съемник шестерни

Классы МПК:B23P19/04 для соединения или разъединения деталей
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):ОАО "Научно-исследовательский институт технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта" (ОАО "НИИТКД") (RU),
ООО "Опытно-механический завод Центра "Транспорт" (ООО ОМЗ Центра "Транспорт") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-11-17
публикация патента:

Изобретение относится к приспособлениям для съема малой косозубой шестерни колесно-моторного блока локомотива. Съемник косозубой шестерни (6) содержит силовой привод в виде гидроцилиндра (1), установленного на направляющем основании (2), шток которого установлен с возможностью упора в шестерню с внутренними косыми зубьями, и захват шестерни. Силовой привод дополнительно снабжен гидроцилиндром (5) зажима зубьев шестерни, кинематически связанным с корпусом основного гидроцилиндра. Захват съемника выполнен в виде оппозитно и соосно установленных колец (3, 4) с внутренними косыми зубьями, имеющих возможность встречного осевого перемещения и вхождения в зацепление с зубьями косозубой шестерни. Одно из колец захвата перемещается основным гидроцилиндром, а другое - дополнительным гидроцилиндром зажима зубьев. Исключается перекос шестерни на валу при ее съеме. 1 ил. съемник шестерни, патент № 2395379

съемник шестерни, патент № 2395379

Формула изобретения

Съемник косозубой шестерни, содержащий силовой привод в виде гидроцилиндра, установленного на направляющем основании, шток которого установлен с возможностью упора в шестерню с внутренними косыми зубьями, и захват шестерни, отличающийся тем, что силовой привод дополнительно снабжен гидроцилиндром зажима зубьев шестерни, кинематически связанным с корпусом основного гидроцилиндра, а захват съемника выполнен в виде оппозитно и соосно установленных колец с внутренними косыми зубьями, имеющих возможность встречного осевого перемещения и вхождения в зацепление с зубьями косозубой шестерни, причем одно из колец перемещается основным гидроцилиндром, а другое - дополнительным гидроцилиндром зажима зубьев.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ремонту подвижного железнодорожного состава, а точнее к приспособлениям для съема малой косозубой шестерни колесно-моторного блока локомотива.

Известен съемник, содержащий силовой привод в виде гидроцилиндра, установленного на направляющем основании, шток которого установлен с возможностью упора в шестерню и ее захват (см. патент RU № 2264938 «Стенд для монтажа и демонтажа колесной пары КМБ», МПК В23S 5/00, 2005 г.).

Недостаки известного съемника заключаются в том, что малая шестерня, закрепленная на валу по тяжелой посадке, требует при съеме мощного усилия и незначительный перекос вызывает заклинивание ее на валу.

Перекос и заклинивание происходят вследствие неравномерного приложения усилия съемника к венцу шестерни, после чего снять шестерню возможно за счет предварительного интенсивного нагрева, когда увеличившийся тепловой зазор обеспечит съем шестерни приложенным усилием. Однако локальный нагрев в зоне малой косозубой шестерни колесно-моторного блока локомотива обеспечить затруднительно.

Задача изобретения состоит в том, чтобы при съеме шестерни исключить перекос шестерни на валу и тем самым заклинивание ее на валу.

Поставленная задача решается в известном съемнике тем, что согласно изобретению силовой привод дополнительно снабжен гидроцилиндром зажима зубъев шестерни, кинематически связанным с корпусом основного гидроцилиндра и с оппозитно и соосно установленными захватами, выполненными в виде колец с внутренними косыми зубьями, которые установлены с возможностью встречного осевого перемещения и вхождения в зацепление с зубьями косозубой шестерни.

Гидроцилиндр зажима зубъев шестерни, кинематически связанный с корпусом основного гидроцилиндра и с оппозитно и соосно установленными захватами, выполненными в виде колец с внутренними косыми зубьями, которые установлены с возможностью встречного осевого перемещения и вхождения в зацепление с зубьями косозубой шестерни, позволяет осуществить симметричный зажим шестерни относительно продольной оси и осуществить плоскопараллельное ее движение при съеме без перекосов относительно вала.

Авторам неизвестно применение указанных достаточно простых, но неочевидных для решения поставленной задачи (съема шестерни без перекосов) средств - оппозитно и соосно установленных захватов, выполненных в виде колец с внутренними косыми зубьями, которые установлены с возможностью встречного осевого перемещения и вхождения в зацепление с зубьями косозубой шестерни - что является новым и неочевидным и позволяет отнести их к решениям, соответствующим условиям патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень».

Изобретение поясняется схемой съемника на чертеже.

Съемник содержит гидроцилиндр 1 силового привода, установленный на основании 2 и связанный с захватом, выполненным в виде кольца 3 с внутренними косыми зубьями. Оппозитно и соосно кольцу 3 установлено кольцо 4 также с внутренними косыми зубьями. Кольцо 3 установлено с возможностью встречного осевого перемещения гидроцилиндром 1, а кольцо 4 - посредством дополнительного гидроцилиндра 5 зажима зубъев, которые обеспечивают вхождение в зацепление колец 3, 4 с демонтируемой косозубой шестерней 6, напрессованной на валу 7, т.е. ее зубьями 8. Гидроцилиндр 5 кинематически связан с корпусом основного гидроцилиндра 1 силового привода.

Съемник работает следующим образом. Гидроцилиндр 1 силового привода выставляется на основании 2 соосно валу 7, на котором напрессована подлежащая демонтажу косозубая шестерня 6. Затем в зацепление с зубьями 8 шестерни 6 вводятся оппозитно и соосно установленные друг другу кольца 3 и 4 с внутренними косыми зубьями. Кольца 3, 4 установлены с возможностью встречного осевого перемещения посредством гидроцилиндра 1 и дополнительного гидроцилиндра 5 зажима зубьев, которые обеспечивают вхождение в зацепление колец 3, 4, с зубьями 8 демонтируемой косозубой шестерни 6. При этом косые зубья кольца 3 за счет его осевого перемещения создают на зубьях 8 шестерни 6 усилие, разворачивающее ее в одну сторону, а зубья кольца 4 - в другую сторону - происходит зажим шестерни 6. После зажима шестерни 6 гидроцилиндр 1 силового привода демонтирует шестерню 6 без перекосов и заеданий с вала 7, поскольку все элементы съемника сосны валу 7.

Промышленная применимость съемника не вызывает сомнений, поскольку он может быть растиражирован в неограниченном количестве экземпляров с приминением традиционной технологии.

Класс B23P19/04 для соединения или разъединения деталей

диагностическая система и способ обнаружения критического состояния при сборке фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2523516 (20.07.2014)
устройство деформационного крепления элемента на детали -  патент 2507051 (20.02.2014)
устройство для разъединения деталей типа вал-втулка -  патент 2492991 (20.09.2013)
устройство для сборки базовой детали с деталью-осью -  патент 2492985 (20.09.2013)
установочный инструмент с регулировкой установочного хода -  патент 2483827 (10.06.2013)
способ сборки колесно-моторных блоков железнодорожного транспорта -  патент 2476304 (27.02.2013)
способ разборки обтекателя летательного аппарата -  патент 2466003 (10.11.2012)
устройство для запрессовки и выпрессовки под давлением зажимного штифта -  патент 2452049 (27.05.2012)
способ сборки колесно-моторных блоков локомотивов -  патент 2437748 (27.12.2011)
устройство для соединения стержней -  патент 2427458 (27.08.2011)
Наверх