способ получения дизельного топлива

Классы МПК:C10G69/00 Обработка углеводородных масел путем по крайней мере одного процесса гидрообработки и по крайней мере одного другого процесса конверсии
C10G67/14 включая по крайней мере две различные ступени очистки в отсутствие водорода
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-09-22
публикация патента:

Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано при получении малосернистого дизельного топлива. Согласно способу по изобретению после обессоливания нефти проводят ее дистилляцию, при этом из атмосферной колонны отбирают дизельную фракцию с температурой кипения 171-341°С, фракции с температурой кипения выше 341°С направляют на последующую переработку вместе с мазутом в вакуумную колонну, из вакуумной колонны отбирают фракции с температурой кипения 181-304°С и 226-326°С, смешивают в балансовом соотношении эти фракции с дизельной фракцией из атмосферной колонны, при этом балансовая смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 340°С, полученную смесь подвергают гидроочистке и получают дизельное топливо. Технический результат- способ по изобретению позволяет получить дизельное топливо с содержанием серы не более 10 ppm.

Формула изобретения

Способ получения дизельного топлива, включающий обессоливание нефти, ее дистилляцию, выведение дизельных фракций, их смешение и последующую гидроочистку смеси, отличающийся тем, что при дистилляции в атмосферной колонне отбирают дизельную фракцию, выкипающую в пределах 171-341°С, фракции с температурой кипения выше 341°С направляют на последующую переработку вместе с мазутом в вакуумную колонну, при дистилляции в вакуумной колонне отбирают фракции с температурой кипения 181-304°С и 226-326°С, затем производят смешение отобранных из вакуумной колонны фракций с фракцией из атмосферной колонны в балансовом количестве, при этом смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 340°С, полученную смесь подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано при получении малосернистого дизельного топлива.

В настоящее время в качестве моторного топлива все чаще применяется дизельное топливо, вследствие его более высокого КПД. Получение дизельных топлив с низким содержанием серы является одной из наиболее важных проблем современной нефтепереработки. Присутствие соединений серы в нефтепродуктах вызывает усиленную коррозию, ухудшает условия эксплуатации двигателя, снижает сроки службы оборудования, а также требует защиты окружающей среды от вредного воздействия окислов серы, образующихся при сжигании сернистых соединений.

Требования к характеристикам выпускаемых в оборот дизельных топлив жестко регламентируются. В частности, в соответствии с международными стандартами содержание серы в готовом продукте не может превышать 10 ppm.

Известен способ получения дизельного топлива (патент РФ № 2247140), включающий одноступенчатую гидроочистку легкой (конец кипения не выше 300°С) и двухступенчатую гидроочистку тяжелой (температура начала кипения не ниже 300°С) газойлевых фракций на алюмоникель-/алюмокобальтмолибденовом катализаторе. Гидроочистка производится при повышенной температуре и давлении с последующим компаундированием гидроочищенных фракций.

Известен способ получения сверхмалосернистого дизельного топлива, описанный в патенте РФ № 2303624, в соответствии с которым топливо получают путем двухступенчатой каталитической гидроочистки дизельной фракции 180-360°С в присутствии водородсодержащего газа при повышенной температуре и давлении, получают паровую и жидкую фазу гидрогенизата первой ступени. Жидкую фазу гидрогенизата первой ступени подвергают гидроочистке на второй ступени с получением гидрогенизата второй ступени и его последующим объединением с паровой фазой гидрогенизата первой ступени.

Недостатком известных способов является то, что они не предназначены для получения топлива с содержанием серы не более 10 ppm.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению и выбранный авторами в качестве прототипа является способ получения дизельного топлива, описанный в «Справочнике нефтепереработчика» под редакцией Г.А.Ластовкина, Е.Д.Радченко, М.Г.Рудина, Ленинград, «ХИМИЯ», 1986 г., стр.73-74.

В соответствии с данным способом обессоленную нефть подают в атмосферную колонну на перегонку (дистилляцию). Из атмосферной колонны помимо бензиновой и керосиновой фракций отбирают два компонента дизельного топлива - фракцию 250-320°С и фракцию 320-380°С, температура питания колонны составляет 362°С. Фракции смешивают. Соотношение компонентов подбирается так, чтобы балансовая смесь вышеуказанных фракций, прошедшая гидроочистку при перегонке по методу ASTM D-86 выкипала до 360°С на >90% (по объему) и содержала до 1% серы.

Известный способ не позволяет получать топливо с содержанием серы до 10 ppm.

Целью предлагаемого изобретения является получение дизельного топлива с содержанием серы не более 10 ppm.

Указанная цель достигается способом получения дизельного топлива, включающим обессоливание нефти; ее дистилляцию; выведение дизельных фракций; их смешение и последующую гидроочистку смеси, при этом в соответствии с предлагаемым решением при дистилляции в атмосферной колонне отбирают фракцию с температурой кипения 170-341°С, фракции с температурой кипения выше 341°С направляют на последующую переработку в вакуумную колонну; при дистилляции в вакуумной колонне отбирают фракции с температурой кипения 181-304°С и 226-326°С; производят их смешение с фракцией дизельного топлива атмосферной колонны (170-341°С) в балансовом соотношении, при этом смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 340°С; полученную смесь подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе.

Из литературных данных (например, Salvatore Torrisi, Michael Gunter, журнал "Petroleum Technology Quartlerly", 2004 г., т.9, № 4 стр.29-35) известно, что во фракциях с концом кипения свыше 340°С содержатся сернистые соединения (замещенные дибензотиофены), где сера связана с пространственно затрудненными полиароматическими кольцами и ее удаление при гидроочистке осложняется ввиду пространственного закрытия атома серы.

Предлагаемый в качестве изобретения способ получения дизельного топлива решает эту проблему путем удаления этих соединений в вакуумной колоне, в результате чего высококипящие дибензотиофены остаются в вакуумном дистилляте, а дизельные фракции не содержат трудноудаляемой серы. Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Обессоленную нефть направляют на дистилляцию в атмосферную колонну. Помимо бензиновой и керосиновой фракций отбирают компонент дизельного топлива фракцию 171-341°С, температура питания колонны составляет 362°С. Фракции с температурой кипения выше 341°С (в том числе тяжелые фракции дизельного топлива) направляются на дальнейшую переработку вместе с мазутом в вакуумную колонну. Из этой колонны, кроме вакуумного газойля, выводят две дизельные фракции с температурой кипения 181-304°С (верхний вывод) и фракцию 226-326°С (боковой вывод). Для достижения поставленной цели при осуществлении предлагаемого способа в вакуумную колонну вместе с мазутом направляются фракции с температурой кипения от 341°С. Увеличение содержания дизельных фракций с температурой конца кипения >341°С в мазуте не влияет на процесс дальнейшей переработки мазута в вакуумной колонне.

При работе вакуумной колонны используются параметры, соответствующие проектному решению:

Температура питания, °С не выше 395

Температура верха колонны, °С не выше 125

Температура низа колонны, °С не выше 380

Давление верха, мм рт.ст. 680-760

Полученные в атмосферной и вакуумной колонне дизельные фракции смешивают и подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе. Балансовая смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 340°С.

Режим гидроочистки дизельного топлива зависит от вида катализатора, его активности, от качества сырья и требований к получаемому продукту и подбирается в соответствии с проектным решением, например:

Катализатор CoMo, NiMo

Давление, кг/см2 20-60

Температура, °С 340-400

Объемная скорость подачи сырья, ч-1 1-3

Кратность циркуляции водородсодержащего газа, нм33 200-600

Содержание водорода в циркулирующем газе, % об. 75-95

Для понижения температуры застывания дизельного топлива после процесса гидроочистки используют процессы депарафинизации фракций дизельного топлива. Известны различные способы депарафинизации, например: карбамидная, каталитическая, адсорбционная - методом «Парекс» (см. Мановян А.К. Технология первичной переработки нефти и природного газа. М.: Химия, 2001, стр.442). Однако процесс депарафинизации применяется не всегда. Для получения дизельного топлива, соответствующего нормативным и эксплуатационным требованиям по низкотемпературным характеристикам, возможно использование депрессорно-диспергирующих присадок (Технология переработки нефти / Под редакцией Глаголевой О.Ф., Капустина В.М. Часть первая. Первичная переработка нефти. М.: Химия, «КолосС», стр.230). Например, депрессорно-диспергирующая присадка фирмы Clariant Dodiflow 5416. Присадки добавляются прямо в трубопровод, по которому готовое топливо поступает в накопительный резервуар. Добавление присадок не влияет на количество серы в готовом топливе.

Предлагаемый способ разработан и успешно применяется на ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Способ можно проиллюстрировать следующими примерами.

Пример № 1.

В соответствии с предлагаемым способом обессоленную нефть направляют в атмосферную колонну на дистилляцию, температура питания колонны составляет 362°С. Отбирают компонент дизельного топлива - фракцию с температурой кипения 171-365°С. Фракции с температурой кипения выше 365°С направляются на дальнейшую переработку вместе с мазутом в вакуумную колонну, где выводят две дизельные фракции с температурой кипения 181-304°С (верхний вывод) и фракцию 226-340°С (боковой вывод).

Полученные дизельные фракции смешивают, при перегонке по методу ASTM D-86 смесь этих фракций имеет конец кипения не более 360°С.

При смешении, количества фракций берут в следующих соотношениях:

171-365°С - 85-87%

181-304°С - 1-3%

226-340°С - 8-12%

Смесь подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе. Количество серы в готовом топливе составляет 0,0074% мас. (или 74 ppm).

Пример № 2.

Способ осуществляется аналогично примеру 1, только из атмосферной колонны отбирают фракцию с температурой кипения 171-360°С, фракции смешивают, смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 350°С.

Процентный состав фракций в смеси имеет следующие пределы:

171-360°С - 82-85%

181-304°С - 1-5%

226-340°С - 11-13%

Смесь подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе. Количество серы в готовом топливе составляет 0,002% мас. (или 20 ppm).

Пример № 3.

Пример представляет собой вариант, при котором достигается цель, поставленная предлагаемым изобретением. Обессоленную нефть направляют в атмосферную колонну на дистилляцию, где отбирают компонент дизельного топлива - фракцию с температурой кипения 171-341°С.

Фракции с температурой кипения выше 341°С направляются на дальнейшую переработку вместе с мазутом в вакуумную колонну, где выводят две дизельные фракции с температурой кипения 181-304°С (верхний вывод) и фракцию 226-326°С (боковой вывод). Затем производят смешение дизельных фракций, отобранных из двух колон, а именно: 171-341°С; 181-304°С и 226-326°С. Смесь этих фракций при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 340°С. Процентный состав фракций в полученной смеси таков:

171-341°С - 80%

181-304°С - 7%

226-326°С - 13%

Указанное соотношение фракций представляет собой балансовое количество или выработанное количество (или количество по выработке). При смешении всего выработанного количества каждой из трех фракций, температура смеси при перегонке по методу ASTM D-86 имеет конец кипения не более 340°С.

Смесь подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом или алюмоникельмолибденовом катализаторе. Количество серы в готовом топливе составляет 0,0009% мас. (или 9 ppm), что соответствует требованиям международных стандартов.

Предлагаемый способ позволяет получить дизельное топливо с содержанием серы не более 10 ppm, что соответствует требованиям международных стандартов и позволит расширить рынки сбыта готового продукта.

Технология получения дизельного топлива с низким содержанием серы, описываемая в предлагаемом изобретении, может быть внедрена на нефтеперерабатывающем заводе, имеющем стандартный набор оборудования, а именно установки АВТ и гидроочистки. Предлагаемый способ не требует дополнительного оборудования, не предусматривает проведение вторичной перегонки дизельной фракции, что позволяет экономить энергозатраты. Внедрение предлагаемого способа не требует дополнительных капиталовложений.

Класс C10G69/00 Обработка углеводородных масел путем по крайней мере одного процесса гидрообработки и по крайней мере одного другого процесса конверсии

объединенный способ каталитичеcкого крекинга в псевдоожиженном слое катализатора для получения высококачественных углеводородных смесей в качестве топлива -  патент 2518119 (10.06.2014)
способ переработки нефти -  патент 2515938 (20.05.2014)
конверсия растительных масел в базовые масла и топлива для транспортных средств -  патент 2514918 (10.05.2014)
обработка посредством гидроочистки и депарафинизации для улучшения температуры замерзания топлива для реактивных двигателей -  патент 2513992 (27.04.2014)
способ гидрообработки в кислой среде для производства базовых смазочных масел -  патент 2513105 (20.04.2014)
способ комплексной утилизации нефтесодержащих отходов случайного состава и установка для его осуществления -  патент 2505581 (27.01.2014)
способ преобразования низкосортного исходного сырья в нефтяное топливо высокого качества -  патент 2497933 (10.11.2013)
способ переработки нефти -  патент 2495084 (10.10.2013)
конверсия растительных масел в базовые масла и топлива для транспортных средств -  патент 2495081 (10.10.2013)
способ получения олефиновых мономеров из биологических масел -  патент 2493141 (20.09.2013)

Класс C10G67/14 включая по крайней мере две различные ступени очистки в отсутствие водорода

Наверх