способ доставки грузов с пилотируемых орбитальных станций на поверхность земли

Классы МПК:B64G1/62 системы для возвращения в атмосферу земли; устройства для торможения и посадки
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предпряитие "Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-12-25
публикация патента:

Изобретение относится к способам доставки грузов с помощью спускаемых аппаратов (СА), взаимодействующих с атмосферой. СА имеет герметичный надувной отсек (2) с гибкой термостойкой оболочкой (3), приобретающей сферическую форму при заполнении ее газом. Внутри герметичного отсека (2) размещают источник (6) газа и грузовой контейнер (1). Последний прикрепляют к оболочке (3) герметичного отсека (2). После отделения СА от орбитальной станции осуществляют наддув отсека (2) газом и увеличивают размеры его оболочки (3) до достижения ею сферической формы. Торможение СА для схода с орбиты и перехода на траекторию снижения в плотной атмосфере осуществляют только за счет аэродинамической силы, возникающей во время полета в разреженных слоях атмосферы. После полного наддува отсека (2) наблюдение за СА ведут по сигналам его радиосредств (7) в нескольких точках траектории торможения в разреженной атмосфере. При этом определяют параметры траектории СА, по которым уточняют прогнозируемые время и координаты входа СА в плотные слои атмосферы и точку посадки. Техническим результатом изобретения является высокая оперативность доставки грузов на поверхность Земли при одновременном снижении сопутствующих материальных затрат. 4 з.п. ф-лы, 4 ил. способ доставки грузов с пилотируемых орбитальных станций на   поверхность земли, патент № 2381967

способ доставки грузов с пилотируемых орбитальных станций на   поверхность земли, патент № 2381967 способ доставки грузов с пилотируемых орбитальных станций на   поверхность земли, патент № 2381967 способ доставки грузов с пилотируемых орбитальных станций на   поверхность земли, патент № 2381967 способ доставки грузов с пилотируемых орбитальных станций на   поверхность земли, патент № 2381967

Формула изобретения

1. Способ доставки грузов с пилотируемой орбитальной станции на поверхность Земли, включающий размещение подлежащего доставке груза в грузовом контейнере спускаемого аппарата, отделение спускаемого аппарата от орбитальной станции, торможение аппарата, наблюдение с помощью наземных средств за траекторией спуска аппарата в атмосфере, последующее его приземление, поиск грузового контейнера и эвакуацию его к месту назначения, отличающийся тем, что используют спускаемый аппарат, имеющий герметичный надувной отсек с гибкой термостойкой оболочкой, выполненной с возможностью приобретения сферической формы при заполнении ее газом, размещают внутри герметичного надувного отсека источник газа и грузовой контейнер, прикрепляют последний к гибкой оболочке указанного отсека, после отделения спускаемого аппарата от орбитальной станции осуществляют наддув этого отсека газом и увеличивают размеры его гибкой термостойкой оболочки до достижения сферической формы, торможение спускаемого аппарата для схода с орбиты и перехода на траекторию снижения его в плотной атмосфере осуществляют только за счет аэродинамической силы, возникающей во время полета в разреженных слоях атмосферы, а наблюдение за спускаемым аппаратом ведут в нескольких точках траектории торможения в разреженной атмосфере после полного наддува его герметичного отсека, при этом определяют параметры траектории аппарата, по значениям которых определяют и уточняют время и координаты входа аппарата в плотные слои атмосферы и ожидаемую точку посадки.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве источника газа используют баллон высокого давления.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве источника газа используют генератор газа.

4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что подачу газа начинают по команде, подаваемой от датчика времени, находящегося на спускаемом аппарате.

5. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что подачу газа начинают по радиокоманде с орбитальной станции.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к космической технике, а именно к способам доставки грузов с пилотируемых орбитальных станций на поверхность Земли.

Известен способ доставки грузов с пилотируемой орбитальной станции на поверхность Земли с использованием американского пилотируемого космического челнока "Шаттл", в соответствии с которым отправляемый груз помещают в грузовой отсек челнока, в заданной точке орбиты совместного полета станции и "Шаттл'а" отделяют последний от станции, в расчетной точке траектории полета челнока его затормаживают до скорости, обеспечивающей вход "Шаттл'а" в плотные слои атмосферы в точке с заданными координатами, и отслеживают с помощью наземных средств наблюдения спуск и посадку транспортного аппарата с грузом в заданном районе (Спейс-Шаттл. В книге: "Космонавтика. Энциклопедия", Москва, "Советская энциклопедия", 1985, с.375-376 [1]).

Известен также способ доставки грузов с пилотируемой орбитальной станции "Мир" и Международной космической станции на поверхность Земли с использованием российского автоматического транспортного космического аппарата "Прогресс" (Сборник РКК "Энергия" им. С.П.Королева под редакцией Ю.П.Семенова, 1996, с.342-345 [2]). В этом случае доставка груза как таковая осуществляется отделяемым от транспортного аппарата "Прогресс" спускаемым в атмосфере аппаратом "Радуга", а сам аппарат "Прогресс" уводится в зону затопления.

В соответствии с этим способом на борту орбитальной станции груз укладывают в контейнер, помещают грузовой контейнер в герметичный отсек спускаемого аппарата "Радуга", размещаемого в транспортном аппарате "Прогресс", в заданной точке орбиты совместного полета отделяют аппарат "Прогресс" от станции, который затем ориентируют в нужном направлении отделения аппарата "Радуга" и затормаживают в заданной точке траектории его полета до скорости, обеспечивающей вход в плотные слои атмосферы отделяемого спускаемого аппарата "Радуга" с грузовым контейнером в точке с заданными координатами, отслеживают с помощью наземных средств наблюдения спуск аппарата в плотной атмосфере, и после посадки осуществляют его поиск и эвакуацию грузового контейнера к месту назначения.

При реализации названных известных способов для соответствующей ориентации и торможения до скорости схода с орбиты спускаемого аппарата с грузовым контейнером используется реактивная двигательная установка транспортного космического аппарата - соответственно, челнока "Шаттл" или аппарата "Прогресс". В результате того, что в доставке груза участвуют эти космические транспортные аппараты, доставка грузов с пилотируемых орбитальных станций на поверхность Земли обходится чрезвычайно дорого.

Кроме того, очевидно также, что ни "Шаттл", ни спускаемый аппарат "Радуга", используемый только совместно с аппаратом "Прогресс", не пригодны для оперативного решения задачи доставки грузов с пилотируемой орбитальной станции на поверхность Земли, вне связи со сроками полета аппаратов типа "Шаттл" или "Прогресс" с Земли к орбитальной станции.

К предлагаемому изобретению наиболее близок известный способ, описанный в [2].

Изобретение направлено на получение технического результата, заключающегося в обеспечении высокой оперативности доставки грузов на поверхность Земли при одновременном снижении необходимых для такой доставки материальных затрат.

Предлагаемый способ, как и наиболее близкий к нему известный, включает размещение подлежащего доставке на поверхность Земли груза в грузовом контейнере спускаемого аппарата, отделение спускаемого аппарата от орбитальной станции, торможение для схода с орбиты и перехода на траекторию снижения спускаемого аппарата в плотной атмосфере, наблюдение с помощью наземных средств за траекторией спуска аппарата в атмосфере, приземление, поиск и эвакуацию контейнера к месту назначения.

Для достижения указанного выше технического результата в предлагаемом способе, в отличие от наиболее близкого к нему известного, используют спускаемый аппарат, имеющий герметичный надувной отсек с гибкой термостойкой оболочкой, выполненной с возможностью приобретения сферической формы при заполнении ее газом. Внутри этого отсека размещают грузовой контейнер и источник газа, прикрепляя грузовой контейнер к гибкой оболочке. После отделения спускаемого аппарата от орбитальной станции осуществляют наддув указанного отсека газом и увеличивают размеры его гибкой оболочки до достижения сферической формы. Торможение спускаемого аппарата для схода с орбиты и перехода на траекторию снижения его в плотной атмосфере осуществляют только за счет аэродинамической силы, возникающей во время полета в разреженных слоях атмосферы. Наблюдение за спускаемым аппаратом ведут в нескольких точках траектории торможения в разреженной атмосфере после полного наддува его отсека, при этом определяют параметры траектории аппарата, по значениям которых определяют и уточняют время и координаты входа аппарата в плотные слои атмосферы и ожидаемую точку посадки. В качестве источника газа могут быть использованы баллон высокого давления или генератор газа. Подача газа может быть начата по команде, подаваемой от датчика времени, находящегося на спускаемом аппарате, или по радиокоманде с орбитальной станции.

Использование спускаемого аппарата с надуваемым герметичным отсеком и размещение груза в контейнере, помещаемом внутри этого отсека, позволяет иметь необходимое количество таких аппаратов на орбитальной станции ввиду незначительности их массы и объема, который они занимают в состоянии, предшествующем наддуву. В сочетании с торможением такого аппарата в разреженной атмосфере только за счет использования аэродинамической силы это позволяет планировать спуск груза на Землю и осуществлять его оперативно, т.е. полностью независимо от сроков полета к орбитальной станции пилотируемых или автоматических возвращаемых аппаратов, имеющих двигательную установку. Очевидна также несопоставимость материальных затрат при использовании предлагаемого способа по сравнению с доставкой грузов на Землю с помощью таких возвращаемых аппаратов. Использование спускаемого аппарата, герметичный надувной отсек которого выполнен с возможностью приобретения сферической формы, обеспечивает самоориентирование в потоке только в одном направлении и устойчивый, без колебаний полет до самой поверхности Земли. Это достигается благодаря аэродинамическим свойствам спускаемого аппарата, центр масс которого смещен вперед по отношению к направлению полета относительно геометрического центра сферы, поскольку гибкую оболочку надувного отсека прикрепляют к размещаемому внутри нее грузовому контейнеру. Описанные выше особенности наблюдения за спускаемым аппаратом и определения параметров его траектории позволяют прогнозировать место посадки и обеспечить своевременную эвакуацию доставленного груза. В случае посадки спускаемого аппарата на водную поверхность надутая герметичная оболочка обеспечивает его плавучесть (непотопляемость).

Изобретение иллюстрируется чертежами, на которых показаны:

- на фиг.1 - спускаемый аппарат, используемый при осуществлении предлагаемого способа, в виде, который этот аппарат имеет в процессе торможения в разреженных слоях атмосферы;

- на фиг.2 - характер изменения высоты и скорости вдоль траектории торможения спускаемого аппарата;

- на фиг.3 - расчетные зависимости максимальной температуры герметичной оболочки спускаемого аппарата от ее размеров и массы аппарата с грузом при торможении в атмосфере;

- на фиг.4 - расчетные зависимости скорости посадки на поверхность Земли спускаемого аппарата с грузом от его массы и размеров.

Предлагаемый способ может быть осуществлен с помощью устройства, представляющего собой спускаемый аппарат надувной конструкции, показанный на фиг.1.

Этот аппарат содержит (фиг.1) грузовой контейнер 1 с жесткой носовой частью 5, размещенный внутри герметичного отсека 2, образованного гибкой термостойкой оболочкой 3. Последняя прикреплена к жесткой носовой части 5 по всему ее периметру с уплотнением 4. Гибкая герметичная термостойкая оболочка с внутренней стороны выполнена из газонепроницаемого материала (например, из полиимидной пленки или прорезиненной ткани, используемой в дирижаблестроении), а с внешней стороны имеет многослойную гибкую теплозащиту (например, из слоев кремнеземной ткани, пропитанных сублимирующим веществом). В герметичном отсеке 2 размещен также управляемый источник 6 газа, установленный на внутренней стороне жесткой носовой части 5. Источник 6 газа может представлять собой баллон высокого давления или генератор газа. Кроме того, в отсеке 2 размещены радиосредства 7 для обнаружения спускаемого аппарата наземными средствами и исполнительное средство 8 для включения наддува, соединенное с управляемым источником 6 газа. Исполнительное средство 8 содержит элемент 9 для приведения в действие управляемого источника 6 газа, соединенный с элементом 10, представляющим собой датчик времени или средство для приема радиокоманды, передаваемой с орбитальной станции.

При появлении необходимости отправить на поверхность Земли груз (результаты экспериментов, носители отснятой информации и др. материалы) специалисты экипажа орбитальной станции укладывают его в грузовой контейнер 1 и присоединяют гибкую оболочку 3 с уплотнением 4 к жесткой носовой части 5 контейнера 1 по всему ее периметру. Образуемый при этом герметичный отсек 2 спускаемого аппарата ограничен гибкой оболочкой 3 и носовой частью 5 грузового контейнера 1. Поэтому грузовой контейнер 1 находится внутри герметичного отсека 2, т.е. гибкая оболочка 3 полностью охватывает контейнер 1 (а также управляемый источник 6 газа с исполнительным средством 8 для включения наддува и радиосредства 7 для обнаружения спускаемого аппарата наземными средствами). На этой стадии гибкая оболочка 3 сложена в компактный объем.

Далее спускаемый аппарат с герметичной оболочкой 3, сложенной в компактный объем, устанавливают в шлюзовую камеру орбитальной станции, откуда с помощью механического толкателя шлюзовой камеры отделяют спускаемый аппарат от орбитальной станции.

При этом спускаемый аппарат с грузовым контейнером первоначально движется практически по той же орбите, что и орбитальная станция.

После отхода спускаемого аппарата от орбитальной станции на безопасное для раскрытия оболочки 3 расстояние от источника 6 внутрь герметичного отсека 2 подают газ. Подачу газа начинают спустя фиксированный промежуток времени после отхода спускаемого аппарата от орбитальной станции с помощью элемента 9 для приведения в действие управляемого источника 6 по команде от датчика времени, находящегося на спускаемом аппарате (в этом случае элемент 9 (фиг.1) является таким датчиком), или по радиокоманде с орбитальной станции (в этом случае элемент 9 (фиг.1) является средством для приема такой команды, а момент формирования команды определяют на орбитальной станции члены ее экипажа или автоматические средства станции). В результате наддува оболочка 3 расправляется и принимает сферическую форму, показанную на фиг.1.

Торможение спускаемого аппарата с контейнером начинается за счет аэродинамической силы, возникающей при обтекании наполненной газом гибкой оболочки 3 газом разреженной (высотной) атмосферы. Эта сила мала и зависит от размера спускаемого аппарата, определяемого размерами герметичного отсека 2, образованного наполненной газом гибкой оболочкой 3. Орбита спускаемого аппарата под действием этой силы эволюционирует, т.е. периодически изменяются во времени скорость V движения (линия 11 на фиг.2) и высота Н (линия 12, там же). Торможение спускаемого аппарата в этом примере начинается при начальной высоте его орбиты, равной высоте орбиты орбитальной станции, составляющей 400 км.

При этом спускаемый аппарат самоориентируется в набегающем потоке газа атмосферы жесткой частью 5 грузового контейнера 1 вперед за счет переднего по отношению к центру наполненной газом оболочки 3 расположения центра его тяжести, и эта балансировка остается единственной при всех режимах обтекания (свободномолекулярном, ламинарном, турбулентном) и для любых скоростей движения в диапазоне от гиперзвуковых до низких дозвуковых.

Продолжительность спуска грузов по предлагаемому способу зависит от размеров спускаемого аппарата и массы его с грузом и может составлять от нескольких часов до нескольких суток.

Из фиг.2 следует, что время эволюции орбиты спускаемого аппарата сферической формы диаметром 20 м и массой 400 кг составляет примерно 62 часа (около 2,6 суток). При этом аппарат до входа в плотные слои атмосферы на высоте 100 км совершает 40 витков вокруг Земли.

Таким образом, спускаемый аппарат в течение длительного времени совершает обороты вокруг Земли, постепенно из-за аэродинамического торможения снижаясь и приобретая соответствующую скорость для входа в плотную атмосферу. После полного наддува герметичного отсека отслеживают наземными средствами наблюдения движение спускаемого аппарата по сигналам его радиосредств 7 в нескольких разнесенных по времени точках его траектории. При этом определяют параметры орбитального движения спускаемого аппарата и расчетным путем с использованием этой информации определяют координаты ожидаемой точки и время входа аппарата в плотную атмосферу (на высоте около 100 км) и соответствующей точки посадки спускаемого аппарата на поверхность Земли. Заблаговременное определение точки посадки аппарата дает возможность подготовить и отправить в район посадки экспедицию, осуществляющую поиск и эвакуацию груза к месту назначения.

Во время торможения гибкая оболочка 3 спускаемого аппарата нагревается под воздействием высокоскоростного встречного потока как разреженного, так и затем плотного газа атмосферы. Результаты расчета реализуемых при этом уровней теплового потока и прогрева оболочки в зависимости от ее радиуса R показывают, что при торможении спускаемого аппарата сферической формы и, например, массой 400 кг, температура Тр герметичной оболочки 3 спускаемого аппарата на всем протяжении спуска не превышает 600°С, если диаметр (2R) сферы равен 20 м, и 320°С у аппарата диаметром 60 м (см. фиг.3; линии 13, 14 и 15 соответствуют значениям массы аппарата 200, 300 и 400 кг).

На фиг.4 представлены результаты расчетов зависимости скорости посадки Vп от размеров надувного герметичного отсека сферической формы с орбитальной станции, находящейся на высоте 400 км (R - радиус сферы, линии 16, 17 и 18 соответствуют значениям массы аппарата 200, 300 и 400 кг). Из этих результатов следует, что скорость посадки на поверхность Земли таких спускаемых аппаратов составляет от 2 до 7 м/с, что является вполне приемлемым для сохранения груза при ударе о поверхность.

Таким образом, с одной стороны, использование на начальной стадии спуска груза и далее вплоть до его посадки на поверхность Земли пассивного аэродинамического торможения в предлагаемом способе доставки груза с пилотируемой орбитальной станции избавляет от необходимости использовать дорогостоящие реактивные системы ориентации и торможения, и, с другой стороны, обеспечивает возможность оперативной доставки груза с орбиты в любой момент времени при отсутствии пристыкованных к орбитальной станции специальных транспортных аппаратов.

Источники информации

1. Спейс-Шаттл. В книге: "Космонавтика. Энциклопедия", Москва, "Советская энциклопедия", 1985, с.375-376.

2. Сборник РКК "Энергия" им. С.П.Королева под редакцией Ю.П.Семенова, 1996, с.342-345.

Класс B64G1/62 системы для возвращения в атмосферу земли; устройства для торможения и посадки

развертываемое тормозное устройство для спуска в атмосфере планет -  патент 2528506 (20.09.2014)
посадочное устройство космического корабля -  патент 2521451 (27.06.2014)
способ доставки с орбитальной станции на землю спускаемого аппарата на основе использования пассивного развертывания космической тросовой системы -  патент 2497729 (10.11.2013)
способ применения парашютной системы для спасения отработанных ступеней ракет-носителей или их частей и спускаемых космических аппаратов -  патент 2495802 (20.10.2013)
способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет -  патент 2493059 (20.09.2013)
возвращаемый аппарат космического корабля -  патент 2458830 (20.08.2012)
многоразовый ракетно-авиационный модуль и способ его возвращения на космодром -  патент 2442727 (20.02.2012)

разъемное устройство транзитной пневмогидравлической магистрали в стыке разделяемых частей космического объекта и способ его сборки -  патент 2441822 (10.02.2012)
способ управления движением активного космического объекта, стыкуемого с пассивным космическим объектом -  патент 2441821 (10.02.2012)
способ управления движением активного космического объекта, стыкуемого с пассивным космическим объектом -  патент 2440281 (20.01.2012)
Наверх