вяжущее (полимерно-гудроновое вяжущее) для дорожных покрытий

Классы МПК:C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "НОВОБИТ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-02-09
публикация патента:

Изобретение относится к материалам, используемым при строительстве и ремонте автодорог, а именно к вяжущим материалам для дорожного покрытия. Изобретение касается вяжущего для дорожных покрытий, включающего блоксополимер алкадиена и стирола и масло индустриальное, при этом дополнительно содержит гудрон или смесь гудронов с ВУ5вяжущее (полимерно-гудроновое вяжущее) для дорожных покрытий, патент № 2397187 80=60-160 с, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

гудрон или смесь гудронов с ВУ580=60-160 с83,0-91,3
масло индустриальное 5,0-12,0
блоксополимер алкадиена и стирола3,5-5,0

Технический результат - состав вяжущего для дорожных покрытий отвечает всем требованиям по качеству к вяжущим материалам по ГОСТ Р 52056-2003 к полимерно-битумным вяжущим к маркам ПБВ 40, ПБВ 60, ПБВ 90 и ПБВ 130, в котором битум заменен на более дешевый и доступный материал - гудрон (за счет исключения стадии окисления гудрона при получении битума). 3 табл.

Формула изобретения

Вяжущее для дорожных покрытий, включающее блоксополимер алкадиена и стирола и масло индустриальное, отличающееся тем, что дополнительно содержит гудрон или смесь гудронов с ВУ5вяжущее (полимерно-гудроновое вяжущее) для дорожных покрытий, патент № 2397187 80=60-160 с при следующем соотношении компонентов, мас.%:

гудрон или смесь гудронов с ВУ580=60-160 с83,0-91,3
масло индустриальное 5,0-12,0
блоксополимер алкадиена и стирола3,5-5,0

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к материалам, используемым при строительстве и ремонте автодорог, а именно к вяжущим материалам для дорожного покрытия.

Известны полимерно-битумные вяжущие материалы (ПБВ) на основе блоксополимеров на основе бутадиена и стирола, которые отвечают всем требованиям, предъявляемым к данным материалам по эластичности, трещиностойкости, деформативности и растяжимости при низких температурах, а также теплостойкости, и на которые имеется ГОСТ Р 52056-2003.

Основным недостатком ПБВ является использование в качестве вяжущего материала битума строго определенного качества, который получают окислением гудрона, за счет чего возрастает стоимость вяжущего и ограничиваются ресурсы для его производства.

Этот недостаток можно отнести ко всем вяжущим материалам на основе битума.

Известно ПБВ для дорожного покрытия, которое содержит, мас.%:

Битум54,0-88,0
Блоксополимеры бутадиена и стирола 2,0-6,0
Продукт полукоксования углей 10,0-40,0
Гексаметилентетрамин 0,1-2,0 сверх 100

(Пат. РФ № 2241724, 2004).

Недостатком известного ПБВ является его достаточно высокая токсичность, обусловленная применением амина и продукта полукоксования углей, ограниченность ресурсов и высокая себестоимость.

Известно также ПБВ для дорожного покрытия, которое содержит смесь из битума, блоксополимера диена и стирола и добавки, причем в качестве битума содержит битум дорожный улучшенный марок БДУ 70/100 или БДУС 70/100, в качестве блоксополимера диена и стирола оно содержит Кратон Д 1101 М, а в качестве добавки - нефтяную фракцию, полученную прямой перегонкой тяжелой малопарафинистой нефти нафтенового основания (Пат. РФ № 2260023, 2005).

Недостатком данного ПБВ является крайне ограниченная сырьевая база, так как объемы производства битумов марок БДУ практически уже исчерпаны (они производятся только из остатков переработки ярегской нефти), а марок БДУС - очень невелики и могут удовлетворить потребности лишь небольшого региона России.

Наиболее близким к заявляемому является вяжущее для дорожного покрытия, которое содержит, мас.%:

Битум44,4-98
Блоксополимеры алкадиена и стирола 0,1-22,3
Масло индустриальное 1,9-33,3

(Пат. РФ № 2299228, дата публикации заявки 1997, опубликован 2007).

Недостатком вяжущего по прототипу также является необходимость использования в качестве одного из компонентов более дорогого и более дефицитного продукта - битума марок БНД по ГОСТ 22245-90.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка состава вяжущего для дорожных покрытий, которое бы отвечало всем требованиям по качеству к вяжущим материалам по ГОСТ Р 52056-2003 и в котором битум был бы заменен на более дешевый и доступный материал - гудрон (за счет исключения стадии окисления гудрона при получении битума).

Для решения поставленной задачи предлагается вяжущее для дорожных покрытий, которое включает блоксополимер алкадиена и стирола и масло индустриальное, и отличается тем, что дополнительно содержит гудрон или смесь гудронов с ВУ5вяжущее (полимерно-гудроновое вяжущее) для дорожных покрытий, патент № 2397187 80=60-160 с, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

гудрон или смесь гудронов с ВУ580=60-160 с83,0-91,3
масло индустриальное 5,0-12,0
блоксополимер алкадиена и стирола3,5-5,0

Заявляемое вяжущее (далее по тексту ПГВ - полимерно-гудроновое вяжущее) в качестве основного компонента содержит гудрон или смесь гудронов с условной вязкостью при температуре 80°С и с диаметром отверстия 5 мм - ВУ5вяжущее (полимерно-гудроновое вяжущее) для дорожных покрытий, патент № 2397187 80=60-160 с. Снижение вязкости гудронов ниже 60 с требует повышенного расхода полимера при приготовлении вяжущего, что экономически не рентабельно. Повышение же вязкости используемых гудронов выше 160 с требует значительных расходов как масла, так и полимера, что приводит к невозможности обеспечения всех норм ГОСТ Р 52056-2003.

В качестве пластификатора ПГВ включает масло индустриальное И-40А по ГОСТ 20799-88.

В качестве блоксополимера алкадиена и стирола ПГВ содержит дивинилстирольный термоэластопласт (ДСТ) по ТУ 2294-007-01393697-95.

ПГВ для дорожных покрытий готовят с использованием стандартного оборудования путем смешения компонентов.

Для иллюстрации заявляемого технического решения было приготовлено 4 образца различного состава. Состав образцов приведен в таблице.

В таблицах 2, 3 приведены сопоставительные данные показателей качества разработанных ПГВ соответствующим требованиям ГОСТ Р 52056-2003 к «Вяжущим полимерно-битумным дорожным на основе блоксополимеров типа СБС».

Из данных таблиц следует, что использование в заявленных выше концентрациях и заявленного качества компонентов: гудронов или их смесей с ВУ5вяжущее (полимерно-гудроновое вяжущее) для дорожных покрытий, патент № 2397187 80=60-160 с, индустриального масла И-40А по ГОСТ 20799-88 и дивинилстирольного термоэластопласта (ДСТ) по ТУ 2294-007-01393697-95 позволяет стабильно производить полимерно-гудроновые вяжущие (ПГВ) для строительства и ремонта автодорог, соответствующие нормам ГОСТ Р 52056-2003 к маркам ПБВ 40, ПБВ 60, ПБВ 90 и ПБВ 130. Замена битума на гудрон приводит к удешевлению вяжущего за счет исключения стадии окисления гудрона при получении битума при сохранении качества дорожных покрытий.

Таблица 1
№ п/п Наименование компонентов Содержание компонентов вяжущего (ПГВ), мас.%
12 34
1 Гудрон ВУ5вяжущее (полимерно-гудроновое вяжущее) для дорожных покрытий, патент № 2397187 80=160 с 91,391,0 21,019,5
2 Гудрон Ву5вяжущее (полимерно-гудроновое вяжущее) для дорожных покрытий, патент № 2397187 80=60 с -- 63,563,5
3 Масло И-40А5,0 5,0 12,012,0
4 ДСТ3,7 4,03,5 5,0

вяжущее (полимерно-гудроновое вяжущее) для дорожных покрытий, патент № 2397187

Класс C08L95/00 Композиции битуминозных материалов, например асфальта, гудрона или вара

способ получения битумно-каучукового вяжущего -  патент 2529552 (27.09.2014)
битумно-уретановое вяжущее и способ его получения -  патент 2527470 (27.08.2014)
квантово-активированная битумная эмульсия -  патент 2525547 (20.08.2014)
способ и устройство для приготовления модифицированных резинобитумных мастик -  патент 2525487 (20.08.2014)
высоконаполненный композиционный материал -  патент 2525074 (10.08.2014)
ресурсосберегающая щебеночно-мастичная смесь для строительства и ремонта дорожных покрытий -  патент 2524081 (27.07.2014)
гидроизоляционный материал -  патент 2522631 (20.07.2014)
способ получения полимерно-битумных композиций -  патент 2522618 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь -  патент 2522497 (20.07.2014)
асфальтобетонная смесь на наномодифицированном вяжущем -  патент 2521988 (10.07.2014)
Наверх