способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического летательного аппарата в заданную точку земной поверхности

Классы МПК:F41G7/00 Системы наведения для самодвижущихся снарядов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-10-27
публикация патента:

Изобретение относится к области управления наведением летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано для обеспечения заданного времени прилета спускаемого аэробаллистического ЛА в заданную точку земной поверхности. Способ включает формирование траектории спуска путем задания требуемого направления вектора конечной скорости ЛА в заданной точке земной поверхности. При этом прогноз ожидаемого времени прилета ЛА осуществляют с помощью бортового вычислителя. Определяют отклонение ожидаемого времени прилета ЛА от его расчетного номинального значения. По найденному отклонению времени прилета корректируют требуемое направление конечной скорости ЛА в заданной точке земной поверхности из условия сведения прогнозируемого отклонения времени прилета к нулю. Технический результат заключается в обеспечении возможности управления временем прилета ЛА в заданную точку земной поверхности в условиях воздействия возмущающих факторов. 2 ил.

способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985

Формула изобретения

Способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического летательного аппарата (ЛА) в заданную точку земной поверхности, включающий формирование траектории спуска путем задания требуемого направления вектора конечной скорости ЛА в точке цели, отличающийся тем, что осуществляют прогноз ожидаемого времени прилета ЛА от заданной высоты над земной поверхностью до заданной точки земной поверхности с помощью бортового вычислителя, определяют отклонение ожидаемого времени прилета ЛА от его расчетного номинального значения и по найденному отклонению времени прилета корректируют требуемое направление конечной скорости ЛА в заданной точке земной поверхности из условия сведения прогнозируемого отклонения времени прилета ЛА к нулю.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области управления наведением летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано для оперативного управления временем прилета спускаемого аэробаллистического ЛА в заданную точку земной поверхности (точку цели) путем изменения формы траектории спуска ЛА на земную поверхность с заданной высоты, при этом переход на более пологие траектории спуска ведет к увеличению времени прилета ЛА в точку прицеливания, а переход на более крутые траектории спуска ведет к соответствующему уменьшению времени прилета ЛА.

Известен способ формирования траекторий спускаемого аэробаллистического летательного аппарата в заданную точку земной поверхности (точку цели) - навесных, настильных, подлетных с заданного направления и др. (см.[1], [2]), заключающийся в том, что задают требуемое направление вектора конечной скорости ЛА в точке цели, осуществляют построение целевой системы координат, связанной с заданным направлением конечной скорости, формируют программы требуемых ускорений ЛА в проекциях на картинную плоскость наведения, нормальную к направлению конечной скорости, находят закон терминального управления спускаемым ЛА из динамических уравнений движения ЛА с определением его действительных параметров движения с помощью бортовой навигационно-измерительной системы.

Недостаток известного способа заключается в том, что формирование различных траекторий спускаемого аппарата осуществляется без учета возможных вариаций времени прилета ЛА в точку прицеливания, которое может изменяться в значительных пределах как за счет атмосферных и иных возмущений, воздействующих на спускаемый аппарат на предыдущих этапах полета, так и вследствие изменения самих траекторий спуска, формируемых в рамках известного способа управления.

Задачей изобретения является обеспечение возможности управления временем прилета аэробаллистического ЛА в точку цели. В частном случае управление временем будет заключаться в поддержании заданного значения времени прилета ЛА в условиях воздействия возмущающих факторов, оказывающих влияние на время полета ЛА по траектории спуска (случайные вариации параметров атмосферы, отклонения аэробаллистических характеристик ЛА от их номинальных значений и др.). В более общем случае управление временем будет заключаться в оперативном изменении заданного времени прилета ЛА в точку цели непосредственно в ходе полета.

Необходимость управления временем прилета ЛА в точку цели существует во многих ситуациях применения аэробаллистических ЛА. В частности, при полете группы однотипных аэробаллистических ЛА, направляемых в одну или близко расположенные точки цели, возникает необходимость точной синхронизации моментов прилета ЛА в общую или индивидуальные точки цели (см. [1], с.435-439). При управлении пилотируемыми спускаемыми аппаратами типа «Шаттл» или «Буран» необходимость оперативного изменения времени прилета ЛА в точку посадки может быть вызвана метеорологическими факторами.

На фиг.1 показаны плоские траектории спуска ЛА из начальной точки О в точку цели Ц, формируемые в рамках известного способа управления полетом ЛА. Пунктиром показана номинальная (расчетная) траектория спуска, которой соответствует заданная конечная скорость ЛА в точке Ц, обозначенная как способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 , и расчетное время прилета ЛА в точку Ц, которое обозначим как способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 . Здесь же показаны оси целевой системы координат Х ц и Yц, связанные с вектором заданной конечной скорости, при этом ось Хц направлена по вектору способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 , а ось Yц ей перпендикулярна. Угол способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 (называемый в баллистике углом бросания) определяет направление вектора конечной скорости способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 в точке цели и тем самым форму траектории ЛА на предыдущем этапе полета.

На фиг.1 показаны два других угла способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 и способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 , задание которых определяет две другие траектории спуска, отмеченные цифрами 1 и 2.

Таким образом, угол бросания способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 ц является в известном способе параметром управления формой траектории спуска, выбранное значение которого фиксируется в алгоритмах наведения ЛА в точку цели или согласно способу управления, описанному в [2], изменяется в алгоритмах наведения по заданной программе.

Изменение угла способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 ц по сравнению с его номинальным расчетным значением и соответствующее этому изменение формы траектории спуска приводят к изменению времени полета ЛА от точки О до точки прицеливания Ц. Это обстоятельство положено в основу заявляемого способа управления временем прилета ЛА в точку прицеливания.

Обозначим через способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 и способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 время прилета ЛА в точку Ц при движении по траекториям, отмеченным на фиг.1 цифрами 1 и 2. При движении по первой траектории, более пологой, время прилета в точку Ц больше, чем при движении по номинальной расчетной траектории, способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 . При движении по второй траектории, более крутой, время прилета в точку Ц меньше, чем при движении по номинальной расчетной траектории, способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 . Из изложенного следует, что выбором нужного значения угла способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 ц с последующей фиксацией его значения в алгоритмах наведения может быть обеспечено требуемое значение времени прилета ЛА в точку цели.

Таким образом, в заявляемом способе угол способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 ц является параметром управления временем прилета ЛА в точку цели.

Между значениями угла способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 ц и значениями времени Тц прилета ЛА в точку цели при движении из начальной точки О существует однозначная функциональная зависимость, точный вид которой может быть установлен математическим моделированием управляемого движения ЛА по алгоритмам наведения в соответствии со способом управления, изложенным в [1].

В качестве примера на фиг.2 представлена кривая, характеризующая вид такой зависимости. Данная кривая получена моделированием движения гипотетического высокоскоростного аэробаллистического ЛА с характеристиками, приведенными в [1], с.419, при спуске в заданную точку земной поверхности с начальной высоты 30 км. В окрестности номинального значения угла бросания (в данном примере способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 , способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 ) расчетная кривая может быть аппроксимирована квадратичной зависимостью вида

способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985

где способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 отклонение времени прилета ЛА в точку Ц, вызванное изменением угла бросания способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 . Значения коэффициентов C1 и С2 зависимости (1) определяются для номинальных условий полета ЛА перед его пуском и вводятся в составе данных полетного задания в бортовую аппаратуру управления. Зависимость (1) или подобная ей более точная зависимость может быть использована в бортовых алгоритмах управления для расчета требуемого изменения угла способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 ц в алгоритмах управления, компенсирующего отклонение времени прилета способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 Тц, чем и будет обеспечено управляемое изменение времени прилета ЛА в точку цели.

В соответствии с изложенным заявляемый способ управления временем прилета ЛА в заданную точку цели сводится к следующему.

1. В процессе полета ЛА на некоторой заданной высоте над земной поверхностью (точка О на фиг.1) осуществляют прогноз ожидаемого времени полета ЛА от заданной высоты до точки цели по полным или упрощенным уравнениям движения ЛА с помощью бортового вычислителя.

2. Определяют отклонение ожидаемого времени прилета ЛА в точку

цели от его расчетного номинального значения способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 , где способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 - расчетное значение времени прилета ЛА, вводимое в память бортовой системы управления ЛА перед его пуском, и Тц - время прилета, найденное путем прогноза.

3. С помощью зависимости вида (1) или другой, более точной зависимости, находят требуемое изменение угла бросания способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 ц, соответствующее отклонению времени способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 Тц, после чего определяют измененное значение угла бросания способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 .

4. Найденное измененное значение угла способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 ц фиксируют в бортовых алгоритмах управления полетом ЛА, чем достигается изменение заданного направления конечной скорости ЛА в точке цели, влекущее соответствующее изменение формы траектории ЛА при подлете к точке цели и сведение прогнозируемого отклонения времени прилета ЛА к нулю. После фиксации значения угла способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 ц в бортовых алгоритмах управление полетом ЛА осуществляется в соответствии с известным способом.

В случаях, когда необходимо осуществить оперативное программное изменение времени прилета непосредственно в процессе спуска ЛА (например, вследствие неблагоприятных метеоусловий в точке посадки пилотируемого ЛА), требуемую вариацию времени прилета определяют непосредственно по формуле способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 , где способ управления временем прилета спускаемого аэробаллистического   летательного аппарата в заданную точку земной поверхности, патент № 2388985 - расчетное значение времени прилета, хранящееся в памяти бортовой системы управления, Тц - измененное время прилета. После этого реализация заявляемого способа управления временем сводится к выполнению действий, описанных выше в пп.3, 4.

Источники информации

1. Системы управления летательными аппаратами: Учебник для вузов / Разоренов Г.Н., Бахрамов Э.А., Титов Ю.Ф. М.: Машиностроение, 2003 г. (с.405-420).

2. Патент № 2296940, приоритет от 11 ноября 2005 г.

Класс F41G7/00 Системы наведения для самодвижущихся снарядов

способ стрельбы управляемой ракетой -  патент 2529828 (27.09.2014)
способ управления ракетой и система управления для его осуществления -  патент 2527391 (27.08.2014)
способ формирования сигнала компенсации фазовых искажений принимаемых сигналов, отраженных от облучаемого объекта визирования, с одновременным его инерциальным пеленгованием и инерциальным автосопровождением и система для его осуществления -  патент 2526790 (27.08.2014)
способ наведения летательных аппаратов на наземные объекты -  патент 2525650 (20.08.2014)
способ приведения летательного аппарата к наземному объекту -  патент 2521890 (10.07.2014)
способ стрельбы ракетой, управляемой по лучу лазера -  патент 2516383 (20.05.2014)
устройство определения направления и величины скачков пеленга на борту самонаводящегося по радиоизлучению оружия -  патент 2516206 (20.05.2014)
способ наведения беспилотного летательного аппарата -  патент 2515106 (10.05.2014)
система определения размотанной/оставшейся длины оптического волокна в катушке, установленной, в частности, в подводном боевом средстве -  патент 2514156 (27.04.2014)
способ формирования сигналов управления вращающейся вокруг продольной оси двухканальной ракетой -  патент 2511610 (10.04.2014)
Наверх