антифрикционный древесно-полимерный материал

Классы МПК:C08L97/02 лигниноцеллюлозные материалы, например древесина, солома или выжатый сахарный тростник
B27K3/52 пропиточные средства, содержащие смеси неорганических и органических соединений 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова" (СПбГЛТА) (RU),
Шаповалов Виктор Михайлович (BY),
Шаповалов Андрей Викторович (BY),
Патякин Василий Иванович (RU),
Авдашкевич Светлана Викторовна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-05-15
публикация патента:

Изобретение относится к антифрикционным древесно-полимерным материалам и может быть использовано в машиностроении для изготовления крупногабаритных подшипниковых и скользящих элементов мало- и средненагруженных узлов трения, работающих при органической смазке. Описан антифрикционный древесно-полимерный материал, выполненный из композиции содержащей измельченную древесину, полимерное связующее - смесь полиэтилена и полипропилена, модификатор полимерного связующего малеиновый ангидрид смазку - смесь минерального масла и полиэтиленового воска и дополнительно - золу-унос. Технический результат - повышение ударной прочности и трибостойкости при изнашивании, снижение водопоглощения антифрикционного материала. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Антифрикционный древесно-полимерный материал, выполненный из композиции, содержащей измельченную древесину, полимерное связующее, модификатор полимерного связующего и смазку, отличающийся тем, что в качестве полимерного связующего содержит смесь полиэтилена и полипропилена, в качестве модификатора полимерного связующего - малеиновый ангидрид, в качестве смазки - смесь минерального масла и полиэтиленового воска и дополнительно - золу-унос.

2. Антифрикционный древесно-полимерный материал по п.1, отличающийся тем, что он выполнен из композиции содержащей, мас.%:

Полиэтилен10-15
Полипропилен 9,5-51,5
Малеиновый ангидрид 1-3
Полиэтиленовый воск 0,5-1,5
Минеральное масло1-2
Зола-унос 3-7
Измельченная древесинаОстальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к антифрикционным древесно-полимерным материалам и может быть использовано в машиностроении для изготовления крупногабаритных подшипниковых и скользящих элементов мало- и средненагруженных узлов трения, работающих при органической смазке.

Известен антифрикционный материал, включающий, мас.%: моторное масло (17-18), полиэтилен (1,4-1,5), перекись дикумила (0,065-0,070) и цельную древесину (А.С. СССР № 582095, В27М 1/2, B27K 3/32, опуб. 30.11.77, БИ № 44).

Недостатком известного антифрикционного материала являются невысокие антифрикционные свойства и сложность изготовления из него изделий антифрикционного назначения.

Известен антифрикционный материал, включающий, мас.%: прессованную древесину (72-80), кремнийорганическую жидкость (12-15), минеральное масло (6-9), полиизобутилен (1-3) и графит (1-2) (А.С. СССР № 525544, B27K 3/52, опубл. 25.08.76, БИ № 31).

Недостатком известного антифрикционного материала является сложность его переработки и высокая горючесть.

Известен также состав для получения антифрикционного материала на основе древесины, включающий, мас.%: минеральное масло (20-80), полиэтилен низкого давления (0,5-5) и гудроны растительных масел и технических жиров (15,0-79,5) (А.С. СССР № 1117217, B27K 3/34, опубл. 7.10.84, БИ № 37).

Получаемые путем пропитки древесины известным составом материалы обладают повышенной горючестью и невысокими антифрикционными свойствами.

Известна древесная прессовочная масса, используемая для изготовления деталей антифрикционного назначения, содержащая, мас.%: измельченную древесину (48,0-87,0), фенолформальдегидное связующее (10,0-40,0), атактический полипропилен с молекулярной массой 15000-35000 (2,0-10,0) и краситель (1,0-2,0) (А.С. СССР № 1199776, C08L 97/02, опубл. 23.12.85, БИ № 47).

Недостатком известного материала являются низкие антифрикционные и прочностные свойства.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является антифрикционный материал, содержащий, мас.%: измельченную древесину (60,0-73,0), полимерное связующее - пентапласт (20,5-27,0), модификатор полимерного связующего - антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 -капролактам (6,0-12,0) и кремнийорганическую жидкость, выполняющую роль смазки (0,05-1,0) (А.С. СССР № 814776, B29J 5/00, опуб. 27.03.81, БИ № 11 - прототип).

Недостатком известного антифрикционного материала является невысокая механическая прочность, особенно в условиях ударных нагрузок, высокая плотность, что затрудняет изготовление крупногабаритных деталей, а также высокие горючесть и водопоглощение. Кроме того, к недостаткам известного материала следует отнести очень низкую производительность изготовления из него антифрикционных деталей, что связано с необходимостью нагрева детали в пресс-форме от 60-70°С до 150-170°С с выдержкой при этой температуре и последующим охлаждением до температуры 120-130°С.

Техническая задача изобретения - повышение ударной прочности и трибостойкости при изнашивании, снижение водопоглощения антифрикционного материала.

Техническая задача достигается тем, что антифрикционный древесно-полимерный материал, выполненный из композиции, содержащей измельченную древесину, полимерное связующее, модификатор полимерного связующего и смазку, содержит в качестве полимерного связующего смесь полиэтилена и полипропилена, в качестве модификатора полимерного связующего - малеиновый ангидрид, в качестве смазки - смесь минерального масла и полиэтиленового воска и дополнительно - золу-унос. Антифрикционный древесно-полимерный материал может иметь следующий количественный состав, мас.%:

Полиэтилен10-15
Полипропилен 9,5-51,5
Малеиновый ангидрид 1-3
Полиэтиленовый воск 0,5-1,5
Минеральное масло1-2
Зола-унос 3-7
Измельченная древесинаОстальное

Изобретение имеет следующие отличия от прототипа:

- антифрикционный материал содержит в качестве полимерного связующего смесь полиэтилена и полипропилена;

- антифрикционный материал содержит в качестве модификатора полимерного связующего - малеиновый ангидрид;

- антифрикционный материал содержит в качестве смазки - смесь минерального масла и полиэтиленового воска;

- антифрикционный материал содержит дополнительно - золу-унос.

- антифрикционный древесно-полимерный материал может иметь следующий количественный состав, мас.%:

Полиэтилен10-15
Полипропилен 9,5-51,5
Малеиновый ангидрид 1-3
Полиэтиленовый воск 0,5-1,5
Минеральное масло1-2
Зола-унос 3-7
Измельченная древесинаОстальное

Бинарное связующее полиэтилен-полипропилен обеспечивает взаимную нейтрализацию процессов усадки полимеров и вязкоупругую деформацию древесины. Однако введение полиэтилена в полипропилен способствует их расслоению (фибрилляция) в композиции, в особенности при повышенных и длительных нагрузках. Поэтому для устранения этого недостатка предложено вводить в композит малеиновый ангидрид, который обеспечивает усиление взаимодействия полипропилена и полиэтилена в смеси, а также способствует повышению адгезионного контакта бинарного связующего с древесиной посредством активизации в ней гидроксильных групп, что, в целом, приводит к формированию более однородной структуры композита, а соответственно, к повышению его ударной вязкости и снижению водопоглощения.

Введение в композит полиэтиленового воска совместно с минеральным маслом обеспечивает более равномерное распределение масла по поверхности измельченной древесины без значительного его углубления в древесину вследствие загущения масла воском. Это положительно сказывается на армирующих свойствах древесных частиц, также способствуя повышению ударной прочности. Модифицированнные таким образом частицы древесины проявляют в композиции эффект самосмазывания, создавая смазочный слой с высокими механическими свойствами.

Введение полиэтиленового воска позволяет получить стабильные триботехнические характеристики образцов. С целью придания композиту трибостойкости при длительной его работе в узлах трения эффективно введение в него частиц золы-уноса.

В результате этого достигается реализация механизма стабильного трения в паре композит-сталь, обусловленный возможностью отвода избыточного тепла с поверхности трения частицами золы-уноса, которые аккумулируя тепло, равномерно распределяют его в массе композита с последующим отводом тепла в воздушное пространство.

Это позволит повысить ударную прочность и трибостойкость при изнашивании, снизить водопоглощение антифрикционного материала.

Заявитель считает необходимым сообщить, что заявленный антифрикционный материал находится в настоящее время в стадии исследования, количественный состав композиции может быть лишь примерным и поэтому находится во втором пункте формулы изобретения.

В просмотренном нами патентно-информационном фонде не обнаружено аналогичных технических решений, а также технических решений с указанными отличительными признаками.

Заявленный антифрикционный древесно-полимерный материал применим и будет использоваться в отрасли в 2008 г.

Для изготовления заявленного антифрикционного материала использовали следующие компоненты:

Полиэтилен высокого давления ГОСТ 16337-77
Полиэтилен низкого давления ГОСТ 16338-85
ПолипропиленГОСТ 26996-86
Малеиновый ангидрит ГОСТ 11153-75
Минеральное масло ГОСТ 29174-91
Измельченная древесина ГОСТ 23246-78

Зола-унос - отходы сжигания в тепловых станциях

Полиэтиленовый воск

Антифрикционный древесно-полимерный материал изготавливают следующим образом.

ПРИМЕР.

Все компоненты вводят в количествах, указанных по примерам (см. табл.1). В лопастной смеситель загружают измельченную древесину с влажностью 3-5%, минеральное масло и полиэтиленовый воск и осуществляют смешение в течение 10 минут. Затем в смеситель загружают механическую смесь полиэтилена и полипропилена (в виде порошков или гранул), малеинового ангидрида, золы-уноса и перемешивают до равномерного распределения компонентов в объеме композиции.

Полученную смесь гомогенизируют путем экструзии в червячном экструдере при температуре по зонам: I - 120°С, II - 160°С, III - 180°С, IV - 190°С с последующей грануляцией. Из полученных гранул методом экструзии изготавливают изделия необходимого профиля или образцы для испытаний.

ПРИМЕР (прототип)

Антифрикционный материал по прототипу выполняли следующим образом.

В измельченную древесину дисперсностью 0,2-2 мм, высушенную до влажности 8-10%, добавляли кремнийорганическую жидкость и смесь мелкодисперсного пентапласта с антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 -капролактамом и тщательно их перемешивали. Полученную композицию загружали в пресс-форму при температуре 60-70°С и прессовали при давлении 50-70 МПа. Температуру пресс-формы повышали до 150-170°С. Изделие выдерживали под давлением из расчета 1 мин на 1 мм толщины, а затем охлаждали до температуры 120-130°С.

В таблице 1 представлены примеры конкретного выполнения композиций. В таблице 2 представлены сравнительные свойства полученных композиций по примерам, а также по прототипу. Разрушающее напряжение при сжатии определяли по ГОСТ 4651-82, при растяжении - по ГОСТ 11262-80, при изгибе - по ГОСТ 4648-71 на разрывной машине ЦД-10. Ударную вязкость определяли на маятниковом копре КМ-0,5 по ГОСТ 4647-80.

Водопоглощение определяли по величине увеличения массы образцов после их выдержки в дистиллированной воде. Коэффициент трения определяли на машине трения СМТ-1 по схеме «вал - частичный вкладыш» при скорости скольжения 0,5 м/с и нагрузке 2,5 МПа. Вкладыш изготавливали из исследуемого материала. В качестве вала использовали ролик из стали 45, диаметром 40 мм с исходной шероховатостью Raантифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 0,32 мкм. Трибостойкость оценивали по изменению температуры в образце при трении (путь трения составляет 4000 м). Плотность определяли методом обмера образцов и взвешивания.

Из таблицы 2 следует, что изготовленный в соответствии с изобретением материал обладает более высокими физико-механическими и эксплуатационными свойствами, чем изготовленный по прототипу. Так, плотность предлагаемого материала на 17-34% ниже, чем у известного, что значительно расширяет возможности использования предлагаемого материала для изготовления крупногабаритных изделий. Разрушающее напряжение при сжатии у обоих материалов находится на одном уровне. Разрушающее напряжение при растяжении у предлагаемого материала на 29-78% выше, чем у прототипа, а разрушающее напряжение при изгибе у предлагаемого материала соответственно выше на 23-47%, чем у прототипа. Коэффициент трения предлагаемого материала характеризуется большей стабильностью, а трибостойкость повышается на 18-32%. Ударная вязкость материала по изобретению в 1,8-3,6 раза выше, чем у прототипа. Водопоглощение разработанного материала в 1.8-3,8 раза ниже, чем у известного.

Кроме того, производительность изготовления изделий из разработанного материала значительно выше, т.к. материал перерабатывают в изделие непрерывной экструзией, а не прессованием, как по прототипу.

Заявленный антифрикционный древесно-полимерный материал был испытан для изготовления подшипников вала соломотряса зерноуборочного комбайна КЗР-10 и показал высокие эксплуатационные свойства, что подтверждает соответствие заявленного технического решения критерию «промышленная применимость».

Таблица 1
Составы антифрикционного материала
№ № п/п Компоненты, мас.% ПРИМЕРЫ
III IIIIV V
1. Полиэтилен высокого давления10,0 - 12,0- 15,0
2. Полиэтилен низкого давления- 12,5- 14,5-
3. Полипропилен51,5 38,3 30,521,0 9,5
4. Малеиновый ангидрид 1,0 1,52,0 2,53,0
5. Полиэтиленовый воск 0,51,0 1,00,7 1,5
6. Минеральное масло: антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570
антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 - марки И-5А2,0 -1,5 -1,0
антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 - марки И 20 А- 1,7 -1,3 -
7. Зола-унос 3,05,0 6,06,0 7,0
8. Измельченная древесина: Остальное - Остальное -Остальное
антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 - древесная мука
антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 - древесные опилки фракции -Остальное - Остальное -
антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 1,0 -0,63 мм

Таблица 2
Сравнительные свойства антифрикционных материалов
№ № п/п Характеристики Прототип Заявляемый состав
III IIIIV V
1. Плотность, г/см 31420-1500 1180 10501090 10801180
2. Разрушающее напряжение, МПа: антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570
антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 - при сжатии 128-140 135135 146134 138
антифрикционный древесно-полимерный материал, патент № 2383570 - при изгибе 40-44 5857 5856 55
3. Коэффициент трения 0,09-0,14 0,090,09 0,090,09 0,09
4. Ударная вязкость 3,5-4,0 7,09,5 12,510,5 10,0
5. Водопоглощение за 24 ч, %2,1-2,6 0,7 1,10,9 1,30,8
6. Температура образца в зоне трения, °С 9076 7268 6971

Класс C08L97/02 лигниноцеллюлозные материалы, например древесина, солома или выжатый сахарный тростник

способ получения высоконаполненной древесно-полимерной композиции на основе поливинилхлорида -  патент 2527468 (27.08.2014)
применение посредников в производстве древесноволокнистых плит -  патент 2520456 (27.06.2014)
композиция для производства древесностружечных плит -  патент 2515839 (20.05.2014)
сырьевая смесь для изготовления теплоизоляционных изделий -  патент 2508260 (27.02.2014)
гидрофильный пластилин -  патент 2500700 (10.12.2013)
древесно-наполненная пластмасса и способ ее получения -  патент 2493184 (20.09.2013)
багассовый композит, способ его приготовления и материал для внутреннего применения, использующий его -  патент 2493180 (20.09.2013)
композиция для изготовления материалов из древесины, содержащая олефины, применение олефинов для придания гидрофобности сырьевым древесным материалам и способ изготовления материалов из древесины -  патент 2492196 (10.09.2013)
древесно-полимерная композиция -  патент 2484110 (10.06.2013)
способ изготовления биокомпозиционного материала -  патент 2481945 (20.05.2013)

Класс B27K3/52 пропиточные средства, содержащие смеси неорганических и органических соединений 

Наверх