способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой

Классы МПК:G01M15/00 Испытание машин и двигателей
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-07-15
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационной техники, а более точно касается отладки расхода топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя самолета. Отладку газотурбинного двигателя с форсажной камерой осуществляют путем отладки расхода топлива в форсажную камеру. При этом измеряют температуру газа за турбиной и размер проходного сечения реактивного сопла на бесфорсажном режиме работы двигателя, определяют по ним потребное значение площади реактивного сопла на форсажном режиме, и отлаживают расход топлива в форсажную камеру воздействием на расход топлива в форсажную камеру до тех пор, пока проходная площадь сопла не сравняется с потребной. Потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001

где Fгф и Fгм - площади реактивного сопла на форсажном и бесфорсажном режимах соответственно, Тт и Тфзад - замеренное и заданное значение температуры газа за турбиной, а форсажный и бесфорсажный режимы осуществляют при одинаковом режиме работы турбокомпрессора газотурбинного двигателя. Технический результат - отладка расхода топлива в форсажную камеру в условиях эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001

Формула изобретения

1. Способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой путем отладки расхода топлива в форсажную камеру, включающий измерение температуры газов, размеров проходного сечения реактивного сопла, отличающийся тем, что измеряют температуру газа за турбиной и размер проходного сечения реактивного сопла на бесфорсажном режиме работы двигателя, определяют по ним потребное значение площади реактивного сопла на форсажном режиме и отлаживают расход топлива в форсажную камеру воздействием на расход топлива в форсажную камеру до тех пор, пока проходная площадь сопла не сравняется с потребной, при этом потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 ,

где Fгф и Fгм - площади реактивного сопла на форсажном и бесфорсажном режимах соответственно, Тт и Тфзад - замеренное и заданное значение температуры газа за турбиной, а форсажный и бесфорсажный режимы осуществляют при одинаковом режиме работы турбокомпрессора газотурбинного двигателя.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при отладке двухконтурных газотурбинных двигателей потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001

где Tсм - температура газов за турбиной после смешения обоих потоков.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационной техники, а более точно касается отладки расхода топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя самолета.

Известен способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой путем измерения времени достижения давления топлива в форсажном коллекторе заданной величины, сравнения его с заданным и регулирования приемистости по результату сравнения. Для повышения эксплуатационной надежности путем повышения точности регулирования, дополнительно перед измерением времени достижения давлением топлива в форсажном коллекторе заданной величины измеряют время до начала выдачи сигнала розжига форсажа, сравнивают его с заданным и по результату последнего дополнительно регулируют приемистость двигателя (авт. св. СССР № 1245064, опубл. 1996.08.20).

Известен способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, при котором измеряют расход воздуха на входе в двигатель, расходы топлива в основную и форсажную камеры сгорания, определяют по ним коэффициент избытка воздуха и за счет изменения расхода топлива в форсажную камеру добиваются обеспечения потребного значения коэффициента избытка воздуха.

Известный способ отладки расхода топлива в форсажную камеру ГТД исходит из условия обеспечения заданного значения коэффициента избытка воздуха способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 где способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 - расход воздуха, способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 и способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 - расход топлива соответственно в основной и форсажной камерах, L0 - расход воздуха, необходимого для полного сгорания 1 кг топлива (Ю.Н.Нечаев, P.M.Федоров. Теория авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1978, часть 2, стр.70).

Для реализации этого способа необходимо замерить способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 Такие замеры реализованы при стендовых испытаниях ГТД при контрольно-сдаточных испытаниях. Однако в эксплуатации на самолете замерить эти параметры не представляется возможным, т.к. точность штатных самолетных расходомеров не достаточна для отладки способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 а расход воздуха на самолете не замеряется.

Заданное значение способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 определяется из условия обеспечения заданного значения тяги (R) на форсаже, определяемом температурой газа на срезе реактивного сопла в форсажной камере (Тф). При этом способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 и Тф связаны зависимостью способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001

где Тн - температура воздуха на входе в ГТД.

В основу изобретения положена задача повышения эффективности работы газотурбинного двигателя самолета с форсажной камерой сгорания топлива за счет приближения работы двигателя к расчетным режимам.

Технический результат - отладка расхода топлива в форсажную камеру в условиях эксплуатации.

Поставленная задача решается тем, что в способе отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой путем отладки расхода топлива в форсажную камеру, включающим измерение температуры газов и размеров проходного сечения реактивного сопла, измеряют температуру газа за турбиной и размер проходного сечения реактивного сопла на бесфорсажном режиме работы двигателя, определяют по ним потребное значение площади реактивного сопла на форсажном режиме, и отлаживают коэффициент избытка воздуха воздействием на расход топлива в форсажную камеру до тех пор, пока проходная площадь сопла не сравняется с потребной, при этом потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001

где Fгф и Fгм - площади реактивного сопла на форсажном и бесфорсажном режимах соответственно, Тт и Тфза - замеренное и заданное значение температуры газа за турбиной, а форсажный и бесфорсажный режимы осуществляют при одинаковом режиме работы турбокомпрессора газотурбинного двигателя.

При отладке двухконтурных газотурбинных двигателей потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001

где Тсм - температура газов за турбиной после смешения обоих потоков.

В заявляемом изобретении предлагается отладку расхода топлива в форсажную камеру осуществлять путем оценки площади горла реактивного сопла на бесфорсажном и форсажном режимах (Fгм и Fгф ) при одинаковом режиме работы турбокомпрессора.

Известно, что

способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001

где Тт - температура газа за турбиной.

При одинаковой работе турбокомпрессора Fгфспособ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 2=Fгмспособ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 2+аGтф, где а - постоянный коэффициент, Gтф - расход топлива в форсажной камере («Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов»./ Под ред. А.А.Шевякова, М.: Машиностроение, 1976, стр.32).

Таким образом, задавшись значением Тф и, располагая значениями Тм и Fгм, по формуле

способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001

определяют потребное значение Fгф и меняют Gтф до тех пор, пока фактическая площадь сопла не сравняется с потребной.

Используя формулу Fгф=Fгмспособ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 2+аGтф можно контролировать работу автомата подачи форсажного топлива, например, по программе G тф/Pк=const, где Pк - давление в форсажной камере.

При отладке двухконтурных газотурбинных двигателей потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001

где Тсм - температура газов за турбиной после смешения обоих потоков.

Способ может быть реализован устройством, показанным на чертеже.

Газотурбинный двигатель 1 снабжен датчиком 2 температуры Тт газов за турбиной (температура газа в форсажной камере), датчиком 3 перепада давления газов на турбине (способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 Т), автоматом 4 управления Fгф по сигналу (способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 Т), датчиком 5 положения гидроцилиндров сопла, автоматом 6 подачи форсажного топлива с настроечным элементом 7.

Устройство содержит пульт 10 наземного контроля, связанный входами с датчиками 2 и 5. Пульт 10 включает преобразователь сигналов 9, вычислитель 8, соединенный с преобразователем 9, элемент сравнения 11, связанный с выходами преобразователя 9 и вычислителя 8.

Способ отладки Gтф расхода топлива в форсажную камеру ГТД осуществляют следующим образом.

Запускают двигатель на бесфорсажном режиме.

На вход преобразователя сигналов 9 пульта поступают сигналы с датчика 2 температура Тт газов за турбиной и с датчика 5 положения гидроцилиндров сопла.

На выходе преобразователя сигналов 9 формируется единый цифровой код сигналов датчиков, который поступает на вход в вычислитель 8. Сигналы с выхода преобразователя сигналов 9 поступают в вычислительное устройство 8 для расчета потребного значения площади реактивного сопла на форсажном режиме по формуле

способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001

где Fгф и Fгм - площади реактивного сопла на форсажном и бесфорсажном режимах соответственно, Тт и Тфзад - замеренное и заданное значение температуры газа за турбиной. При отладке двухконтурных газотурбинных двигателей, потребное значение площади реактивного сопла определяют по формуле

способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001

где Т - температура газов за турбиной после смешения обоих потоков.

Сигнал с выхода вычислительного устройства 8 в качестве потребной площади реактивного сопла поступает на вход элемента сравнения 11.

Переводят работу двигателя в форсажный режим при том же режиме работы турбокомпрессора двигателя.

На вход преобразователя сигналов 9 пульта поступают сигналы с датчика 2 температура Тт газов сопла и датчика 5 положения гидроцилиндров сопла. Преобразованный сигнал с выхода преобразователя сигналов 9 поступает на вход элемента сравнения 11, где он сравнивается с расчетным значением Fгф. На выходе элемента сравнения 11 формируется сигнал способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 F, по которому меняется настройка автомата 6 подачи топлива за счет изменения настроечного элемента 7.

Команда для изменения настройки автомата 6 подается (в ручном или автоматическом режиме) до тех пор, пока проходная площадь реактивного сопла не станет равной потребному значению Fгф (способ отладки газотурбинного двигателя с форсажной камерой, патент № 2383001 F=0).

Изобретение может быть использовано для отладки расхода топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя самолета, в том числе двухконтурного в условиях эксплуатации самолета, например на летном поле.

Класс G01M15/00 Испытание машин и двигателей

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2527272 (27.08.2014)
способ и устройство для оценки массы свежего воздуха в камере сгорания, способ оценки полного заполнения, блок записи для этих способов и автомобиль, оборудованный устройством для оценки -  патент 2525862 (20.08.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
способ замеров параметров выхлопных газов двс -  патент 2525051 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ диагностирования газораспределительного механизма карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2523595 (20.07.2014)
универсальная установка для исследования рабочих процессов двс -  патент 2523594 (20.07.2014)
Наверх