способ обогащения масла системы смазки двигателя внутреннего сгорания легирующими элементами цветных металлов и устройство для его осуществления (варианты)

Классы МПК:F01M9/02 со средствами для введения присадок к смазочному материалу 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ухтинский государственный технический университет" (УГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-01-09
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения (двигателестроения) и может быть использовано в узлах трения машин, эксплуатируемых в различных отраслях народного хозяйства. Способ обогащения масла системы смазки двигателя внутреннего сгорания (ДВС) легирующими элементами цветных металлов путем воздействия маслом на слой цветного металла, при этом в масле системы смазки постоянно коррозионно растворяют погруженную в него поверхность детали из цветного металла, установленной в масляном поддоне двигателя, причем деталь из цветного металла изолируют от корпуса поддона прокладкой и включают в электрическую цепь двигателя в качестве анода. Устройство обогащения масла системы смазки двигателя внутреннего сгорания легирующими элементами цветных металлов выполнено в виде установленного в масляном поддоне водомасляного теплообменника, включенного в систему охлаждения двигателя, трубки которого, или одна из них, изготовлены из латуни или материалов, содержащих медь и цинк, и постоянно погружены в масло, причем наружная поверхность трубок, расположенных в масляном поддоне двигателя, постоянно омывается моторным маслом, а внутренняя поверхность трубок водомасляного теплообменника постоянно омывается циркулирующей по ним охлаждающей жидкостью. В другом варианте - устройство обогащения масла системы смазки двигателя внутреннего сгорания легирующими элементами цветных металлов, при этом устройство выполнено в виде дополнительной детали-вставки из цветного материала, установленной в нижней части масляного поддона (например, в сливной пробке), изолированной от корпуса (массы) двигателя, и включенной в электрическую цепь в качестве анода. Изобретение обеспечивает повышение эффективности обогащения масла системы смазки ДВС легирующими элементами цветных металлов постоянно в процессе работы двигателя. 3 н.п. ф-лы, 3 ил.

способ обогащения масла системы смазки двигателя внутреннего   сгорания легирующими элементами цветных металлов и устройство   для его осуществления (варианты), патент № 2390640 способ обогащения масла системы смазки двигателя внутреннего   сгорания легирующими элементами цветных металлов и устройство   для его осуществления (варианты), патент № 2390640 способ обогащения масла системы смазки двигателя внутреннего   сгорания легирующими элементами цветных металлов и устройство   для его осуществления (варианты), патент № 2390640

Формула изобретения

1. Способ обогащения масла системы смазки двигателя внутреннего сгорания легирующими элементами цветных металлов путем воздействия маслом на слой цветного металла, отличающийся тем, что в масле системы смазки постоянно коррозионно растворяют погруженную в него поверхность детали из цветного металла, установленной в масляном поддоне двигателя, причем деталь из цветного металла изолируют от корпуса поддона прокладкой и включают в электрическую цепь двигателя в качестве анода.

2. Устройство обогащения масла системы смазки двигателя внутреннего сгорания легирующими элементами цветных металлов выполнено в виде установленного в масляном поддоне водомасляного теплообменника, включенного в систему охлаждения двигателя, трубки которого или одна из них изготовлены из латуни или материалов, содержащих медь и цинк и постоянно погружены в масло, причем наружная поверхность трубок, расположенных в масляном поддоне двигателя постоянно омывается моторным маслом, а внутренняя поверхность трубок водомасляного теплообменника постоянно омывается циркулирующей по ним охлаждающей жидкостью.

3. Устройство обогащения масла системы смазки двигателя внутреннего сгорания легирующими элементами цветных металлов, отличающееся тем, что устройство выполнено в виде дополнительной детали-вставки из цветного материала, установленной в нижней части масляного поддона (например, в сливной пробке), изолированной от корпуса (массы) двигателя и включенной в электрическую цепь в качестве анода.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения (двигателестроения) и может быть использовано в узлах трения машин, эксплуатируемых в различных отраслях народного хозяйства.

Известны способы повышения антифрикционных и противоизносных свойств моторных масел двс добавлением, например, мелкодисперсных порошков цветных металлов (меди, олова, свинца, цинка и других) или маслорастворимых медьсодержащих присадок определенной концентрации. Эти способы подробно рассмотрены в работе - Гаркунов Д.Н. Триботехника (конструирование, изготовление, эксплуатация машин): Учебник.- М.: Изд-во МСХА, 2002. - 632 с. (см. стр.212-224).

Недостатком способа создания условий ИП введением в моторные масла присадок является срабатывание присадок и снижение содержания цветных металлов в маслах, и вынужденная в связи с этим необходимость контролировать специальными методами присутствие присадки и сохранение износостойких свойств моторных масел.

Наиболее близким к изобретению (прототипом) является способ обогащения масла системы смазки с возвратно-поступательно движущимися элементами поршневой машины путем воздействия масла на слой меди (авторское свидетельство СССР, № 1255719, 4МКИ F01М 9/02, Бюл. № 33 от 07.09.86).

Однако при этом способе слой меди, на который воздействует масло, наносится на участки поверхности коленчатого вала, расположенные выше уровня моторного масла, и поэтому слой меди лишь кратковременно контактирует с каплями масла, разбрызгиваемого в процессе работы двигателя. К тому же медь, находящаяся в ряду напряжений правее водорода, прочно удерживается на нанесенной поверхности стальных и чугунных деталей, состоящих в основном из железа, расположенного в ряду напряжений левее водорода, и плохо растворяется в масле. Эти недостатки снижают эффективность рассмотренного способа - прототипа обогащения масла системы смазки двс.

Задача изобретения - повышение эффективности обогащения масла системы смазки двс легирующими элементами цветных металлов постоянно в процессе работы двигателя.

Нами не найдены конструктивные решения данной задачи.

Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемом способе обогащения масла системы смазки двс легирующими элементами цветных металлов путем воздействия масла на слой цветного металла согласно изобретению осуществляют непрерывный процесс коррозионного растворения поверхностного слоя деталей, содержащих легирующие элементы, расположенных в нижней части масляного поддона и постоянно омываемых моторным маслом.

Для осуществления предлагаемого способа обогащения масла системы смазки двс легирующими элементами цветных металлов путем воздействия масла на поверхностный слой цветного металла используют устройства, в которых в качестве деталей-доноров меди и цинка являются латунные трубки водомасляного теплообменника (ВМТ), расположенного в масляном поддоне и включенного в систему охлаждения двигателя.

Устройство работает следующим образом (Фиг.1). Наружная поверхность трубок теплообменника (2), изготовленных из латуни (меди или других медь-цинк содержащих материалов) и расположенных в масляном поддоне (2) двигателя постоянно омывается моторным маслом. Внутренняя поверхность трубок ВМТ постоянно омывается циркулирующей по ним охлаждающей жидкостью. Под действием температурного градиента между водой и маслом ионы меди и цинка непрерывно поступают как в моторное масло, так и в охлаждающую жидкость, и выделяются в точке контакта смазываемых трущихся поверхностей рабочих деталей двигателя.

Для осуществления предлагаемого способа обогащения масла системы смазки двс легирующими элементами цветных металлов путем воздействия масла на слой цветного металла используют также устройства, в которых в качестве доноров меди или других цветных металлов являются дополнительные детали (вставки) (2), изготовленные из соответствующих цветных металлов (Фиг.2). Вставки установлены в нижней части масляного поддона (1) (например, в сливной пробке) (3), изолированы от корпуса поддона прокладкой (4) и включены в электрическую цепь двигателя в качестве анода (Фиг.2). Возможна также установка в масляном поддоне двигателя (1) детали из цветного металла в виде щупа для контроля уровня масла (2) (Фиг.3).

Существенное отличие предлагаемого способа состоит в том, что он основан на непрерывном поступлении и поддержании концентрации противоизносных и противозадирных присадок меди и цинка в моторном масле вследствие растворения деталей из цветных металлов в процессе работы двигателя.

Концентрация медь-цинк содержащих противоизносных и противозадирных присадок в моторном масле поддерживается непрерывно на необходимом уровне за счет поступления меди и цинка из растворяемого материала латунных трубок ВМТ или дополнительных деталей, установленных в масляном поддоне и погруженных в масло. Растворение этих деталей протекает более интенсивно в присутствии воды (конденсата) в моторном масле, в результате чего увеличивается поступление меди и цинка в воду и масло и тем самым повышаются противоизносные и противозадирные свойства моторного масла. При этом уменьшается (или даже предотвращается) коррозионный износ рабочих деталей двигателя, изготовленных из цветных металлов.

При реализации предлагаемого способа необходимая концентрация меди и цинка (элементов противозадирных и противоизносных присадок) в моторном масле повышает износостойкость всех трущихся деталей и сопряжений двигателя, смазываемых маслом.

Принципиальное отличие физической сущности предлагаемого способа от известных заключается также в том, что медь и цинк - элементы латунных трубок водомасляного теплообменника (ВМТ), который включен в систему охлаждения, поступают также в охлаждающую жидкость и повышают износостойкость трущихся деталей системы охлаждения (в частности, уплотнений водяного насоса).

Таким образом, заявленный способ соответствует критерию «новизна».

Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень».

Использование изобретения позволит повысить износостойкость деталей и поддерживать ее на максимально возможном уровне в процессе эксплуатации двигателя на менее качественных моторных маслах и снижает трудоемкость их технического обслуживания.

Технико-экономические показатели от применения предлагаемого способа обеспечиваются за счет увеличения долговечности двс, снижения материальных и трудовых затрат на ремонт и обслуживание двс, сокращения простоев машин и, как следствие, повышения эффективности их использования.

Класс F01M9/02 со средствами для введения присадок к смазочному материалу 

способ и система для улучшения экономии топлива и воздействия на окружающую среду при работе двухтактного двигателя -  патент 2371591 (27.10.2009)
способ применения смазочных композиций с твердыми присадками в двигателях внутреннего сгорания -  патент 2256802 (20.07.2005)
нейтрализатор кислотности отработанных смазочных масел -  патент 2178089 (10.01.2002)
способ оценки и поддержания нормальных режимов трения и устройство для его осуществления -  патент 2133837 (27.07.1999)
способ нечаева е.п. по легированию деталей трения и смазочных масел в процессе работы механизма -  патент 2109146 (20.04.1998)
способ стабилизации свойств масла в системе смазки двигателя внутреннего сгорания -  патент 2092699 (10.10.1997)
устройство для создания трибохимического режима в масляной системе механизма -  патент 2084753 (20.07.1997)
устройство для стабилизации свойств масла в системе смазки двигателя внутреннего сгорания -  патент 2072431 (27.01.1997)
способ графитизации моторного масла и устройство для его осуществления -  патент 2072053 (20.01.1997)
регенератор смазочного масла -  патент 2072052 (20.01.1997)
Наверх