смазочное устройство зубчатой передачи

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Мендрух Николай Викторович (RU),
Мендрух Елена Николаевна (RU),
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-04-08
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами. Смазочное устройство зубчатой передачи включает приспособление для нанесения смазочного материала на рабочие поверхности зубчатых колес в виде пары упругих пластин (3), укрепленных неподвижно с двух сторон каждого зубчатого колеса перпендикулярно торцам его зубьев (2) и в его диаметральной плоскости. Длина пластин (3) больше высоты зубьев его зубчатого колеса. Каждая торцевая сторона ступицы (1) каждого колеса снабжена концентрическим кольцом (7), которое контактирует с торцом пластины (3), обращенным к центру колеса. Диаметр колец (7) равен диаметру окружностей впадин колеса. Изобретение позволяет повысить эффективность процесса смазывания. 2 ил. смазочное устройство зубчатой передачи, патент № 2386068

смазочное устройство зубчатой передачи, патент № 2386068 смазочное устройство зубчатой передачи, патент № 2386068

Формула изобретения

Смазочное устройство зубчатой передачи, включающее приспособление для нанесения смазочного материала на рабочие поверхности зубчатых колес в виде пары упругих пластин, неподвижно укрепленных с двух сторон каждого зубчатого колеса перпендикулярно торцам его зубьев и в его диаметральной плоскости, а длина пластин больше высоты зубьев зубчатого колеса, отличающееся тем, что каждая торцевая сторона ступицы каждого колеса снабжена концентрическим кольцом с возможностью контактирования с торцом пластины, обращенным к центру колеса, причем диаметр кольца равен диаметру окружностей впадин колеса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Известно смазочное устройство в виде лопатки, посредством которой смазочный материал периодически вручную наносится на рабочие поверхности зубчатых колес (см. «Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Одноковшовый универсальный экскаватор Э-652Б». М.: Машиностроение, 1973).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в низкой производительности, высокой трудоемкости и недолговечности нанесенного на рабочие поверхности слоя смазочного материала вследствие выдавливания его из зоны зацепления при работе зубчатой передачи.

В качестве прототипа взято смазочное устройство по а.с. СССР № 1618973, кл. F16Н 57/04 от 09.01.1989 г. Сущность его состоит в том, что оно содержит приспособление для возврата вытесненного смазочного материала обратно на рабочие поверхности зубчатых колес, которое выполнено в виде пары упругих пластин, укрепленных неподвижно с двух сторон каждого зубчатого колеса перпендикулярно их зубьям в радиальной плоскости колес, длина пластин больше высоты зубьев зубчатых колес, а края пластин, обращенных к зубьям, снабжены уширениями с прорезями.

Недостаток данной конструкции смазочного устройства состоит в том, что его работа недостаточно эффективна вследствие того, что часть вытесненного с рабочих поверхностей зубьев смазочного материала поступает на торцевые поверхности ступиц колес, откуда возвратить его посредством пластин в зону контакта зубьев, на их рабочие поверхности, затруднительно.

Изобретением решается задача повышения эффективности процесса смазывания.

Это достигается тем, что смазочное устройство зубчатой передачи включает приспособление для нанесения смазочного материала на рабочие поверхности зубчатых колес в виде пары упругих пластин, укрепленных неподвижно с двух сторон каждого зубчатого колеса перпендикулярно торцам их зубьев и в их диаметральной плоскости, длина пластин больше высоты зубьев, края пластин, обращенных к зубьям, снабжены уширениями с прорезями, причем каждая торцевая сторона каждого колеса снабжена концентрическим кольцом с возможностью контактирования с торцом пластины, обращенным к центру колеса, а диаметр кольца равен диаметру окружностей впадин колеса.

Смазочное устройство зубчатой передачи изображено на чертежах: на фиг.1 показано зубчатое колесо, вид сбоку, на фиг.2 - зубчатое колесо в разрезе.

Смазочное устройство зубчатой передачи устроено следующим образом. Каждое из зубчатых колес, состоящих из ступицы 1 и зубчатого венца с зубьями 2, снабжено парой упругих смазковозвращающих пластин 3, примыкающих с двух сторон к зубчатому венцу 2. Пластины 3 смонтированы неподвижно относительно вращающихся при работе зубчатых колес, для крепления пластины 3 снабжены крепежными отверстиями 4. На участках примыкания пластин 3 к зубчатому венцу 2 пластины 3 имеют уширения 5 с прорезями 6 со стороны зубьев зубчатого венца 2. Причем каждая торцевая сторона ступицы 1 каждого колеса снабжена концентрическим кольцом 7 с возможностью контактирования с торцом пластин 3, обращенным к центру колеса, а диаметр кольца 7 равен диаметру окружностей впадин 8 данного колеса.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При вращении зубчатого колеса упругие пластины 3 то отклоняются, изгибаясь при соприкосновении с зубьями венца 2, то распрямляются, проходя над впадинами между зубьями колеса. При этом они захватывают с торцевых поверхностей зубьев смазочный материал и переносят его на рабочие поверхности зубьев венца 2. Наличие колец 7 не позволяет смазочному материалу, вытесняемому с рабочих поверхностей зубьев венца 2, поступать на торцевые поверхности ступицы 1 колеса, вытесненный смазочный материал задерживается не только на торцах зубьев 2, но и на поверхности колец 7, обращенных к зубьям 2, откуда его легче возвратить с помощью пластин 3 обратно на рабочие поверхности зубьев 2, т.к. рабочие поверхности зубьев 1, пластины 3 и кольца 7 (в сечении - см. фиг.2) ориентированы в одной плоскости.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства позволит осуществлять возврат смазочного материала, вытесненного с рабочих поверхностей зубьев, более эффективно, что будет способствовать снижению интенсивности изнашивания зубьев колес передачи, повысит ее надежность и долговечность.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)
Наверх