горочная рельсовая цепь

Классы МПК:B61L23/00 Регулирующие, предупреждающие или подобные предохранительные устройства, устанавливаемые вдоль маршрута следования вагонов, локомотивов или составов или действующие между ними
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный университет путей сообщения" (СамГУПС) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-05-12
публикация патента:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а в частности к рельсовым цепям, и может применяться, например, в системе горочной централизации. Горочная рельсовая цепь содержит изолированную рельсовую линию (3), источник питания (1), регулировочные резисторы (6) и путевое реле (8), согласующий трансформатор (2), исполнительное (10) и контрольное (9) реле, измерительный (7), ограничительный (5) и нагрузочный (4) резисторы. Нагрузочный резистор (4) подключен к одним концам изолированной рельсовой линии (3), к другим концам которой подключена вторичная обмотка согласующего трансформатора (2). Первичная обмотка согласующего трансформатора (2) одним выводом подключена к одному выводу источника питания (4), а другим - через ограничительный резистор (5), регулировочный резистор (6), который параллельно включен с путевым реле (8), и измерительный резистор (7), который параллельно включен с контрольным реле (5) со вторым выводом источника питания (1), контакты путевого (8) и контрольного (9) реле соединены с исполнительным реле (10), которое расположено на посту ЭЦ. Техническим результатом является повышение надежности работы рельсовой цепи. 2 ил. горочная рельсовая цепь, патент № 2391241

горочная рельсовая цепь, патент № 2391241 горочная рельсовая цепь, патент № 2391241

Формула изобретения

Горочная рельсовая цепь, содержащая изолированную рельсовую линию, источник питания, регулировочные резисторы и путевое реле, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена согласующим трансформатором, исполнительным и контрольным реле, измерительным, ограничительным и нагрузочным резисторами, причем нагрузочный резистор подключен к одним концам изолированной рельсовой линии, к другим концам которой подключена вторичная обмотка согласующего трансформатора, а его первичная обмотка одним выводом подключена к одному выводу источника питания, а другим - через ограничительный резистор, регулировочный резистор, который параллельно включен с путевым реле, и измерительный резистор, который параллельно включен с контрольным реле - со вторым выводом источника питания, контакты путевого и контрольного реле соединены с исполнительным реле, которое расположено на посту ЭЦ.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а в частности к рельсовым цепям, и может применяться, например, в системе горочной централизации.

Известна горочная нормально-разомкнутая рельсовая цепь, содержащая источник переменного тока, подключенный к одним концам изолированных рельсов через регулировочный и ограничивающий резисторы, и путевое реле, подключенное параллельно к регулировочному резистору. [Сагайтис B.C., Соколов В.Н. Устройства механизированных и автоматизированных сортировочных горок: Справочник. - М.: Транспорт, 1979, - с.25-37].

Недостатком известной рельсовой цепи является низкая ее надежность вследствие отсутствия контроля целостности рельсовой линии и исправности элементов рельсовой цепи из-за выключенного (не Г - активного) состояния путевого реле в нормальном режиме.

Известна горочная рельсовая цепь, содержащая источник переменного тока, подключенный к одним концам изолированных рельсов через регулировочные резисторы, путевое реле и реактивные элементы, включенные по мостовой схеме, причем путевое реле включено в ее диагональ, а один из реактивных элементов подключен к другим концам рельсов [Авторское свидетельство СССР № 839802, МПК B61L 23/16, B61L 17/00, опубл. 1981.25.06, БИ № 23, авторы Соболев Ю.В., Попов О.С. и др. «Горочная рельсовая цепь»].

Недостатком известного устройства также является невысокая надежность из-за высокой чувствительности схемы к изменению проводимости изоляции рельсовых линий, которая приводит к разбалансированию моста и появлению ложной информации о занятости рельсовой линии.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом является повышение надежности работы рельсовой цепи.

Технический результат достигается тем, что горочная рельсовая цепь, содержащая изолированную рельсовую линию, источник питания, регулировочные резисторы и путевое реле, дополнительно снабжена согласующим трансформатором, исполнительным и контрольным реле, измерительным, ограничительным и нагрузочным резисторами, причем нагрузочный резистор подключен к одним концам изолированной рельсовой линии, к другим концам которой подключена вторичная обмотка согласующего трансформатора, а его первичная обмотка одним выводом подключена к одному выводу источника питания, а другим - через ограничительный резистор, регулировочный резистор, который параллельно включен с путевым реле, и измерительный резистор, который параллельно включен с контрольным реле со вторым выводом источника питания, контакты путевого и контрольного реле соединены с исполнительным реле, которое расположено на посту ЭЦ.

На фиг.1 представлена схема горочной рельсовой цепи с тремя схемами состояний контактов: а - нормальный режим, б - шунтовой режим, в - контрольный режим.

На фиг.2 - графики изменения тока на входе рельсовой цепи в нормальном и шунтовом режимах (область существования шунтового режима при изменении сопротивления изоляции и координаты шунта заштрихована).

Горочная рельсовая цепь состоит из источника питания переменного тока 1, согласующего трансформатора 2, изолированной рельсовой линии 3, нагрузочного 4, ограничительного 5, регулировочного 6, измерительного 7, резисторов, путевого 8, контрольного 9 и исполнительного 10 реле.

Работа устройства происходит следующим образом.

На первичную обмотку согласующего трансформатора 2 через последовательно соединенные ограничительный 5, регулировочный 6 и измерительный 7 резисторы подается с выхода источника питания 1 переменное напряжение частотой 25 Гц. Параллельно к регулировочному резистору подсоединено путевое реле 8, а к измерительному резистору - контрольное реле 9, вторичная обмотка согласующего трансформатора 2 подключена к началу рельсовой линии 3, нагруженной на другом конце на резистор 4. Исполнительное реле 10 соединено с контактами путевого 8 и контрольного 9 реле.

В нормальном режиме контрольное реле 9 включено, т.к. падение напряжения от тока источника питания 1 на измерительном резисторе 7 достаточно для его срабатывания, а путевое реле 8 выключено, т.к. величина тока, протекающего через регулировочный резистор 6, не достаточна для его срабатывания, следовательно, исполнительное реле 10 выключено (фиг.1, а), и соответственно рельсовая линия 3 (участок контроля) свободна и исправна.

В шунтовом режиме происходит резкое увеличение тока I1 (фиг.1) (например, при i-ом значении Rизi с точки а) до точки б) и в)), и соответственно срабатывает путевое реле 8, что приводит при включенном контрольном реле 9 к срабатыванию исполнительного реле 10 (фиг.1, б)), и соответственно рельсовая линия 3 занята отцепом и исправна.

В контрольном режиме, в случае излома рельса, из-за уменьшения тока I1 (фиг.1) выключается контрольное реле 9 и исполнительное реле 10 обесточивается (фиг.1, в)), и соответственно рельсовая линия 3 свободна, но неисправна.

В качестве элементной базы реализации могут использоваться широко применяемые в железнодорожной автоматике приборы: преобразователи частоты, реле, резисторы, трансформаторы.

Предложенная горочная рельсовая цепь обеспечивает высокую надежность и безопасность благодаря непрерывному контролю целостности рельсовых линий и элементов схемы рельсовой цепи.

Класс B61L23/00 Регулирующие, предупреждающие или подобные предохранительные устройства, устанавливаемые вдоль маршрута следования вагонов, локомотивов или составов или действующие между ними

система оповещения работающих на железнодорожных путях станции -  патент 2529578 (27.09.2014)
способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками алс -  патент 2529566 (27.09.2014)
устройство диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока -  патент 2529564 (27.09.2014)
резервированный светодиодный светофор -  патент 2528523 (20.09.2014)
бесконтактный кодовый путевой трансмиттер -  патент 2526726 (27.08.2014)
система интервального регулирования движения поездов -  патент 2521066 (27.06.2014)
система диагностирования железнодорожного пути -  патент 2519322 (10.06.2014)
система управления движением поездов -  патент 2519317 (10.06.2014)
способ управления рельсовым транспортным средством и система для его реализации -  патент 2518670 (10.06.2014)
способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока -  патент 2514027 (27.04.2014)
Наверх