масло для насосных агрегатов

Классы МПК:C10M161/00 Смазочные составы, отличающиеся добавкой, являющейся смесью высокомолекулярного и низкомолекулярного соединений, причем каждое из этих соединений является существенным
C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты
C10M149/14 реакциями конденсации
C10M145/14 акрилаты; метакрилаты
C10M129/76 содержащие свободные окси- и карбоксильные группы
C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):ОАО "Самаранефтегаз" (RU),
ОАО "Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-07-01
публикация патента:

Изобретение относится к составам нефтяных масел, применяемых для смазки подшипников скольжения нефтедобывающего оборудования, в частности насосных агрегатов, используемых для закачки воды и поддержания пластового давления при добыче нефти. Сущность: масло содержит в мас.%: 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,7-0,9; кислый эфир алкенилянтарной кислоты 0,018-0,022; N-содержащий блоксополимер окисей этилена и пропилена 0,018-0,022; трибутилфосфат 0,5-1,5; полиметакрилат 0,6-1,0 и высокоочищенное нефтяное масло - остальное. Технический результат - повышение надежности и экономичности работы нефтедобывающего оборудования, увеличение ресурса работоспособности масла. 2 табл.

Формула изобретения

Масло для насосных агрегатов, содержащее высокоочищенное нефтяное масло, 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, кислый эфир алкенилянтарной кислоты, N-содержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена, отличающееся тем, что дополнительно содержит трибутилфосфат и полиметакрилат при следующем соотношении компонентов, мас.%:

4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,7-0,9
кислый эфир алкенилянтарной кислоты 0,018-0,022
N-содержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена 0,018-0,022
трибутилфосфат0,5-1,5
полиметакрилат 0,6-1,0
нефтяное масло до 100

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к составам нефтяных масел, предназначенным для смазки подшипников скольжения нефтедобывающего оборудования, в частности насосных агрегатов, используемых для закачки воды и поддержания пластового давления при добыче нефти.

Основными требованиями к маслам подобного назначения являются снижение коэффициента трения и износа подшипников скольжения; хорошие антикоррозионные свойства; быстрое отделение от механических примесей и воды; стабильность свойств в процессе использования; применяемость при низких температурах окружающей среды без дополнительного нагрева.

Для подшипников жидкостного трения известно применение смазочного масла, содержащего 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол; N-содержащий блоксополимер окисей этилена и пропилена; полиметилсилоксановую жидкость; триарилфосфат; олеиновую кислоту; диалкилдитиофосфат цинка; сульфонат бария или кальция; полиметакрилат и нефтяное масло (Патент РФ 1419145, С10М 169/04, опубл. Бюл. № 20, 30.10.94). Недостатком этого состава являются невысокие охлаждающие свойства для подшипников насосных агрегатов.

Наиболее близким к заявляемому составу является турбинное масло Тп-22С (Борейша Т.Ю. Решение проблем термоокислительной стабильности турбинного масла Тп-22С // Нефтепереработка и нефтехимия. № 8, 2005, с. 27-29), содержащее, мас.%:

4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол (Агидол 1) 0,7-0,9
кислый эфир алкенилянтарной кислоты (В 15/41) 0,018-0,022
N-содержащий блоксополимер окисей этилена масло для насосных агрегатов, патент № 2394877
и пропилена (Д-157) 0,018-0,022
и высокоочищенное нефтяное масло остальное.

Известное масло при использовании в насосных агрегатах характеризуется высокой скоростью отделения от воды, попадаемой в процессе эксплуатации насосов, обладает хорошими антикоррозионными свойствами, однако не обеспечивает требуемый уровень противоизносных и антифрикционных свойств. Кроме того, заправка этим маслом и применение его в зимнее время требует дополнительный нагрев. Основным недостатком этого масла является невысокий ресурс его службы в насосных агрегатах ввиду ухудшения его физико-химических и трибологических свойств в процессе эксплуатации.

Задачей изобретения является снижение коэффициента трения и повышение стабильности масла в процессе эксплуатации, что необходимо для повышения ресурса работы оборудования и срока службы применяемого масла. Указанная задача решается тем, что наряду с 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенолом, кислым эфиром алкенилянтарной кислот, N-содержащим блоксополимером окисей этилена и пропилена масло содержит трибутилфосфат и полиметакрилат при следующем соотношении компонентов, мас.%:

4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,7-0,9
кислый эфир алкенилянтарной кислоты 0,018-0,022
N-содержащий блоксополимер окисей этилена и пропилена 0,018-0,022
трибутилфосфат0,5-1,5
полиметакрилат 0,6-1,0
высокоочищенное нефтяное маслодо 100.

Применение трибутилфосфата по ТУ 6-02-733-84 обусловлено необходимостью снижения противоизносных свойств масла. Полиметакрилат по ТУ 6-01-270-94 предназначен для улучшения низкотемпературных свойств масла.

Примеры составов масла согласно предлагаемому изобретению и их свойства в сравнении с прототипом представлены в таблице 1.

Предлагаемое масло благодаря оптимальному сочетанию трибутилфосфата и полиметакрилата (составы № 2-4) превосходит прототип по антифрикционным свойствам: коэффициент трения (в начале и середине цикла испытаний) уменьшается в 1,5 раза. При этом совместное содержание в масле трибутилфосфата (0,5-1,5 мас.%) и полиметакрилата (0,6-1,0 мас.%), благодаря взаимному синергизму, обеспечивает значительное снижение коэффициента трения (см. составы № 2-4 в табл.1) по сравнению с составами, где эти компоненты вводятся отдельно (см. составы № 6, 7 в табл.1).

При содержании в масле трибутилфосфата и полиметакрилата меньше нижнего предела (состав № 1) существенно ухудшаются антифрикционные свойства, а при содержании их выше верхнего предела (состав № 5) - улучшение антифрикционных свойств не отмечается, при этом ухудшаются показатели деэмульгирующих и антикоррозионных свойств (см. табл.1).

Эффективность снижения коэффициента трения при совместном и оптимальном содержании в масле трибутилфосфата и полиметакрилата подтверждена результатами длительных эксплуатационных испытаний: по сравнению с прототипом, масло заявляемого состава обеспечивает меньший на 3-9°С нагрев подшипников насосных агрегатов (см. табл.2) при прочих равных температурных условиях окружающей среды. Износ подшипников отсутствует.

При эксплуатационных испытаниях масла заявляемого состава отмечается его высокая стабильность: изменения вязкости, индекса вязкости, кислотного числа и цвета существенно ниже по сравнению с прототипом (таблица 2). В масле заявляемого состава после 2000 часов эксплуатации в насосных агрегатах содержание механических примесей, воды и серы в 1,2-1,5 раза меньше по сравнению с прототипом. Что касается смазочной способности, то масло заявляемого состава обеспечивает низкие и стабильные во время эксплуатации значения коэффициента трения (0,545-0,542 ед.) и диаметра пятна износа (0,27-0,30 мм); тогда как для прототипа в течение того же периода эксплуатации отмечается существенное ухудшение соответствующих показателей: коэффициент трения повышается с 0,845 до 1,8 ед.; диаметр пятна износа увеличивается с 0,51 до 0,63 мм (см. табл.2).

Стабильность масла заявляемого состава в процессе эксплуатации обусловливается тем, что оптимальное содержание и сочетание в нем компонентов способствует замедлению процессов его старения, о чем свидетельствуют результаты ИК-спектральных исследований срабатываемости ингибиторов окисления, расход и механизм действия которых, как известно (Кулиев A.M. Химия и технология присадок к маслам и топливам. Л., Химия, 1985. - С.59-66), связан с подавлением окислительных процессов старения масла. Установлено, что после введения в состав масла-прототипа оптимального количества трибутилфосфата и полиметакрилата (состав № 3) расход антиокислительной присадки (4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол) в процессе эксплуатации масла в насосных агрегатах снижается на 22 мас.%, что свидетельствует об увеличении на 22% ресурса работоспособности масла заявляемого состава по сравнению с прототипом (см. табл.2).

Реализация изобретения позволит:

- сократить электроэнергетические затраты за счет снижения силовых и тепловых нагрузок на подшипники скольжения насосных агрегатов и отказа от нагрева масла в зимнее время;

- увеличить срок службы масла.

Таблица 1
Примеры составов и их физико-химические и трибологические свойства
Наименование Примеры составов Прототип
12 34 56 7
Компонентные составы
4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, мас.% 0,80,8 0,80,8 0,80,8 0,80,8
кислый эфир алкенилянтарной кислоты, мас.%0,02 0,02 0,020,02 0,020,02 0,020,02
Дипроксамин, мас.% 0,02 0,020,02 0,020,02 0,02 0,020,02
Трибутилфосфат, мас.%0,3 0,51,0 1,51,8 - 1,0-
Полиметакрилат, мас.% 0,4 0,60,8 1,01,3 1,8 --
Нефтяное масло, мас.% До 100 До 100До 100 До 100 До 100До 100 До 100До 100
Физико-химические свойства
Температура застывания по ГОСТ 20287, °С Минус 25Минус 35 Минус 40 Минус 42Минус 42 Минус 42 Минус 20 Минус 20
Деэмульгирующие свойства по ASTM 1401 (время расслоения, мин) 10 1013 1523 1515 15
Коррозионное воздействие на металлы (медь) Отс.Отс. Отс.Отс. СледыОтс. Отс. Отс.
Трибологические свойства на машине ЧМТ-1 по ГОСТ 9490
Противоизносные свойства (диаметр пятна износа стального шарика при 198 Н и 1 ч), мм0,35 0,29 0,270,27 0,300,50 0,30 0,51
Коэффициент трения при 100 Н ГОСТ 9490, в начале 0,0910,079 0,063 0,0710,087 0,091 0,081 0,1
середине 0,737 0,5690,545 0,569 0,5690,849 0,689 0,845
конце цикла0,144 0,146 0,1420,134 0,158 0,1580,148 0,148

Таблица 2
Результаты эксплуатационных испытаний
Наименование показателей Масло заявляемого состава Прототип
Исходный образец Образец после 2000 часов испытаний Исходный образец Образец после 2000 часов испытаний
Средняя температура подшипников, °С 35 39 3848
Вязкость кинематическая по ГОСТ 33, мм2 31,81 32,21 31,8132,24
Индекс вязкости по ГОСТ 25371 100 100 10098
Кислотное число по ГОСТ 11362, мг КОН/г 0,05 0,09 0,050,11
Температура застывания по ГОСТ 20287, °С Минус 40 Минус 38 Минус 20Минус 18
Содержание механических примесей по ГОСТ 6370, мас.% Отс. 0,025 Отс.0,032
Содержание серы по ГОСТ 1437, мас.% 0,25 0,30 0,250,48
Плотность по ГОСТ 3900, кг/м3 871 871 870872
Содержание воды по ГОСТ 2470, мас.% Отс. 0,3 Отс.0,45
Цвет по ГОСТ 20284, ед. ЦНТ 1,0 2,0 1,02,0
Деэмульгирующие свойства по ASTM 1401 (время расслоения, мин) 10 40 1040
Коррозионное воздействие на металлы (медь) выдерживает
Коэффициент трения при 100 Н в середине цикла по ГОСТ 9490 0,545 0,542 0,845 1,8
Диаметр пятна износа стального шарика по ГОСТ 9490 (при 198 Н и 1 ч), мм0,27 0,30 0,51 0,63
Содержание агидола по методу ИКС СвНИИНП, мас.% 0,46 0,44 0,46 0,36

Класс C10M161/00 Смазочные составы, отличающиеся добавкой, являющейся смесью высокомолекулярного и низкомолекулярного соединений, причем каждое из этих соединений является существенным

солевое производное амида поли(гидроксикарбоновой кислоты) и содержащая его смазочная композиция -  патент 2499034 (20.11.2013)
смазка для холодной обработки металлов давлением -  патент 2495094 (10.10.2013)
функциональные флюиды для двигателей внутреннего сгорания -  патент 2485171 (20.06.2013)
усовершенствованные полимерные дисперсии -  патент 2478667 (10.04.2013)
смазочный материал и способ его получения -  патент 2467061 (20.11.2012)
композиция смазочного масла -  патент 2451062 (20.05.2012)
смазочная композиция -  патент 2426771 (20.08.2011)
уплотнительная паста для герметизации и устранения утечек газа и защиты от коррозии узлов уплотнения запорной арматуры -  патент 2352620 (20.04.2009)
рабоче-консервационная пластичная смазка для морской техники -  патент 2345126 (27.01.2009)
смазочная композиция и смазочный материал, ее содержащий (варианты) -  патент 2340658 (10.12.2008)

Класс C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты

электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
фосфитные стабилизаторы основных компонентов смазочных масел и термопластических полимеров -  патент 2500683 (10.12.2013)
смазка для применения при горячей штамповке -  патент 2497937 (10.11.2013)
композиция консистентной смазки -  патент 2480516 (27.04.2013)
смазочно-охлаждаюшая жидкость -  патент 2461610 (20.09.2012)
смазочная композиция универсального синтетического масла, работоспособного в газотурбинных двигателях и редукторах вертолетов, а также турбовинтовых двигателях и турбовинтовентиляторных двигателях самолетов -  патент 2452767 (10.06.2012)
смазочно-охлаждающая технологическая среда для обработки цветных металлов -  патент 2441060 (27.01.2012)
моторно-редукторное масло -  патент 2441058 (27.01.2012)
сож для влажной дрессировки оцинкованных стальных лент на дрессировочных станах перед пассивацией на скоростных линиях -  патент 2425862 (10.08.2011)

Класс C10M149/14 реакциями конденсации

Класс C10M145/14 акрилаты; метакрилаты

Класс C10M129/76 содержащие свободные окси- и карбоксильные группы

Класс C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

Наверх