспечивающей определение автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 с автономный гравиметрический способ определения истинного курса   подводного объекта в подводном положении, патент № 2399025 порядка 0,3 мГл, можно ожидать при прочих равных условиях повышение точности значения ИК, характеризуемой mик =0,05-0,1°.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения «Автономный гравиметрический способ определения истинного курса подводного объекта в подводном положении» по сравнению с прототипом обеспечивает значительное упрощение и повышение точности определения истинного курса подводных объектов, в том числе и на акватории Северного Ледовитого океана подо льдами, так как при его реализации отсутствует основная погрешность прототипа - погрешность определения истинного курса подводного объекта за счет погрешностей счисления, а основная погрешность определения истинного курса объекта за счет измерения гравитационного поля значительно снижена (более чем на 1,5 порядка).

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)
Наверх