способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора

Классы МПК:B23P19/10 выравнивание (подгонка) соединяемых деталей
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВИАДВИГАТЕЛЬ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-05-26
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при монтаже редукторов и мультипликаторов. Устанавливают в корпусе ведомое зубчатое колесо первой ступени и ведущее зубчатое колесо второй ступени. Размещают опоры подшипников с обеих сторон корпуса. Устанавливают в шлицы ведомого зубчатого колеса первой ступени и ведущего зубчатого колеса второй ступени со стороны входного вала торсионные валы с ввернутыми в них технологическими валами. Устанавливают на фланец выходного вала тормозное устройство для обеспечения неподвижности выходного вала. На входном валу с помощью динамометрического ключа создают в течение 4-5 минут крутящий момент величиной 1,5-2,0% от номинального крутящего момента, передаваемого торсионными валами. Снижают упомянутый крутящий момент до значений (0способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 0,5) кгс·м. Прикладывают к каждому технологическому валу вместе с соответствующим торсионным валом осевое усилие, равное 8-10 кгс, для проверки неподвижности торсионного вала. Производят демонтаж технологических валов. Причем при выходе торсионного вала из шлицевого зацепления с зубчатым колесом при приложении упомянутого осевого усилия его разворачивают по меньшей мере на одну шлицу в направлении приложения крутящего момента. Затем снова вводят его в шлицевое зацепление с зубчатым колесом и повторяют указанную последовательность действий от создания крутящего момента на входном валу до проверки неподвижности торсионного вала. В результате повышается ресурс редуктора или мультипликатора. 4 ил. способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595

способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595

Формула изобретения

Способ сборки многопоточного редуктора или многопоточного мультипликатора, включающий установку в корпусе ведомого зубчатого колеса первой ступени и ведущего зубчатого колеса второй ступени, размещение опор подшипников с обеих сторон корпуса и установку со стороны входного вала торсионных валов, имеющих резьбовую часть и шлицы, в шлицы ведомого зубчатого колеса первой ступени и ведущего зубчатого колеса второй ступени и их фиксацию, отличающийся тем, что предварительно в резьбовую часть каждого из торсионных валов завинчивают технологический вал, после установки торсионных валов в шлицы ведомого зубчатого колеса первой ступени и ведущего зубчатого колеса второй ступени устанавливают на фланец выходного вала тормозное устройство для обеспечения неподвижности выходного вала, на входном валу с помощью динамометрического ключа создают в течение 4-5 мин крутящий момент величиной 1,5-2,0% от номинального крутящего момента Мкр ном, передаваемого торсионными валами, затем снижают упомянутый крутящий момент до значений (0способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 0,5) кгс·м, прикладывают к каждому технологическому валу вместе с соответствующим торсионным валом осевое усилие, равное 8-10 кгс, для проверки неподвижности торсионного вала и затем производят демонтаж технологических валов, причем при выходе торсионного вала из шлицевого зацепления с зубчатым колесом при приложении упомянутого осевого усилия его разворачивают по меньшей мере на одну шлицу в направлении приложения крутящего момента, снова вводят в шлицевое зацепление с зубчатым колесом и повторяют указанную последовательность действий от создания крутящего момента на входном валу до проверки неподвижности торсионного вала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для монтажа редукторов и мультипликаторов больших мощностей от 1 до 180 МВт, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к потребителю, в частности для привода компрессоров газоперекачивающих агрегатов или генераторов газотурбинных электростанций.

Работоспособность шевронной зубчатой передачи многопоточных редукторов или мультипликаторов обеспечивается условием одновременного начала передачи крутящего момента в каждом потоке при условии равной жесткости при скручивании торсионных шлицевых валов, соединяющих ступени редукции.

Известный способ сборки многопоточного редуктора включает размещение зубчатых колес и опор подшипников с обеих сторон корпуса редуктора, установку со стороны входного вала N торсионных валов в шлицы ведомого зубчатого колеса первой ступени и ведущего зубчатого колеса второй ступени, их последующую фиксацию (Патент РФ № 2228454, F02C 7/36, 2004 г.)

В процессе сборки боковой зазор в шлицах (способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 ) каждого торсионного вала для обеспечения способности самоцентрирования выполнен увеличенным и составляет:

способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 =(0,055-0,095)·В,

где В - толщина зуба торсионного шлицевого вала.

Однако в результате различий в геометрии фактически изготовленных шлиц увеличенный зазор в шлицевом соединении не обеспечивает равномерность передачи крутящего момента по потокам, поскольку при передаче нагрузки часть торсионных валов «выберет» окружной зазор в шлицах, а другая часть будет иметь окружной зазор. При продолжении нагружения редуктора крутящим моментом один из торсионных валов, в котором будет «выбран» окружной зазор, начнет передавать нагрузку, упруго деформируясь в окружном направлении, а оставшиеся торсионные валы будут продолжать «выбирать» окружной зазор, прежде чем они, деформируясь на меньшую величину, начнут участвовать в передаче крутящего момента. Поэтому часть зубчатых колес будет более нагружена, в них возникнут повышенные контактные и изгибные напряжения, что приведет к их преждевременному изнашиванию и снижению ресурса изделия в целом.

Кроме того, увеличенный зазор в зубьях шлицевых соединений вследствие воздействия вибраций, связанных с соударениями зубьев в зацеплении, может спровоцировать преждевременный износ шлиц.

Наиболее близким к заявленному является способ сборки трехпоточного редуктора, включающего размещение зубчатых колес и опор подшипников с обеих сторон корпуса, установку со стороны входного вала трех торсионных валов в шлицы ведомого зубчатого колеса первой ступени и ведущего зубчатого колеса второй ступени и их фиксация (Патент РФ № 2106508, F02C 7/36, 1998 г.). Для обеспечения равномерной загрузки зубчатых колес по потокам торсионные шлицевые валы выполнены с различным количеством шлиц, состоящим из простых чисел.

Однако подбор шлиц не обеспечивает равномерное распределение нагрузки в каждой ступени многопоточного редуктора.

Техническая задача заключается в повышении ресурса редуктора или мультипликатора за счет равномерного распределения нагрузки во всех зубчатых зацеплениях потоков редуктора (мультипликатора).

Сущность изобретения заключается в том, что в способе сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, включающем установку в корпусе ведомого зубчатого колеса первой ступени и ведущего зубчатого колеса ведомого зубчатого колеса второй ступени, размещение опор подшипников с обеих сторон корпуса и установку со стороны входного вала торсионных валов, имеющих резьбовую часть и шлицы, в шлицы ведомого зубчатого колеса первой ступени и ведущего зубчатого колеса второй ступени и их фиксация, согласно изобретению предварительно в резьбовую часть каждого из торсионных валов завинчивают технологический вал, после установки торсионных валов в шлицы ведомого зубчатого колеса первой ступени и ведущего зубчатого колеса второй ступени устанавливают на фланец выходного вала тормозное устройство для обеспечения неподвижности выходного вала, на входном валу с помощью динамометрического ключа создают в течение 4-5 минут крутящий момент величиной 1,5-2,0% от номинального крутящего момента Мкр ном, передаваемого торсионными валами, затем снижают упомянутый крутящий момент до значений (0способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 0,5) кгс·м, прикладывают к каждому технологическому валу вместе с соответствующим торсионным валом осевое усилие, равное 8-10 кгс, для проверки неподвижности торсионного вала и затем производят демонтаж технологических валов, причем при выходе торсионного вала из шлицевого зацепления с зубчатым колесом при приложении упомянутого осевого усилия его разворачивают по меньшей мере на одну шлицу в направлении приложения крутящего момента, снова вводят в шлицевое зацепление с зубчатым колесом и повторяют указанную последовательность действий от создания крутящего момента на входном валу до проверки неподвижности торсионного вала.

Заявляемая совокупность существенных признаков позволяет осуществлять сборку многопоточного редуктора или мультипликатора, обеспечивающую равномерное распределение нагрузки во всех зубчатых зацеплениях потоков редуктора или мультипликатора. Такая равномерность достигается путем предварительного тарирования всех торсионных валов с целью одновременной передачи ими крутящего момента в процессе работы.

Изобретение проиллюстрировано следующими фигурами.

На фиг.1 представлено приспособление с размещенным многопоточным (трехпоточным) редуктором при его сборке.

На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

На фиг.3 - элемент II на фиг.1 в увеличенном виде.

На фиг.4 показаны возможные окружные зазоры способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 между шлицами торсионных валов и зубчатых колес в трехпоточном редукторе (мультипликаторе) после нагружения крутящим моментом. Окружные зазоры способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 1 и способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 2 второго потока «не выбраны» (фиг.4б). Окружной зазор способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 3 первого потока полностью «выбран» в направлении приложения крутящего момента (фиг.4а). Окружной зазор способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 4 (фиг.4в) не выбран в направлении действия крутящего момента.

Заявляемый способ на примере трехпоточного мультипликатора (редуктора) осуществляется следующим образом.

В корпус 1 мультипликатора (редуктора) устанавливают колеса 1-й ступени редукции 2 и 3. Затем устанавливают опору 4 подшипников 5. Крышки 6 при этом сняты. Устанавливают зубчатые колеса 7 и 8 2-й ступени редукции, затем - опору 9 подшипников 10. В резьбовую часть 11 каждого торсионного вала 12 завинчивают технологический резьбовой вал 13. Кольца 14 размещают в зубчатом колесе 7 второй ступени, затем устанавливают торсионные валы 12 до упора в кольца 14. Для удобства установки торсионных валов 12 допускается незначительное «подворачивание» ведомого зубчатого колеса 8 2-й ступени за фланец 15 выходного вала 16. Необходимо при этом убедиться в «свободной» установке от руки торсионного вала 12 внутри зубчатых колес 1 и 2 ступени.

На фланец 15 выходного вала 16 устанавливают тормозное устройство 17, обеспечивающее неподвижность выходного вала 16. На шлицы 18 входного вала 19 закрепляют динамометрический ключ 20, с помощью которого создают крутящий момент Мкр1 , приложенный в направлении действия крутящего момента при работе редуктора величиной 1,5-2,0% от номинального крутящего момента Мном кр, передаваемого тремя торсионными валами 12. Величину Мкр1 поддерживают в течение 4-5 минут. При этом в шлицах торсионных валов 12 в разной степени «выбираются» окружные зазоры способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 (фиг.4). Затем снижают крутящий момент Мкр1 до значений (0способ сборки многопоточного редуктора или мультипликатора, патент № 2389595 0,5) кгс·м.

Далее поочередно к каждому технологическому валу 13 вместе с соответствующим торсионным валом 12 прикладывают осевое усилие, равное 8-10 кгс, например, вручную, и проверяют вероятность смещения с места торсионного вала 12. Если окружной зазор «выбран» в направлении действия крутящего момента, т.е. равен нулю (фиг.4а), то вал 12 будет неподвижным и с места не стронется. В случае смещения его с места, т.е. выхода из шлицевого зацепления, следует проделать следующие операции:

- вывести торсионный вал 12 из шлицевого соединения;

- развернуть его на 1-2 шлицы в направлении приложения крутящего момента и ввести в шлицевое зацепление в обоих зубчатых колесах 2, 3;

- повторить нагружение крутящим моментом Мкр1 и снова проверить возможность смещения торсионного вала 12 с места.

Эти операции повторяют до момента, пока все торсионные валы 12 не станут неподвижными после приложения к ним осевого усилия 8-10 кгс, а затем производят демонтаж технологических валов 13.

Устанавливают стопорное кольцо 21 и фиксируют торсионные валы 12 в рабочем положении. Маслоудерживающие кольца 22 фиксируют стопорными кольцами 23 и закрывают крышки 6.

Класс B23P19/10 выравнивание (подгонка) соединяемых деталей

способ сборки цилиндрических деталей с гарантированным зазором -  патент 2487003 (10.07.2013)
приспособление для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта -  патент 2457094 (27.07.2012)
приспособление для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта -  патент 2457093 (27.07.2012)
способ сборки профильных соединений с зазором -  патент 2445200 (20.03.2012)
способ изготовления первой части для узла компонента летательного аппарата (варианты) и компонент летательного аппарата (варианты) -  патент 2411162 (10.02.2011)
способ сборки колесных пар железнодорожного транспорта -  патент 2402414 (27.10.2010)
способ сборки соединений типа "вал-втулка" -  патент 2381095 (10.02.2010)
способ изготовления сборочной единицы с цилиндрическим подвижным соединением -  патент 2315685 (27.01.2008)
способ наживления и сборки деталей, сопрягаемых по цилиндрическим поверхностям с гарантированным зазором, и устройство для его осуществления -  патент 2207944 (10.07.2003)
Наверх