способ получения газотермических покрытий из порошковых проволок

Классы МПК:C23C4/04 характеризуемые материалом покрытия
C23C4/18 последующая обработка
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Центр трансферта технологий" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-10-09
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам получения износостойких покрытий из порошковых проволок методом электродуговой металлизации и может быть использовано для поверхностного упрочнения и восстановления изношенных деталей различных машин и механизмов, работающих в условиях трения. Способ включает нанесение покрытия электродуговой металлизацией и его последующую термообработку. Покрытие наносят с использованием порошковой проволоки, состоящей из стальной оболочки и порошковой шихты следующего состава, мас.%: углерод 0,47-0,51, хром 2,0-4,0, оксид алюминия 10,0-15,0, железо остальное. Последующую термообработку покрытия осуществляют путем его нагрева под закалку при температуре 840°С с выдержкой 2-3 мин, закалки в индустриальном масле И-20 и последующего отпуска при температуре 250°С в течение 1 часа. Технический результат - повышение износостойкости газотермических покрытий из порошковых проволок. 1 ил., 4 табл.

способ получения газотермических покрытий из порошковых проволок, патент № 2394936

Формула изобретения

Способ получения газотермических покрытий из порошковых проволок, включающий нанесение покрытия электродуговой металлизацией и его последующую термообработку, отличающийся тем, что покрытие наносят электродуговой металлизацией с использованием порошковой проволоки, состоящей из стальной оболочки и порошковой шихты следующего состава, мас.%:

углерод0,47-0,51
хром 2,0-4,0
оксид алюминия10,0-15,0
железо остальное,


а последующую термообработку покрытия осуществляют путем его нагрева под закалку при температуре 840°С с выдержкой 2-3 мин, закалки в индустриальном масле И-20 и последующего отпуска при температуре 250°С в течение 1 ч.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, а именно способу получения износостойких покрытий из порошковых проволок методом электродуговой металлизации, и может быть использовано для поверхностного упрочнения и восстановления изношенных деталей различных машин и механизмов, работающих в условиях трения.

Обычно процесс напыления включает следующие операции: предварительная обработка поверхности основного металла; напыление; последующая обработка покрытия, включающая термообработку и уплотнительную обработку термическим или иным способом; чистовая отделка поверхности. Напыленные покрытия имеют сложную структуру, в которой слои напыленного материала чередуются с оксидными прослойками. Известно, что при напылении износостойких покрытий широко используют углеродистую и коррозионно-стойкую аустенитную стали, молибден, самофлюсующиеся сплавы и их смеси с порошками карбидов и оксидов с высокой твердостью, керамические материалы, включая оксид алюминия и оксид хрома. Высокие результаты износостойкости получены для напыленных плазменным способом покрытий из оксида алюминия и смеси оксида алюминия с диоксидом титана (2,5%) (Хасуи А, Моригаки О. Наплавка и напыление. / Пер. с японского В.Н.Попова, под редакцией B.C.Степина, М.: Машиностроение, 1985, с.170, 190, 192). Также известны способы повышения адгезии и когезии покрытий за счет нагревов (а.с. СССР № 645984, С23С 7/00, 1977; заявка ФРГ № 2360547, С23С 7/00, 1979; патент РФ № 2177050, С23С 4/18, 2001). Недостатками данных решений являются изменения служебных свойств уплотнительных покрытий.

Задачей настоящего изобретения является повышение износостойкости покрытия, полученного методом электродуговой металлизации из порошковой проволоки и последующей дополнительной термообработки. Указанный технический результат достигается тем, что покрытия получают методом электродуговой металлизации из порошковой проволоки, состоящей из стальной оболочки и порошковой шихты следующего состава, мас.%:

углерод 0,47-0,51; хром 2,0-4,0; оксид алюминия 10,0-15,0; железо остальное (табл.1) и затем нагревают под закалку при температуре 840°С с выдержкой 2-3 мин, закаляют в индустриальном масле И-20 и затем отпускают при температуре 250°С в течение 1 часа (табл.2).

Для этого был проведен сравнительный анализ химического состава газотермических покрытий (табл.3) и режимов термообработки покрытий из порошковых материалов (табл.4). Так как основа состава проволоки является Fe, получаемое покрытие из проволоки сформировано на основе Fe. Поэтому температура закалки определяется исходя из массовой доли углерода (способ получения газотермических покрытий из порошковых проволок, патент № 2394936 0,4%) и соответствующего ей значения критической точки.

Соответствующая температура нагрева при закалке доэвтектоидных сталей (0,02-0,8% С) определяется следующим образом:

ТзакС3+(30-50°С);

Ас3 для 0,32-0,40% С=810°С (ACl=730°С) примерно 840÷860°С;

Ас3 для 0,37-0,45% С=800°С (ACl=725°С) примерно 830÷850°С.

Продолжительность нагрева и выдержки определяется размерами и конфигурацией деталей и способом их укладки в печи:

- общее время нагрева и изотермической выдержки составляет 1-1,5 мин на миллиметр наибольшего поперечного сечения,

- время выдержки обычно составляет 15-25% от времени нагрева.

Низкий отпуск проводят при нагреве до 250°С, после чего следует выдержка в течение 1способ получения газотермических покрытий из порошковых проволок, патент № 2394936 1,5 ч в зависимости от размеров детали и охлаждение. На основе анализа этих данных и размеров покрытий были разработаны режимы термообработки газотермических покрытий из порошковой проволоки для повышения их износостойкости (табл.2). Для выявления изменения характеристик изнашивания после термообработки покрытия были испытаны на износ. Испытания на износ термообработанных покрытий из порошковой проволоки были проведены на машине трения СМЦ-2; режимы испытаний: нагрузка 75 кг; частота вращения вала 5 об/с; трение сухое.

На фиг.1 приведены данные массового износа газотермических покрытий из порошковой проволоки разработки (исходные покрытия и после термообработки). Как видно из графиков, влияние термообработки наблюдается на обеих стадиях - приработки и установившегося износа. На стадии приработки происходит постепенное возрастание массового износа, тогда как для исходных покрытий наблюдается резкое увеличение массового износа в начальном участке изнашивания (фиг.1, а). Как видно из графиков, термическая обработка существенно (практически вдвое) снижает массовый износ в начальном участке на способ получения газотермических покрытий из порошковых проволок, патент № 2394936 40-50%. Далее изнашивание термически обработанных покрытий плавно переходит в режим установившегося износа. На этом участке, как видно из графиков на фиг.1, б, термическая обработка снижает массовый износ по сравнению с исходными покрытиями на способ получения газотермических покрытий из порошковых проволок, патент № 2394936 15-20%. Как выявлено из испытаний на износ, термическая обработка покрытий из порошковой проволоки разработки на стадии установившегося износа снижает интенсивность изнашивания. Для определения интенсивности изнашивания на стадии установившегося износа на графиках массового износа методом наименьших квадратов были проведены прямые линии (фиг.1, б), угловой коэффициент которых определял значение интенсивности изнашивания. Таким образом, заявляемое решение позволяет повысить износостойкость восстановленных покрытий на 15-20%.

Таблица 1
Материал Основные элементы
С Cr Al2O3 Fe
Проволока 0,47-0,51 2,0-4,0 10,0-15,0Ост.
способ получения газотермических покрытий из порошковых проволок, патент № 2394936
Таблица 2
Режимы термообработки газотермических покрытий из проволоки
Материал Толщина Температура нагрева Выдержка в печи Закалочная среда Низкий отпуск
Проволока до 0,5 мм 840°С2-3 мин масло 250°С в течение 1 часа

способ получения газотермических покрытий из порошковых проволок, патент № 2394936

Таблица 4
Режимы термообработки газотермических покрытий ПГСР-4
Материал ДисперсностьТемпература нагреваВыдержка в печиЗакалочная средаНизкий отпуск
Покрытие ПГСР-4 60-110 мкм 840°С35-40 минмасло 250-300°С в течение 1 часа

Класс C23C4/04 характеризуемые материалом покрытия

способ нанесения теплозащитного износостойкого покрытия на детали из чугуна и стали -  патент 2521780 (10.07.2014)
способ получения наноалмазов при пиролизе метана в электрическом поле -  патент 2521581 (27.06.2014)
вакуумная установка для получения наноструктурированных покрытий из материала с эффектом памяти формы на поверхности детали -  патент 2502829 (27.12.2013)
способ электровзрывного напыления композиционных покрытий системы al-tib2 на алюминиевые поверхности -  патент 2497976 (10.11.2013)
способ восстановления деталей пар трения интегральных рулевых механизмов с гидроусилителем руля -  патент 2476300 (27.02.2013)
установка для получения наноструктурированных покрытий из материала с эффектом памяти формы на цилиндрической поверхности деталей -  патент 2475567 (20.02.2013)
состав твердосмазочного антифрикционного покрытия -  патент 2473711 (27.01.2013)
способ восстановительного ремонта ступеней центробежного насоса -  патент 2463147 (10.10.2012)
способ получения армированного теплозащитного покрытия -  патент 2447195 (10.04.2012)
прошивная и прокатная оправка, способ восстановления этой прошивной и прокатной оправки и технологическая линия для восстановления этой прошивной и прокатной оправки -  патент 2446024 (27.03.2012)

Класс C23C4/18 последующая обработка

способ изготовления термического барьера, покрывающего металлическую подложку из жаропрочного сплава, и термомеханическая деталь, полученная этим способом изготовления -  патент 2526337 (20.08.2014)
способ обработки блока цилиндров, блок цилиндров и блок цилиндров с термическим напылением -  патент 2516211 (20.05.2014)
способ комбинированного упрочнения поверхностей деталей -  патент 2480533 (27.04.2013)
способ нанесения покрытия на покрытую карбидом кремния подложку -  патент 2466116 (10.11.2012)
способ восстановительного ремонта ступеней центробежного насоса -  патент 2463147 (10.10.2012)
способ получения жаропрочного покрытия из вольфрама или тантала -  патент 2437960 (27.12.2011)
способ нанесения покрытий -  патент 2430192 (27.09.2011)
изготовление валков и плит, имеющих твердосплавное покрытие -  патент 2424350 (20.07.2011)
способ обработки деталей магнитопроводов электрических реактивных двигателей малой тяги -  патент 2402629 (27.10.2010)
способ восстановления изношенных поверхностей буксовых шеек осей колесных пар подвижного состава и путевых машин -  патент 2380208 (27.01.2010)
Наверх