способ получения износостойких покрытий

Классы МПК:B23K20/08 сварка взрывом
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-03-10
публикация патента:

Изобретение может быть использовано при изготовлении пар трения, тормозных устройств и т.п. Составляют пакет из пластин из алюминия и магния с соотношением толщин 1:(0,67-3) при толщине пластины из алюминия, равной 2-3 мм. Сварку взрывом осуществляют при скорости детонации взрывчатого вещества 2250-3000 м/с, при этом высоту заряда взрывчатого вещества и сварочный зазор между свариваемыми пластинами выбирают из условия получения скорости соударения пластин, равной 540-650 м/с. Затем сваренную заготовку подвергают горячей прокатке при температуре 390-430°C с суммарным обжатием 40-70% при разовых обжатиях за каждый проход 8-10%. Полученную заготовку нагревают до температуры 410-430°С и выдерживают при этой температуре в течение 4-9 часов для образования в зоне соединения металлических слоев сплошной высокотвердой интерметаллидной диффузионной прослойки. Заготовку охлаждают на воздухе и подвергают холодной прокатке с обжатием 2-4% для отделения алюминиевого слоя от магниевого по диффузионной интерметаллидной прослойке с формированием при этом на пластинах из алюминия и магния высокотвердых износостойких покрытий. За один технологический цикл на алюминиевой и магниевой пластинах одновременно получают износостойкие интерметаллидные покрытия со стабильной толщиной и твердостью. 1 табл.

Формула изобретения

Способ получения износостойких покрытий, при котором осуществляют сварку взрывом пластин из алюминия и магния, прокатку сваренной заготовки и последующую диффузионную термическую обработку для получения между металлическими слоями интерметаллидной диффузионной прослойки, отличающийся тем, что соотношение толщин пластин из алюминия и магния при толщине пластины из алюминия, равной 2-3 мм, выбирают равным 1:(0,67-3), сварку взрывом осуществляют при скорости детонации взрывчатого вещества 2250-3000 м/с, при этом высоту заряда взрывчатого вещества и сварочный зазор между свариваемыми пластинами выбирают из условия скорости соударения пластин, равной 540-650 м/с, затем сваренную заготовку подвергают горячей прокатке при температуре 390-430°C с суммарным обжатием 40-70% при разовых обжатиях за каждый проход, равных 8-10%, после чего полученную заготовку нагревают до температуры 410-430°С, выдерживают при этой температуре в течение 4-9 ч для образования в зоне соединения металлических слоев сплошной высокотвердой интерметаллидной диффузионной прослойки, а затем заготовку охлаждают на воздухе и подвергают холодной прокатке с обжатием 2-4% для отделения алюминиевого слоя от магниевого по диффузионной интерметаллидной прослойке с формированием при этом на пластинах из алюминия и магния высокотвердых износостойких покрытий.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технологии получения износостойких покрытий на металлах с помощью энергии взрывчатых веществ (ВВ) и может быть использовано при изготовлении пар трения, тормозных устройств и т.п.

Известен способ получения композиционного материала титан-железо, при котором предварительно составляют многослойный пакет из чередующихся пластин железа и титана с заданным соотношением толщин, сваркой взрывом, отжигом и последующей прокаткой получают композиционный многослойный тонколистовой материал железо-титан с соотношением толщин слоев 1:(2-4) при толщине слоя железа 8-15 мкм, после чего осуществляют дополнительный отжиг при температуре 800-900°С и выдержке 1-4 ч. Этим способом получают детали, предназначенные для работы при повышенных температурах. Помимо повышения жаропрочности в процессе операции отжига повышается также твердость и износостойкость поверхности материала (Патент РФ № 2003446, МПК 5 В23К 20/08; В23К 20/04, опубл. 30.11.93, бюл. № 43-44).

Данный способ имеет невысокий технический уровень, что обусловлено диффузией железа и титана на всю толщину металлических слоев, что приводит к существенному повышению хрупкости материала, снижению стойкости к разрушению при изгибающих нагрузках, что весьма ограничивает технологические возможности использования данного способа при создании пар трения.

Наиболее близким по техническому уровню и достигаемому результату является способ получения плоских теплозащитных элементов с одно- и двусторонними интерметаллидными покрытиями на металлических поверхностях, в том числе на алюминии и магнии. Технология предусматривает одно- и двустороннее плакирование сваркой взрывом основного слоя металла другим металлом, высокотемпературную диффузионную термическую обработку сваренных взрывом двух- и трехслойных заготовок для формирования на границах раздела интерметаллидных слоев заданной толщины, а также удаление, например, травлением или иным способом оставшихся после термической обработки поверхностных слоев металла. Полученные по этому способу покрытия помимо высоких теплозащитных свойств обладают высокой твердостью и износостойкостью (Трыков Ю.П., Писарев С.П. Изготовление теплообменных композиционных элементов с помощью взрывных технологий / Сварочное производство. - 1998, № 6, с.34-35 - прототип).

Данный способ имеет невысокий технический уровень, что обусловлено его малой производительностью - за один технологический цикл покрытие наносят лишь на одну пластину, а также наличием в технологическом процессе весьма трудоемкой операции удаления металла с поверхности интерметаллидного слоя. При удалении наружного металлического слоя методом травления или механической обработкой значительный объем металла идет в отходы. Кроме того, при удалении поверхностного металлического слоя механической обработкой, например шлифованием, на поверхности наблюдаются остатки металлического слоя с пониженной твердостью, а это весьма ограничивает возможности применения данного способа при изготовлении тормозных устройств, пар трения и т.п.

В связи с этим важнейшей задачей является создание нового способа одновременного получения износостойких покрытий на алюминиевой и магниевой пластинах по новой технологической схеме формирования структуры в зоне сварки алюминия с магнием с последующим разделением сваренных заготовок методом прокатки с одновременным получением при этом на пластинах из алюминия и магния высокотвердых износостойких покрытий со стабильной толщиной и твердостью.

Техническим результатом заявленного способа является создание новой технологии, обеспечивающей с помощью сварки взрывом на оптимальных режимах и последующих термических и силовых воздействий на сваренную заготовку прокаткой, одновременное получение на алюминиевой и магниевой пластинах износостойких интерметаллидных покрытий со стабильной толщиной и твердостью, что позволяет экономить дорогостоящие металлы и создавать из полученных материалов экономически выгодные тормозные системы, пары трения и т.п.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе получения износостойких покрытий, при котором осуществляют сварку взрывом пластин из алюминия и магния, прокатку сваренной заготовки и последующую диффузионную термическую обработку для получения между металлическими слоями интерметаллидной диффузионной прослойки, соотношение толщин пластин из алюминия и магния выбирают равным 1:(0,67-3) при толщине пластины из алюминия равной 2-3 мм, сварку взрывом осуществляют при скорости детонации взрывчатого вещества 2250-3000 м/с, при этом высоту заряда взрывчатого вещества и сварочный зазор между свариваемыми пластинами выбирают такими, чтобы скорость соударения пластин была равной 540-650 м/с, затем сваренную заготовку подвергают горячей прокатке при температуре 390-430°C с суммарным обжатием 40-70% при разовых обжатиях за каждый проход, равных 8-10%, после чего полученную заготовку нагревают до температуры 410-430°С, выдерживают при этой температуре в течение 4-9 часов для образования в зоне соединения металлических слоев сплошной высокотвердой интерметаллидной диффузионной прослойки, затем заготовку охлаждают на воздухе и подвергают холодной прокатке с обжатием 2-4%, для отделения алюминиевого слоя от магниевого по диффузионной интерметаллидной прослойке, с формированием при этом на пластинах из алюминия и магния высокотвердых износостойких покрытий.

Новый способ получения износостойких покрытий имеет существенные отличия по сравнению с прототипом как по методам формирования покрытий на металлических поверхностях, так и по совокупности технологических приемов и режимов их получения. Так, предложено сварку взрывом пластины из алюминия с магниевой пластиной осуществлять при соотношении толщин пластин из алюминия и магния, равном 1:(0,67-3), при толщине пластины из алюминия, равной 2-3 мм, что создает благоприятные условия для получения качественного соединения металлических слоев, снижает вероятность образования трещин при сварке и последующей прокатке полученной заготовки. При толщине слоя алюминия менее 2 или более 3 мм и при соотношении толщин слоев алюминия и магния, выходящем за рекомендованные пределы, возможно образование трещин при последующей горячей прокатке сваренных заготовок.

Предложено сварку взрывом осуществлять при скорости детонации взрывчатого вещества 2250-3000 м/с, при этом высоту заряда взрывчатого вещества и сварочный зазор между слоями пакета выбирать такими, чтобы скорость соударения слоев была равной 540-650 м/с, что обеспечивает получение качественного сварного соединения между алюминием и магнием без недопустимого количества оплавов и других дефектов в зоне соединения металлических слоев, без неконтролируемых деформаций и трещинообразования, снижающих качество получаемых изделий и покрытий.

При скорости детонации ВВ и скорости соударения пластин ниже нижних предлагаемых пределов в зоне соединения алюминиевой и магниевой пластин возможно появление непроваров, что приводит к невозможности дальнейшего использования полученных заготовок. При скорости детонации ВВ и скорости соударения пластин выше верхних предлагаемых пределов в зоне соединения пластин возможно появление обширных оплавленных зон, которые могут привести к частичному расслоению металлических слоев при последующей прокатке, а это исключает возможность получения качественных износостойких покрытий на металлических поверхностях со стабильной толщиной.

Предложено сваренный пакет подвергать горячей прокатке при температуре 390-430°C с суммарным обжатием 40-70% при разовых обжатиях за каждый проход, равных 8-10%, что приводит к снижению амплитуды волн на границе соединения металлических слоев, возникающих при сварке взрывом, а это, в свою очередь, способствует повышению качества поверхностей наносимых покрытий, и, кроме того, горячая прокатка позволяет существенно увеличить длину и ширину заготовок, при этом в зоне соединения слоев происходит термодинамическая активация металла и, тем самым, создаются благоприятные условия для получения при последующем отжиге сплошной интерметаллидной прослойки с равномерной толщиной. Температура горячей прокатки менее 390°С является недостаточной, так как может приводить к трещинообразованию в металлических слоях из-за их недостаточной пластичности. Температура горячей прокатки более 430°С является избыточной, так как может приводить к снижению механических свойств металлических слоев.

Суммарное обжатие заготовки менее 40% является недостаточным для необходимого снижения амплитуды волн на границе соединения слоев, из-за чего возникает нестабильность толщины интерметаллидной прослойки, образующейся при последующем отжиге, а это, в свою очередь, может снизить качество получаемых износостойких покрытий. При суммарном обжатии заготовки более 70% возможно появление расслоений в зоне соединения металлов, а это снижает качество получаемых материалов. Разовые обжатия за каждый проход в пределах 8-10% обеспечивают получение заготовок после горячей прокатки без расслоений и трещин. Разовые обжатия менее 8% позволяют получать качественные заготовки, но экономически нецелесообразны, поскольку при этом снижается производительность процесса прокатки. Разовые обжатия более 10% могут приводить к появлению в заготовках трещин, а это делает дальнейшее их использование по назначению невозможным.

Предложено после горячей прокатки полученную заготовку нагревать до температуры 410-430°С, выдерживать при этой температуре в течение 4-9 часов для образования в зоне соединения металлических слоев сплошной высокотвердой диффузионной интерметаллидной прослойки требуемой толщины, а затем охлаждать ее на воздухе. При температуре и времени выдержки ниже нижних предлагаемых пределов толщина получаемой диффузионной интерметаллидной прослойки оказывается недостаточной, что снижает служебные свойства получаемых изделий. Температура и время выдержки выше верхних предлагаемых пределов являются избыточными, поскольку при этом может происходить заметное ухудшение механических свойств металлических слоев. Охлаждение на воздухе после термообработки обеспечивает отсутствие в диффузионной интерметаллидной прослойке полученной заготовки преждевременных очагов расслоений и появления других дефектов.

Предложено после термической обработки полученную заготовку подвергать холодной прокатке с обжатием 2-4% для отделения алюминиевого слоя от магниевого по диффузионной интерметаллидной прослойке с формированием при этом на пластинах из алюминия и магния высокотвердых износостойких покрытий. Обжатие при холодной прокатке менее 2% является недостаточным для полного отделения алюминиевого слоя от магниевого. Обжатие более 4% является избыточным, поскольку может приводить к нежелательному образованию поперечных трещин в интерметаллидном слое, а это ухудшает качество получаемых покрытий.

Предлагаемый способ получения износостойких покрытий осуществляется в следующей последовательности. Составляют пакет из предварительно очищенных от окислов и загрязнений пластин из алюминия и магния. Слои в пакете располагают параллельно друг другу на расстоянии технологического сварочного зазора, при этом соотношение толщин пластин из алюминия и магния в пакете выбирают равным 1:(0,67-3) при толщине пластины из алюминия, равной 2-3 мм. Укладывают полученный пакет на основание, размещенное на грунте. На поверхности пакета располагают контейнер с зарядом ВВ и осуществляют сварку взрывом с инициированием процесса детонации в заряде ВВ с помощью электродетонатора. Метаемая пластина в пакете из алюминия, а неподвижная - из магния. При сварке взрывом используют ВВ со скоростью детонации 2250-3000 м/с, при этом высоту заряда взрывчатого вещества и сварочный зазор между слоями пакета выбирают такими, чтобы скорость соударения пластин была равной 540-650 м/с. Затем сваренную заготовку подвергают горячей прокатке, например, на двухвалковом прокатном стане при температуре 390-430°C с суммарным обжатием 40-70% при разовых обжатиях за каждый проход, равных 8-10%. После горячей прокатки полученную заготовку подвергают термической обработке - отжигу: нагревают до температуры 410-430°С, например, в электропечи и выдерживают при этой температуре в течение 4-9 часов для образования в зоне соединения металлических слоев сплошной высокотвердой интерметаллидной прослойки. Затем заготовку охлаждают на воздухе и подвергают холодной прокатке с обжатием 2-4% для отделения алюминиевого слоя от магниевого по интерметаллидной прослойке с формированием при этом на пластинах из алюминия и магния высокотвердых износостойких покрытий. После разделения пластин обрезают, например, на фрезерном станке их боковые кромки с краевыми эффектами.

В результате получают сразу две пластины из алюминия и магния со сплошными твердыми износостойкими интерметаллидными покрытиями. Толщина покрытия на алюминиевой пластине составляет около 60% средней толщины диффузионной интерметаллидной прослойки, составляющей 50-100 мкм, а на магниевой пластине - около 40%. Амплитуда волн на поверхности покрытий не превышает 190-330 мкм.

Пример 1 (см. таблицу, пример 1).

Берут пластины из алюминиевого сплава АМг6 и магниевого сплава МА2-1 и очищают их соединяемые поверхности от окислов и загрязнений.

Размеры пластины из АМг6: длина 300 мм, ширина 200 мм, толщина способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 1=3 мм. Данная пластина содержит на наружных плоских поверхностях плакирующие слои из алюминия АД1 толщиной способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 плак=0,15-0,2 мм. При сварке взрывом такая прослойка способствует получению прочного соединения между соединяемыми металлами. Другая наружная прослойка защищает поверхность АМг6 от коррозии. У пластины из МА2-1 длина и ширина такие же, но толщина способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 2=2 мм, при этом соотношение толщин способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 1:способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 2=0,67.

Для сварки взрывом выбираем взрывчатое вещество со скоростью детонации DВВ=2250 м/с, представляющее собой смесь порошкообразного аммонита 6ЖВ с кварцевым песком в соотношении 4:1 с насыпной плотностью способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 ВВ=870-890 кг/м3. Взрывчатое вещество помещают в контейнер высотой HВВ=15 мм, длиной 340 мм, шириной 240 мм. Из предлагаемого диапазона выбираем необходимую для надежной сварки скорость соударения Vc=540 м/с. Для обеспечения такой скорости с помощью компьютерной технологии, с учетом указанных выше параметров ВВ и свариваемых пластин, определяем величину необходимого сварочного зазора. Его величина в данном случае равна: h=4 мм. Составляют пакет под сварку взрывом из пластин АМг6 и МА2-1 и укладывают его на основание из древесно-стружечной плиты, размещенное на песчаном грунте. Основание имеет длину 300 мм, ширину 200 мм, толщину 20 мм. На поверхность из АМг6 укладывают защитную прослойку толщиной 2 мм из высокоэластичного материала - резины, защищающую поверхность метаемой алюминиевой пластины от повреждений продуктами детонации взрывчатого вещества, а на ее поверхности располагают контейнер с зарядом взрывчатого вещества. Инициирование взрыва осуществляют с помощью электродетонатора. Направление детонации - вдоль свариваемого пакета.

После сварки взрывом металлических пластин средняя амплитуда волн в полученной композиционной заготовке А=0,55 мм. Горячую прокатку осуществляют, например, на двухвалковом прокатном стане, при температуре 390-410°C с суммарным обжатием 40% при разовых обжатиях за каждый из пяти проходов, равных 8%, что приводит к снижению амплитуды волн в зоне соединения слоев до величины: Аоб=0,33 мм.

После горячей прокатки заготовку нагревают, например, в электропечи до температуры 410-415°С, дают выдержку способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 B=4 часа, что приводит к образованию в зоне соединения металлических пластин слоев интерметаллидной прослойки со средней толщиной 95-102 мкм. Охлаждение с температуры отжига осуществлялось на воздухе.

Холодную прокатку осуществляют с обжатием 2% для отделения алюминиевого слоя от магниевого по интерметаллидной прослойке с формированием при этом на обеих пластинах высокотвердых износостойких покрытий. Средняя толщина покрытия на пластине из АМг6 - 57-61 мкм, на МА2-1 - 38-41 мкм. Амплитуда волн на поверхности покрытий не превышает 0,33 мм, твердость поверхности покрытий на обеих пластинах одинаковая и равна: HV=5200-5500 МПа, что обеспечивает их высокую износостойкость в паре трения.

Пример 2 (см. таблицу, пример 2).

То же, что в примере 1, но внесены следующие изменения. Толщина метаемой пластины из алюминиевого сплава АМг6 способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 1=2,5 мм, а неподвижной из магниевого сплава МА2-1 - способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 2=4 мм, соотношение толщин слоев способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 1:способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 2=1:1,6. Толщина плакирующих слоев из алюминия АД1 на поверхности АМг6 способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 плак=0,18-0,22 мм. Взрывчатое вещество со скоростью детонации DВВ=2700 м/с, в качестве ВВ используют аммонит 6ЖВ, НВВ=15 мм, сварочный зазор h=2,5 мм, скорость соударения пластин Vc=600 м/с. Амплитуда волн в зоне соединения металлов А=0,6 мм. Температура горячей прокатки t пр=410-420°С, суммарное обжатие 54% при разовых обжатиях за каждый проход 9%, амплитуда волн после обжатия заготовки А об=0,28 мм. Температура отжига tот=410-420°С, время выдержки при отжиге способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 В=6 часов, толщина образовавшейся интерметаллидной прослойки между сваренными пластинами 120-125 мкм. Величина обжатия при последующей холодной прокатке 3%.

Результаты получения износостойких покрытий на металлических пластинах те же, что в примере 1, но толщина интерметаллидного покрытия на пластине из АМг6 - 72-75 мкм, а на МА2-1 - 48-50 мкм. Амплитуда волн на поверхности покрытий не превышает 0,28 мм.

Пример 3 (см. таблицу, пример 3).

То же, что в примере 1, но внесены следующие изменения. Толщина метаемой пластины из АМг6 способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 1=2 мм, а неподвижной из МА2-1 - способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 2=6 мм, соотношение толщин слоев способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 1:способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 2=1:3. DВВ=3000 м/с, НВВ =30 мм, сварочный зазор h=0,5 мм, скорость соударения пластин Vc=650 м/с, амплитуда волн в зоне соединения А=0,63 мм. Температура горячей прокатки tпр=420-430°С, суммарное обжатие 70% при разовых обжатиях за каждый проход 10%, амплитуда волн после обжатия Аоб=0,19 мм. Температура отжига tот=420-430°С, время выдержки способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 В=9 часов, толщина образовавшейся интерметаллидной прослойки между сваренными пластинами 150-154 мкм. Холодную прокатку осуществляют с обжатием 4%.

Результаты получения износостойких покрытий на металлических пластинах те же, что в примере 1, но толщина покрытия на пластине из АМг6 - 90-92 мкм, а на МА2-1 - 61-62 мкм. Амплитуда волн на поверхности покрытий не превышает 0,19 мм.

При получении покрытия на металлической пластине по прототипу (см. таблицу, пример 4) почти весь алюминиевый слой идет в отходы при его удалении с поверхности интерметаллидной прослойки. Толщина интерметаллидной прослойки оказывается большей, чем по предлагаемому способу, но на ее поверхности обнаруживаются участки из алюминия с пониженной твердостью, которые локализованы в углублениях интерметаллидного покрытия, что весьма ограничивает применение материала с полученным таким способом покрытием в парах трения, тормозных устройствах и т.п., поскольку остатки алюминиевого слоя снижают его служебные свойства при

способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191 способ получения износостойких покрытий, патент № 2391191

повышенных контактных нагрузках. Кроме того, данный способ обладает малой производительностью, поскольку позволяет получать за один технологический цикл покрытие лишь на одной металлической пластине.

Класс B23K20/08 сварка взрывом

способ получения композиционных изделий с внутренними полостями сваркой взрывом -  патент 2526646 (27.08.2014)
способ получения композиционных изделий с внутренними полостями сваркой взрывом -  патент 2526357 (20.08.2014)
способ получения композиционных изделий с внутренними полостями сваркой взрывом -  патент 2526355 (20.08.2014)
способ получения композиционного материала -  патент 2522505 (20.07.2014)
способ диффузионной сварки металлов с неметаллами методом электрически взрываемых прослоев в вакууме -  патент 2516204 (20.05.2014)
способ комбинированной сварки взрывом -  патент 2516179 (20.05.2014)
способ получения композиционных изделий с внутренними полостями сваркой взрывом -  патент 2488469 (27.07.2013)
способ получения изделий с внутренними полостями -  патент 2488468 (27.07.2013)
способ получения покрытия -  патент 2486999 (10.07.2013)
способ получения изделий с внутренними полостями сваркой взрывом -  патент 2486043 (27.06.2013)
Наверх