способ испытания модели морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне и устройство для его осуществления

Классы МПК:B63B9/02 с использованием буксировки моделей в опытных бассейнах 
G01M10/00 Гидродинамические испытания; устройства, связанные с гидроканалами или испытательными бассейнами для судов
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова" (ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-04-08
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается технологии испытания морских инженерных сооружений в опытовом бассейне. Способ испытания состоит в том, что в опытовом бассейне модель, например платформу, жестко соединяют с динамометром, который с другой стороны крепят к основанию на борту бассейна. Под моделью располагают имитатор дна и жестко подвешивают его к основанию с помощью стоек, находящихся в кормовой части за пределами модели, намораживают ледовое поле, которое затем надвигают на модель посредством буксировочной тележки и регистрируют параметры эксперимента. Имитатор дна в его передней части крепят к основанию стойками, проходящими через испытуемую модель. С помощью всех этих стоек регулируют и устанавливают зазор между имитатором и моделью и проводят испытания. Устройство для реализации такого способа в опытовом бассейне имеет буксировочную тележку с бульдозером для надвигания льда на модель, например платформу, и закрепленное на борту бассейна жесткое основание. К нему присоединены испытуемая модель через динамометр и имитатор дна с помощью стоек, размещенных в кормовой оконечности за моделью. Имитатор в передней части имеет стойки, связанные с жестким основанием и проходящие через испытуемую модель платформы. В ней под упомянутые стойки образованы колодцы. Стойки имеют средства регулировки и установки зазора между имитатором дна и моделью, преимущественно талрепами, при проведении испытаний. Изобретение позволяет повысить достоверность и точность результатов эксперимента обеспечением точного позиционирования имитатора относительно модели. 2 н.п. ф-лы. 1 ил. способ испытания модели морского инженерного сооружения в ледовом   опытовом бассейне и устройство для его осуществления, патент № 2383462

способ испытания модели морского инженерного сооружения в ледовом   опытовом бассейне и устройство для его осуществления, патент № 2383462

Формула изобретения

1. Способ испытания морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне, согласно которому модель, например платформу, жестко соединяют с динамометром, который с другой стороны крепят к основанию на борту бассейна, а под моделью располагают имитатор дна и жестко подвешивают его к основанию с помощью стоек, размещенных в кормовой части за пределами модели, намораживают ледовое поле, которое затем надвигают на модель с помощью буксировочной тележки и регистрируют параметры эксперимента, отличающийся тем, что дополнительно имитатор дна в его передней части крепят к основанию стойками, проходящими через испытуемую модель, затем с помощью тех и других стоек регулируют и устанавливают зазор между имитатором дна и моделью и проводят испытания.

2. Устройство для испытания морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне, содержащее буксировочную тележку с бульдозером для надвигания льда на модель, например платформу, закрепленное на борту бассейна жесткое основание, к которому присоединены испытуемая модель через динамометр и имитатор дна с помощью стоек, размещенных в кормовой оконечности за моделью, отличающееся тем, что имитатор дна в передней части дополнен стойками, связанными с жестким основанием и проходящими через испытуемую модель платформы, в которой под упомянутые стойки образованы колодцы, при этом стойки оборудованы средствами регулировки и установки зазора между имитатором дна и моделью, преимущественно талрепами, при проведении испытаний.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к экспериментальной гидромеханике морских инженерных сооружений, и касается методов испытания их моделей в опытовом бассейне и оборудования для их проведения.

Для освоения морских месторождений нефти и газа ведется проектирование и строительство морских инженерных сооружений, включающих, в частности, плавучие платформы для длительной работы на мелководье в ледовых условиях.

С целью изучения взаимодействия платформ со льдом в условиях мелководья выполняются модельные испытания в ледовом опытовом бассейне.

Известен способ испытаний модели морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне, заключающийся в том, что модель закрепляют на динамометре в канале опытового бассейна, а имитатор дна размещают под моделью с зазором и консольно закрепляют на борту бассейна, намораживают ледовое поле, которое надвигают с помощью бульдозера буксировочной тележки на испытываемую модель. (Е.Б.Карулин, М.М.Карулина, Л.Б.Благовидов, Модельные исследования взаимодействия со льдом платформы кессонного типа на мелководье, Труды ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, Санкт-Петербург, 2007 г. Выпуск 34 - прототип).

Недостатком известного способа является неконтролируемое изменение величины зазора в процессе испытаний, что уменьшает достоверность получаемых результатов эксперимента.

Известно устройство для испытаний модели морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне, содержащее неподвижную раму - основание, жестко закрепленную на борту бассейна, к которой присоединен динамометр с испытываемой моделью, имитатор дна со стойками, размещенными в кормовой оконечности за моделью, и буксировочную тележку с бульдозером для надвигания льда на испытуемую модель. (Е.Б.Карулин, М.М.Карулина, Л.Б.Благовидов, Модельные исследования взаимодействия со льдом платформы кессонного типа на мелководье, Труды ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, Санкт-Петербург, 2007 г. Выпуск 34 - прототип).

Недостатком известного устройства является отсутствие возможности точного позиционирования имитатора дна в процессе испытаний.

Заявляемое изобретение направленно на повышение достоверности и точности результатов эксперимента путем обеспечения точного позиционирования имитатора дна относительно испытуемой модели.

Для этого модель в способе испытаний модели морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне через динамометр жестко соединяют с основанием, закрепленным на борту бассейна, а под моделью располагают имитатор дна, который подвешивают на стойках в кормовой и передней частях имитатора дна, причем стойки в его передней части пропускают внутри модели. Регулируют и устанавливают с помощью стоек величину зазора между имитатором дна и испытуемой моделью. Затем надвигают ледовое поле с помощью бульдозера буксировочной тележки на испытываемую модель, регистрируя показания динамометра и скорость буксировочной тележки.

Дополнительное крепление к основанию имитатора дна в его передней части с помощью стоек, проходящих через тело модели, устраняет неконтролируемое изменение величины зазора между имитатором дна и испытуемой моделью.

Возможность необходимой регулировки и установки заданного зазора между имитатором дна и испытуемой моделью обеспечивает повышение достоверности и точности результатов эксперимента.

В устройстве для осуществления указанного способа, содержащем буксировочную тележку с бульдозером для надвигания льда на испытуемую модель, например платформу, закрепленное на борту бассейна жесткое основание, к которому присоединены испытуемая модель через динамометр и имитатор дна с помощью стоек, размещенных в кормовой оконечности за моделью, а также по изобретению имитатор дна дополнен в своей передней части стойками, связанными с жестким основанием и проходящими через испытуемую модель платформы, в которой под упомянутые стойки образованы колодцы. При этом стойки оборудованы средствами регулировки и установки зазора между имитатором дна и испытуемой моделью, преимущественно талрепами, при проведении испытаний.

Дополнительное крепление в устройстве имитатора дна в его передней части к основанию с помощью стоек, проходящих через испытуемую модель в колодцах, образованных в последней, обеспечивает возможность точного позиционирования имитатора дна в процессе испытаний.

Выполнение в испытуемой модели колодцев под стойки позволяет осуществить необходимое дополнительное крепление имитатора дна в его передней части к неподвижному основанию.

Оборудование стоек крепления имитатора дна к основанию средствами регулировки и установки зазора между имитатором дна и испытуемой моделью, преимущественно талрепами, позволяет плавно и точно регулировать указанный зазор при проведении испытаний с различными моделями. В качестве средств регулировки и установки упомянутого зазора может быть использован шаговый фиксатор.

Сущность предлагаемого способа и устройство для его осуществления поясняется чертежом, на котором представлен общий вид ледового опытового бассейна с испытуемой моделью и имитатором дна.

Устройство для испытания модели морского инженерного сооружения в ледовом опытовом бассейне содержит буксировочную тележку 1 с бульдозером 2 для надвигания ледового поля 3, образованного на поверхности воды в канале 4, на испытуемую модель 5, например платформу, которая закреплена на жестком основании 6 через динамометр 7. Под моделью 5 расположен с зазором имитатор дна 8, жестко закрепленный на основании 6 с помощью стоек 9, размещенных в кормовой оконечности за моделью 5, и стоек 10, проходящих через испытуемую модель 5, в которой под стойки 10 образованы колодцы 11. Стойки 9 и 10 оборудованы средствами регулировки и установки зазора между имитатором дна 8 и испытуемой моделью 5, преимущественно талрепами 12.

Предложенный способ и устройство работают следующим образом. Предварительно закрепляют испытуемую модель 5 на динамометре 7, связанном с основанием 6. Устанавливают имитатор дна 8 с крепежными стойками 9 и 10 и, используя талрепы 12, задают нужную величину зазора между моделью 5 и имитатором дна 8. Намораживают ледовое поле 3. Затем задают движение буксировочной тележке 1 и надвигают с помощью бульдозера 2 полученное ледовое образование на испытуемую модель 5, регистрируя на ЭВМ силы, измеренные динамометром 7.

Класс B63B9/02 с использованием буксировки моделей в опытных бассейнах 

устройство для измерения характеристик нестационарных сил, возникающих на модели движительного комплекса типа "винт-насадка" -  патент 2487814 (20.07.2013)
многофункциональная тележка ледового опытового бассейна -  патент 2467910 (27.11.2012)
опытовый бассейн (варианты) -  патент 2460666 (10.09.2012)
способ правки перегиба корпуса судна -  патент 2443593 (27.02.2012)
ледовый опытовый бассейн -  патент 2440271 (20.01.2012)
способ определения безопасных скоростей движения скоростного судна на мелководье -  патент 2421368 (20.06.2011)
способ проведения в опытовом бассейне испытаний моделей плавучих объектов с протяженными якорными системами удержания и устройство для его осуществления -  патент 2389996 (20.05.2010)
способ проведения буксировочных модельных испытаний судов в ледовом опытовом бассейне -  патент 2385252 (27.03.2010)
способ проведения самоходных модельных испытаний судов в ледовом опытовом бассейне -  патент 2384828 (20.03.2010)
устройство для гидродинамических испытаний модели надводного судна -  патент 2381473 (10.02.2010)

Класс G01M10/00 Гидродинамические испытания; устройства, связанные с гидроканалами или испытательными бассейнами для судов

гидродинамический стенд с системой поддержания давления -  патент 2520736 (27.06.2014)
устройство для измерения инерционных характеристик моделей плавучих инженерных объектов, оборудованных якорной системой удержания, и способ их определения -  патент 2509998 (20.03.2014)
способ гидроабразивных испытаний погружных насосов и стенд для его осуществления -  патент 2494363 (27.09.2013)
устройство для измерения характеристик нестационарных сил, возникающих на модели движительного комплекса типа "винт-насадка" -  патент 2487814 (20.07.2013)
многофункциональная тележка ледового опытового бассейна -  патент 2467910 (27.11.2012)
опытовый бассейн (варианты) -  патент 2460666 (10.09.2012)
гидродинамический стенд -  патент 2460054 (27.08.2012)
система диагностики погружных электродвигателей -  патент 2457456 (27.07.2012)
топливный насос высокого давления для сравнительных испытаний плунжерных пар на двух видах моторного топлива -  патент 2453724 (20.06.2012)
гидродинамический стенд -  патент 2449254 (27.04.2012)
Наверх