концевой диск статора коллекторного двигателя и коллекторный двигатель с таким диском

Классы МПК:H02K3/52 крепление обмоток явных полюсов или присоединений к ним 
H02K23/64 универсальные двигатели, работающие как на переменном, так и на постоянном токе 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):БСХ БОШ УНД СИМЕНС ХАУСГЕРЕТЕ ГМБХ (DE)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-12-06
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к особенностям конструктивного выполнения концевых дисков статоров коллекторных двигателей, в частности универсальных, и может быть использовано в бытовых приборах. Предлагаемый концевой диск статора для пакета (2) сердечника статора коллекторного двигателя (1), в частности универсального двигателя, в частности для применения в бытовом приборе, с присоединительным терминалом (11), имеющим соединительные элементы (24, 38, 39, 40, 41) для присоединения проводов (51, 52, 53, 531, 532, 61, 62, 63, 631, 632) обмотки статора и штекерную колодку (27, 28) с контактными элементами (25) для принятия внешнего штекера двигателя (48) и электрического контакта с ней, причем каждый из соединительных элементов (24, 38, 39, 40, 41) электрически связан с соответствующим контактным элементом (25). На концевом диске (10) статора расположен только один присоединительный терминал (11), причем для электрического контакта по меньшей мере еще одного внутреннего электрического конструктивного элемента (13, 14, 15, 31) коллекторного двигателя (1) в штекерной колодке (27, 28) располагается по меньшей мере еще один контактный элемент (25), соответствующий конструктивному элементу (13, 14, 15, 31). Технический результат - создание экономичного в производстве коллекторного двигателя, в частности универсального. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 7 ил. концевой диск статора коллекторного двигателя и коллекторный   двигатель с таким диском, патент № 2390084

концевой диск статора коллекторного двигателя и коллекторный   двигатель с таким диском, патент № 2390084 концевой диск статора коллекторного двигателя и коллекторный   двигатель с таким диском, патент № 2390084 концевой диск статора коллекторного двигателя и коллекторный   двигатель с таким диском, патент № 2390084 концевой диск статора коллекторного двигателя и коллекторный   двигатель с таким диском, патент № 2390084 концевой диск статора коллекторного двигателя и коллекторный   двигатель с таким диском, патент № 2390084 концевой диск статора коллекторного двигателя и коллекторный   двигатель с таким диском, патент № 2390084 концевой диск статора коллекторного двигателя и коллекторный   двигатель с таким диском, патент № 2390084

Формула изобретения

1. Концевой диск статора для пакета (2) сердечника статора коллекторного двигателя (1), в частности универсального двигателя, в частности, для применения в бытовом приборе, с присоединительным терминалом (11), имеющим соединительные элементы (24, 38, 39, 40,41) для присоединения проводов (51, 52, 53, 531, 532, 61, 62, 63, 631, 632) обмотки статора и штекерную колодку (27, 28) с контактными элементами (25) для принятия внешнего штекера двигателя (48) и электрического контакта с ним, причем каждый из соединительных элементов (24, 38, 39, 40, 41) электрически связан с соответствующим контактным элементом (25), отличающийся тем, что на концевом диске (10) статора расположен только один присоединительный терминал (11), и что для электрического контакта, по меньшей мере, еще одного внутреннего электрического конструктивного элемента (13, 14, 15, 31) коллекторного двигателя (1) в штекерной колодке (27, 28) располагается, по меньшей мере, еще один контактный элемент (25), соответствующий конструктивному элементу (13, 14, 15, 31).

2. Концевой диск статора по п.1, отличающийся тем, что в качестве конструктивного элемента предусмотрена угольная щетка (14, 15), и/или термореле (31), и/или тахометр (13).

3. Концевой диск статора по п.1 или 2, отличающийся тем, что для всех внутренних электрических конструктивных элементов (13, 14, 15, 31) коллекторного двигателя (1) в штекерной колодке штекера (27, 28) имеются контактные элементы (25).

4. Концевой диск статора по п.1 или 2, отличающийся тем, что внешний штекер (48) для подключения двигателя представляет собой многоконтактный штекер, и что штекерная колодка (27, 28) предназначена для принятия многоконтактного штекера.

5. Концевой диск статора по п.1 или 2, отличающийся тем, что для соединения конструктивного элемента (13, 14, 15, 31) с соответствующим ему контактным элементом (25) присоединительный терминал (11) имеет соединительный элемент (24, 35, 42, 43, 44, 45, 46) для присоединения к нему соединительного провода.

6. Концевой диск статора по п.1 или 2, отличающийся тем, что для соединения конструктивного элемента (13, 14, 15, 31) с соответствующим ему контактным элементом (25) в концевой диск (10) встроен соединительный провод.

7. Концевой диск статора по п.6, отличающийся тем, что соединительный провод выполнен в виде штампованной решетки.

8. Концевой диск статора по п.1, или 2, или 7, отличающийся тем, что концевой диск (10) имеет приемное крепление (30) для термореле, выполненного в виде термовыключателя (31) в цепи якоря, и/или держатель (32) для теплового реле, выполненного в виде датчика температуры в воздушном зазоре между ротором (47) и пакетом (2) сердечника статора.

9. Концевой диск статора по п.1, или 2, или 7, отличающийся тем, что присоединительный терминал (11) выполнен как единое целое с концевым диском (10) статора.

10. Концевой диск статора по п.1, или 2, или 7, отличающийся тем, что на нем в местах, соответствующих полюсам (3, 4) статора, имеются опорные элементы (16, 17) для обмотки, служащие для удержания полюсных катушек (5, 6), выполненные как единое целое с концевым диском (10) статора.

11. Концевой диск статора по п.1, или 2, или 7, отличающийся тем, что, по меньшей мере, один из соединительных элементов (24) выполнен в виде плоского штекера (35, 42, 43, 44, 45, 46), или срезного контакта, или приварного крюка (38, 39, 40, 41).

12. Концевой диск статора по п.11, отличающийся тем, что соединительный элемент (24) для подключения проводов (51, 52, 53, 531, 532, 61, 62, 63, 631, 632) обмотки выполнен в виде приварного крюка (38, 39, 40, 41), и/или что соединительный элемент (24) для подключения конструктивного элемента (13, 14, 15, 31) выполнен в виде плоского штекера (35, 42, 43, 44, 45, 46).

13. Концевой диск статора по п.1, или 2, или 7, отличающийся тем, что каждый из соединительных элементов (24) с соответствующим ему контактным элементом (25) выполнен в форме металлического вкладыша (23).

14. Концевой диск статора по п.13, отличающийся тем, что вкладыш (23) выполнен таким образом, что соединительный элемент в форме присоединительной пластины (24) соединен с соответствующим ему контактным элементом в форме контактного штыря (25) при помощи металлической перемычки (26).

15. Концевой диск статора по п.13, отличающийся тем, что вкладыши (23) встроены в присоединительный терминал (11).

16. Концевой диск статора по п.13, отличающийся тем, что присоединительный терминал (11) для оснащения его вкладышами (23) выполнен из двух частей, и что обе части (18, 19) соединяются друг с другом при помощи фиксирующих элементов (20, 21) или склеиваются друг с другом.

17. Концевой диск статора по одному из пп.1, 2, 7, 12, 14-16, отличающийся тем, что контактный элемент (25) проходит как на ту сторону концевого диска статора (10), на которой находится соединительный элемент (24), так и на сторону, противоположную соединительному элементу (24).

18. Концевой диск статора по п.17, отличающийся тем, что на присоединительном терминале (11) установлено по штекерной колодке (27, 28) как на торцевой стороне концевого диска (10) статора, противоположной пакету (2) сердечника статора, так и на той стороне концевого диска (10) статора, которая обращена к пакету (2) сердечника статора, для выбора различных вариантов приема внешнего штекера подключения двигателя (48).

19. Концевой диск статора по п.18, отличающийся тем, что, по меньшей мере, одна из штекерных колодок (27, 28) закрывается заглушкой (29).

20. Коллекторный двигатель, в частности универсальный двигатель, с концевым диском (10) статора по одному из пп.1-19.

Описание изобретения к патенту

Область техники

Изобретение относится к концевому диску статора для коллекторного двигателя, в частности универсального двигателя, в частности для применения в бытовом приборе, с присоединительным терминалом, имеющим соединительные элементы для подключения проводов обмотки статора и штекерную колодку с контактными элементами для размещения и электрического подключения внешнего штекера двигателя, причем каждый из соединительных элементов электрически связан с соответствующим ему контактным элементом, а также относится к коллекторному двигателю с таким концевым диском.

Уровень техники

Такой концевой диск статора известен уже из патента DE 4321540 С2. Там показан электродвигатель с концевым диском статора, имеющим два присоединительных корпуса с камерами, которые расположены диаметрально друг против друга на наружном краю свободной торцевой поверхности концевого диска статора и в которые введены и закреплены концы обмотки. Однако недостаток такого электродвигателя состоит в том, что для внешнего подключения катушек статора необходимы по меньшей мере два штекерных разъема двигателя, а для дальнейших внутренних электрических конструктивных элементов электродвигателя требуются дополнительные внешние подключения.

Раскрытие изобретения

В основе данного изобретения лежит задача представить экономичный в производстве коллекторный двигатель, в частности универсальный двигатель, в частности для применения в бытовом приборе.

Указанная выше задача решена концевым диском статора с признаками пункта 1 формулы изобретения. Предпочтительные и целесообразные варианты осуществления изобретения являются предметом зависимых пунктов.

В концевом диске статора вышеуказанного типа согласно изобретению на диске располагается только присоединительный терминал, причем для электрического контакта по меньшей мере еще одного внутреннего электрического конструктивного элемента коллекторного двигателя в штекерной колодке размещен по меньшей мере еще один относящийся к этому конструктивному элементу контактный элемент. Таким конструктивным элементом может быть угольная щетка и/или термореле, и/или тахометр. Таким образом удается сократить количество необходимых внешних штекеров, что позволяет сэкономить эти детали.

Согласно предпочтительному варианту исполнения для всех внутренних электрических конструктивных элементов коллекторного двигателя в штекерной колодке предусмотрены необходимые контактные элементы. Таким образом, для внешнего присоединения как катушек статора, так и всех других внутренних электрических конструктивных элементов коллекторного двигателя требуется только один присоединительный терминал. Внешний штекер двигателя предпочтительно представляет собой многоконтактный соединитель, и штекерная колодка выполнена пригодной для принятия многоконтактного соединителя, так что для подсоединения как обеих катушек статора, так и внутренних электрических конструктивных элементов достаточно использования только одного внешнего штекера. Кроме того, возможно выполнение с одним и тем же концевым диском различных вариантов двигателя, в которых по-другому распределены назначения контактных элементов. Поскольку не требуется наличия запаса разных концевых дисков для разных вариантов двигателя, сокращаются расходы на логистику при изготовлении разных вариантов двигателя, что позволяет снизить производственные издержки в целом.

Присоединительный терминал для соединения конструктивного элемента с соответствующим ему контактным элементом предпочтительно имеет соединительный элемент для подключения соединительного провода. Применение соединительного провода, например отдельной проволоки или многожильного кабеля, позволяет легко присоединять конструктивный элемент к соединительному элементу. Если предусматривается разборное соединение, как, например, вставное или паяное соединение, то конструктивный элемент при дефекте или неисправности легко заменяется. Кроме того, для разных вариантов двигателя возможно разное использование соединительных элементов.

В альтернативном варианте исполнения для соединения конструктивного элемента с соответствующим ему контактным элементом в концевой диск интегрирована, в частности путем литья под давлением, соединительная линия. Эта соединительная линия предпочтительно выполняется в форме штампованной решетки. Таким образом, присоединение внутреннего конструктивного элемента не привязано к положению возможных соединительных элементов присоединительного терминала, так как возможно присоединение конструктивного элемента к интегрированной соединительной линии или к штампованной решетке в другом месте концевого диска статора.

Концевой диск предпочтительно имеет приспособление для размещения термореле, в качестве которого служит термовыключатель в цепи якоря, и/или крепление для датчика температуры в воздушном зазоре между ротором и статором. В концевом диске, предназначенном для универсального применения, предпочтительно уже предусмотрены обе эти возможности, и соответствующее крепление или приспособление уже встроены, так что применение одного и того же концевого диска статора возможно как для вариантов двигателя с термовыключателем в цепи якоря, так и для вариантов с температурным датчиком.

В соответствии с предпочтительным вариантом исполнения присоединительный терминал сформирован в самом концевом диске статора. В частности, и тот, и другой сделаны из пластмассы, причем присоединительный терминал предпочтительно выполнен в виде единой детали с концевым диском. Благодаря этому, не требуются монтажные операции для соединения присоединительного терминала с концевым диском. Кроме того, концевой диск вместе с присоединительным терминалом особенно легко изготавливается при помощи литья под давлением.

В соответствии с предпочтительным вариантом усовершенствования изобретения к концевому диску статора с целью крепления полюсных катушек в позициях полюсов статора присоединены составляющие с ним единое целое опорные детали для обмоток. Таким образом, положение обмоток относительно оси двигателя задается уже при их намотке намоточной машиной, и предотвращается их смещение в радиальном направлении, так что отпадает потребность в последующей ручной фиксации обмоток статора в области их лобовых частей, например, с помощью кабельных стяжек.

Соединительные элементы присоединительного терминала могут быть выполнены по-разному. В частности, по меньшей мере один из соединительных элементов выполнен в виде плоского штекера или срезного контактного соединения, или приварного крюка. Предпочтительно выполнение соединительных элементов для присоединения проводов обмотки статора в виде приварных крюков и/или выполнение соединительного элемента для присоединения конструктивного элемента в виде плоского штекера. В этом случае провода обмотки статора, т.е. как концы катушки, так и возможные ответвления обмотки уже на намоточной машине накладываются на приварные крюки и впоследствии автоматически привариваются к приварным крюкам. Внутренний электрический конструктивный элемент коллекторного двигателя одним или несколькими штекерными разъемами присоединяется к соответствующим плоским штекерам присоединительного терминала. Это может осуществляться либо вручную, либо автоматически. Благодаря разъемному штекерному соединению, конструктивные элементы заменяются в случае необходимости.

В соответствии с предпочтительным вариантом исполнения каждый из соединительных элементов вместе с соответствующим ему контактным элементом выполнен в виде металлического вкладыша. Преимущество такой конструкции состоит в том, что в зависимости от варианта исполнения двигателя возможно укомплектование присоединительного терминала концевого диска статора различным количеством вкладышей или вкладышами различной формы. Вкладыш предпочтительно выполняется таким, что соединительный элемент в форме присоединительного штифта соединяется с соответствующим ему контактным элементом в форме контактного штыря посредством металлической перемычки. В частности, вкладыш выполняется из листового металла, что позволяет изготавливать его особенно легко, например путем штамповки и гибки.

Вкладыши могут быть встроены в присоединительный терминал, в частности, путем литья под давлением, вследствие чего возможно автоматическое оснащение присоединительного терминала вкладышами. При помощи литья под давлением концевой диск со сформированным и уже укомплектованным вкладышами соединительным терминалом производится за одну рабочую операцию.

Для оснащения присоединительного терминала вкладышами он предпочтительно выполняется из двух частей, и эти две части выполнены с возможностью соединения друг с другом путем защелкивания и/или склеивания. Благодаря этому, особенно легко осуществляется возможность оснащения присоединительного терминала разным количеством вкладышей или вкладышами разной формы для разных вариантов двигателя. В частности, места присоединительного терминала, предназначенные для приема вкладышей, оставляются незаполненными, если последние не требуются для соответствующего варианта двигателя.

В предпочтительном варианте усовершенствования изобретения контактный элемент проходит как по той стороне концевого диска статора, на которой находится соединительный элемент, так и по обратной соединительному элементу стороне. Вследствие этого становится возможным выводить внешнее подсоединение двигателя на выбор со стороны А или со стороны В коллекторного двигателя, так что в зависимости от условий монтажа коллекторного двигателя в устройство внешнее подсоединение двигателя может производиться с более удобной из двух сторон. В частности, как на той стороне концевого диска статора, которая удалена от пакета сердечника статора, так и на стороне концевого диска статора, обращенной к пакету сердечника, на присоединительном терминале имеется по одной штекерной колодке для альтернативной возможности принятия внешнего штекера подключения двигателя. Это дает возможность легко вставлять штекер для подключения двигателя, приводя его в более благоприятное из обоих возможных положений. В частности, по меньшей мере одна из штекерных колодок закрывается заглушкой. В штекерных колодках предпочтительно предусмотрены элементы-защелки для фиксации заглушки при закрывании неиспользуемой штекерной колодки, или же заглушка находится на соответственно неиспользуемой штекерной колодке в прессовой посадке, так что контактные элементы неиспользуемой штекерной колодки защищены заглушкой от нежелательных контактов.

Согласно изобретению концевой диск статора выполняется таким, что форма поверхности его прилегания к пакету сердечника статора в значительной степени аналогична форме торцевой поверхности пакета сердечника, так что пространство, в которое входит ротор, кольцеобразно окружено концевым диском статора. В упрощенном же варианте исполнения, в противоположность этому, концевой диск может выполняться и таким, что он лишь частично покрывает торцевую поверхность пакета сердечника статора. В частности, концевой диск также может ограничиваться лишь частью пакета сердечника, проходящей в области промежутка между полюсами.

Концевой диск согласно изобретению применяется в коллекторных двигателях, в частности в универсальных двигателях или двигателях последовательного возбуждения, для бытовых приборов, как, например, в приводных двигателях для стиральных машин или сушилок для белья либо в двигателях вентиляторов для пылесосов.

Следует указать на то, что признаки зависимых пунктов формулы изобретения любым способом комбинируемы друг с другом и с признаками независимых пунктов без отклонения от соответствующей изобретению идеи.

Краткий комментарий к чертежам

Примеры исполнения изобретения далее разъясняются более подробно на основе чертежа.

На фиг.1 показано разнесенное изображение конструктивных элементов статора коллекторного электродвигателя,

на фиг.2а, 2b показано разнесенное изображение концевого диска статора в соответствии с фиг.1, вид под углом сверху или под углом снизу,

на фиг.3 показан концевой диск статора в соответствии с фиг.1 в собранном состоянии, с термореле,

на фиг.4 показан вид сверху на торцевую поверхность статора в соответствии с фиг.1, с концевым диском статора и полюсными катушками,

на фиг.5 показан в разнесенном изображении альтернативный вариант исполнения концевого диска статора,

на фиг.6 показан вид сверху на торцевую поверхность статора, с концевым диском статора и полюсными катушками в соответствии с фиг.5.

Прежде чем рассматривать фигуры более детально, заметим, что на всех фигурах одни и те же или соответствующие друг другу элементы либо отдельные детали концевого диска статора или коллекторного двигателя имеют одни и те же обозначения.

На фиг.1 показано разнесенное изображение конструктивных элементов статора двухполюсного универсального двигателя 1. Универсальный двигатель 1 имеет пакет 2 сердечника статора с выраженным первым полюсом 3 для приема первой полюсной катушки 5 и с выраженным вторым полюсом 4, противоположным первому полюсу 3, для принятия второй полюсной катушки 6. Для электрической изоляции обеих полюсных катушек 5, 6 относительно металлического пакета 2 сердечника статора предусмотрены фасонные изоляторы 7, 8, которые вставляются в аксиальном направлении в пазы обмотки пакета 2 сердечника статора, а также концевой диск 9 статора со стороны А и концевой диск 10 статора со стороны В для изоляции противоположных торцевых поверхностей пакета 2 сердечника статора. В отличие от концевого диска 9 статора со стороны А, концевой диск 10 со стороны В имеет дополнительно присоединительный терминал 11. Далее, на стороне В показан опорный щиток 12, который закрывает статор со стороны В и в котором помещен, с возможностью вращения вал ротора двигателя (не показан) своим концом со стороны В. В центральной области, где помещен вал ротора, в опорный щиток 12 встроен тахометр 13 для определения скорости вращения ротора. Для электрического контакта коллектора (не показан), а вместе с ним и обмоток ротора на внешней стороне опорного щитка 12 установлен первый держатель 14 угольных щеток с соответствующей ему первой угольной щеткой, а диаметрально противоположно первому держателю 14 угольных щеток - второй держатель 15 угольных щеток с соответствующей ему второй угольной щеткой.

На фигуре 2а концевой диск 10 статора со стороны B в соответствии с фигурой 1, с его отдельными конструктивными элементами показан под углом сверху в виде на ту его сторону, которая удалена от пакета 2 сердечника статора, а на фигуре 2b - под углом снизу в виде на ту его сторону, которая обращена к пакету 2 сердечника статора. В концевом диске 10 статора со стороны B в месте, соответствующем положению первого полюса 3 статора образован первый опорный элемент 16 обмотки для крепления обмоток первой полюсной катушки 5, а в месте, соответствующем положению второго полюса 4 - второй опорный элемент 17 обмотки для крепления обмоток второй полюсной катушки 6. Кроме того, в концевом диске 10 статора со стороны B в области между первым и вторым опорными элементами 16, 17 обмотки на наружном краю концевого диска 10 статора со стороны В имеется присоединительный терминал 11. Присоединительный терминал 11 имеет первую часть 18, которая выполнена как единое целое с концевым диском статора и на которой сформированы выступы 19 защелок. Кроме того, присоединительный терминал 11 имеет вторую часть 20, на которой сформированы пазы 21 защелок и которая при помощи выступов 19 защелок и пазов 21 защелок фиксируется на первой части 18. В первой части 18 и во второй части 20 присоединительного терминала 11 соответственно имеются по десять принимающих креплений 22 для вкладышей 23, выполненных из листового металла. Каждый из вкладышей 23 имеет присоединительную пластину 24 и контактный штырь 25, причем присоединительная пластина 24 и контактный штырь 25 связаны друг с другом металлической перемычкой 26. Далее, к первой части 18 присоединительного терминала 11 со стороны А присоединена штекерная колодка 27, а ко второй части 20 присоединительного терминала 11 со стороны В присоединена штекерная колодка 28. В качестве альтернативы возможно также выполнение второй части 20 с стороны В со штекерной колодкой 28 как единого целого с присоединительным терминалом 11, а тем самым и с концевом диском 10 статора, а первой части 18 со штекерной колодкой 27 со стороны А - в виде съемной или фиксируемой на защелках детали. Когда вкладыши 23 вложены в принимающие их крепления 22, и первая часть 18, и вторая часть 20 присоединительного терминала 11 скреплены друг с другом фиксаторами, контактные штыри 25 из вкладышей 23 проходят как в штекерную колодку 27 со стороны А, так и в штекерную колодку 28 со стороны В, так что внешний штекер 48 подключения двигателя может вставляться либо в штекерную колодку 27 со стороны А, либо в штекерную колодку 28 со стороны В. Чтобы защитить контактные штыри 25 неиспользуемой штекерной колодки, соответственно 27 или 28, от нежелательных контактов, предусмотрена заглушка 29, которая может закрывать неиспользуемую штекерную колодку 27 или 28 с прессовой посадкой.

Кроме того, на концевом диске 10 со стороны В предусмотрено крепление 30 для термовыключателя 31 в цепи якоря. Чтобы обеспечить возможность расположения температурного датчика в воздушном зазоре между пакетом 2 сердечника статора и ротором 47, в том числе и для альтернативных вариантов двигателя, в концевом диске 10 статора со стороны В дополнительно предусмотрены держатели 32 для датчика температуры или для его соединительных проводов. На фигуре 3 концевой диск 10 со стороны В показан с укомплектованным присоединительным терминалом 11, то есть со вложенными вкладышами 23 и с прикрепленными друг к другу на защелках первой частью 18 и второй частью 20. Штекерная колодка 28 со стороны В предусмотрена для принятия внешнего штекера для подключения, неиспользуемая штекерная колодка 27 со стороны А закрыта заглушкой 29. Возможно выполнение второй части 20 присоединительного терминала 11 с различными штекерными колодками 28 со стороны В для разных вариантов двигателя так, чтобы она предназначалась для принятия разных, например 6-контактных, 8-контактных или 10-контактных, многоконтактных штекеров. В этом случае не требуется изменение первой части 18 присоединительного терминала 11, а вместе с ним и концевого диска 10 статора, так как необходимо лишь оснащение присоединительного терминала 11 меньшим количеством вкладышей 23 и, соответственно, меньшим количеством соединительных элементов 24 или контактных элементов 25. В случае, когда нужно оснащать разные варианты двигателя множеством различных штекерных колодок 27 со стороны А для принятия различных внешних штекеров 48 подключения двигателя, предпочтительно - как уже упоминалось выше - изготавливать вторую часть 20 вместе с концевым диском 10 статора в виде цельной детали, а первую часть 18 присоединительного терминала 11 со штекерной колодкой 27 со стороны А соединять со второй частью 20 присоединительного терминала 11 как отдельный конструктивный элемент.

В показанном на фигуре 3 концевом диске 10 статора со стороны В термовыключатель 31 уже введен в приемное крепление 30 для термовыключателя. Термовыключатель 31 присоединен к одной из присоединительных пластин 24, выполненной в виде плоского штекера 35, посредством первого соединительного провода 33, который на конце, удаленном от термовыключателя 31, заканчивается гнездом 34 для плоского штекера. Термовыключатель 31 имеет второй соединительный провод 36, на удаленном от термовыключателя 31 конце которого имеется второе гнездо 37 для плоского штекера. Второе гнездо 37 для плоского штекера выполнено для электрического контакта со второй угольной щеткой, укрепленной согласно фигуре 1 во втором держателе 15 угольных щеток. Таким образом, концевой диск 10 статора со стороны В уже до наматывания полюсных катушек 5, 6 на пакет 2 сердечника статора предварительно собран вместе с термовыключателем 31 для цепи якоря. В альтернативном варианте исполнения возможно также изготовление концевого диска 10 статора со стороны В с уже интегрированным первым соединительным проводом 33 и с интегрированным вторым соединительным проводом 36. Это делается, например, в форме штампованной решетки, которая в процессе литья под давлением заливается в аппарате для литья под давлением при изготовлении концевого диска 10. В этом случае электрическое соединение между термовыключателем 31 и штампованной решеткой (не показана) достигается при вставлении термовыключателя 31 в приемное крепление 30 концевого диска 10 статора.

На фигуре 4 показан вид сверху на торцевую поверхность пакета 2 сердечника статора в соответствии фиг.1 с концевым диском 10 на стороне В, с намотанными (на пакет) первой полюсной катушкой 5 и второй полюсной катушкой 6. Для присоединения проводов обмоток первой и второй полюсных катушек 5, 6 согласно фигуре 3 и фигуре 4 три присоединительных пластины 24 присоединительного терминала 11 выполнены в форме первого приварного крюка 38, второго приварного крюка 39 и третьего приварного крюка 40. Обмотка первой полюсной катушки 5 имеет начало 51 катушки и конец 52 катушки, а также ответвление 53 катушки. Аналогично, на обмотке второй полюсной катушки 6 имеются начало 61 катушки и конец 62 катушки, а также ответвление 63 катушки. Начало 51 первой полюсной катушки 5 вместе с концом 62 второй полюсной катушки 6 во время намотки крепятся на первом приварном крюке 38 и привариваются к нему. Конец 52 первой полюсной катушки 5 и начало 61 второй полюсной катушки 6 во время намотки крепятся на втором приварном крюке 39 и привариваются к нему. Далее, ответвление 53 первой полюсной катушки 5 и ответвление 63 второй полюсной катушки 6 во время намотки крепятся на третьем приварном крюке 40 и привариваются к нему.

Однако возможны и другие схемы соединения проводов первой полюсной катушки 5 и второй полюсной катушки 6. Например, в другом варианте исполнения ответвление 63 второй полюсной катушки 6 разделяется таким образом, что вторая полюсная катушка 63 будет иметь второе начало 631 катушки и второй конец 632 катушки. Согласно этому второму варианту исполнения, теперь начало 51 первой полюсной катушки 5 вместе с началом 631 второй полюсной катушки 6 крепятся на первом приварном крюке 38 и привариваются к нему. Далее, согласно второму варианту исполнения, конец 52 первой полюсной катушки 5 и второй конец катушки 632 второй полюсной катушки 6 крепятся на втором приварном крюке 39 и привариваются к нему. Наконец, согласно второму варианту исполнения, начало 61 второй полюсной катушки 6, конец 62 второй полюсной катушки 6 и ответвление 53 первой полюсной катушки 5 соединяются на третьем приварном крюке 40 и привариваются к нему. Также возможно, что на присоединительной пластине 24 вместе с третьим приварным крюком имеется еще и четвертый приварной крюк 41. Тогда и ответвление 53 первой полюсной катушки 5 может разделяться таким образом, что первая полюсная катушка 5 также будет иметь второе начало 531 катушки и второй конец 532 катушки. Таким образом, тогда начало 61 второй полюсной катушки 6 и второй конец 532 первой полюсной катушки 5 могут соединяться на третьем приварном крюке 40 и привариваться к нему. Далее, конец катушки 62 второй полюсной катушки 6 и второе начало 531 первой полюсной катушки 5 могут тогда соединяться на четвертом приварном крюке 41 и привариваться к нему. Начала 51, 61 катушек, концы 52, 62 катушек и ответвления 53, 531, 532, 63, 631, 632 катушек могут комбинироваться друг с другом и иначе. Возможен также альтернативный вариант двигателя без ответвлений 53, 63 катушек. Кроме того, вкладыши 23 с приварными крюками 38, 39, 40 или 41 могут располагаться в различных позициях в приемных креплениях 22 присоединительного терминала 11.

Для подключения тахометра 13 на присоединительном терминале 11 выполнены две присоединительных пластины 24 в форме первого плоского штекера 42 и второго плоского штекера 43. Для присоединения первого соединительного провода 33 термовыключателя 31, как уже было упомянуто ,предусмотрен плоский штекер 35. Для присоединения первой угольной щетки первого держателя 14 угольных щеток на присоединительном терминале 11 имеется еще одна присоединительная пластина 24, выполненная в виде плоского штекера 44. В варианте двигателя без термовыключателя 31 вторая угольная щетка второго держателя 15 угольных щеток непосредственно присоединяется к плоскому штекеру 35. В еще одном варианте двигателя, при котором вместо термовыключателя 31 на креплениях 32 установлен температурный датчик (не показан), для присоединения этого температурного датчика к присоединительному терминалу 11 имеются две дополнительных присоединительных пластины 24 в форме первого плоского штекера 45 и второго плоского штекера 46. Здесь также, аналогично приварным крюкам 38, 39, 40, 41, может варьироваться распределение соединений плоских штекеров 35, 42, 43, 44, 45, 46 или их позиции в приемных креплениях 22 присоединительного терминала 11. Кроме того, возможно также выполнение присоединительных элементов присоединительного терминала 11 не в виде плоских штекеров 35, 42, 43, 44, 45, 46 или присоединительных пластин с приварными крюками 38, 39, 40, 41, а в виде монтажных лепестков для припайки или срезных контактов.

На фигуре 5 показан альтернативный вариант исполнения концевого диска 10 статора со стороны В с отдельными его конструктивными элементами в виде сбоку и сверху на сторону, удаленную от пакета 2 сердечника статора. На фигуре 6 показан вид на торцевую поверхность статора с концевым диском 10 статора согласно фигуре 5 и с полюсными катушками 5, 6. В отличие от варианта исполнения, изображенного на фигурах 1-4, показанный здесь концевой диск статора со стороны В выполнен упрощенно в том отношении, что он перекрывает лишь одну часть торцевой поверхности пакета 2 сердечника статора в области одного из межполюсных промежутков, и что здесь нет опорных элементов для обмоток. На внешнем, удаленном от ротора крае концевого диска 10 статора со стороны В здесь также сформирован присоединительный терминал 11. Присоединительный терминал 11 имеет аналогично варианту исполнения, изображенному на фигурах 1-4, первую часть 18, которая выполнена как единое целое с концевым диском и на которой имеются выступы 19 защелок. Присоединительный терминал 11 также имеет вторую часть 20, на которой распложены пазы 21 защелок и которая посредством пазов 21 защелок и выступов 19 защелок прикрепляется к первой части 18. На второй части 20 присоединительного терминала 11 имеются восемь приемных креплений 22 для вкладышей 23, изготовленных из листового металла. Каждый из вкладышей 23 имеет по одной присоединительной пластине 24 и одному контакту 25, причем присоединительная пластина 24 и контакт 25 соединены друг с другом металлической перемычкой 26. Далее, на первой части 18 присоединительного терминала 11 вместо приварных крюков в теле диска сформированы четыре камеры 64 для принятия в них металлических срезных контактов 65 для срезных соединений обмоток статора. Для соединения срезных контактов 65 с присоединительными пластинами 24 вкладышей 23 предусмотрены, кроме того, металлические штекерные контакты 66. Приемное крепление 30 для термовыключателя 31 в цепи якоря или для температурного датчика расположено на внутреннем, обращенном к ротору, крае концевого диска статора 10 со стороны В, напротив присоединительного терминала 11, в воздушном зазоре между пакетом 2 сердечника статора и ротором 47. Термовыключатель 31 или температурный датчик аналогично варианту исполнения, изображенному на фигуре 3, подключаются к присоединительным пластинам 24 присоединительного терминала 11 при помощи гнезд плоского разъема. В отличие от варианта исполнения, изображенного на фигурах 1-4, в альтернативном варианте исполнения, изображенном на фигурах 5 и 6, на первой части 18 присоединительного терминала 11 отсутствует штекерная колодка 27 со стороны А. Лишь вторая часть 20 присоединительного терминала 11 имеет штекерную колодку 28 на стороне В. Однако возможны также любые другие варианты, т.е., например, наличие только штекерной колодки 27 со стороны А и отсутствие штекерной колодки со стороны В 28 или наличие как штекерной колодки 27 со стороны А, так и штекерной колодки 28 со стороны В.

Класс H02K3/52 крепление обмоток явных полюсов или присоединений к ним 

Класс H02K23/64 универсальные двигатели, работающие как на переменном, так и на постоянном токе 

Наверх