поворотное устройство лопаток направляющего аппарата осевого компрессора

Классы МПК:F04D29/36 с возможностью регулирования 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Российская академия наук Учреждение Российской Академии Наук Институт Машиноведения им. А.А. Благонравова РАН (ИМАШ РАН) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-05-19
публикация патента:

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к авиационному двигателестроению, и может быть использовано в поворотных устройствах крепления лопаток направляющего аппарата осевого компрессора. Технический результат от использования изобретения заключается в повышении износостойкости и термостойкости узла крепления верхней цапфы. Указанный технический результат достигается в поворотном устройстве лопаток направляющего аппарата осевого компрессора, содержащем корпус, в котором размещены верхние и нижние цапфы лопаток, причем наружная втулка верхней цапфы запрессована в корпусе, а внутренняя втулка с криволинейными крайними участками внешней контактной поверхности размещена в полости наружной втулки, выполненной из диоксида циркония. 2 ил.

поворотное устройство лопаток направляющего аппарата осевого   компрессора, патент № 2395012 поворотное устройство лопаток направляющего аппарата осевого   компрессора, патент № 2395012

Формула изобретения

Поворотное устройство лопаток направляющего аппарата осевого компрессора, содержащее корпус, в котором размещены верхние и нижние цапфы лопаток, причем наружная втулка верхней цапфы запрессована в корпусе, а внутренняя втулка с криволинейными крайними участками внешней контактной поверхности размещена в полости наружной втулки, выполненной из диоксида циркония.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к авиационному двигателестроению, и может быть использовано в поворотных устройствах крепления лопаток направляющего аппарата осевого компрессора.

Известно поворотное устройство крепления лопаток направляющего аппарата осевого компрессора, в котором лопатки закреплены верхними цапфами в наружном корпусе, а внутренними цапфами через втулки в разъемном кольце (Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30 третьей серии, Техническое описание, Пермь, 1986, с.45).

Недостатком данного устройства является повышенный износ сопрягаемых поверхностей цапф поворотных лопаток.

Наиболее близким техническим решением по совокупности существенных признаков является поворотное устройство крепления лопаток направляющего аппарата осевого компрессора, содержащее корпус, в котором закреплены верхние цапфы поворотных лопаток и нижние цапфы с запрессованными втулками (патент РФ № 2168656 по кл. F04D 29/60, 10.06.2001 г.).

Недостатком данного устройства является относительно низкая износостойкость поворотного узла крепления верхней цапфы при повышенных температурах.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в повышении износостойкости и термостойкости узла крепления верхней цапфы.

Поставленная задача решается за счет того, что в поворотном устройстве крепления лопаток направляющего аппарата осевого компрессора, содержащем корпус, в котором размещены верхние и нижние цапфы лопаток с поворотным узлом, и наружная втулка верхней цапфы запрессована в корпусе, а внутренняя размещена в полости наружной втулки, крайние участки внешней контактной поверхности внутренней втулки выполнены криволинейными, а наружная втулка выполнена из диоксида циркония.

На фиг.1 представлен общий вид поворотного устройства крепления лопаток направляющего аппарата осевого компрессора; на фиг.2 - вид А на фиг.1.

Поворотное устройство содержит корпус 1, в котором размещена верхняя цапфа 5 лопатки 2, внутреннюю втулку 3, размещенную с возможностью ее поворота в полости наружной втулки 4. Крайние участки внешней контактной поверхности втулки 3 выполнены криволинейными. Наружная втулка 4 выполнена из диоксида циркония.

Выполнение внешней поверхности внутренней втулки с криволинейными участками обеспечивает равномерное изнашивание контактной поверхности за счет равномерности контактного давления по длине цапфы, а выполнение наружной втулки из керамики в сочетании с контактирующей металлической втулкой повышает термостойкость и износостойкость поворотного устройства.

Низкая адгезия керамики в сочетании с металлом, являющимся пластичным материалом, усиливает эффект повышения износостойкости при повышении температуры, обеспечивает надежную работу направляющего аппарата осевого компрессора.

Класс F04D29/36 с возможностью регулирования 

винт без обтекателя с лопатками с изменяемым углом установки для турбомашины -  патент 2525039 (10.08.2014)
лопатки вентилятора с изменяемым углом установки -  патент 2523928 (27.07.2014)
упрощенная система регулирования шага лопасти воздушного винта в авиационном турбовальном двигателе -  патент 2501954 (20.12.2013)
устройство для изменения наклона лопасти импеллера/пропеллера и вентилятор, содержащий это устройство -  патент 2496028 (20.10.2013)
рабочее колесо осевого вентилятора -  патент 2466301 (10.11.2012)
турбовинтовой двигатель с воздушным винтом изменяемого шага -  патент 2453711 (20.06.2012)
устройство для гидравлического регулирования лопаток рабочего колеса вентилятора -  патент 2450168 (10.05.2012)
рабочее колесо осевого вентилятора с механизмом поворота лопаток -  патент 2439379 (10.01.2012)
статорная лопатка газотурбинного двигателя с изменяемым углом установки и газотурбинный двигатель -  патент 2436967 (20.12.2011)
устройство для измерения перестановочного хода гидравлического регулирующего устройства -  патент 2433313 (10.11.2011)
Наверх